Александр Мещанкин: социальный предприниматель – не благотворитель, а в первую очередь бизнесмен

Гости
Александр Мещанкин
социальный предприниматель

Павел Давыдов: Продолжим разговор о Камчатке и красотах полуострова, где работает уникальный клуб путешественников "Росомаха". Это команда единомышленников, цель которых – сделать Камчатку доступной для многих. Центр действует на основе принципов социального предпринимательства, когда прибыль, получаемая от профильной деятельности, направляется на субсидирование стоимости услуг, оказываемых социальным туристам, – например, молодежи и инвалидам. Клуб открыл в 2009 году Александр Мещанкин. Сегодня Александр у нас в гостях. Александр, здравствуйте.

Александр Мещанкин: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Вообще росомаха – это хищник, в переводе с латыни "обжора". Почему появилось такое название? Да и вообще как появился клуб?

Александр Мещанкин: У нас несколько местных жителей, коренных местных жителей. И чтобы стать настоящим мужчиной, у ительменов считалось, что надо добыть росомаху. Мне животных жалко, поэтому я добыл ее таким способом – назвав свое детище "Росомахой".

Павел Давыдов: А я подумал, что как раз главное здесь было "обжора": наесться с туристической точки зрения, побольше получить впечатлений, увидеть как можно больше, расширить свои туристические горизонты.

Александр Мещанкин: Можно и так подходить к этому. Мы знаем толк в икре, поэтому можно приехать и насытиться таким образом.

Павел Давыдов: Раз уж вы вспомнили об икре, мне очень понравились ваши слова, вы сказали следующее: "Обычные туристы для вас – как икра, а социальные – это хлеб. Однако икра без хлеба невкусна и неинтересна". А на Камчатке знают толк в икре. Интересная аналогия. А какие примеры могли бы наиболее точно проиллюстрировать эти слова?

Александр Мещанкин: Это бизнес-модель. То есть социальные туристы – это основа покрытия затрат, а обычные туризмы – это дополнительный доход. Таким образом, мы получаем и выполнение социальных своих задач, и также получаем прибыль.

Павел Давыдов: Александр, а у вас есть статистика, как много на Камчатку приезжает туристов благодаря вашему клубу в год, скажем?

Александр Мещанкин: В год мы привозим – и коммерческих, и некоммерческих туристов – около тысячи человек.

Павел Давыдов: Ну, это достаточно хорошая цифра. С какими основными сложностями вы столкнулись в рамках создания вообще не только туристической инфраструктуры, но и воплощения самой идеи?

Александр Мещанкин: С 2005-го я вообще работал преподавателем в вузе, работал преподавателем именно по туризму. И к нам приезжали студенты из других регионов. И вот как раз я увидел, что необходимо создать условия для размещения этих туристов. И таким образом, начал создавать средства размещения по простому принципу – гостевой домик.

А дальше уже стали к нам обращаться и пенсионеры, которые сказали: "А почему это только для молодежи вы создаете такие условия? Мы тоже относимся к социальным туристам, нам тоже надо помогать". Стали работать еще и с пенсионерами.

Инвалиды – это уже из личного опыта. В семье у нас теща инвалид, и мы видели, как я ей сложно передвигаться по Камчатке, а она хочет тоже много увидеть. И возникла такая идея – создать и условия для инвалидов.

Павел Давыдов: И все-таки хочу уточнить, почему именно вы пошли по пути социального предпринимательства? Ведь можно было бы выбрать и другие формы и, например, создать некоммерческую организацию.

Александр Мещанкин: Я был преподавателем в вузе, и мне необходимо было студентам показать, что есть бизнес-модели, которые работают в туризме. Но так как я работал со студентами, то мой основной сегмент был – студенты. Собственно я не знал, что я социальный предприниматель, пока не поучаствовал в конкурсе фонда "Наше будущее".

Павел Давыдов: И вы получили грант?

Александр Мещанкин: Мы получили не грант. Социальные предприниматели в основном получают не гранты, а займы. Ну, они беспроцентные. Это большая ответственность, потому что вы должны вернуть эти деньги в указанные сроки. Но и есть определенное преимущество – вы получаете деньги безвозмездно. Сейчас у нас две туристские базы, которые находятся достаточно близко, но это обеспечивает нам больше возможностей для размещения туристов и организации путешествий.

Павел Давыдов: Все-таки понятно, что социальный предприниматель – не благотворитель, а в первую очередь бизнесмен, который беспокоится о том, чтобы его дело процветало. Вот сегодня, если посмотреть на происходящее с точки зрения социального предпринимательства, как вы считаете, те законы, которые существуют, и те проекты, которые поддерживают социальных предпринимателей, их достаточно в нашей стране?

Александр Мещанкин: Социальные предприниматели должны найти в рамках тех условий, которые есть, решения. Если они их находят, то всего достаточно. Если нет, то они просто не нужны. Значит, должна действовать другая модель. Конечно, необходим закон о социальном предпринимательстве для того, чтобы…

Павел Давыдов: А он находится до сих пор на разработке, несколько раз обсуждался и проходил общественные слушания. А если мы посмотрим на этот пока еще законопроект, как вы считаете, какие основные нормы он должен содержать, чтобы вот вам лично как социальному предпринимателю было легче работать в нашей стране?

Александр Мещанкин: Например, есть понятие "социальный туризм" в Российской Федерации, но это финансируется от регионов. Например, если человек живет в Норильске и хочет поехать как социальный турист на Камчатку, он не сможет воспользоваться субсидией. Почему? Потому что он может ее потратить только в Норильске.

Павел Давыдов: Кстати, термин "социально ответственный туризм" появился в нашем лексиконе не так давно, но активно развивается. И мне кажется, ваш проект как раз этому способствует на Камчатке. Я прав?

Александр Мещанкин: В том числе.

Павел Давыдов: А местные власти вам как-то помогают? Все-таки вы способствуете привлечению туристов в регион.

Александр Мещанкин: Например, в инвалидный туризм нам потребуются гранты. И регион готов помочь. Но, конечно же, надо соблюсти некоторые формальности, связанные с документами. Это занимает достаточно долгое время.

Павел Давыдов: Но для этого нужны единомышленники. А я так понимаю, что они у вас есть. Насколько большая у вас команда?

Александр Мещанкин: В сезон к нам приезжают гиды из других регионов. Это ребята, которые интересовались Камчаткой. Они приехали изучить Камчатку.

Павел Давыдов: То есть они и отдыхают, и работают одновременно?

Александр Мещанкин: Они и отдыхают, и работают. Некоторые из них даже хотят остаться на Камчатке жить. То есть мы еще и привлекаем…

Павел Давыдов: И вы готовы помочь им в этом?

Александр Мещанкин: Ну, конечно же, жилье мы создать для них не можем, но в сезон мы условия для проживания создаем.

Павел Давыдов: Для того чтобы привлечь туристов, необходимо рассказать о своем проекте. Как вы это делаете? Через социальные сети? Или работает сарафанное радио?

Александр Мещанкин: Сарафанное радио стало более эффективным. То есть сейчас нам не требуется делать рекламу, нас находят туристы сами. И мы уже продаем все туры, например, на лето в сентябре. Мы хотим расширять свою базу. Конечно же, рассчитываем на поддержку региональных субсидий. У нас спрос превышает предложение. Поэтому наша задача сейчас – увеличить объемы. За счет увеличения объемов мы сможем обслужить всех тех туристов, которым мы отказываем.

Павел Давыдов: Что же, я желаю вам, чтобы грант вы получили и расширялись семимильными шагами. Тем более что "путешествие как серьезная и великая наука нам вновь помогает обрести себя". Это сказал один известный философ. Я почему слова эти вспомнил? Мне кажется, они очень точно подходят к вашему проекту, ведь вы расширяете туристические горизонты для тех, кто об этом не мог и мечтать. Спасибо вам большое за это! И будем рады вас видеть вновь.

Александр Мещанкин: Спасибо. Приезжайте на Камчатку.

Павел Давыдов: С удовольствием! У нас в гостях был социальный предприниматель, создатель камчатского проекта "Росомаха" Александр Мещанкин.