Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Сергей Андреев: Для "АвтоВАЗа" важно сохранить свой коллектив, и сейчас все для этого делается

Гости

Сергей Андреевмэр городского округа Тольятти

Ангелина Грохольская: Полвека за рулем – "АвтоВАЗ" в этом году отмечает 50 лет. 20 июля 1966 года советское правительство приняло решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в Тольятти. В юбилей полагается поздравлять, говорить о важных вехах истории, планах на будущее. Но на "АвтоВАЗе" сегодня ситуация не праздничная – в прошлом году убыток автоконцерна составил более 43 миллиардов рублей. А ведь это градообразующее предприятие, от его экономического состояния зависит и самочувствие города.

Как моногороду пережить кризис? Есть ли варианты развития? Об этом поговорим с нашим гостем – мэром городского округа Тольятти Сергеем Андреевым. Сергей Игоревич, здравствуйте.

Сергей Андреев: Здравствуйте.

А.Г.: Тольятти сегодня сравнивают даже с Детройтом времен закрытия General Motors, когда там был разгул преступности, люди уезжали из города. Поэтому я вам сейчас предлагаю говорить предельно откровенно. Наверное, смысла нет скрывать ситуацию. Вот какая она есть – об этом и будем говорить. Что в Тольятти происходит сегодня?

С.А.: Знаете, есть поговорка такая: "Слухи о смерти слишком преувеличены". Нужно понимать, что происходит в целом на авторынке в России.

А.Г.: Ничего хорошего, по-моему.

Относительно той ситуации, которая на рынке сейчас есть, "АвтоВАЗ" свои позиции удерживает и укрепляет новыми моделями.

С.А.: Да, авторынок сжался почти в два раза – с 2,8 до 1,5 миллиона. И "АвтоВАЗ" как участник этого рынка тоже продает меньше автомобилей. Тут что важно?

Первое – доля рынка. "АвтоВАЗ" сохраняет и даже немножко увеличивает свою долю рынка. Под брендом Lada продается каждый пятый автомобиль в России.

Второе – "АвтоВАЗ" выпускает новые модели. В прошлом году запустили автомобили Lada Vesta и Lada XRAY. Это говорит о том, что завод развивается, запускают конкурентные и принципиально новые автомобили. Lada Vesta – это принципиально новый автомобиль. Буквально 12 июня, в День России, проходил международный этап гонок в Подмосковье, пять команд. Как вы думаете, первое и второе место кто занял? Lada Vesta. Это первые места на гонках.

Поэтому относительно той ситуации, которая на рынке сейчас есть, "АвтоВАЗ" свои позиции удерживает и укрепляет новыми моделями. И по мере роста рынка (что в данной ситуации, к сожалению, от "АвтоВАЗа" не зависит) и возможности россиян покупать новые автомобили, я уверен, количество автомобилей, производимых на "АвтоВАЗе", будет пропорционально увеличиваться. "АвтоВАЗ" будет держать 20% рынка.

А.Г.: Ну, дай бог. Мы все верим в отечественного производителя, импортозамещение и так далее и тому подобное. Это перспектива. Так или иначе, сокращения на "АвтоВАЗе" были. В этом году планировалось 15 тысяч рабочих сократить. Произошло ли это? Какова ситуация именно с социальной напряженностью?

С.А.: 15 тысяч сокращений нет в этом году. И руководство завода, и коллектив, и профсоюз приняли совместное решение, что при сокращении объема выпуска автомобилей не сокращать персонал, а сократить время работы – четырехдневная рабочая неделя. Это позволяет сохранить трудовой коллектив. Мы все верим в рост рынка. А практика показывает, что если все-таки люди сокращены были на заводе, то новых людей набрать не всегда просто. Это особые навыки. Поэтому для "АвтоВАЗа" важно сохранить свой коллектив, и сейчас для этого все делается.

А.Г.: Территория опережающего развития, которую планируют создать именно в Тольятти, – на нее уповают все-таки больше? Или это как дополнение к общему комплексу?

С.А.: Безусловно, когда город очень сильно завязан на одно крупное предприятие (а автомобильный рынок действительно подвержен часто спадам, подъемам), диверсификация городской экономики – это важно. И территория опережающего развития – это один из тех инструментов, которые помогут городу Тольятти создать новые рабочие места в сферах, которые не связаны с автопромом. Сейчас, в преддверии получения этого статуса, мы работаем с потенциальными резидентами территории опережающего развития, инвесторами, которые готовы прийти. У нас порядка 60 проектов находится в портфеле, а это – порядка 5000 рабочих местах в первые три года работы территории опережающего развития.

Мы еще должны понимать, что в автопроме должна увеличиваться производительность труда, либо это должно быть серьезное увеличение выпуска объема продукции. Эти процессы нужно постараться синхронизировать. В этой части особая экономическая зона, которая в 2010 году в Тольятти была создана, тоже во многом помогает сейчас и работает достаточно эффективно.

А.Г.: Расскажите мне, пожалуйста, чем отличается особая экономическая зона от территории опережающего развития? Многие путают.

С.А.: Я не буду вступать в дискуссию, но мне кажется, что есть удачные примеры и, может быть, не совсем удачные.

А.Г.: Неудачных больше просто оказалось.

С.А.: Возможно. Но Тольятти – это пример удачный. В 2010 году принято решение. Строительные работы начались в ноябре 2012 года – три с половиной года прошло. У нас уже работает шесть предприятий. Еще два предприятия в этом году будут запущены. Итого их будет восемь. Всего в целом есть 17 резидентов, которые ведут работы по строительству своих мощностей. Это точно уход от монозависимости. Это те компетенции, которые в городе Тольятти никогда не были, и они не связаны с перепадами на авторынке. Инвестиции государства составляют 50% от того, что инвестировал бизнес, то есть на 1 рубль госинвестиций 2 рубля частных инвестиций уже сделано.

Я считаю, что секрет таких хороших результатов – это сильная управленческая команда, которая работает в особой экономической зоне. Они пошли параллельно одновременно: и начали строительство инфраструктуры (дорог, подведение газа), и тут же одновременно начали строить первые цеха тех предприятий, которые работают в особой экономической зоне.

А.Г.: Чтобы начался процесс уже.

С.А.: Да.

А.Г.: ТОР зачем вам тогда? Может быть, стоит развивать экономическую зону и дальше?

С.А.: Это немножко разные инструменты.

А.Г.: В чем разница?

С.А.: Особая экономическая зона – это инструмент длинный. Это серьезная промышленность, серьезные производства. Там другой порог инвестиций, которые нужно сделать. Там льготы для завоза оборудования, и это во многом для привлечения иностранных инвестиций – то, что было важно для нас, в том числе для производства автокомпонентов.

ТОР – это создание рабочих мест. Основные преимущества даются для тех предприятий, у которых затраты на фонд оплаты труда и издержки, связанные с заработной платой, высокие, потому что льготируются взносы во внебюджетные фонды. Поэтому этот инструмент на 10 лет, максимум на 15 лет. Он помогает запустить проекты, связанные в том числе с малым и средним бизнесом.

А.Г.: А какая у вас будет специализация? Или ее нет?

С.А.: Нет, мы не будем ее ставить, чтобы опять же не развивать какое-то одно направление.

А.Г.: Многие города сейчас направлены именно на что-то одно.

Мы предельно открыты для предприятий и инвесторов. У нас квалифицированная рабочая сила. Тольятти достаточно большой и относительно молодой город, средний возраст жителей – порядка 39 лет.

С.А.: Мы предельно открыты для тех предприятий и для тех инвесторов, которые готовы рассмотреть Тольятти как место для своих инвестиций. У нас квалифицированная рабочая сила, достаточно большой город. Город относительно молодой, средний возраст жителей – порядка 39 лет.

А.Г.: Я знаю, что даже по инициативе жителей Тольятти недавно прошел музыкальный фестиваль "Классика над Волгой", сами они придумали. Я так понимаю, что это такой народный проект у вас, да?

С.А.: Да. Этот проект зародился несколько лет назад. Он связан с классической музыкой. Очень интересный и хороший проект.

А.Г.: А жители вообще участвуют? Насколько они активны, кроме музыкальной части, в общественной жизни города? Участвуют, может быть, в экономическом развитии, в политическом развитии города?

С.А.: Вы знаете, ветераны "АвтоВАЗа" – люди, которые строили его – вышли с инициативой сделать специальный парк, посвященный 50-летию "АвтоВАЗа". Это такие общественные пространства, удобные для молодежи. Ветераны поняли, что если мы делаем парк, то это должен быть не только символ 50-летия "АвтоВАЗа", но это должно быть место, в котором ребята могли бы на скейтах покататься, отдохнуть, спортом позаниматься.

А.Г.: Возвращаюсь все-таки к созданию ТОР и к особой экономической зоне. Как это на социальной жизни города скажется? Очень много критики в сторону ваших городских дорог. Говорят, что в коммунальной сфере тоже не все хорошо. Это как-то повлияет на общую ситуацию?

С.А.: По рейтингу качества оказания жилищно-коммунальных услуг мы находимся сегодня в двадцатке лучших. С дорогами, безусловно, есть проблемы, как и во многих городах. Но при поддержке региональных властей мы достаточно большой объем ремонтов, в том числе и в этом году, будем выполнять. И жители это видят. Причем у нас работы в этом году начались в апреле месяце очень активно. Это не какой-то ямочный ремонт, а именно полностью капитальный ремонт тех магистралей, которые требуют этого.

А.Г.: Вы учитесь в школе "Сколково" со своими коллегами – руководителями многих моногородов, которые также претендуют на ТОР. Что это дает?

С.А.: Это одна из форм поддержки, которую нам оказывает Фонд развития моногородов. И здесь бы я хотел, пользуясь случаем, поблагодарить фонд. Они очень многое делают для моногородов, обучают. И это важно – получить опыт и других стран, потому что моногорода существуют не только в России. Перезапуск города, поиск новых перспектив развития, подготовка программы развития города – это то, чему нас обучают сейчас в "Сколково".

И вообще фонд создал проект, в рамках которого будет оказываться точечная поддержка конкретному моногороду во взаимодействии с федеральными властями. Для нас это очень важно, мы это очень ценим. И другие инструменты, которыми фонд готов поддержать моногорода, в том числе поддержка новых проектов в части финансирования инфраструктуры, участие в капитале новых компаний, которые создают рабочие места в моногородах, – это то, что для нас важно. И учеба в "Сколково" – это один из важных элементов этой помощи.

А.Г.: Сергей Игоревич, безусловно, сейчас моногородам трудно. Как вы думаете, лет через пять как ситуация изменится?

С.А.: Через пять лет достаточно активно будут работать предприятия, которые будут созданы в рамках ТОР. И я думаю, что через пять лет вопрос "где нам найти дополнительную рабочую силу?" вновь станет актуальным.

А.Г.: Спасибо вам огромное. Желаю вам удачи, чтобы все проекты сбылись, чтобы город расцветал, рос, ширился и чтобы к вам приезжали гости всегда. Спасибо вам большое.

С.А.: Спасибо. До свидания.

А.Г.: О реалиях дня сегодняшнего и перспективах на будущее самого крупного города России, но не являющегося центром субъекта федерации, Тольятти, мы беседовали с его мэром Сергеем Андреевым. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Дарья Лебедева режиссер, основатель первой в Иваново киностудии "Наследники"
  • ГОСТИ

  • Анна Алиева директор по коммуникациям Фонда Продовольствия "Русь"
  • Виктория Крисько управляющий директор фонда продовольствия "Русь"
  • ГОСТИ

  • Анатолий Курицин глава Угличского муниципального района Ярославской области, руководитель Ассоциации малых туристских городов
  • ГОСТИ

  • Азат Фазлыев президент Торгово-промышленной палаты республики Башкортостан
  • ГОСТИ

  • Марина Волынкина руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети"
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Дарья Лебедева режиссер, основатель первой в Иваново киностудии "Наследники"
  • ГОСТИ

  • Анна Алиева директор по коммуникациям Фонда Продовольствия "Русь"
  • Виктория Крисько управляющий директор фонда продовольствия "Русь"
  • ГОСТИ

  • Анатолий Курицин глава Угличского муниципального района Ярославской области, руководитель Ассоциации малых туристских городов
  • ГОСТИ

  • Азат Фазлыев президент Торгово-промышленной палаты республики Башкортостан
  • ГОСТИ

  • Марина Волынкина руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети"
  • ГОСТИ

  • Александр Груздев Директор ФГБУ "Заповедник "Остров Врангеля" (г. Певек, ЧАО)
  • ГОСТИ

  • Марина Гордеева председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ГОСТИ

  • Кристина Станкевич психолог государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Центр "Молодежный", автор проекта "Другими глазами"
  • ГОСТИ

  • Александр Еремин председатель Российского совета ветеранов пограничной службы
  • ГОСТИ

  • Олег Блашенцев режиссер-постановщик Студенческого театра "Антракт" (г. Воронеж)
  • Показать еще
    Показать еще
    Скончался советник министра здравоохранения России Игорь Ланской Он занимал должность советника последние четыре года
    вчера
    Минобрнауки предложило сделать экзамен по русскому языку в устной форме Ольга Васильева исключила вариант отмены единого госэкзамена
    вчера
    Сергей Собянин раскритиковал идею переноса столицы из Москвы за Урал Он пошутил, что чиновников можно сослать на Урал намного дешевле
    вчера
    В Свердловской области растет число пострадавших от борщевика Ежедневно в больницы обращаются десятки жителей
    вчера
    В Рязанской области открылся международный фестиваль кузнечного дела Теперь поселок Истье похож на средневековую деревню
    вчера
    Крымская "Массандра" заявила о повреждении 80 га виноградников в результате схода селя Более точные цифры будут известны после детального обследования
    вчера
    Столицу России предложили перенести за Урал Это поможет справиться с "гиперцентрализованностью" страны
    вчера
    вчера
    В Ставрополе китайская делегация присоединилась к занятиям йогой с местными жителями Китайцы внимательно изучили опыт ставропольских мастеров
    вчера
    В Сургуте неизвестный ранил ножом восемь прохожих Нападавший был застрелен на месте преступления
    вчера
    В Крыму сошел селевой поток и унес десятки машин Происшествие произошло под Судаком
    вчера
    Глава Генштаба РФ вручил сирийскому генералу наградное оружие Он получил оружие за высадку в тыл террористов
    вчера
    В Европе произошли сразу два случая нападения с ножом на прохожих Нападения произошли в финском Турку и немецком городе Вупперталь
    2 дня назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments