Новый год по правилам, но без ограничений

Гости
Алексей Ковальков
врач-диетолог, доктор медицинских наук, профессор
Александр Теслер
врач-психотерапевт

Тамара Шорникова: Глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала, как отметить Новый год с удовольствием и без ограничений, – соблюдать все меры профилактики от коронавирусной инфекции, тогда властям не придется вводить жесткие меры. Но что значит «без ограничений» для вас? Как вы собираетесь отмечать Новый год? Всегда ли получается отпраздновать так, чтобы потом не сожалеть о лишнем бокале, салате, может быть, даже лишнем, ну или не очень удачном поступке? Поменялись как-то вообще традиции народных гуляний из-за пандемии? Поговорим об этом с экспертами, ждем ваших звонков и сообщений.

Александр Денисов: И у нас на связи Алексей Владимирович Ковальков, врач-диетолог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Клиники коррекции веса. Алексей Владимирович, добрый вечер.

Алексей Ковальков: Здравствуйте.

Александр Денисов: Добрый вечер.

Принято традиционно советоваться с диетологами, с врачами насчет Нового года. А может быть, это как раз то самое время, когда нужно забыть про диетологов, как считаете?

Тамара Шорникова: Отпустить себя, так сказать.

Александр Денисов: Ха-ха.

Алексей Ковальков: Вот я как раз вам хотел сказать, что, когда приглашают диетолога на телевидение, всегда ждут от него, что он сейчас выйдет и будет рассказывать нудным голосом, как надо по 40 раз разжевывать листик салата, подсчитывать калории, заменять майонез в салате оливье на какой-то йогурт и еще какой-то хренью заниматься.

Александр Денисов: Ха-ха.

Тамара Шорникова: Ха-ха.

Алексей Ковальков: Мне кажется, что Новый год – это праздник нашего детства, это настоящий праздник. Я, например, знаю только такие праздники, как Крещение, Новый год, 9 мая, вот это для меня настоящие праздники, которые пришли из моего детства. И я не собираюсь менять, например, свой стол в этот праздник. Постараюсь объяснить почему.

Ну, допустим, если вы или кто-то еще весь год ведет нормальный образ жизни, следит за своим питанием, занимается спортом, то один день в году, а мы говорим про Новый год, а не про череду праздников, которые нам подарило государство, один день что-то исправит, реально ситуацию как-то изменит? Да никак абсолютно, даже если вы наедитесь, как тот волк из мультфильма «Сейчас спою». Вы это все можете сбросить за счет разгрузочных дней, буквально один-два дня и все. Максимальное количество жировой ткани, которое человек способен набрать за один день, – это 150 граммов. Даже если вы встанете на весы на следующий день и увидите 2,5 килограмма, это не ваш жир, это та пища, которая лежит у вас в кишечнике, она еще просто даже не переварилась и не усвоилась.

Поэтому, друзья мои, не надо себя ни в чем ограничивать. Возьмите нормальный салат, селедку под шубой, все, что вы хотите, нормально отпразднуйте этот праздник, а на следующий день пойдите погуляйте, сходите в спортивный зал, если он будет открыт, сделайте себе разгрузочный день. И главное – не превращайте вот эту череду дней в доедание еды, которая может испортиться, или по принципу «куда ее теперь деть». Если интересно, я могу...

Александр Денисов: А это ж традиция.

Тамара Шорникова: Ну а как же 1 января без салатов?

Александр Денисов: Да-да-да, холодильник...

Алексей Ковальков: Нет, 1-го можно еще что-то доесть, на второй день, даже к концу первого дня, 1-го числа салаты уже портятся даже в холодильнике, поэтому не рекомендуется их доедать. Еще я не очень советую покупать салаты в магазинах, потому что там все делается это в авральном режиме и не очень чистыми руками, я бы так сказал.

Я вам расскажу, как я праздную Новый год. Мы делаем шашлык, мы живем в загородном доме, мы делаем шашлык. Мы сделаем салат оливье, жена сделает обязательно селедку под шубой, и мне еще нравится очень салат «Мимоза». Вот эти три салата будут у нас на столе. Я беру бокал одного напитка с очень теплым названием, не шампанского, более крепкого, и сажусь смотреть фильм «Девчата», потому что это фильм моего детства, потому что ту шелупонь, которую показывают на «Голубом огоньке», я смотреть не могу. Смотрю «Свадьба в Малиновке», смотрю «Девчата», «Зима» – такое настроение, такая жизнь была, никакого коронавируса, приятно вспомнить.

Александр Денисов: Да, ну совпадает с вашим ощущением жизни, они там тоже все на природе то суп едят, то еще что-то, вот.

Алексей Ковальков: Да-да-да.

Александр Денисов: В избушках этих... А вот про напитки, слышал, что жирной пищей крепкое спиртное лучше не заедать, лучше картофельным пюре, оно как-то абсорбирует. Так ли это?

Алексей Ковальков: Ну, идеальной едой, закуской для крепких напитков является холодец, и не зря наши бабушки говорили нашим дедушкам «закусывай-закусывай» и подсовывали им именно холодец. Потому что там есть определенные аминокислоты, которые блокируют усвоение алкоголя и его пропускные способности через так называемый гематоэнцефалический барьер, то есть он не попадает в мозг, связывается в желудочно-кишечном тракте, часть алкоголя выходит, человек не пьянеет так быстро и вообще не пьянеет, последствия алкоголя не так страшны. Поэтому холодец – это еще одно блюдо, если вы употребляете крепкие спиртные напитки, которые тоже присутствуют на вашем столе.

А вот если вы ограничиваетесь шампанским, то шампанское хорошо закусывать, конечно, фруктами, идеально клубникой, если она есть.

Тамара Шорникова: Алексей Владимирович, тут у нас много советчиков к нам в чат понабежало. Во-первых, говорят, что «какой потрясающий врач-диетолог, всегда зовите, нравятся его советы». Во-вторых, начинают рассказывать про то, что, мол, съешьте пачку активированного угля, тогда можно дальше есть все что угодно в любой комбинации, какую-то там ложку растительного масла, мол, и тогда можно пить сколько угодно... Вот эти советы – это что? Это мифы, какие-то «Вредные советы» Григория Остера? Что это такое вообще?

Алексей Ковальков: Ну, понимаете, в чем дело? Человек все время стремится как-то сделать лучше, но лучшее бывает враг хорошему. На самом деле я же объясняю, это всего один день в течение года, зачем портить себе праздник каким-то активированным углем? Можно еще разных адсорбентов наглотаться. Есть препараты даже определенные, не буду называть бренды, которые блокируют усвоение жиров.

Ну зачем вам это все? На следующий день просто сделайте разгрузочный день, поймите, эта пища еще лежит у вас в кишечнике, у нее два пути – или усваиваться длительно в течение двух дней, например, или выйти из вас, допустим, с теми же слабительными какими-то легкими на растительной основе с прогулкой хорошей. Когда вы двигаетесь, у вас работает спинной мозг, идет иннервация кишечника, улучшается отток, кишечник быстрее работает, быстрее двигается стул по кишечнику, все это быстро выходит. То есть если анаконда наглоталась мартышек и она неподвижна, надо эту анаконду немножко простимулировать, чтобы она этих мартышек сбросила из себя, вот принцип такой. Но это уж если очень...

Александр Денисов: Насчет анаконды, да – стоит ли посоветовать «анаконде» петь и плясать? Замечал, что люди сколько бы ни выпили, но если вот они песни орут и пляшут, прыгают до потолка, то вот как-то трезвеют быстрее, такой эффект вот замечал у приятелей.

Алексей Ковальков: Ну вот я бы посоветовал все это делать только на улице под взрывы петард, и петарды желательно чтобы взрывались где-то в положенных местах, потому что они пугают и детей, и собак, которых надо выгуливать в любое время независимо от праздника. И вот выйти... Там есть интервал такой между тортом, ну как бы необходимым, что я не считаю, кстати, необходимым во время застолья, ну уж если он есть, сладости, тортик, то между обычной едой и вот тортиком, чаем с тортом выйти на часик погулять, походить, посмотреть, как другие что-то там взрывают, поорать на улице – самое милое дело. В снежки поиграть...

Александр Денисов: С кем-нибудь познакомиться и привести домой.

Алексей Ковальков: Ну конечно, и провести дальнейшее время, обязательно.

Александр Денисов: Ха-ха.

Алексей Ковальков: Особенно если дело молодое.

Александр Денисов: Ха-ха.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Александр Денисов: Даже если старое, Алексей Владимирович, ха-ха.

Тамара Шорникова: Алексей Ковальков, врач-диетолог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Клиники коррекции веса.

Есть у нас материал. Мы вот до этого говорили, что значит без ограничений встретить Новый год по мнению главного санитарного врача России, а вот по мнению среднестатистического россиянина что значит «без ограничений»? Мы спросили у жителей Улан-Удэ, Чебоксар и Владикавказа. Слушаем.

ОПРОС

Александр Денисов: И у нас на связи Александр Оскарович Теслер, врач-психотерапевт, действительный член Российской академии медико-технических наук, медико-технических. Александр Оскарович, а можем так сформулировать... Добрый вечер, да, извините, что я не поздоровался сразу.

Александр Теслер: Добрый вечер.

Александр Денисов: Можем так сформулировать: без ограничений – вот так, чтобы чертям всем было тошно? Вот это нормальный праздничный настрой?

Александр Теслер: Ну, это уже целеполагание, чтобы чертям было тошно. Я думаю, что все-таки подарки мы делаем, для того чтобы радость в чьих-то глазах вызвать...

Александр Денисов: Самому себе подарок, Александр Оскарович.

Александр Теслер: Подарки могут быть или дорогие, или хотя бы смешные, но они не могут быть формальными. А чертям тошно – ну это только самому себе подарок.

Александр Денисов: Вот-вот, я и говорю, самому себе следует такие подарки иногда делать, как считаете?

Александр Теслер: Ну, я считаю, что для того, чтобы быть счастливым, себе нужно устраивать праздники, делать подарки, и тогда вокруг тебя все будут счастливыми. Почему? Потому что ты будешь веселый, щедрый и любви твоей преград не будет.

Тамара Шорникова: Алексей Оскарович, как вы считаете, как вы наблюдаете, как-то поменялись вообще наши традиции гуляний народных на Новый год из-за всей этой пандемии, коронавируса, ограничений и т. д.? Где мы сейчас отмечаем, с кем отмечаем?

Александр Теслер: Ну, отмечаем мы там же, где и раньше отмечали, и с теми же людьми. Только да, есть определенные ограничения, объективные ограничения, эпидемиологические ограничения, но тем не менее это не повод портить себе самим праздник. То есть всегда есть два основных компонента Нового года, то есть две составляющие, – это елка и тазик оливье. А что нам еще надо?

Тамара Шорникова: Тазик оливье все-таки?

Александр Теслер: Ну конечно. Шампанское в Советском Союзе было всегда свердловского или нижегородского завода шампанских вин, на всех хватало шампанского. Елок тоже на всех хватало, и оливье до сих пор на всех хватает. Так что... Мы же праздновать хотим, в общем-то, а не соревноваться, у кого оливье гуще.

Тамара Шорникова: Просто куда сейчас ни посмотри, реклама, баннеры, журналы, там все как-то спаржу, брокколи едят и вот это все. Или в Новый год мы честны друг с другом и оливье – наше все?

Александр Теслер: Ну нет, я думаю, что с тех пор, как цены на кабачки выросли, конечно, брокколи дешевле обходится. Тем не менее... Да бога ради, главное, что мы ведь говорим не о еде на Новый год, мы говорим о закуске, о празднике, о том, чтобы всем было весело. Поэтому мы собираемся не похлебать оливье, мы собираемся, чтобы увидеть друг друга, подарить друг другу подарки, порадоваться, наконец отоспаться. Все-таки праздник – он в голове, а не в тазике.

Александр Денисов: А вы не скучаете по советским традициям празднования Нового года? Все мы видим эти фильмы, они действительно отражают те традиции. Ну вот, я помню, родители большущей компанией в общежитии из одной комнаты в другую, очень большие компании, и у детей невероятные компании. Вы по этому времени как, скучаете?

Александр Теслер: Ну да, действительно, в какую комнату в общежитии ни зайдешь, там один и тот же фильм на протяжении многих лет, так что скучать нам не давали. Вы говорите, ограничения – сейчас несколько каналов есть, есть возможность посмотреть разные фильмы, Пугачеву в разные годы увидеть.

Тамара Шорникова: Ха-ха.

Александр Теслер: Нет-нет, сейчас, конечно, стало поинтереснее, еще интереснее. Скучают обычно по молодости, вот когда я был два метра ростом, когда мне было 20 лет, это было здорово. А сейчас все-таки круг моих друзей стал более ограниченным, возможность приема жирной и острой пищи тоже. Но тем не менее, конечно, вспоминается, придумывается.

Тамара Шорникова: Александр Оскарович, мы, конечно, сейчас про саму новогоднюю ночь в первую очередь, но тем не менее у многих уже за последние годы Новый год прочно ассоциируется не с одним конкретным днем, а вот те самые, сколько, 7, 10 дней, каждый год по-разному. И вот среди моего окружения обычно это два лагеря: один лагерь говорит, что, мол, сколько можно, надо уже отменить эти длинные каникулы, потому что просто все уже выживают к концу; другие говорят, что как здорово, это лишний отпуск, возможность побыть с друзьями, сходить в музеи и т. д. Вот с точки зрения психологов все-таки длинные каникулы хорошо или плохо? Оставить или отменить?

Александр Теслер: С точки зрения психологов это хорошо, с точки зрения докторов это очень плохо, потому что в первые дни работают травматологи, потом гастроэнтерологи, потом уже психиатры работают, вот. Доктора, они всегда на посту. А с точки зрения психологов – люди расслабляются, люди выходят на работу, видят новые лица, а оказывается, это старые, просто сразу их и не узнаешь. Нет, вы знаете, каникулы – это всегда хорошо, весь вопрос в том, чтобы приятно проводить эти каникулы, чтобы это не было обязаловкой, чтобы можно было планировать что-то на эти каникулы. А когда нет этой возможности, когда только обязаловка и пустые свободные дни, конечно, это в тягость.

Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо! И с наступающим. Александр Теслер, врач-психотерапевт, действительный член Российской академии медико-технических наук.