Константин Станиславский

Голос за кадром: 7 августа 1938 года, Москва. В своей квартире в Леонтьевском переулке умер от сердечного приступа Константин Сергеевич Алексеев, известный как Станиславский. Ему было 75 лет. Выдающийся режиссёр, артист и педагог, реформатор театра. Один из отцов-основателей прославленного МХАТа. Первый Народный артист СССР, автор уникальной театральной системы. Каким же был человек, без новаторски приёмов которого до сих пор не обходится ни одна театральная школа мира?

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Мне кажется, на протяжении всей жизни ему хотелось строить какой-то другой мир, какую-то другую систему координат, в которой человеку творческому была бы возможность реализоваться и жить по каким-то другим законам.

Мария Чернова, театровед: Главное в Станиславском, как мне кажется, это то, о чём обычно забывают и мало говорят, – это познание себя в искусстве.

СВЕТ И ТЕНИ. КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВСКИЙ

Леонид Млечин: Однажды Станиславский и Сталин оказались в одной ложе. Вождь любил МХАТ, часто приезжал, смотрел спектакли. Просматривая репертуарный план, спросил у Станиславского: «А почему мы не видим спектакль “Дни Турбиных” писателя Булгакова?». Станиславский инстинктивно оглянулся, чтобы убедиться, что их никто не слышит, и театральным шёпотом, указывая на потолок сказал: «Они запретили». Сталин усмехнулся и в своей манере сказал: «Они разрешат».

Голос за кадром: Неужели Станиславский – создатель сложной системы психофизического вживания актёра в роль – не мог понять, что запрет, возможно, шёл с подачи самого Сталина или его ближайшего окружения? Тонкий исследователь характеров сценических персонажей, в реальной жизни он, действительно, был настолько наивен?

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Таких историй рассказывают очень много, и, самое главное, каждый рассказывает её по-своему. Он был таким, он жил в определённых данных предлагаемых обстоятельствах.

Мария Чернова, театровед: Он, я думаю, очень хорошо понимал, что происходит. А как он мог не понимать, что происходит? Вы понимаете, до 17-го года это один из богатейших людей в Российской империи, это богатейшая семья.

Голос за кадром: Чей достаток начался с прапрадеда Константина Сергеевича Станиславского – крепостного крестьянина Ярославской губернии Алексея. Получив вольную, пришёл в Москву, взял фамилию Алексеев. Торговал горохом с лотка, а его сын Семён Алексеевич в 1785-м открыл золотую жилу семейного дела – фабрику канители, тонкой золотой и серебряной нити, из которой ткали парчу. Постепенно их фабрики стали появляться по всей России, а сами промышленники Алексеевы родниться с другими достойными людьми из купеческих родов.

Мария Чернова, театровед: Один построил театр, другой собрал коллекцию импрессионистов, третий основал первый театральный музей. Кроме этого, они ведь все строили больницы.

Голос за кадром: В такой семье 17 января 1863 года в Москве и родился Костя Алексеев. Его отец – коммерции советник Сергей Владимирович – руководил семейной торгово-промышленной фирмой. Мать Елизавета Васильевна – петербурженка, младшая дочь подрядчика по мраморным работам Василия Абрамовича Яковлева. Яковлев был женат гражданским браком на парижской актрисе Мари Варлей, ветренной и взрывной. Константин Сергеевич считал, что именно от бабушки-француженки ему достались буйный темперамент и страсть к искусству. Родители друг друга боготворили и вырастили 9 достойных детей, которые называли их нежно «папаня» и «маманя».

Мария Чернова, театровед: Это была счастливая семья, это было счастливое детство, это был хороший крепкий брак у родителей, тёплые отношения между братьями и сёстрами.

Голос за кадром: Мама тряслась над чадами, будто они хрустальные, и детство у них было такое обломовское – изнеженное, перинное. Раньше 9 утра из-под этих самых перин им не позволяли вылезать.

Мария Чернова, театровед: У них, мне кажется, была такая семья немножко как бы с лёгким налётом театрализованности быта, скажем так. Если дети идут гулять, то значит у них тоже всё, как по сценарию. Мама очень боялась заразы: если они мимо больницы идут, они должны перейти на другую сторону.

Голос за кадром: Если лошадь рядом чихнула, не дай бог, всех детей домой – горло полоскать. А объектом особой заботы был второй сын Кокося. Так домашние звали будущего Станиславского. Родился слабым, чуть сквозняк – ангина. Купали его во всяких отварах и настоях, даже в вине. То ли вино помогло, то ли материнские заботы, мальчик окреп, правда рос замкнутым – стишок прочитать не заставишь. Стеснялся, глотал слова, до 10 лет картавил и боялся публики. Но он мечтал стать директором цирка, даже название придумал: «Цирк Констанцио Алексеева», а посещение настоящего цирка ждал, как праздника, и был по-детски влюблён в наездницу Эльвиру.

Леонид Млечин: Однажды Эльвира завершила свой номер, под аплодисменты выскочила на сцену, грациозно побежала по арене, и в эту секунду юный джентльмен вскочил со своего места, подбежал и поцеловал край её платья. Крайне смущённый вернулся на своё место, отец посмотрел на него и сказал: «Поздравляю! Костя – жених. Когда свадьба?».

Голос за кадром: Цирк, опера, Малый и Большой театры в семье Алексеевых были частью воспитания, как и фехтование, конная выездка и танцы, да и домашнее образование у них было необременительным и бессистемным.

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Брались уроки у разных педагогов, занимались языками, литературой, читали и, конечно же, всё прочитанное требовало обсуждения, а потом выливалось в домашние представления.

Мария Чернова, театровед: Был вот этот домашний алексеевский кружок чудесный, вроде бы домашний, а то же время он был почти профессиональный в плане оснащения. Это декорации, которые они могли себе покупать, заказывать, привозить откуда-то.

Голос за кадром: Но в 15 детская вольница Константина Сергеевича закончилась, пришлось идти в гимназию при Лазаревском институте восточных языков. А учиться совсем не хотелось, на уроках не науки постигал, а рисовал эскизы костюмов и оформления к спектаклям, и с ужасом ждал выпускного экзамена.

Мария Чернова, театровед: Никак этого экзамена несчастного сдать не мог, и, когда он его в очередной раз завалил, это прекрасно, папа подарил ему лошадь, чтобы он не расстраивался.

Голос за кадром: А в 20 лет Кокося вновь попал в непростую ситуацию. Крестьянская девушка Авдотья Копылова родила от него сына Владимира. И опять ему на помощь пришёл любящий отец: усыновил малыша, дал ему своё отчество и блестящее образование. И Владимир Сергеевич Сергеев стал профессором МГУ, доктором наук и автором первых советских учебников по истории античности.

Мария Чернова, театровед: В общем, они этого ребёнка никуда не дели, они его вырастили и вырастили на равных правах с другими детьми, скажем так, несмотря на то, что это внебрачный сын от горничной.

Голос за кадром: А своему родному сыну Константину предоставили возможность без угрызений совести постигать тонкости семейного дела. И он честно вникал в технологические процессы, мучил вопросами старых мастеров, допоздна задерживался в цехах и выкраивал время для любительского театра.

Мария Чернова, театровед: У Станиславского всё так быстро рано определилось, так сходу, и он, собственно, и не пытался с этим как-то бороться, он просто стал в этом жить.

Голос за кадром: Пропадал в Малом театре, изучая игру великих стариков, не спал ночами, занимаясь вокалом, запирал себя в тёмной подвале среди крыс, пытаясь вжиться в роль скупого рыцаря, и часами стоял перед зеркалом, познавая возможности пластики своего тела.

Мария Чернова, театровед: Он же обожал все эти игры с физическим перевоплощением, то есть гримы, вот эти парики, какие-то накладки на тело, он очень всё это любил, причём всю свою жизнь.

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Говорили о том, что рано или поздно этот юноша двухметрового роста, красавец с удивительным голосом создаст что-то своё, и так это и получилось.

Голос за кадром: Его дебют на любительской сцене состоялся в 1884-м в доме купца первой гильдии Андрея Корзинкина на Покровском бульваре. 21-летний Константин играл Подколесина в гоголевской «Женитьбе». И вдруг во время спектакля случилась крайне неприятная история.

Леонид Млечин: В конце спектакля Константин должен был вылезти в бутафорское окно, но в азарте промахнулся, прыгнул на крышку рояля, она сломалась, струны порвались. А беда состояла в том, что после спектакля должен был начаться бал, и люди хотели танцевать. Отремонтировать было некому рояль и кончилось всё тем, что весь вечер Константин стоял в углу и пел, чтобы развлечь танцующих. Все были очень довольны, кроме него.

Голос за кадром: А спустя год, в январе 1885-го, Константин Алексеев впервые вышел на подмостки Театра Секретарёва под псевдонимом Станиславский, причём один Станиславский уже был известен публике. Под этим псевдонимом выступал талантливый актёр-любитель доктор Марков. К тому времени сошёл со сцены, работал врачом, и Константин Сергеевич не только взял его сценическое имя из уважения, но и пригласил устроить амбулаторию на своей фабрике, которой руководил в качестве директора-распорядителя с 19 лет.

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Потрясающий артист, организатор, обаятельнейший человек, который уже в 25 лет был одним из организатором Московского общества искусства и литературы.

Голос за кадром: И вложил в это общество личные средства, заработанные на семейном предприятии. Первый спектакль МОИиЛ состоялся 20 декабря 1888 года, и актёра-любителя Станиславского очень скоро начали сравнивать с лучшими артистами императорских театров, с профессионалами. А сам Станиславский влюбился до чёртиков. Так и написал своему другу: «Уже не в театр, в театр давно влюблён, в барышню».

Мария Чернова, театровед: Познакомился с этой милой юной барышней Марией Петровной Перевозчиковой чудесной, которая пошла на любительскую сцену, будучи при этом воспитательницей, классной дамой в Екатерининском институте благородных девиц.

Голос за кадром: Внучка московского профессора, дочь почтенного нотариуса и золотая медалистка решила посвятить себя сцене вопреки воле родных. Оставила преподавательскую деятельность, тоже взяла псевдоним – Лилина. Они обвенчались в Любимовской церкви. Константину было 26, Марии – 23.

Мария Чернова, театровед: Через год родилась девочка и в двухмесячном возрасте умерла от воспаления лёгких. И это же нужно было пережить двум совсем молодым людям, а не отдалиться, не всем ведь это удаётся. Потом родилась ещё девочка, потом родился сын. Всю жизнь они прожили вместе, и потом, когда был образован Художественный театр, Мария Петровна Лилина стала одной из его ведущих артисток.

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Жить в одном театре со своей женой, которой доставалось, конечно же… его обожали, Станиславского обожали и публика, и артисты, и артистки, он был невероятно обаятельным и красивым человеком, в которого влюблялись все вокруг.

Голос за кадром: Он всю жизнь был верен Марии Петровне. Шутил: «Я эгоист, ещё увлечёшься, бросишь жену, детей. Беда!». Увлекаться Станиславский позволял себе только в ролях на сцене, а в жизни легко выходил даже из щекотливых моментов.

Леонид Млечин: Рассказывают, будто Айседора Дункан – знаменитая танцовщица, в ту пору молодая и красивая женщина – однажды предложила Константину Сергеевичу Станиславскому показать танец обнажённой вакханки в отдельном кабинете. И Станиславский будто бы сказал: «Какое интересное предложение, но обязательно мне нужно пригласить супругу». Мой дедушка Владимир Михайлович Млечин, всю жизнь занимавшийся театром, спросил у Немировича-Данченко, правда это или нет. И Немирович-Данченко, который не очень любил Станиславского, но хорошо его знал, сказал, что, вполне возможно, так и было, потому что Константин Сергеевич лет эдак с 15 точно знал, какой стороной нужно повернуться к истории.

Голос за кадром: И вместе с Немировичем-Данченко стал создателем новаторского театра, что родился во время их легендарной посиделки в номере «Славянского базара».

Мария Чернова, театровед: К моменту своей встречи в «Славянском базаре» они были оба людьми известными в определённых кругах, при этом вроде бы в одном – театральном, а в то же врем разном, потому что Владимир Иванович был профессиональным педагогом к этому моменту, а Константин Сергеевич, как ни крутите, был любителем.

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Вот это понимание, которое рождалось на протяжении этих 18 часов, ощущение того, что они проживают уже сейчас большую будущую жизнь свою. Их энергии совпали, именно энергии, желание изменить, построить по-другому.

Голос за кадром: 21 июня 1897 года Владимир Иванович отправил Константину Сергеевичу короткую записку на визитке: «Я буду в час в “Славянском базаре”, не увидимся ли?». Станиславский ответил срочной телеграммой. Они встретились и почти сутки вытраивали концепцию нового театра: репертуар, свои роли в нём и состав труппы – актёров-любителей из общества Станиславского и выпускников Немировича-Данченко из филармонического училища. В этот вечер два талантливых человека успели даже обсудить гримёрные, буфет и вешалку.

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Когда он говорил, что театр начинается с вешалки, он не имел в виду, что надо вешать вещи, потому что как ты вступаешь в театр, ещё ты разделся, ты уже вступаешь в особую зону, ответственность за атмосферу которой ты уже несёшь.

Мария Чернова, театровед: Было принято: прочёл артист монолог, надо его отблагодарить сразу, хорошо ещё, если только аплодисментами, обычно ещё сразу несли венки и подарки, и тогда ты не удивляешься, что спектакли шли по 5 часов. Константин Сергеевич с Владимиром Ивановичем запретили зрителям прерывать действие аплодисментами.

Голос за кадром: И уже перед первой репетицией 14 июня 1898 года в подмосковном Пушкине Станиславский произнесёт программную речь: «Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь».

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Служить в Московском Художественном театре было большой честью, потому что там были сформулированы очень точные идеи. Главным объектом внимания, о котором говорил Константин Сергеевич Станиславский, в театре является человек, человек во всех его проявлениях, поэтому ему было интересно всё, что было связано с человеком.

Голос за кадром: Через 4 месяца в Эрмитаже в Каретном ряду состоится премьера. Московский Художественный представит на суд публике трагедию Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», а спустя 4 года театр обретён уже собственное здание в Камергерском переулке, его подарит меценат и большой поклонник искусств Савва Морозов.

Мария Чернова, театровед: «Царя Фёдора Иоанновича» и «Чайку», и все первые спектакли Художественного театра поставил какой-то один коллективный режиссёр, в котором были черты одного и другого, потому что это, действительно, ведь была коллективная режиссура, они работали вместе.

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Через 5 лет существования театра, когда ставился спектакль Горького «На дне» уже они вступили в противоречия и после этого разделились, и репетировали за разными режиссёрскими столами свои разные режиссёрские спектакли.

Голос за кадром: Они оба были перфекционистами, просто выражали это по-своему. Станиславский кричал своё знаменитое «Не верю!» и заставлял артистов десятки раз произносить одну и ту же реплику, иногда взывал к труппе: «Давайте вместе найдём атмосферу, психофизическое зерно роли, особое самочувствие».

Мария Чернова, театровед: Они ходили с Горьким на Хитровку, когда репетировали «На дне», чтобы понять и почувствовать, что там была за атмосфера в этой ночлежке. И моя любимая история на эту тему – это когда очень пожилой Константин Сергеевич принимает у себя уже в Леонтьевском переулке учеников, и к нему приходит Мария Осиповна Кнебель. Заходит в кабинет, его нет, она стоит, не знает, где же он, а он вылезает из-под стола своего письменного и говорит ей: «Простите, я искал самочувствие мыши».

Голос за кадром: Зерно роли, атмосферу и самочувствие мыши Станиславский мог искать месяцами, а Немирович-Данченко всегда помнил о сроках. МХТ был частным театром и во все его постановки были вложены деньги инвесторов.

Мария Чернова, театровед: А если ты продал билеты, значит спектакль должен быть сыгран тогда, когда он назначен. И вот тут мы сталкиваемся с историей Константина Сергеевича, который не может вот так вот. «Что значит, когда он назначен, то есть через 2 месяца? А если он ещё не будет готов через 2 месяца. А если мы только найдём нужное самочувствие через 2 месяца?».

Голос за кадром: В конце концов, конфликт дошёл до предела, и тогда артисты решили Константина Сергеевича и Владимира Ивановича помирить. Те на удивление согласились публично пожать друг другу руки. И вот после спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» на сцене собралась вся труппа, музыка заиграла, из противоположных кулис метры двинулись навстречу друг другу.

Леонид Млечин: Станиславский был высокий длинноногий и быстрее дошёл до середины сцены. Немирович-Данченко заторопился, зацепился ногой о ковёр, упал и оказался прямо у ног Станиславского. Константин Сергеевич развёл руками и сказал: «Ну так-то уж зачем?».

Голос за кадром: На самом деле, эта история художественный вымысел Михаила Булгакова. В «Театральном романе» он создал гротескные образы руководителей театра, на которых сам в жизни был сильно обижен, после того как его произведения стали убирать из репертуара.

Мария Чернова, театровед: Понимаете, это были люди другого склада что ли, у них было иное представление, чем у нас сейчас, вообще о человеческих взаимоотношениях, о чести в них. Они никогда не предавали друг друга.

Голос за кадром: Станиславский всегда выручал деньгами Немировича-Данченко, который был страстным картёжником, а Немирович-Данченко беспокоился о здоровье Станиславского. Ведь вплоть до Первой мировой войны Константин Сергеевич занимался не только театром, но и семейным делом. И в 1900 на всемирной выставке в Париже золотоканительная нить особой прочности, произведённая на его фабрике, получила гран-при. Ему было 37, а спустя 12 лет при театре открыли студию для подготовки актёров по системе Станиславского.

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Константин Сергеевич никогда сам не называл свой исследование «системой». На протяжении всей своей жизни пытался систематизировать свои какие-то опыт и знания, так и складывались его все труды.

Мария Чернова, театровед: И сама жизнь в искусстве тоже интересна. Собственно, так же, как и со всем, что написал Константин Сергеевич, вообще его письменное наследие. У него такая непростая судьба, надо сказать, у этого наследия.

Голос за кадром: Станиславский начал работать над своими мемуарами во время зарубежных гастролей в начале 20-х. Проходили они с полными аншлагами и к нему обратились из Бостонского издательства с предложением написать о своей жизни в искусстве. Книга вышла и её перевели на все европейские языки. Система Станиславского начала своё триумфальное шествие по миру. Но после тяжёлого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер МХАТа в 1928-м, врачи категорически запретили Константину Сергеевичу выходить на подмостки.

Мария Чернова, театровед: Последние годы были драматичные, конечно. Он не ездил в театр не только потому, что он был болен. Он не ездил в театр, потому что ведь туда сверху назначили директора, он не мог это принять. Предпочитал работать дома в Леонтьевском переулке и занимался с учениками до конца.

Виктор Рыжаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ: Он был перфекционист и человек, который мечтал о каком-то идеальном мире. Всё исследование Станиславского касается прежде всего построения такого идеального театрального мира, или театрального дома, который бы стал моделью нашей жизни будущей, и он в этом был мудрец и философ.

Голос за кадром: В 1921-м Константина Сергеевича выселили из собственного дома, правда по ходатайству Луначарского к Ленину он получил разрешение выбрать квартиру. В то время искал помещение с хорошей акустикой для своего последнего детища – оперной студии, и остановил выбор на Онегинском зале в доме номер 6, где ему выделили 3 комнаты под студию, 4 – для жизни. Потом это превратилось в красивую историю, якобы советская власть подарила великому режиссёру этот особняк. На самом деле, лишила всего.

Леонид Млечин: Это сейчас Станиславский звезда первой величины, выдающийся мастер театра, признанный во всём мире, а в 1927 году, через 10 лет после революции, на собрании, состоявшемся в здании Художественного театра, работники театра лишили Станиславского (Алексеева) избирательных прав как бывшего капиталиста.

Голос за кадром: Зато празднование его 75-летия превратили в общегосударственное торжество. Леонтьевский переулок переименовали в улицу Станиславского. А сам Станиславский в это время из последних сил репетировал мольеровского «Тартюфа».

Леонид Млечин: Высокий красивый, завидная осанка, роскошная седина, да даже когда плохо себя чувствовал, сидел дома, никого не ждал и был в халате, всё равно белая рубашка, галстук или бабочка. Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся режиссёр и актёр, настоящий человек. Таким его воспитали.