Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Светлана Моисеева-Архипова: И в эпоху ЕГЭ, и без эпохи ЕГЭ – в любые времена школа обязана воспитывать

Гости

Светлана Моисеева-Архиповаминистр образования и молодежной политики Республики Коми

Павел Давыдов: "Здравый смысл получается вопреки, а не благодаря образованию", – сказал когда-то Виктор Гюго. Именно этот афоризм известного французского писателя вспоминается в первую очередь, когда речь заходит о нынешней российской школе. Судите сами. Большинство наших сограждан уверены, что современное школьное образование сейчас хуже, чем 10 лет назад. Этой точки зрения придерживаются 64% россиян. Каждый десятый, напротив, считает, что качество образования за последние десятилетия улучшилось. И 6% полагают, что ничего не изменилось.

Наши соотечественники хотят, чтобы школа уделяла больше внимания урокам труда, риторики и этикета. Еще родители учеников считают, что нужно отменить вторую смену. Кстати, цель специальной правительственной программы – ввести для всех школьников обучение только в первую смену. Для этого нужны дополнительные учебные корпуса и увеличение преподавательского состава. В этом году в российских регионах откроют 92 новые школы. Еще 200 сейчас на стадии строительства.

О подготовке к новому учебному году, поддержке учителей и образовательных программах мы поговорим с министром образования и молодежной политики Республики Коми Светланой Моисеевой-Архиповой. Светлана Александровна, здравствуйте.

Светлена Моисеева-Архипова: Здравствуйте.

П.Д.: Очень рад видеть вас в нашей студии. Начнем нашу беседу с поздравлений, тем более что есть поводы. 22 августа 1921 года была образована Республика Коми. Позвольте поздравить вас и всех жителей с этим юбилеем – с 95-летием со дня образования республики. Как отметили?

С.М.-А.: Спасибо большое за поздравления. Отметили мы юбилей здорово. В эти юбилейные дни была возрождена Выставка достижений народного хозяйства, которой 50 лет на территории республики не было. Это были зрелищные массовые мероприятия – например, авиасалон и шоу, пролет пилотажной группы "Русь". Это всевозможные концерты, ярмарочные площадки, театрализованные шествия. Эти мероприятия шли не только в столице республики, а они шли и во всех муниципалитетах – очень широко ярко, красиво, образно. И на самом деле это действительно воодушевляет всех жителей республики.

Без учительской базы не будет хорошей преподавательской работы, а без преподавательской работы - обратной связи с учителями, профориентации школьников - и соответствующего социального заказа тоже не будет. 

П.Д.: И еще один праздник грядет завтра – День знаний. Поздравляю вас, а также всех учителей, преподавателей, учеников и их родителей с этим светлым праздником! Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, преподаватель или учитель – кто важнее для российской системы образования?

С.М.-А.: Если говорить об учителях, речь идет о школе. А если говорить о преподавателях, то это те, кто уже готовят к профессиональной деятельности.

П.Д.: И те, кто занимаются исследовательской работой.

С.М.-А.: И те, кто занимаются исследовательской работой, и те, кто проектируют это и воплощают это даже в жизнь. На самом деле и те, и те важны, потому что без учительской базы не будет хорошей преподавательской работы, а без преподавательской работы обратной связи с учителями, профориентации школьников, профподготовки и соответствующего социального заказа тоже не будет.

П.Д.: А вас как регионального министра устраивает сегодня уровень подготовки преподавателей для учебных заведений?

С.М.-А.: Вы знаете, это не только меня не устраивает, но это не устраивает и всю страну. Сегодня мы принимаем участие (мы – это студенты Сыктывкарского государственного университета) именно в этом процессе модернизации педагогического образования. Главная идея заключается в следующем. Будущие учителя и нынешние студенты как можно раньше и как можно ближе должны стать рядышком со школой, поэтому речь идет о модульном обучении. Некий период – условно, 5–6 недель – определенный теоретический курс отчитан и отработка на практике с детьми, с педагогами-практиками.

Вторая составляющая – это подключение не только преподавательского состава университета к подготовке будущих преподавателей, но и нынешних работающих учителей-практиков – так называемых учителей-тьюторов, которые будут сопровождать студента во время практики и во время его обучения в вузе. То есть уже с первого курса изначально студент, который осознанно для себя выбирает эту профессию, может подготовиться к практико-ориентированной работе на протяжении того времени обучения, которое он находится в университете.

П.Д.: Одна из основных проблем сегодня – это как раз нехватка учителей, причем это головная боль многих регионов России. Скажите, а каким вы видите выход из этой ситуации в Республике Коми?

Если бы все выпуски наших педагогических училищ, наших университетов направить на работу туда, на кого они учились, – то проблема нехватки учителей закрылась бы в один учебный год.

С.М.-А.: В Республике Коми достаточно много для этого делается. У нас разработан ряд социальных программ, но они связаны больше с материальной поддержкой молодых учителей, которые хотя бы в первый период работы (до трех лет) получают определенные вспомогательные выплаты. И надбавки установлены в размере 40%. Некоторые муниципалитеты предоставляют найм социального жилья. И так далее, и так далее, и так далее.

Но это не панацея. Самая главная проблема, ради чего… Мы ведь выпускаем достаточно педагогов. Если бы все выпуски наших педагогических училищ, наших университетов направить одномоментно по адресу – то есть туда, на кого они учились, – то проблема бы в один учебный год закрылась. Речь идет о том, как мотивировать молодого человека остаться жить на селе. А это уже социальная сфера, это инфраструктура, это достойный уровень заработной платы, это прежде всего жилье и интересная, насыщенная, одухотворенная жизнь, наверное. Это и молодежные сообщества, это и доступ к Интернету, и общение со своими ровесниками и коллегами, и так далее. Наверное, речь идет о социализации молодого учителя в той среде, в которую он попадает после прохождения уже вуза.

П.Д.: Светлана Александровна, а как много молодых учителей, молодых специалистов в области образования остаются в профессии? Ведь дотации через три года закончатся – и затем начнется, как многие учителя говорят, "суровая реальность".

С.М.-А.: За те три года, когда государство берет на себя доплату молодым учителям (по сути дела, они наравне со стажистами получают оплату своего труда), в этот период самосовершенствоваться, накапливать свое портфолио, идти к своим достижениям и выходить на аттестацию. Сейчас ведь не требуется прохождение поэтапное, предположим: безаттестационный период, потом первая квалификационная категория, потом высшая квалификационная категория. Если у тебя есть определенные достижения, если у тебя есть портфолио, если у тебя есть продвижение, желание, талант и умение не только работать, но и уметь систематизировать свою работу и предоставлять результат своей работы, то можно ведь получить сразу и высшую категорию. И это решит уже другие финансовые вопросы.

П.Д.: Сегодня, накануне 1 сентября, все без исключения регионы рапортуют о готовности к новому учебному сезону, к новому учебному году, к сожалению, замалчивая о проблемах, о том, что не успели сделать. Скажите, пожалуйста, а что сегодня в Республике Коми у вас как у министра образования вызывает больше всего беспокойства?

С.М.-А.: У нас небольшое количество школ – 351 школа всего. Но большая часть школ расположена в сельской местности, а 198 школ из этого количества являются малокомплектными. То есть это маленькие школки, которые учат очень небольшой контингент. У учителей неполная нагрузка, и, чтобы до ставки довести, их всевозможными доплатами наделяют и дополнительными какими-то функциональными обязанностями. И это отвлекает от их собственной педагогической деятельности, ученического становления своих подопечных. Вот эта проблема существует.

У нас долгое время таким малым школам не уделялось должного внимания с точки зрения материально-технической базы. Сегодня более или менее начинает выравниваться ситуация. Посмотрите, мы только к 1 сентября 40 муниципальных школ и 38 государственных учреждений поставили на капитальный ремонт – 78. Естественно, что большие работы требуют больших затрат. Что-то будет завершаться и после 1 сентября, но это не будет влиять на образовательный процесс, это внешние работы. Но это деньги прежде всего, ресурсы.

И, наверное, самая большая боль – это большое количество изношенных школ. 151 школа у нас в зоне от 50 до 70% износа находится. 33 школы у нас с износом более 70%. Это о чем говорит? О том, что просто нужно снести эту школу и построить новую. Но, вместе с тем, с ростом контингента учащихся, мы посчитали, что нам за время действия этой программы (а время действия программы – до 2025 года) нужно построить минимум 50 школ – причем в сельской местности, небольших, точечно, локально, хорошеньких (мечтаю я), уютненьких, оснащенных вот таких сельских школ.

П.Д.: Для этого нужна не только федеральная правительственная программа, а для этого нужны и локальные деньги. Скажите, пожалуйста, а удается ли для образовательного процесса и для решения проблем этого образовательного процесса привлекать инвестиции, бизнес?

С.М.-А.: Вы знаете, не так широко, как хотелось бы, но удается. Этим и отличается Республика Коми. Я вам приведу сейчас пример, в частности две совершенно конкретные школы: одна в Ухте и одна под Печорой находится. Капитальный ремонт – благодаря государственно-частному партнерству с компанией ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", которая обеспечивает капитальный ремонт этих школ. Пусть это две школы, но на самом деле "ЛУКОЙЛ" поддерживает не только в плане строительства школ, но и в плане оснащения школ школьными автобусами.

П.Д.: Светлана Александровна, а сейчас позвольте я задам вопросы от наших телезрителей, которые прислали их через социальные сети, а также на электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru.

Я напоминаю, сегодня у нас в гостях министр образования и молодежной политики Республики Коми Светлана Моисеева-Архипова. Такой вопрос задают вам телезрители: "Любопытно узнать, знает ли министр о том, насколько затратно учиться в бесплатной школе? Например, в Подмосковье собрать ребенка в школу – купить форму, портфель, канцелярию – это минимум 10 тысяч. А сколько в Республике Коми тратят родители в процессе обучения детей?"

С.М.-А.: Министр образования знает об этом, потому что министр образования имеет 27 лет педагогического стажа – он, что называется, от школьной доски. Поэтому знаем, но варианты здесь есть разные. Собрать ребенка тоже можно по-разному (так же, как и выпускные вечера можно по-разному отметить), но определенный минимум затрат, конечно, требуется. И, к сожалению, он не всегда оправдывает по качеству покупаемых тех же принадлежностей, школьной формы, ранца, той же спортивной обуви, спортивной одежды и каких-то других составляющих. Но это уже дело вкуса и возможностей семьи.

П.Д.: "Как вы считаете, в эпоху ЕГЭ надо ли от школы требовать, чтобы она воспитывала, а не только обучала? На ваш взгляд, какие воспитательные мероприятия действенны в наше время?"

С.М.-А.: И в эпоху ЕГЭ, и без эпохи ЕГЭ – в любые времена школа обязана была воспитывать всегда. На самом деле оно так и было, так и продолжает развиваться это явление. Хотя был определенный исторический период, когда говорили о том, что акцент должен пасть на родителей. На самом деле ведь в законе "Об образовании" прерогатива и право первенства закреплено за родителями. Школа помогает, создает условия для этого, а настаивать, по сути дела, должен родитель.

Есть разные школы. Я не буду говорить обо всех, но есть школы, где созданы великолепные условия для воспитания. Чем воспитывать? Я считаю, примером, деятельностью, а не классными часами, говорильней, объяснениями, нотациями, морализацией. Хотя иногда и к этим вещам нужно прибегать, так жизнь наша устроена.

П.Д.: Это правда.

С.М.-А.: Но организация деятельности, где ребята бы проявляли себя и, самое главное, получали бы от этого удовольствие, чтобы это было не в нагрузку, а действительно такое личностное удовольствие: оказать кому-то помощь, поддержку, посмотреть результат своего труда, получить наслаждение от этого и привлечь еще в это сообщество своих ровесников.

П.Д.: Светлана Александровна, будем завершать нашу беседу, но прежде позвольте поинтересоваться: а какие у вас остались воспоминания от школы или института?

С.М.-А.: У меня остались замечательные воспоминания от школы, от моего любимого директора школы – почетного гражданина города Сыктывкара Бориса Ивановича Захарова. В пятом классе бегу по коридору – и упираюсь в живот директору. Он ловит и говорит: "Чего бежишь? Упадешь – нос сломаешь. Родители придут, будут жаловаться, требовать новый нос. А где я его возьму?" Потом я подрастала, становилась опорой и помощником. И Борис Иванович, проходя на перемене, мог сказать: "Генсек, зайди в кабинет, посоветоваться нужно". А "генсек" – это был секретарь комсомольской организации школы. Поэтому школа дала жизненную энергию, школа дала позитив. И из моего класса, из моего выпуска, именно этого выпуска 1975 года… Мы собираемся каждые пять лет и считаем, что из нас можно создать малокомплектную школу, если бы мы все встали у школьной доски.

П.Д.: Светлана Александровна, большое вам спасибо, что нашли время, приехали к нам в Москву из Республики Коми. Пожелаем и сегодняшним ученикам, естественно, хороших знаний, преподавателям – больших возможностей, чтобы эти знания нести, а родителям – сил и терпения.

С.М.-А.: Я хочу присоединиться к вашим пожеланиям. С началом учебного года, с 1 сентября всех наших детей, учителей, родителей! Наверное, это огромный праздник для всей страны, потому что, по большому счету, все мы родом из детства, а значит – из школы.

П.Д.: Начало учебного года – это своеобразный очередной этап в жизни молодого жителя большой страны. Пусть он будет без помарок – так сказать, с чистого листа. Как бы мы ни ругали школу, важно не забывать, что процесс обучения зависит не только от нее, но и от родителей, да и от самих учеников. Ведь многие помнят, что сказал Марк Твен: "Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование". Все в наших руках.

У нас в гостях была министр образования и молодежной политики Республики Коми Светлана Моисеева-Архипова. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Дарья Лебедева режиссер, основатель первой в Иваново киностудии "Наследники"
  • ГОСТИ

  • Анна Алиева директор по коммуникациям Фонда Продовольствия "Русь"
  • Виктория Крисько управляющий директор фонда продовольствия "Русь"
  • ГОСТИ

  • Анатолий Курицин глава Угличского муниципального района Ярославской области, руководитель Ассоциации малых туристских городов
  • ГОСТИ

  • Азат Фазлыев президент Торгово-промышленной палаты республики Башкортостан
  • ГОСТИ

  • Марина Волынкина руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети"
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Дарья Лебедева режиссер, основатель первой в Иваново киностудии "Наследники"
  • ГОСТИ

  • Анна Алиева директор по коммуникациям Фонда Продовольствия "Русь"
  • Виктория Крисько управляющий директор фонда продовольствия "Русь"
  • ГОСТИ

  • Анатолий Курицин глава Угличского муниципального района Ярославской области, руководитель Ассоциации малых туристских городов
  • ГОСТИ

  • Азат Фазлыев президент Торгово-промышленной палаты республики Башкортостан
  • ГОСТИ

  • Марина Волынкина руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети"
  • ГОСТИ

  • Александр Груздев Директор ФГБУ "Заповедник "Остров Врангеля" (г. Певек, ЧАО)
  • ГОСТИ

  • Марина Гордеева председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ГОСТИ

  • Кристина Станкевич психолог государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Центр "Молодежный", автор проекта "Другими глазами"
  • ГОСТИ

  • Александр Еремин председатель Российского совета ветеранов пограничной службы
  • ГОСТИ

  • Олег Блашенцев режиссер-постановщик Студенческого театра "Антракт" (г. Воронеж)
  • Показать еще
    Показать еще
    Суд отказался арестовывать турбины Siemens Решение было вынесено 18 августа
    час назад
    20 августа по всей стране проходят митинги обманутых дольщиков Всего заявки на участие подали 12 городов
    2 часа назад
    В Хабаровске в результате драки погиб чемпион мира по пауэрлифтингу Причиной смерти стала черепно-мозговая травма
    4 часа назад
    Россиянин задержан на территории Украины за незаконное пересечение границы Россиянин будет привлечен к административной ответственности
    5 часов назад
    5 часов назад
    Скончался советник министра здравоохранения России Игорь Ланской Он занимал должность советника последние четыре года
    вчера
    Минобрнауки предложило сделать экзамен по русскому языку в устной форме Ольга Васильева исключила вариант отмены единого госэкзамена
    вчера
    Сергей Собянин раскритиковал идею переноса столицы из Москвы за Урал Он пошутил, что чиновников можно сослать на Урал намного дешевле
    вчера
    В Свердловской области растет число пострадавших от борщевика Ежедневно в больницы обращаются десятки жителей
    вчера
    В Рязанской области открылся международный фестиваль кузнечного дела Теперь поселок Истье похож на средневековую деревню
    вчера
    Крымская "Массандра" заявила о повреждении 80 га виноградников в результате схода селя Более точные цифры будут известны после детального обследования
    вчера
    Столицу России предложили перенести за Урал Это поможет справиться с "гиперцентрализованностью" страны
    вчера
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments