Роман Скорый: Главная задача – это развитие регионов с туристической точки зрения

Гости
Роман Скорый
президент Национального туристического союза

Павел Давыдов: Россия обладает колоссальным туристическим ресурсом. Об этом не перестают говорить на самых разных уровнях. В ряде регионов сегодня активно меняется туристическая инфраструктура, которая теперь учитывает интересы туристов, а не формальные желания людей, ответственных за ее создание. Однако, несмотря на активное развитие внутреннего туризма, далеко не все города, регионы, области и республики могут похвастаться успехами в сфере привлечения гостей. Что мешает этому процессу? Об этом мы поговорим с президентом Национального туристического союза Романом Скорым. Роман, здравствуйте.

Роман Скорый: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Для начала давайте подробнее познакомимся с работой вашего союза. Организация сравнительно недавно появился. Если я не ошибаюсь, в 2015 году. Чем занимается, и главное – как способствует развитию внутреннего туризма?

Роман Скорый: Главная задача, которую мы для себя ставим – это развитие с туристической точки зрения наших регионов. Потому что страна – это прежде всего регионы. И здесь особый упор мы делаем как раз на региональной составляющей. К моему большому уважению, Москва и Санкт-Петербург с этим задачами практически справились. И здесь потребности в таком огромном увеличении туристического потока, в том числе и иностранного, может быть, не столь важно. Сейчас очень важно показать нашу российскую глубинку, наши российские регионы и все достопримечательности, которые так или иначе в ней представлены.

Павел Давыдов: Роман, одной работы союза, наверное, недостаточно. Нужны четкие и понятные взаимодействия с местными властями и структурами, отвечающими за развитие внутреннего туризма. Такой контакт есть, и насколько легко достучаться до чиновников и сказать: "Ребята, откройте дверь уже в свой регион".

Роман Скорый: Вы прямо попали в точку. Главная задача, которая на сегодняшний день, по крайней мере, на эти ближайшие годы перед нами стоит – это плотное взаимодействие с регионом, с руководителем региона, с донесением нашей точки зрения, каким образом регион должен себя позиционировать, как он должен включиться в эту большую работу по позиционированию как внутри страны, так и за рубежом. Четкое определение, как мы будем брендировать этот регион с помощью, естественно, региональных властей и профессионального сообщества. А также каким образом, до какой целевой аудитории мы будем доносить эту информацию с точки зрения продвижения этого продукта.

Павел Давыдов: А какие чиновники неохотно идут на контакт? Хотелось бы узнать.

Роман Скорый: Практически все чиновники на подобных передачах, в официальных отчетах – все ратуют за развитие туризма, все ратуют за то, что необходимо его развивать.

Павел Давыдов: Но только навальным способом. А на практике ничего не происходит.

Роман Скорый: На практике как раз происходят сложности, в том числе на пониманием целесообразности и эффективности того механизма, который необходимо включать. Приходится говорить элементарные вещи. Приходится приезжать в регион и рассказывать о функционировании знаменитой федеральной целевой программы, которая помогла очень многим регионам, но до сих пор является такой terraincognita для части наших регионов, которые даже не понимают, каким образом функционирует эта программа. Это одна составляющая.

Другая составляющая – это консолидация того потенциала, который сейчас существует в регионе. Он уже существует. Уже существует огромное профессиональное сообщество, которое нужно слышать. Зачастую чиновники на местах просто не слышат этих профессионалов и не понимают. И принимают решение вразрез с понимаем таких субъективных обстоятельств, которые так или иначе существуют в регионе. "Я хочу развивать деловой туризм, но у меня нет гостиниц". Понимаете, гостиниц именно того уровня, тех залов, в которых нужно проводить это мероприятие. Я вас уверяю, с объединением усилий можно проводить огромные, значимые мероприятия в наших российских регионах, если бы регион был к этому готов.

Павел Давыдов: Можно поставлю вопрос так. Вы же сами бывший чиновник. А вот предыдущий опыт позволяет вам на одном языке общаться с чиновниками? Потому что иногда даже этого достаточно, сказать: "Вы откройте гостиницу для бизнеса, вы откройте гостиницу для другого вида туризма". И объяснив какие-то элементарные вещи, чиновник открывает глаза и говорит: "Господи, а как же всё просто, оказывается".

Роман Скорый: Как раз давайте, чтоб далеко не ходить. Совсем недавно проводили рабочее совещание в рабочей группе при губернаторе Пермского края. И вот в Пермском крае как раз налицо проявилось вот это взаимодействие, когда мы за один стол посадили региональных чиновников и профессиональное сообщество. И я был таким своеобразным медиатором, который пытался объяснить на понятном языке сначала чиновникам, чего в принципе от них хочет бизнес, и бизнесу, каким образом нужно функционировать с чиновниками. Конечно, есть особенности. Есть особенности самой государственной службы, которая на тебя налагает определенные ограничения. И даже зачастую в мышлении, в понимании вещей. И с этим нужно, конечно, бороться. Нужно попытаться раскрыть эти шоры и сказать: "Ребята, но самое же главное, чего мы хотим – это развитие региона, создание новых рабочих мест, это правильное позиционирование региона. И в конце концов это доходная часть бюджета". Если мы сделаем правильные шаги, опираясь на тот опыт, который есть на сегодняшний день у профессионального сообщества в том же самом регионе, также привлечем зарубежный опыт, вот эта связь и позволит сделать конечный результат. Мы все про него говорим. Но нужно делать практические шаги. И в том числе хочется поблагодарить того же самого руководителя Пермского края, который, понимая эти вещи, пошел как раз навстречу, что нужно все-таки за одним рабочим столом понимать, услышать друг друга и выработать четкий план действий, какие действия нужно совершить. Нужно обязательно делать настоящую карту движения. Должен быть бизнес-план. Невозможно просто ограничиться лозунгами "Мы хотим принимать туризм". При всем уважении к тому же Пермскому краю, если мы его сейчас так сильно хвалим…

Павел Давыдов: Но можем немножечко и поругать.

Роман Скорый: Мы можем немножко поругать. Они очень заинтересованы в деловом туризме. Но на сегодняшний день одна гостиница 4 звезд. И то я бы, наверное, 4 звезды при всем уважении им не дал.

При этом мы понимаем, что есть огромное количество инвесторов, которые готовы строить гостиницы. Готовы. И даже это иностранные инвесторы, и большие инвесторы. Только в этом отношении регион должен поворачиваться лицом к инвестору и создавать ему такие благоприятные условия, при которых он четко понимает, зачем он это делает, какие гарантии он получает и каким образом он будет функционировать.

Павел Давыдов: Роман, на вашем сайте представлено много разных исследований, которые будут интересны путешественникам. Но я хочу поговорить немножечко о другом. Там есть и исследования, которые касаются развития внутреннего туризма. Скажите, пожалуйста, какие города или регионы сегодня с точки зрения развития этого самого внутреннего туризма серьезно проседают, отстают. Давайте их назовем. Пусть руководители этих регионов услышат и задумаются об этом. Это важно.

Роман Скорый: На самом деле, если не брать Москву, Петербург и большей частью современный Сочи, то практически все остальные города так или иначе имеют то, что вы называете проседание. У нас есть великолепная Астраханская область. И проседает она, понятное дело, если уж не по самим отелям, то по качеству услуг. Существует огромное количество туристических баз. И при этом, по разным оценкам, от 2 до 2.5 тысяч неучтенных баз. А это говорит о чем? О том, что контролировать этот процесс сложно, организовать качественный сервис… А в конце концов туризм, если смотреть на эту проблематику глобально, туризм – это все-таки ощущение, это эмоции, с которыми турист возвращается и делится своими впечатлениями дома. Если это иностранец, то в стране, из которой он приехал. И это сарафанное радио в этом отношении является лучшим барометром, чтобы к нам приехали люди.

Павел Давыдов: Еще хотелось бы обратиться к вашему сайту, на котором сказано, что среди целей союза – создание системы контроля качества туристических объектов, так называемого народного контроля. Как в этом интересном и важном процессе могут участвовать наши телезрители?

Роман Скорый: Наши телезрители могут снимать небольшие видеоролики (до 30 секунд). Наши зрители могут писать на наш сайт, обращая внимание нашего народного контроля на те обстоятельства, с которыми они непосредственно столкнулись.

Павел Давыдов: То есть оставлять отзывы?

Роман Скорый: Да. Здесь самое главное – аутентичность и личные впечатления от полученного сервиса или антисервиса.

Павел Давыдов: И что будет с этими результатами?

Роман Скорый: Мы вам гарантируем, что если такие результаты приходят, мы туда выезжаем, там работаем и тут же входим в связь…

Павел Давыдов: То есть есть прямая и обратная связь, что немаловажно.

Роман Скорый: Обратная связь. Самое главное другое – не то, что мы достучимся до региональных властей. Я вам точно говорю, что это место либо значительно улучшит свое качество, либо оно закроется. Просто хочется сказать: давайте декларировать ровно то, что мы завтра будем делать. И давайте все-таки стремимся к стандарту, который позволяет точно получить именно этого клиента, туриста, как угодно его назвать, обратно к себе. Потому что главный принцип туризма – это чтоб к тебе этот турист вернулся.

Павел Давыдов: Вы знаете, известный путешественник и журналист Михаил Кожухов неоднократно подчеркивал, что развитие туризма в нашей стране происходит вопреки, а не благодаря помощи государства. Вы разделяете эту точку зрения?

Роман Скорый: Конечно, я не разделяю. Те средства, которые на сегодняшний день государство тратит в развитие инфраструктуры, то внимание, которое уделяется на самом высоком уровне именно развитию туристической привлекательности в нашей стране – конечно, нет. Но мы говорим немножко о другом. У нас есть четкое понимание высшего эшелона власти, каким образом нужно развивать, желание это развивать. Спущены правильные инструменты для реализации, в том числе формат государственно-частного партнерства. Но на местах, особенно когда это опускается на уровень регионального министра либо директора департамента по туризму – полное непонимание, каким образом нужно функционировать. Я не буду называть регион, чтобы никого не обижать. Но представьте себе. Бюджет отдельного министерства по туризму на весь год – 1 млн рублей.

Павел Давыдов: О чем можно говорить?

Роман Скорый: О чем можно говорить? Здесь может быть феноменально талантливый молодой человек, который пришел на эту должность, но ему дали 1 млн рублей. То есть за 1 млн рублей невозможно. Любая страна…

Павел Давыдов: Так он должен прийти к своему руководству и объяснить: "За 1 млн рублей вам ничего не сделаю".

Роман Скорый: Конечно. Нужно переходить от формата остаточного принципа к формату четкого прагматичного подхода, что это индустрия экономики. Ты вкладываешь деньги и получаешь результат. Сейчас у нас есть регионы, которые в принципе готовы принимать туристов. Но следующий этап… Это каким образом правильно это спозиционировать, отрекламировать и продвинуть за рубеж. У нас есть и потенциал, у нас есть знаменитый санкур, у нас есть огромное наследие Советского Союза, которое при правильном современном продвижении может явиться хорошим конкурентным предложением тем же самым спа, которые находятся в Европе. Потому что у нас народ такой фундаментальный. У нас фундаментальные знания стоят априори, нежели бизнес. И поэтому мы изначально к этому подходу с точки зрения подхода медицины. Мы не подходим с точки зрения спа, где может работать кто угодно. У нас в основном работают профессионалы и профессиональные медики. И это говорит о качестве тех услуг, которые мы можем и должны оказывать.

Павел Давыдов: Это действительно так. А то получается, что сегодня, покупая путевку внутри страны, иностранец будь ты или россиянин, вдобавок получает адреналин в придачу. Но не из-за ярких впечатлений, а из-за достаточно специфического сервиса. Я уверен, что ваш союз при таком грамотном подходе наконец-то это изменит, и адреналин мы будем получать только от приятных впечатлений. Спасибо вам большое.

Роман Скорый: Спасибо вам.

Павел Давыдов: У нас в гостях был президент Национального туристического союза Роман Скорый.