Новые правила подключения участков к газу

Гости
Сергей Пикин
директор «Фонда энергетического развития»

Марина Калинина: А мы переходим к первой теме сегодняшнего эфира. Сегодня в России вступили в силу новые правила подключения участков к газу. Бесплатная догазификация будет доступна только тем, кто собирается этим газом пользоваться для личных, семейных и домашних нужд. Так написано в новых правилах. Для использования газа в коммерческих целях программа эта действовать не будет. Однако и для личных нужд бесплатное подключение будет доступно не всем. Так кто же сможет рассчитывать на это, а кто нет? Куда нужно обращаться за подключением? Какие документы нужны? Узнаем вообще, как будет действовать этот процесс. С нами на связи Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. Здравствуйте, Сергей!

Иван Князев: Здравствуйте, Сергей Сергеевич! Главный вопрос: всем ли у нас дадут газ в стране и когда?

Сергей Пикин: То, что принято сегодня – это продолжение принятия документов, необходимых для проведения, так называемой, социальной газификации. Почему она социальная? Потому что, с одной стороны, инфраструктура газовая, в общем-то уже практически присутствует рядом с жителями, т.е. все видели, что долгие годы, что где-то там, в ста метрах лежит газопровод, но при этом никто не подключал. Вот наконец-то в ближайшие 2 года точно подключат всех, у кого этот газопровод лежит рядом. И второй критерий – это то, что бесплатно, т.е. не требуется оплачивать стоимость газификации. И вот набор документов, вступивших в силу сегодня – это как раз изменения, вносимые в разные Постановления правительства о разных направлениях работы, необходимых для того, чтобы все шло в рамках законодательства. Но принцип ровно такой же, что газифицируются те, кто может в ближайшее время и это все должно пройти в 2022-2023 годах.

Иван Князев: Ну, в 2021 году у нас сейчас (я смотрю просто, уровень газификации, если можно графику мы сейчас тоже увидим, нам покажут) 71%, а к 2030 году мы планируем всю страну газифицировать. Как быть со сложными регионами, где труба рядом не идет?

Сергей Пикин: Знаете, единственно, что график не совсем правильный, не 100%, а у нас будет уровень газификации экологически возможный. Как вы понимаете, 100% всех домов в стране нельзя сделать, потому что кто-то живет в отдаленных регионах, где, чтобы протянуть газопровод на тысячи километров – это как новый Северный поток построить по стоимости.

Иван Князев: Ну вот это вот важное уточнение.

Сергей Пикин: Поэтому будет именно исходя из тех реальных экономических возможностей, которые есть. А у остальных регионов газ может подвозиться, например, в баллонах, могут быть организованы пункты со сжиженным газом, т.е. разные направления. Это не обязательно только сетевой трубопроводный газ.

Марина Калинина: Насколько сложно, как вы считаете, исходя из опыта, будет собрать вот эти документы? И вообще, что нужно людям, для того, чтобы получить газ? Допустим, у них труба лежит где-то рядом.

Сергей Пикин: По сути им от трубы не так много и надо, т.е. они должны иметь обычные правоустанавливающие документы на свое домостроение, домовладение. Вот и все. То есть им не надо искать эту трубу, ходить с лопатой.

Марина Калинина: Понятно, да.

Сергей Пикин: Обычные документы. Через МФЦ все так же делается и «Единое окно». Дальше, в зависимости от того, какая там напряженность по срокам, будут усиленные сроки по подключению. Но повторюсь, вся программа социальной газификации должна уложиться в два года.

Марина Калинина: На каком основании могут людям отказать? Какие есть варианты?

Сергей Пикин: Ну, я думаю, что самое распространенное основание и больше всего вопросов людей касается садовых товариществ. Дело в том, что СНТ – это же не индивидуальное жилое строение, это товарищество, где есть коллективный собственник. Вот то, что принято пока сейчас, касается индивидуальных собственников. А СНТ рассматривается как юридическое образование. Поэтому здесь это не касается СНТ. Но я думаю, что и в эту сторону будут подвижки. Например, совсем недавно, буквально несколько дней, неделю назад в части электроэнергии тоже произошли изменения. Раньше то же СНТ для энергетиков считался коллективным собственником, сейчас же собственники внутри СНТ могут подавать отдельные заявки, даже будучи членами СНТ. Поэтому, возможно, и по газификации тоже произойдут такие изменения. Но пока их нет. Вот. Это, наверное, самый большой нюанс для людей, у нас садоводов миллионы и в данном случае это их пока не касается.

Иван Князев: Что касается новых правил (там заявлено, что только для личных нужд, а для коммерческих газ использовать нельзя), как будут контролировать и что вообще понимают под коммерческим использованием?

Сергей Пикин: Вы знаете, личные нужды определяются просто объемами потребления ... понятное дело, что на дому можно сделать и парикмахерскую. Никто, наверное, не сможет отличить потребление такого микробизнеса от обычного бытового потребления. Но когда уже речь идет о больших масштабах потребления, сразу это вызывает вопросы. И да, заявитель говорит, что он потребляет для бытовых нужд. ...

Иван Князев: В общем, это чтобы не получилось так, как, например, сейчас, в Сибири, где дешевая электроэнергия, там открывается очень много различных компаний, ну майнеры так называемые, им там требуется большой объем электричества, и вот они подсели на сети, и все в порядке у них происходит.

Марина Калинина: Ну хорошо, майнеры понятно, Сергей. А если, например, человек построил частный свой дом и открыл там салон красоты. Особо много он этого газа потреблять не будет, тем не менее, это тоже коммерческие цели.

Иван Князев: Как здесь регулировать?

Сергей Пикин: Когда он будет заявлять, подавать заявку, он вряд ли укажет салон красоты. Он укажет, что это для бытовых нужд, а то что он в рамках дома занимается неким бизнесом, никто не запрещает законом заниматься таким бизнесом. Просто ... по масштабам.

Иван Князев: Поэтому мы и уточняем нюансы, Сергей Сергеич, потому что придет потом проверка, ага, скажет, у тебя здесь рядышком пристройка. Не знаю, чем ты там занимаешься, автомойка у тебя, салон красоты и все, газ отрубят.

Иван Князев: По факту – это крайне сложно доказать все. Только с помощью объемов.

Марина Калинина: Хорошо. У нас есть звонок из Ставропольского края, Анатолий, здравствуйте! Слушаем вас!

Зритель: Добрый день! У меня такая проблема. У меня газовая труба проходит в метре от моего забора, от домовладения. Я строю сейчас дом, я пенсионер. Но эта труба, она частная, частник проводил. Он заплатил определенную сумму, чтобы от центральной дотянуть. Я как бы с одной стороны его понимаю, но он запросил такую сумму, я как пенсионер не могу ее осилить. Как мне быть?

Иван Князев: Да, спасибо! Хороший вопрос, действительно, а что в таких случаях делать? Если кто-то частную трубу протянул, газовики потом будут параллельно еще одну трубу тянуть?

Сергей Пикин: Смотрите, эта труба, она же откуда-то идет, т.е. она где-то от какого-то газораспределительного устройства, не от месторождения же он ее пустил эту трубу. Тут у газовиков есть разные варианты. Когда гражданин подал заявление на социальную газификацию, и если он подпадает под критерии газификации, то газовики могут действительно, с одной стороны протянуть вторую трубу, а могут, в принципе, и договориться с этим частным владельцем. Это уже предмет коммерческих отношений. Главное же для них – это подключить домовладение и все. Как они это сделают – это уже их вопрос, их издержки. Естественно, что так как они не зарабатывают на этом, то они будут пытаться максимально дешево это сделать. Это, еще раз, как раз система экономической мотивации для газовиков, чтобы не увеличивать какую-то стоимость работ и т.д. Они, наверное, сначала будут пытаться договориться с этим газопроводом частным.

Марина Калинина: Вот вы сказали, что это не будет приносить им прибыли (что естественно, потому что все это бесплатно и социально), может ли это сказаться на качестве тех же самых труб, которые будут прокладываться? Ведь газ – это вещь опасная.

Сергей Пикин: Вы знаете, определен минимальный перечень оборудования, который будет использоваться и стоимость этого оборудования. Некоторые компании, например, «Мособлгаз» предлагает даже некий тарифный план условно, побюджетнее, подороже, по более интересному оборудованию, т.е. есть минимальный объем оборудования, есть условно более премиальный набор оборудования. И в принципе, каждый может выбирать. Но это касается внутреннего оборудования. Что касается подводки самого газа, тут есть общий стандарт и есть ГОСТы, и нельзя вместо них другое.

Иван Князев: Там за них не выйдешь, конечно. Там не схалтуришь. Давайте еще телезрителей послушаем. Виталий у нас на связи, Коми.

Марина Калинина: Виталий, здравствуйте!

Зритель: ... Мы стоим рядом с газопроводом Северное сияние, Ухта Торжок. Все газопроводы проходят в одном километре от нашего поселка. Дом построил в 1996 году. ... построили газовую котельную для поселка, газ буквально в ста метрах, а я не могу никак никого добиться, чтобы этот газ подтянуть к себе домой. Я уже пенсионер и отработал 33 года только в этом поселке.

Иван Князев: А документы какие собирали? Куда подавали? Что в ответ вам сказали?

Зритель: Документы у меня есть. Я не могу найти крайних. Они говорят: «у нас нет возможности», когда я разговаривал с представителями газовой компании. Они завели до котельной маленькую трубу (50-ку там) и говорят: «у нас нет мощности, надо тянуть новый». Собирались документы, делалась планировка поселка, готовились газификацию сделать. Потом посадили главу района за неприличное поведение с деньгами и все пропало. Не нашли ни денег, ни проектов, ничего. Все замолчало. Вот хочется узнать, когда же у Газпрома проснется совесть?

Иван Князев: Так может, не в Газпроме дело?

Зритель: Здесь просто через нас рядом стоит газопровод. Если не дай бог, когда-нибудь произойдет авария, поселок снесет с лица земли. Вот. И как бы не хотелось этого. Но с газом-то нужно помочь людям. У нас пенсионеров много, тем более, поселок этот был связан с системой Усина, т.е. был как фильтр. Все тут отбывали, чистили их, возвращали их в новую жизнь. А сейчас пенсионеры, которые отработали по 20 лет, 30 лет в системе, они доживают свою жизнь в этом поселке и без газа. ...

Марина Калинина: Да, Виталий, спасибо! Ну, а в таком случае, что можно сделать? Видите, говорит, уже давно...

Иван Князев: Заявляется, что в принципе процедура подключения, она несложная.

Сергей Пикин: Ну, если опять-таки как было сказано в ста метрах газ есть, значит, процедура ровно такая же, как она описана в вышедшем документе правительства. Подается через МФЦ набор документов очень простой и дальше ждем ответа в какие сроки это будет реализовано. В крайнем случае, всегда есть возможность подать в Прокуратуру по поводу ненадлежащего исполнения закона. Если, конечно, это минус 100 м. Если это километр, конечно, тут уже ... должна быть программа газификации региона, тогда это уже не социальная газификация, а что-то более далекое. Поэтому тут от этого зависит еще на каком расстоянии от дома газовая труба проходит.

Иван Князев: Сергей, вопрос по срокам и по прибыли. Газпром-то достаточно неплохо себя чувствовал в последнее время в первом полугодии чистая прибыль, если я не ошибаюсь, около 1 трлн. 995 млрд. Да и подушка ликвидности там, по-моему, 1,7 трлн. руб. Возможно ли, что сроки все-таки подсократят, побыстрее процесс пойдет?

Сергей Пикин: Вы знаете, сроки не от денег зависят. Потому что когда мы подсоединяем потребителя, это же миллионы и миллионы домохозяйств. И в каждом случае есть свой нюанс – прохождение по земле, по геологии, по тому, по сему, т.е. это рутинная большая работа.

Иван Князев: Технический момент?

Сергей Пикин: Условно говоря, за два года проще построить одну большую магистральную трубу, чем сделать вот этих небольших миллион подводок, потому что это сложнее с точки зрения организации процесса. Я не думаю, что будет сильно быстрее. Самое главное, чтобы они уложились в эти сроки. Потому что до этого, помните, люди не то что годами, десятилетиями не могли подключиться к газу, находящемуся рядом с ними. Поэтому два года –это очень хороший срок.

Марина Калинина: Спасибо, Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития бы с нами на связи. Ну а мы к другой теме переходим.