Александр Двойных: У нашего аэропорта колоссальный потенциал стать одним из самых больших мировых хабов

Гости
Александр Двойных
руководитель администрации городского округа Домодедово

Ангелина Грохольская: Есть в русском языке слово "братина". В буквальном смысле это сосуд для питья. Но имеет слово и более глубокое значение: братина на Руси была символом единства людей, близких по духу и стремлениям. Не случайно так называется фестиваль региональных телекомпаний. В 1997 году он появился в Сергиевом Посаде и объединил профессионалов телевидения. Завтра телефорум откроется уже в двадцатый раз, но в этом году он сменил прописку и пройдет в подмосковном Домодедове.

Познакомить наших телезрителей с городом, который примет фестиваль "Братина", мы попросили руководителя администрации Домодедова Александра Двойных. Александр Владимирович, здравствуйте.

Александр Двойных: Здравствуйте.

А.Г.: Фестиваль родился и традиционно проходил в Сергиевом Посаде. Вы тоже родом из этого города, но в прошлом году возглавили Домодедово. И фестиваль практически следом за вами сменил прописку. Эти факты не случайно совпадают?

А.Д.: Не случайно. Во-первых, потому что 2016 год – это Год кино, а в городском округе Домодедово находится Госфильмофонд. Это крупнейшее учреждение Министерства культуры Российской Федерации, это уникальное хранилище более чем 70 тысяч кинолент и это, можно сказать, такая кинематографическая столица. Поэтому мы посчитали, что это будет достаточно символично – в Год кино на площадке Госфильмофонда провести такой фестиваль. Тем более очевидна связь между телеканалами и киноиндустрией. И там достаточно много переплетений, что нам показалось интересным и необычным.

А.Г.: Сегодня мы для тех, кто не сможет приехать в Домодедово на этой неделе, побывать на фестивале или просто так, допустим, по городским улицам прогуляться, давайте расскажем, что же такое Домодедово, потому что у большинства наверняка сейчас первая ассоциация: это аэропорт.

А.Д.: Это не только аэропорт, а это, во-первых, крупнейший в Восточной Европе аэропорт. И у нас огромные планы по развитию приаэропортовой территории для того, чтобы его сделать не только крупнейшим в Восточной Европе. Но и в сегодняшней экономической ситуации с изменением курсовых разниц у нашего аэропорта колоссальный потенциал стать одним из самых больших вообще мировых хабов.

А.Г.: Как это скажется на развитии города? Мы сегодня даже тему нашей с вами беседы обозначили – "Между небом и землей", опять же делая такую отсылку на то, что город расположен рядом с аэропортом.

А.Д.: Во-первых, аэропорт – это крупнейший работодатель. У нас 1 миллион пассажиров в год дает тысячу рабочих мест. Соответственно, в этом году в аэропорту работает более 32 тысяч человек. Естественно, развитие дает новые рабочие места. А во-вторых, это очень крупная налоговая база. В-третьих, это синергетический эффект, который привлекает огромное количество новых предприятий, производств, оптово-распределительных систем, которые очень логично вписываются в развитую транспортную инфраструктуру. Домодедово уникально еще тем, что по его территории проходят четыре федеральные трассы плюс расширяемая Центральная кольцевая автодорога, что делает эту территорию с инвестиционной точки зрения уникальной.

А.Г.: Кроме авиаузла, что еще привлекает инвесторов в вашем округе?

А.Д.: В рамках поручения президента на госсовете было принято решение – развивать оптово-распределительную систему в стране для того, чтобы по-новому посмотреть на тему продовольственной безопасности. И у нас компания "ВТБ" будет реализовывать проект оптово-распределительного центра. Это не просто склады или место по доработке и переработке продукции. Это аналог крупнейшего центра, который находится во Франции – Ранжис, который фактически становится механизмом формирования справедливой цены на сельхозпродукцию.

На сегодняшний день мы очень сильно субсидируем наших фермеров, но все знают, какая большая проблема со сбытом. И если уж говорить откровенно, то этими субсидиями мы больше субсидируем не их, а оптовиков, которые покупают дешевле продукцию, чем больше мы даем этих субсидий.

Домодедово – это самая крупная экономика в Московской области по произведенным товарам и услугам, по большим предприятиям, производствам, мировым производителям. И при этом мы до сих пор сохраняем лидерство по производству молока. Именно такая диверсифицированность позволяет легко проходить времена экономической турбулентности.

Это механизм, который создает фактически биржевую основу. И любые фермеры, начиная от мелкого и заканчивая крупнейшими сельхозпроизводствами, смогут через эту систему не только сбывать свою продукцию, а они смогут получать огромное количество услуг, таких как помывка, переработка, доработка, упаковка. И по аналогу французского опыта, даже крупные торговые сети начинают отказываться от собственных оптово-распределительных центров и закупают продукцию именно там.

А.Г.: Используя эту возможность.

А.Д.: Поэтому этот проект крайне важный в масштабах страны. Более того, он создает порядка 10 тысяч рабочих мест. Планируется, что это крупнейший налогоплательщик. И десятки миллиардов инвестиций.

А.Г.: "Между небом и землей". Как сохранить равновесие при пилотировании в пространстве земных проблем? О решении социально-экономических проблем и подготовке к 70-летию города – в беседе с руководителем администрации городского округа Домодедово Александром Двойных.

В свое время в Домодедово переехало очень много москвичей, когда появился генплан. Сегодня из столицы переезжают к вам, стремятся вообще на постоянное место жительства, или наоборот – отток обратный, как было иногда?

А.Д.: Переезжают, и мы это видим по примеру новых микрорайонов. Есть микрорайон Южное Домодедово, где строится не только жилая, но полностью социальная инфраструктура. Сегодня уже там есть ряд реализованных кварталов. И мы фиксируем, что огромное количество людей не из Московской области приобретают там жилье. Там представлен и север, и юг России. Но и большое количество москвичей не только покупали квартиры в инвестиционных целях, но и переезжают сегодня жить.

Трасса М-4 "Дон" является скоростным платным шоссе, но на территории Домодедова оно бесплатное, что позволяет в кратчайшие сроки на автомобиле добираться до Москвы.

А.Г.: А если не автомобиль, альтернатива?

А.Д.: Есть еще один очень важный проект, который сегодня будет реализовываться по инициативе губернатора, – это наземное метро. Причем это наземное метро соединит подмосковные города, а не Москву: Подольск, Домодедово, Раменское, с заходом в аэропорт. Для нас это очень важно.

Во-первых, это делает трудовую силу более мобильной. Потому что сегодня, например, до аэропорта Домодедово на работу москвичам добраться проще, нежели чем жителям Подольска, хотя находятся они совсем недалеко. Во-вторых, это альтернативный, экологически чистый вид транспорта.

Данный проект будет реализовываться за счет внебюджетных инвестиций. Сегодня начинается как раз тендерная программа среди инвесторов. И хочу сказать, что интерес к этому проекту очень высок. И китайские компании, которые имеют колоссальный опыт в строительстве и в реализации именно таких проектов, проявляют очень большой интерес. То есть мы развиваем транспортную инфраструктуру не только за счет бюджетных инвестиций.

А.Г.: Александр Владимирович, то, что вы сейчас говорите, безусловно, очень хорошо, очень приятно, очень нужно, но у медали всегда есть две стороны. И строительство крупных трасс, развязок, магистралей предполагает вырубку леса, снесение дачных поселков. Кстати, дачников в Домодедове очень много. И я знаю, что некоторые участки даже находятся в черте города. Вот вы не боитесь натолкнуться на эти проблемы? И если они действительно появятся, как они будут решаться?

А.Д.: Несмотря на то, что Домодедово – это самая крупная экономика в Московской области по произведенным товарам и услугам, по большим предприятиям, производствам, мировым производителям, при этом Домодедово до сих пор сохраняет лидерство по производству молока. Именно такая диверсифицированность, с одной стороны, позволяет легко проходить времена экономической турбулентности, которая сегодня есть. И мы видим, как некоторые субъекты Российской Федерации в два раза потеряли доходную базу в связи с тем, что только была однобоко развитая экономика. Мы за этим балансом следим.

А.Г.: Ну, дачники могут спать спокойно?

А.Д.: Абсолютно. Во-первых, каждая процедура проходит через общественные слушания. Во-вторых, у нас достаточно территорий, свободных земель, которые находятся вдоль федеральных трасс, которые можно развивать комплексно, где нет дачной или жилой застройки. Во-вторых, мы очень избирательно относимся к инвестиционным проектам. И для нас одним из важных факторов является их экологичность, их нагрузка на окружающую среду, на населенные пункты, которые находятся рядом.

А.Г.: Вы сейчас немного затронули вопрос экологии, а я хочу чуть-чуть углубиться в него, потому что на одном из форумов жителей округа Домодедово я прочитала, что очень много стихийных свалок, причем они появляются не специально, что называется. Люди и хотели бы как-то цивилизованно подойти к этому вопросу, но просто-напросто не позволяют им это сделать – окружающая инфраструктура отсутствует и так далее и тому подобное. Можно ли эту проблему решить?

А.Д.: Мы очень рады, что действует постановление Правительства, которое запрещает в 30-километровой зоне от аэропорта размещать какие-либо полигоны ТБО, поскольку они генерируют потоки птиц, что является зоной риска для зон полетов и глиссад. Но при этом постоянная нагрузка есть на выработанные карьеры.

Что касается небольших стихийных свалок, как навалов мусора рядом с контейнерными площадками. Конечно, любой нерадивый собственник маленького дачного участка или небольшой строитель не хочет тратить деньги на нормальную утилизацию на полигоне ТБО. И бывает, что этот мусор выкидывают.

А.Г.: А если нет возможности, например, до полигона просто вывезти элементарно все это с дачных участков?

А.Д.: Есть контейнерные площадки, куда люди должны выбрасывать твердые бытовые отходы, но с дачного участка. Что касается крупногабаритного мусора, то должны заключаться договора с мусоровывозящими компаниями. Мы всячески пресекаем незаконные действия и убираем стихийные свалки, при этом постоянно работая с председателями СНТ, показывая им, как должны быть заключены договора. Заключаем договора и работаем с мусоровывозящими компаниями.

А.Г.: Александр Владимирович, а как вы работаете с жителями? Вот прийти и задать вопрос главе администрации или главе города, округа. Как у вас взаимодействие?

У нас общение с населением имеет очень четко выстроенный формат. Это ежемесячные встречи в больших аудиториях, а также тематические встречи с бизнесом, дачниками, многодетными семьями, спортивной общественностью.

А.Д.: У нас общение с населением имеет очень четко выстроенный формат. Во-первых, это ежемесячные встречи в больших аудиториях и залах. Во-вторых, это тематически площадки, начиная от встреч с бизнесом и заканчивая отраслевыми аудиториями, такими как дачники, или с многодетными семьями, и заканчивая уже спортивной общественностью. У нас эти встречи носят постоянный характер. Есть социальные сети. Есть знаменитая программа "Добродел", о которой многие слышали, которая уже пошла даже дальше своего…

А.Г.: Которая заставила шевелиться, между прочим, многих чиновников в том числе, когда появилась.

А.Д.: 40–50 сообщений в сутки приходит по городскому округу, которые я также могу отслеживать в своем телефоне, по которому работают все службы и управления в администрации. Это программа, которая делает власть более близкой, понятной. Это точно не зона комфорта, но это единственный способ адресно и точечно решать проблемы.

А.Г.: Я знаю, что День города – это, пожалуй, любимый праздник всех домодедовцев, потому что многие, да наверное, большинство жителей вашего и города, и округа относятся к своему городу Домодедово, как к дому. И это не тавтология, а это правда. Может быть, появятся какие-то новые традиции или будут восстанавливаться, возрождаться старые?

А.Д.: День города – исторически любимый горожанами праздник, и мы собираемся лишь его дополнять.

А.Г.: В следующем году ведь юбилей.

А.Д.: В следующем году юбилей. И чем интересен День города? Тем, что это не просто праздничная программа, разные креативные площадки или соревнования. В Домодедове на День города проходит выставка достижений предприятий, и это достаточно интересная выставка. Там выставляется и аэропорт Домодедово, и производители, которые находятся у нас. И каждое предприятие считает для себя очень почетной миссией получить право присутствовать на этой выставке. Мы собираемся эту традицию также развивать. У нас открывается большое количество предприятий каждый год, и они тоже начинают бороться через комиссию за это право.

А.Г.: В следующем году 70 лет. Мы с вами просто не сказали сколько. 70 лет исполнится Домодедову в 2017 году. Уже начали готовиться?

А.Д.: Естественно. У нас после 18 сентября очень сильные представители в Государственной Думе, в региональном парламенте. Я очень рад, что Вячеслав Александрович Фетисов будет представлять интересы жителей городского округа Домодедово в Государственной Думе.

А.Г.: Тогда точно все получится.

А.Д.: Мы 1 января открываем Академию Фетисова в городском округе Домодедово. Это уникальный проект. Это новый ледовый дворец, это новые подходы в воспитании наших хоккеистов. У нас огромные планы. И ни в коем случае сегодняшняя экономическая ситуация, о которой привыкли говорить с негативным оттенком, не вызывает у нас никаких опасений. Для нас это время возможностей. И уверен, что мы их реализуем.

А.Г.: Спасибо вам огромное. На этой оптимистичной ноте мы и завершим нашу с вами беседу. А я для себя поняла, что поводов побывать в Домодедове уже очень много. Спасибо вам огромное.

А.Д.: Спасибо.

А.Г.: В студии "Большой страны" был руководитель администрации городского округа Домодедово Александр Двойных. 

Как сохранить равновесие при пилотировании в пространстве земных проблем? О решении социально-экономических проблем и подготовке к юбилею города рассказывает руководитель администрации городского округа Домодедово.