Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Алексей Вульфов: Транссиб перевернул представление людей о пространстве и времени

Гости

Алексей Вульфовпредседатель Всероссийского общества любителей железных дорог

Ангелина Грохольская: А сейчас я предлагаю мысленно перенестись в начало XX века. Октябрь, 1916 год, в газете "Ля Франс" появляется восторженная заметка: "После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями!" Речь идет об открытии Сибирской железной дороги – Великого Сибирского пути. 100 лет назад было завершено строительство этого амбициозного и казавшегося фантастическим проекта. Впрочем, рекорд Транссиба впечатляет и сейчас. Это самое длинное железнодорожное полотно в мире – 9288 километров. Магистраль проходит через 2 части света, 12 областей и 87 городов.

О Великом Сибирском пути, его современном значении и людях, которые строили Транссиб, мы попросили рассказать историка транспорта, председателя Общества любителей железных дорог Алексея Вульфова. Алексей Борисович, здравствуйте.

Алексей Вульфов: Здравствуйте.

А.Г.: С юбилеем вас!

А.В.: И вас также.

А.Г.: Спасибо. В общем-то, наверное, и всех жителей Большой страны.

А.В.: Да. И всего мира, я бы сказал.

А.Г.: Всего мира, потому что рекорд до сих пор ведь не побит.

А.В.: Нет.

А.Г.: Парадоксально, но история Транссиба началась ведь с тачки земли. Правильно?

А.В.: Конечно.

А.Г.: Что это была за история такая? И повлиял ли тот случай на успех всего этого одиозного проекта?

А.В.: Безусловно. Как и все в старину, во-первых, все начиналось с молитвы, с молебна. Во-вторых, все начиналось с этой самой первой тачки земли. Дело в том, что шли к этой тачке долго, давно. Уже в середине XIX века высказывались конкретные предложения о том, что необходимо Сибирь соединить с центром страны, с Петербургом, столицей, прямой железнодорожной магистралью. Дорога была, конечно, на Кяхту, старый торговый путь на Кяхту был, но он был в таком состоянии… Ехали долго, морозы лютые. Часть путей – по мерзлоте. Разбойники, тайга непроходимая! То есть было очень тяжело. И самое главное – много-то не вывезешь по такому пути.

А уже геология развилась к тому времени, и много нашли уже полезных ископаемых в Сибири. И осваивать начали Сибирь – уже Муравьев-Амурский, то есть уже поселения на Амуре, и так далее, и так далее. Россия вроде как была Россией, но она еще не была соединена. И почему говорят, что Хилков, вбив золотой костыль на Кругобайкалке, соединил Россию золотой пряжкой? Золотой почему? Потому что очень дорогой проект. А пряжкой, потому что с этого момента – с 1905 года, когда прямой рельсовый путь соединил Петербург и Владивосток, – Россия соединилась воедино вот этой самой золотой пряжкой, на Байкале была стянута.

Транссиб, ко всему прочему, как и вообще железнодорожный транспорт, перевернул представление людей о пространстве и времени. Я могу это сравнить по влиянию на бытовую жизнь людей разве что с внедрением активной гражданской авиации, когда семь часов до Иркутска, непостижные уму. А здесь три недели, две с половиной недели от Петербурга до Владивостока – уму непостижно!

А.Г.: Волшебство практически, как ковер-самолет.

А.В.: Что-то немыслимое! Причем в основном по местности необитаемой. Все, что за Обью, там уже, в общем, и сейчас-то едешь, по сторонам смотришь – и кажется, что тут нога человека никогда не бывала, на этих сопках. А тогда – тем более. Вот альбом. Видите, как они рисуют? Они с топорами, здесь тайга глухая, прокладывают путь паровозу.

А.Г.: Алексей Борисович, а тачка земли-то откуда? Как эта история появилась? Про пряжку мы уже поняли.

А.В.: А тогда традиция была такая. Дело в том, что наследник, цесаревич Николай, будущий император Николай II… Такого масштаба стройка была, что, вы представляете себе, отец, Александр III, благословил его во Владивосток, во-первых, поехать. Собственно говоря, вот то, что цесаревич Николай эту тачку символическую, как сейчас бы сказали, 19 мая 1891 года высыпал в землю – это всей России был знак о том, какое придается значение этой стройке властью. Это первое.

Второе. Раз государь или сын государя непосредственно начинает непосредственно какое-то дело – это указание на то, что это великое народное дело. Россия к 1891 году преуспела в железнодорожном строительстве и строила очень серьезные уже железнодорожные магистрали. Между прочим, уже в Средней Азии уникальная железная дорога – просто потрясающая как инженерное решение! – вот эта знаменитая дорога от Красноводска на Мары уже была построена.

Дело не в этом. А этим было подчеркнуто значение для Отечества того, что начинается. Причем не в Челябинске, откуда начался… Его называли тогда не Транссиб, а его называли Великий Сибирский путь.

А.Г.: Это уже современное название.

А.В.: Да, это современное название и, на мой взгляд, очень узкое – оно не передает всего смысла.

А.Г.: Это точно. Великий Сибирский путь – это, конечно, сразу все понимают, где величие, в какой стране. Алексей Борисович, вы сказали, что это был народный проект. А ведь даже на одном из первых заседаний перед началом строительства было сказано: "Сибирская железная дорога – это великое народное дело, и должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов". Это была принципиальная позиция? Или мы были действительно впереди планеты всей? Никаких иностранных материалов – такое импортозамещение.

А.В.: Конечно, самоцели такой не были. Опять-таки, когда строили вот такие с уже вечной перспективой проекты, как Транссиб и, например, Московское малое кольцо (тоже ведь было сказано, что только из отечественных материалов и только отечественными силами), в этом, с одной стороны, присутствовала, конечно, патриотическая направленность. Кроме того, Россия просто научилась этому уже. К моменту строительства Транссиба Россия уже дошла до того уровня инженерного мастерства, чтобы такую магистраль построить. И третье – это, конечно стремление просто не тратить деньги туда, где они, так сказать, пригодятся за границей, когда можно их приложить ради своих интересов.

А.Г.: Слушайте, а денег-то много ведь потратили! По-моему, 380 миллионов золотых – это была первоначальная сумма, да?

А.В.: Да.

А.Г.: А где вообще Витте взял? Вот сейчас бы сказали, что надо привлекать инвестиции, какой-то крупный бизнес вложился бы. А тогда откуда? Это бюджет?

А.В.: Это любопытная история. Надо сказать, что как бы я лично ни относился к Витте, но я преклоняюсь перед ним в данном случае как перед общественным деятелем. Хотя главным образом – конечно, перед государем Александром III. Все уже понимали, что это нужно. Мир начали делить к тому времени, передел мира-то уже начался, уже страшный призрак Первой мировой войны потихонечку надвигался. В частности, отношения с Японией тогдашней. Уже было понятно, что нужно укреплять Дальний Восток. А без железной дороги это уже было невозможно, потому что это была война массовых армий так называемых, требующая глобальной переброски войск. Это чисто профессиональные вопросы. Тут не "аля-аля, ура-ура", а это конкретно.

Витте имел миллион, вообще говоря, по смете на это строительство. Он очень уважал Александра III. И действительно разработали смету на 380 миллионов, а потратили под миллиард. И заслуга Александра III, так же как и Николая II, когда решался вопрос – строить или не строить "Петербург – Москва"… Я считаю, его историческая заслуга в том, что он, как и полагается начальнику, сказал: "Так, все, разговоры кончены. С завтрашнего дня начинать строительство". Точно так же и здесь – дискуссий было много. Не имея денег в кармане, так сказать, приступили к строительству. Но любопытно, что когда закончили строительство Транссиба, то выяснилось, что огромные денежные перерасходы на стройке, гигантские!

А.Г.: Может, украли часть?

А.В.: Я думаю, да.

А.Г.: Не без этого.

А.В.: Я читал, очень интересно. В царской смете еще написано, что украдено было 4,5 миллиона, но при расходе 900 с лишним в это трудно сразу поверить. Но интересная вещь. Во-первых, эти миллионы нашлись-таки. Общественность заинтересовалась: "Как это так получилось, господин Витте, что вы заявляли в три раза меньше?" Он всех собрал (это легенда, но, по-моему, это чистая правда, мне так кажется) и спросил: "Господа, как вы полагаете, Транссиб России нужен?" Все сказали: "Ну конечно, нужен!" – "Господа, зачем же тогда мы здесь все собрались? Ну о чем мы говорим? Построили? Построили". И спасибо ему, несмотря на эти израсходованные миллионы. Потому что Транссиб есть – Россия есть; Транссиба нет – России нет.

А.Г.: "Транссибирский экспресс" – считается ли он сегодня, как и прежде, главным поездом страны? Листаем страницы 100-летней истории Транссиба вместе с Алексеем Вульфовым, председателем Всероссийского обществе любителей железных дорог.

Я сейчас полистаю, с вашего позволения, альбом. Кирка да лопата… Ну, топор здесь еще присутствует. Основные инструменты все-таки были, да? Я просто сейчас вас слушаю и думаю о том, что сейчас темпы строительства гораздо ниже. И сколько сейчас замороженных проектов, которые непонятно, получат какое-то будущее или нет. Вот как вообще это могло быть? И кто те люди, которые строили?

А.В.: Стройка никогда не останавливалась. Никогда!

А.Г.: И ведь сроки были сжатые.

А.В.: Это мягко говоря. Когда мы говорим о сроках сооружения Транссиба, и особенно Кругобайкальской железной дороги, от порта Байкал до Слюдянки по берегу Байкала, с 1902 по 1904 год в этих тоннелях – 90 километров! Пробить столько тоннелей и построить столько искусственных сооружений под два пути, которые благополучно работали потом до 1956 года. И прошу обратить внимание на облицовку этих тоннелей. Мало того, с каким инженерным совершенством, но с каким эстетическим совершенством! Кому было дело до того, что в глухой тайге на берегу Байкала, где было два или три села вокруг? Даже разместить-то строителей толком было негде. Одни медведи и тайга глухая.

Это просто невероятно! Как сказал поэт: "Богатыри – не вы!" Перед этими людьми, конечно, шапку снять. Это были патриоты не на словах, а патриотизм выражался в молитве и в труде. Начнем с того, что это были люди, знавшие, попросту говоря, очень хорошо свое дело. Они занимались не суетой, не кадровой политикой, а своим прямым делом – от зари до зари самоотверженно, зная, что делают это ради Отечества.

А.Г.: Говорят, что в артель строительную не так было просто попасть. Я тут факт один нашла: "Рабочих испытывали так. Шпалу на плечи – и чтобы три раза туда-обратно, отсюда до вон той березы. И чтобы непьющий был". Правда ли?

А.В.: Правда. Во-первых, испытывали так, начиная с первой дороги еще, петербургской. Но было более суровое испытание еще: ставили перед ним полведра кулеша, если он, допустим, в молотобойцы или шпалы таскать, самого кряжистого мужика, допустим, будущего артельщика или крючника, которому тяжелую тачку поднимать и переворачивать, и смотрели, съест он или нет вот эту громадину такую. Если он съедал и не падал – вот тогда его брали, допустим, в бригадиры.

И потом еще был один момент. На железную дорогу вообще было очень трудно попасть. На стройке были гроши, конечно, по сравнению с тем, сколько получала аристократия и просвещенное сообщество, но надежные. А потом им всем дальше светила перспектива на ней остаться работать.

А.Г.: "Транссибирский экспресс" – мы сегодня так назвали нашу беседу. Для многих именно он является символом всего этого Сибирского пути. Сегодня его можно назвать основным, головным составом?

А.В.: Да, он так и называется – "Россия". Раньше он вообще ходил каждый день. Придумали этот поезд железнодорожники, между прочим. Это народная идея была – создать такой поезд. Это интересная, вообще отдельная история. Этот поезд несется, по-моему, шесть с чем-то суток до Владивостока. Я в нем ездил, мне посчастливилось. Конечно, едешь и себя чувствуешь просто каким-то человеком не от мира сего, каким-то привилегированным – ты едешь в "России" по Транссибирской магистрали!

Так обычный вагон там покрашен, по-моему, в красно-белый. Вот вагончик "России" впереди, как раз за тепловозом. Просто это ощущение величественности, которая есть в земле, создается. История Транссиба – чем она для меня еще примечательная и всегда волнует? Это тем, что каждая верста поучительная. И конечно, то, что сегодня мы отмечаем в России Транссибу 100 лет – это очень важно для нас всех. Потому что у нас очень богатое, очень сильное и очень светлое прошлое, несмотря на все трудности.

А.Г.: О котором мы обязаны знать.

А.В.: Да, обязаны знать.

А.Г.: Спасибо вам огромное. Одним из первых фотографов, проехавших по построенному Великому Сибирскому пути, оказался американец Бертон Холмс. В своих заметках он писал, что очень завидует тем, кто в будущем сможет доехать от Петербурга до Тихого океана напрямую. И у нас с вами сегодня есть такая возможность. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Дарья Лебедева режиссер, основатель первой в Иваново киностудии "Наследники"
  • ГОСТИ

  • Анна Алиева директор по коммуникациям Фонда Продовольствия "Русь"
  • Виктория Крисько управляющий директор фонда продовольствия "Русь"
  • ГОСТИ

  • Анатолий Курицин глава Угличского муниципального района Ярославской области, руководитель Ассоциации малых туристских городов
  • ГОСТИ

  • Азат Фазлыев президент Торгово-промышленной палаты республики Башкортостан
  • ГОСТИ

  • Марина Волынкина руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети"
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Дарья Лебедева режиссер, основатель первой в Иваново киностудии "Наследники"
  • ГОСТИ

  • Анна Алиева директор по коммуникациям Фонда Продовольствия "Русь"
  • Виктория Крисько управляющий директор фонда продовольствия "Русь"
  • ГОСТИ

  • Анатолий Курицин глава Угличского муниципального района Ярославской области, руководитель Ассоциации малых туристских городов
  • ГОСТИ

  • Азат Фазлыев президент Торгово-промышленной палаты республики Башкортостан
  • ГОСТИ

  • Марина Волынкина руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети"
  • ГОСТИ

  • Александр Груздев Директор ФГБУ "Заповедник "Остров Врангеля" (г. Певек, ЧАО)
  • ГОСТИ

  • Марина Гордеева председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ГОСТИ

  • Кристина Станкевич психолог государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Центр "Молодежный", автор проекта "Другими глазами"
  • ГОСТИ

  • Александр Еремин председатель Российского совета ветеранов пограничной службы
  • ГОСТИ

  • Олег Блашенцев режиссер-постановщик Студенческого театра "Антракт" (г. Воронеж)
  • Показать еще
    Показать еще
    Отстраненный мэр Владивостока Пушкарев попросил защиты у Владимира Путина Он обвиняется во взяточничестве, злоупотреблении полномочиями и подкупе
    минуту назад
    33 минуты назад
    Илон Маск обратился к ООН с просьбой запретить создание роботов-убийц Его просьбу поддержали специалисты из 26 стран мира
    вчера
    В России отмечается День воздушного флота В городе Свободный Амурской области сотрудники авиабазы устроили для жителей летное шоу
    вчера
    Суд отказался арестовывать турбины Siemens Решение было вынесено 18 августа
    вчера
    20 августа по всей стране проходят митинги обманутых дольщиков Всего заявки на участие подали 12 городов
    вчера
    В Хабаровске в результате драки погиб чемпион мира по пауэрлифтингу Причиной смерти стала черепно-мозговая травма
    вчера
    Россиянин задержан на территории Украины за незаконное пересечение границы Россиянин будет привлечен к административной ответственности
    вчера
    вчера
    Скончался советник министра здравоохранения России Игорь Ланской Он занимал должность советника последние четыре года
    2 дня назад
    Минобрнауки предложило сделать экзамен по русскому языку в устной форме Ольга Васильева исключила вариант отмены единого госэкзамена
    2 дня назад
    Сергей Собянин раскритиковал идею переноса столицы из Москвы за Урал Он пошутил, что чиновников можно сослать на Урал намного дешевле
    2 дня назад
    В Свердловской области растет число пострадавших от борщевика Ежедневно в больницы обращаются десятки жителей
    2 дня назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments