Владимир Вайнер: Если социальное предпринимательство продвигать и поддерживать с помощью рекламы, будут действительно заметны изменения

Гости
Владимир Вайнер
директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ (Gladway Foundation)

Павел Давыдов: "Социальное предпринимательство" – этот термин не так давно появился в нашем лексиконе, но мы все чаще сталкиваемся с ним в разных сферах жизни. И самое главное – сегодня бизнес активно подключается к решению социальных проблем, к поддержке людей, для которых эта деятельность – зачастую единственная возможность жить, а не существовать. Но для того, чтобы социальный предприниматель мог работать и помогать другим, ему нужна поддержка, в том числе и информационная.

Об этом мы поговорим с Владимиром Вайнером, директором "Фонда развития медиапроектов и социальных программ". Владимир, здравствуйте.

Владимир Вайнер: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Только что мы посмотрели сюжет из Новосибирской области о "Школе социального предпринимательства". И первый вопрос, который хочу вам задать: а как вы считаете, при каких условиях бизнесмена можно назвать социальным предпринимателем?

Владимир Вайнер: Условия достаточно простые: если этот бизнесмен создал свое дело и занимается бизнесом для решения социальной проблемы и при этом не предполагает выведения прибыли, дивидендов из этого предприятия. То есть все, что он делает, направлено на решение социальной проблемы благодаря получаемой, зарабатываемой прибыли.

Павел Давыдов: С другой стороны, в нашей стране у многих нет четкого понимания, что же такое социальное предпринимательство. Грани настолько размыты, что сегодня путаница в головах не только простых людей, но даже чиновников. У вас есть понимание, как вообще структурировать, что есть что?

Владимир Вайнер: Сейчас готовится закон о социальном предпринимательстве. С 2012 года есть специальные ведомственные прописанные инструкции, что это такое, для того чтобы Министерство экономического развития поддерживало уже. И критерии на данный момент действительно еще неокончательно определено. Но точно, что это деятельность, направленная на решение социальной проблемы. Как правило, под решением социальной проблемы понимается социализация, реабилитация, трудоустройство людей, которые по тем или иным причинам оказались в социально незащищенных группах. И вот это один из таких главных критерий.

И с другой стороны, это те вещи, которые… Например, есть такой критерий социального предпринимательства – инновационность, то есть новый подход в решении социальной проблемы. Это и технологические решения. Например, компания "Моторика", которая сейчас очень так на слуху и много именно с точки зрения технологий дает людям. Или, например, проект "Bezgraniz Couture", который просто по-новому, инновационно начинает смотреть на то, как живет человек с инвалидностью, и создает новый образ этого человека, начиная от моды, стиля, одежды до собственно именно ощущения жизни.

Павел Давыдов: Ну, насколько я знаю, вы автор и составитель первого печатного каталога социального предпринимательства в России. Насколько сложно было объединить усилия социальных предпринимателей в одном издании?

Владимир Вайнер: Да, сложно. Почему? Потому что обычно человек смотрит: это бизнес, ООО там у него или ИП, или это благотворительный фонд.

Павел Давыдов: И как разобраться?

Владимир Вайнер: Тут все понятно – тут некоммерческая организация, тут коммерческая организация. А с социальными предприятиями – это же где-то там, в душе, это какое-то такое движение души. Он зарегистрировал ООО, он зарабатывает деньги и все эти деньги направляет на решение социальной проблемы какого-то круга лиц или даже прямо изменение ситуации. И получается, что по простым критериям, таким как вести реестр, посмотреть, сколько у нас зарегистрировано таких-то по видам деятельности, не получается.

Поэтому мы сделали, открыли сайт, на котором люди сами самоопределяются как социальные предприниматели и регистрируются на нем. И у нас сейчас на этом сайте зарегистрировано около 500 таких компаний. Это и благотворительные фонды, и автономные некоммерческие организации, и индивидуальные предприниматели, и ООО. Но это те люди, которые в разных формах деятельности делают это ради того, чтобы решить социальные проблемы. И каждый год у нас эта книга…

Павел Давыдов: Можно я посмотрю?

Владимир Вайнер: Да. Она в два раза толще становится.

Павел Давыдов: Это приятно.

Владимир Вайнер: То есть первый выпуск у нас был в 2015 году, потом – в 2016-м. Вот это 2017 год. И в первом было 50 предприятий, потом – 75, а сейчас – 100. Это не значит, что их всего 100. По разным оценкам, их там от нескольких тысяч до уже сотен тысяч. Но мы выбираем именно 100 самых показательных на этот год, которые могут стать примерами, которые могут вдохновить других людей. Собственно, это книга вдохновляющих историй.

Павел Давыдов: Это действительно хорошо, потому что сегодня социальным предпринимателям не хватает рекламы. Но рекламы не в том виде, в котором мы привыкли покупать только у нас, а рекламы, которая рассказывала бы о деятельности тех людей, которые помогают другим. Вот с вашей точки зрения, насколько легко социальным предпринимателям сегодня войти в медиасферу?

Владимир Вайнер: Нелегко. И даже для многих это практически невозможно, потому что опять же обычный рынок и даже существующее законодательство о рекламе предполагает все-таки такие очень денежные отношения. То есть нет у нас каких-то выделенных квот даже для некоммерческих организаций. Даже благотворительному фонду обычному, с которым все понятно, и то сложно получить рекламные площади. А когда у тебя производство, даже если на этом производстве трудятся люди с инвалидностью, то все равно это производство, это ООО – и вступают уже обычные правила размещения рекламы. И мы в том числе этот каталог стали создавать для того, чтобы…

Павел Давыдов: Информировать, да?

Владимир Вайнер: …был объект, который бы показывал: "Смотрите, вот кто эти люди, вот что это такое". Что это новый элемент экономики, это новое лицо, может быть, даже будущей экономики, социальной экономики.

Павел Давыдов: С другой стороны, они не пиарщики и не рекламщики. Они не знают, как это делать. И если вы правильно заметили о том, что сегодня у них нет выхода в СМИ, нет выхода в другие какие-то издания, которые могли бы о них рассказывать, то получается замкнутый круг. Кроме внутреннего креатива, о себе они рассказать никак не смогут. Вот с вашей точки зрения, можно ли этот круг разомкнуть? И что для этого надо сделать?

Владимир Вайнер: Ну, мне кажется, что какое-то такое размыкание уже происходит сейчас благодаря просто развитию социальной журналистики, благодаря тому, что каждое из таких предприятий является постоянным производителем ярких, актуальных социальных информационных поводов. И поэтому все-таки на страницах, в телевизоре уже как-то появляются социальные предприниматели. В газетах, и особенно в местной прессе, они стали появляться.

Единственное – их нет в тех местах, которые именно являются тем, что мы называем "реклама и распространение", то есть в билбордах, в наружной рекламе, в рекламных роликах, в рекламных блоках. Вот этого действительно там нет – социальных предприятий, потому что это слишком высокий порог входа коммерческого. И нет никаких решений и квот именно по отношению к этой категории некоммерческих.

Павел Давыдов: Социальная реклама и социальное предпринимательство – эти плоскости в каких-то ситуациях пересекаются?

Владимир Вайнер: В идеале они должны пересекаться, но в реальности это очень сложно. Пересечения точно появляются. По крайней мере, например, в этом году уже, я думаю, при поддержке Министерства экономического развития, по крайней мере в планах Министерства экономического развития есть проведение конкурса социальной рекламы, где будут уже объединенно продвигаться, сравниваться и поддерживаться и социальная реклама некоммерческих организаций в таком классическом понимании, и социальных предприятий. То есть уже это идет в этих документах через запятую. Это уже постепенно становится таким общим пулом элементов той самой социальной экономики, которая, в конце концов, все-таки для себя создаст и каналы рекламирования.

Павел Давыдов: Как правило, социальные предприниматели за рубежом существуют не только индивидуально, но и при крупных коммерческих структурах. И они берут на себя функцию, при помощи которой они рассказывают о том, чем занимается конкретно их социальный предприниматель. А почему такую схему нельзя внедрить у нас? Я понимаю, что не мы с вами это решаем, но обсудить мы ее можем.

Владимир Вайнер: Я думаю, что это возможно. Просто, может быть, в целом по стране не заметно, но если брать регионы, то по крайней мере все равно в регионах присутствия "Русала" или "Норникеля", я знаю, примерно это уже начинает действовать. Потому что именно эти организации… Или в том же Новосибирске тоже активно участвует бизнес и в организации школ, и в проведении (теперь модное такое слово) акселерации, то есть такой прямо активной поддержки и продвижения социальных предприятий. Соответственно, уже и медийное продвижение. То есть это начинается. Уже, не знаю, все равно в 15–20 регионах можно обнаружить такие примеры.

И с другой стороны, если даже по Центральной России смотреть и в целом по стране, то один из известных таких лидеров поддержки – это фонд "Наше будущее". Одно из первых действий, которое он сделал в этой сфере, в продвижении, – заключил соглашение с "Лукойлом". И по-моему, уже больше чем на 100 заправках "Лукойла" размещаются стойки социальных предпринимателей, товары социальных предпринимателей, рассказывается, кто эти люди, почему это социально, и так далее, и так далее. И призывается сделать, соответственно, уже покупку, которая дает два эффекта – и личное благо себе как покупателю, и общественное благо. Как бы в одной цене, в одной покупке сразу два блага.

Павел Давыдов: Сейчас на столе лежит еще одно ваше издание под названием "Образ социального предпринимателя". Так каков он – положительный или отрицательный?

Владимир Вайнер: Если говорить об образе, то мы в данном случае… Действительно, такая книжка – первая. Мы сейчас будем дальше еще одно исследование проводить. Это книга об исследовании образа социального предпринимателя в России и в Казахстане, где в прошлом году мы вместе с компанией SAP проводили такой общий конкурс. А в этом году будут еще сравниваться Беларусь и Республика Корея, то есть у нас четыре страны будет. И мы попробуем посмотреть образ социального предпринимателя.

Павел Давыдов: Такие интересные параллели.

Владимир Вайнер: Да. И даже уже на двух странах очень интересное обнаружилось. Те, кто себя считают социальными предпринимателями в России, акцент делают на том, что: чтобы быть социальным предпринимателем, нужно быть инновационным и иметь бизнес-план. А те, кто себя считают социальными предпринимателями в Казахстане, акцент делают на том, что: главное – решение социальной проблемы и какая-то устойчивость. Поэтому сейчас как раз интересно сравнивать, как это в разных странах развивается, разное по времени и с разными даже внутренними такими элементами.

Павел Давыдов: Я, кстати, недавно тоже читал исследование, что социальными предпринимателями становятся успешные бизнесмены, которые смогли создать опору и теперь ушли в благотворительность. Но в России это действительно пока еще основной фактор. Но вскоре, я так понимаю, этот как раз образ изменится.

Владимир Вайнер: Тут действительно интересно. У меня был личный опыт в этом году – ко мне обратился один из бизнесменов, сказав: "Я много прожил как бизнесмен. В принципе, у меня все уже есть. И теперь я понимаю, что у меня есть возможности и компетенции, и время, и связи, и ресурсы заняться чем-то прямо хорошим для всех людей в этой стране". И мы с ним договорились, что я для него разрабатываю такой тур по социальным предприятиям и благотворительным организациям. И мы с ними прямо прошли 15 разных социальных предприятий и организаций. По сути, он как бы устраивался на работу, но в то же время он выбирал себе эту работу.

И он… она выбрала как раз такое предприятие одно – это благотворительный фонд, в котором теперь, я надеюсь, благодаря ее усилиям появится еще и гостиница для детей, которые приезжают в Москву на лечение, но потом надо где-то жить на реабилитационный период. И уже там большие планы и по ее строительству, и по земле, которую уже вроде бы выделили, и по тому, что там будет не только гостиница, но и социальное кафе, и так далее, и какая-то школа. Ну, в общем, много-много чего. И это уже становится как раз таким тоже интересным примером того, что и бизнесмен становится социальным предпринимателем, и благотворительный фонд получает такой маленький свой дополнительный уже внутренний доход, а не только ориентацию на пожертвования.

Павел Давыдов: Владимир, с вами можно разговаривать бесконечно, тем более о социальном предпринимательстве. Позвольте в завершение беседы личный вопрос: а почему эта тема актуальна для вас?

Владимир Вайнер: Как-то так сложилось, что очень давно…

Павел Давыдов: Ну, если вкратце.

Владимир Вайнер: …я был президентом Городского клуба интернациональной дружбы города Калуги. Уже тогда мы, соответственно, еще на Фестиваль молодежи и студентов в 85-м году ездили от школы. И мне казалось: вот здорово, когда так все люди объединяются во имя какой-то хорошей, большой и светлой идеи и так далее.

И с тех пор дальше практически все, чем я занимался и занимаюсь, связано с формированием вот этих устойчивых социальных элементов. Да, в первую очередь в некоммерческом секторе. Но если некоммерческий сектор наконец-таки пришел и приходит к возможности собственной внутренней финансовой устойчивости, то это как раз даже более правильно, чем то… Мы, например, долго развивали просто институт социальной рекламы. Но реклама должна иметь объект продвижения, собственно базовую деятельность. И вот социальное предпринимательство – это как раз та самая базовая деятельность, которая… Если ее продвигать и поддерживать с помощью рекламы – вот тогда будет действительно заметны изменения.

Павел Давыдов: Ну, реклама еще должна иметь свою стоимость. И не всегда это исчисляется деньгами.

Большое вам спасибо за участие в нашей программе. И отдельно благодарю вас за то, что вы продвигаете идеи социального предпринимательства по Большой стране. Спасибо вам.

Владимир Вайнер: Спасибо большое, спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях был Владимир Вайнер, директор "Фонда развития медиапроектов и социальных программ".

Как сделать рекламу двигателем бизнеса, ориентированного на помощь людям?