Александр Шилов: Прежде чем начать писать портрет человека, я обязательно должен нервом, сердцем чувствовать его нутро

Гости
Александр Шилов
народный художник СССР, академик Российской академии художеств

Павел Давыдов: "Они сражались за Родину!" – так называется уникальный проект – передвижная выставка народного художника СССР Александра Шилова. Ее основа – портретная галерея героев Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Запечатленные на холстах судьбы и художественные образы людей, положивших на алтарь Отечества самое дорогое, что у них было. На протяжении всего творческого пути мастер создает живописную летопись этого героического поколения, отдавая дань его мужеству, благородству, патриотизму.

Начав свой путь в 2014 году, приуроченная к 70-летию Великой Победы, выставка с огромным успехом прошла в городах воинской славы (Брянске, Курске, Орле, Великом Новгороде, Пскове, Твери, Коврове) и в городах-героях (Минске, Волгограде, Туле, Севастополе, Смоленске). В этом году, понимая огромную важность и востребованность проекта, его решено было продолжить.

Сегодня у нас в гостях народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Александр Шилов. Александр Максович, здравствуйте.

Александр Шилов: Здравствуйте.

П.Д.: Очень рады видеть вас в студии. Спасибо, что нашли время и приехали к нам, несмотря на свой плотный график работы.

А.Ш.: Спасибо вам за приглашение.

П.Д.: В 2014 году начался уникальный проект – "Они сражались за Родину!". Сегодня с уверенностью можно сказать, что это не просто передвижная выставка, а это масштабная галерея героев. Мы так и обозначили тему этой беседы. Скажите, а с чего все начиналось, как создавалась эта галерея?

А.Ш.: Сейчас скажу. Началось все с того, именно эта выставка (я и коллектив нашей галереи этим гордимся), что второй раз к нам приехал Путин Владимир Владимирович 2 года назад. Он осмотрел этот зал, который называется "Они сражались за Родину!", где представлены известные артисты, которые воевали: Бондарчук, Розов, Матвеев Евгений Семенович, Этуш и так далее. Деятели церкви, как ни странно, которые были кто пулеметчиком во время войны, они еще живы, к счастью… Матушка Адриана, которая была разведчицей в армии Рокоссовского, а в преклонном возрасте уже ушла в монастырь. Врачи, рядовые солдаты, пулеметчики безногие. То есть все те, как вы сейчас очень хорошо сказали во вводном слове, за что вам спасибо, – все те, кто действительно отдавал свою единственную жизнь ради того, чтобы страна жила.

Когда я еще был студентом Суриковского художественного института, мне выпала честь – мои знакомые предложили мне написать выдающегося полярного летчика Водопьянова, у которого звезда Героя Советского Союза была № 6, о нем знал весь мир. И для меня это, конечно, было большое волнение. И с той поры я продолжаю писать этих великих людей, потому что перед ними, как и многие, просто преклоняюсь и действительно считаю, что на их подвигах надо воспитывать будущих защитников Отечества.

Мы устраиваем встречи в галерее с героями, которых я написал. Зовем кадетов, учащихся академий и так далее, и с ними они делятся своим опытом, рассказывают. Это очень великое дело. И по сей день я их пишу. Большая серия разведчиков, контрразведчиков, за что я получил Первую премию ФСБ и тоже этим горжусь. Выдающиеся просто разведчики. Владимир Владимирович Путин их знает, конечно. И он говорит: "Хорошо бы в знак благодарности этим великим людям, на чьих подвигах надо воспитывать будущих защитников Отечества, провести эту выставку в городах-героях и городах боевой славы". Что мы и делаем.

П.Д.: Александр Максович, посмотрев ваши работы, многие задаются вопросом, и я в том числе. Для того чтобы так точно передать образ героя, ветерана, необходимо прочувствовать путь, который он прошел. Это действительно так?

А.Ш.: Это обязательно так. Во-первых, конечно, это не заслуга человека, что у него дан талант от природы, потому что талант надо развивать и насыщать мастерством великим, обязательно изучать искусство, то есть приобретать великое мастерство. Но художник – это не только тот, кто рисует. Художник, вообще любой творческий человек – это состояние души. И я, Павел, как и все остальные творческие люди, прежде чем начать писать портрет, предположим, того же Водопьянова, я обязательно должен нервом, сердцем чувствовать его нутро. Что такое портрет? Это когда при абсолютно внешнем сходстве мне нужно передать внутренний мир, характер, судьбу этого человека.

П.Д.: Александр Максович, а вы могли бы вспомнить сегодня тех ветеранов, работа с которыми у вас вызвала больше всего эмоций?

А.Ш.: Несколько лет назад я обратился к генералу армии (он руководил тогда внешней разведкой России) с просьбой, говорю: "Можно какого-нибудь разведчика написать? Мне так интересно. С детских пор мы все фильмы смотрели, читали много". Он говорит: "Предложение неожиданное, мы подумаем". И предложили мне одного из самых выдающихся разведчиков, фамилия его – Вартанян Геворк Андреевич, Герой Советского Союза.

В чем была его главная заслуга? Когда была Тегеранская конференция, когда решался вопрос о втором фронте, собрались Черчилль, Рузвельт и Сталин. Гитлер об этом прослышал и направил туда сверхсекретный отряд для их уничтожения. Вы можете себе представить, какой финал войны был бы – никому не известно. Обратились к Вартаняну. Он потомственный разведчик, потому что его отец тоже был разведчиком. Он жил за границей, знал семь языков, ему был всего 21 год. Наша разведка дала задание – вычислить этот сверхсекретный отряд, посланный Гитлером, и его уничтожить. И он это сделал в 21 год. Вот какие были серьезные и ответственные люди! Это был потрясающий человек! К сожалению, он ушел из жизни. 47 лет он был нелегалом. Его Владимир Владимирович Путин в знак большой почести провожал до могилы, хоронил, несмотря на свою занятость. И вот мне выпала честь с ним познакомиться и писать его потрет. Это был деликатнейший, умнейший и необыкновенно скромный человек.

П.Д.: Александр Максович, а позвольте такой вопрос, связанный непосредственно с вашей работой: а что обычно предшествует написанию портрета – разговор по душам, встреча с родственниками, посещение дома, обстановка? Другими словами – как вы подбираете героев для своих портретов?

А.Ш.: По-разному. Например, меня познакомил Сергей Николаевич. Потом меня еще познакомили, был такой разведчик Блейк – хотя он и не был жителем и гражданином Советского Союза, но он очень многое сделал для Советского Союза, для победы над немцами. Или меня пресс-бюро внешней разведки познакомило с Ботяном, который спас Краков от неминуемой гибели, немцы его заминировали, он герой тоже. Например, я недавно шел по улице и увидел, что идет один человек – вид у него был неудавшегося, опустившегося актера, он мне даже чем-то короля Лира напомнил. И я когда увидел, у меня внутри все заклокотало. Я стесняюсь до сих пор подойти к человеку на улице. А она подошла, договорилась, и я сделал одну из лучших своих работ.

Или, например, разведчица матушка Адриана. О ней много газеты писали. И мой один старший товарищ (он сам был военным разведчиком во время войны) говорит: "Я отведу тебя к одной разведчице. Ты спокойно не уйдешь, ты обязательно должен написать картину". Так я и сделал. Познакомились. Оказывается, она мое творчество знала. И мы написали портрет. Выдающаяся женщина! Последние годы она провела в подворье Пюхтицкого монастыря в Москве, на Кузнецком мосту.

П.Д.: А вы общаетесь сегодня с героями ваших портретов, если есть такая возможность?

А.Ш.: Да. Недавно написал, например, по просьбе руководства ФСБ. Был такой разведчик Евтодьев Иван Павлович. К счастью, он жив, ему 90 с лишним лет, но он прекрасно себя чувствует. Заслуги его громадные, поэтому и просили его написать. Мы с ним очень часто разговариваем по телефону. Все зависит от того, наступило ли родство душ. Самое главное – не кровь, а родство душ. И тоже очень интеллигентный и скромный человек, несмотря на свои громадные заслуги. И мы продолжаем общаться.

Или Устинов Иван Лаврентьевич – я по просьбе военной контрразведки написал его. Ему 97 лет. Герой из героев! Возглавлял всю военную контрразведку. Я написал его. И мы с ним часто перезваниваемся. То есть эти люди мне близки душой. Уж я не говорю о том, что я, как и вся страна, надеюсь, просто восторгаюсь ими и преклоняюсь перед ними.

П.Д.: Вернемся к выставке. Более чем в десяти городах она прошла уже, пройдет еще в пяти в этом году. Скажите, пожалуйста, а в каком городе вам запомнилось больше всего и по какой причине?

А.Ш.: Вы знаете, конечно, на меня впечатление произвел город-герой Волгоград. Когда едешь по этому городу, чувство особое – зная то, как они сражались за Родину. Просто удивительные люди!

П.Д.: Атмосфера самого города, в каждом элементе…

А.Ш.: И этот монумент мой самый любимый. Я считаю, это величайший памятник нашим солдатам – Родина-мать. Я бы его покрыл золотом, и он бы сиял за сотни километров. Этот памятник великий, великого скульптора Вучетича, и он достойный этого – как память о войне, он символ. И на открытие выставки, как ни странно, пришло очень много ветеранов. На лице у них – война. Смотришь на них – и даже какая-то дрожь пробирает. И эта выставка на меня произвела самое неизгладимое впечатление.

П.Д.: Посетители выставки в каждом городе, естественно, разные, но, наверное, что-то их объединяет, несмотря на регион, несмотря на национальную разность всех нас. У вас есть понимание, что объединяет людей, которые приходят на вашу выставку?

А.Ш.: Павел, это я давно заметил. Вопрос, как говорится, по существу. Что объединяет их? Любовь к реалистической живописи. Народ, независимо от профессии… А искусство – оно для всех. Художник обязан своими работами достучаться до сердца зрителя и услышать отклик. Иначе, если этого нет, то тогда он работает "в корзину". Он должен задуматься, что он не так делает. Потому что настоящее реалистическое искусство, основанное на величайшем мастерстве, способно достучаться до любого человека, независимо от его положения в обществе, от его профессии и так далее.

Я видел, как в Третьяковской галерее люди, приехавшие из деревни, из глубинки, простые труженики, плачут над картинами Саврасова, Левитана, Левицкого, Брюллова. Стоят и думают: это Бог творил или человеческая рука?

Я видел, как в Третьяковской галерее люди, приехавшие из деревни, из глубинки, простые труженики села, плачут над картинами Саврасова, Левитана, Левицкого, Брюллова. Стоят и думают: это Бог творил или человеческая рука? Настолько мастерство велико, что такое ощущение, что это не картина живописная, а просто жизнь, заключенная в раме. Вот это мое художественное кредо, которому я стараюсь по жизни следовать с самого начала творческого пути: как можно ближе подойти к природе. Нельзя оспорить великого гения всех времен и народов Леонардо да Винчи, который сказал: "Чем ближе художник в своем произведении подошел к природе, тем оно долговечнее и тем искуснее".

П.Д.: Александр Максович, а какая судьба ждет работы, представленные в рамках выставки, после завершения проекта? Где с ними можно будет ознакомиться?

А.Ш.: Они вернутся в галерею. И вообще у нас в галерее уже хранится больше 1100 работ живописи и графики, которые я подарил стране. Я каждый год дарю стране картины в день города. Сейчас уже насчитывается 1100 работ. А вообще наша галерея – единственная галерея, которая была открыта после единогласного постановления всех фракций Государственной Думы, высшего законодательного органа власти, и постановления Правительства. И я этим, конечно, очень горжусь. И на открытии я дал руководству страны и всем моим почитателям слово, что буду каждый год свои лучшие работы дарить стране, городу – что я и продолжаю делать.

П.Д.: У нас сегодня пятничный выпуск программы, который называется "Большая страна. Открытие". Александр Максович, а что вы открыли для себя этим проектом – "Они сражались за Родину!"?

А.Ш.: То, что искусство нужно, и именно такое искусство (с древних времен оно для этого и существует), которое способно облагораживать, очищать, возвышать человеческие души, окружать нас духовной и физической красотой. Иначе зачем оно тогда есть? Мы приезжаем в любую страну мира и куда мы бежим сразу? Смотреть на дворцы, на их содержимое – на картины. И мы судим о том, на что способны, предположим, итальянцы, греки, французы и так далее, потому что это высшее проявление духовной составляющей человечества.

П.Д.: Александр Максович, сегодня в социальных сетях распространено такое мнение, что наше общество перестало интересовать искусство, мы фактически теряем свою культуру. Вы такой подход молодого поколения разделяете?

При помощи антиискусства можно уничтожать целые народы. И я считаю, что искусство принадлежит к безопасности страны, это без всяких сомнений.

А.Ш.: Разделяю. Потому что нельзя настоящее искусство никакими инсталляциями подменить. Это плевок в душу человека, который ждет от искусства… Знаете, это как человек идет по пустыне, утомился, что нет воды, и нужен глоток чистой воды, оазис найти. Искусство необходимо вообще. Сделать стул – это искусство. Я уж не говорю о том, чтобы сочинить музыку, написать книгу.

Когда читаешь, предположим… А я часто читаю, люблю читать биографии великих художников. Сейчас перечитываю жизнеописание великого скульптора-итальянца эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини, он сам о себе написал. Как люди служили искусству, как они этим жили! И это действительно были избранники Бога, без всякого преувеличения. Они себя без остатка отдавали. И главная их задача была – украсить свою страну (в хорошем смысле слова), чтобы она процветала по-настоящему. И за них, грубо говоря, главы других государств боролись между собой, у кого будет Бенвенуто Челлини служить, у кого – Леонардо да Винчи, у кого – Микеланджело.

Правители были настолько образованные, и они понимали, что без искусства невозможно, потому что искусство, армия и службы безопасности – это единственные три вещи, на чем держится страна. Искусство воспитывает душу человека, на нем все держится. Какое искусство – такая и душа человека. Ведь при помощи антиискусства можно уничтожать целые народы. И я считаю, что искусство принадлежит к безопасности страны, это без всяких сомнений.

П.Д.: Александр Максович, позвольте сейчас задам вопросы от наших телезрителей, которые прислали их через социальные сети, а также на электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru.

Я напоминаю, сегодня у нас в гостях народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Александр Шилов. "Александр Максович, не кажется ли вам, что с приходом фотографии, особенно с появлением многообразия графических программ, век реализма клонится к закату? Как вы относитесь к портретной фотографии? Считаете ли вы, что этот жанр сравним с портретной живописью?" – спрашивает фотограф из Воронежа.

А.Ш.: Кто приводит такое сравнение, тот просто должен понимать одну самую простую вещь: душу и сердце человека (художник – это состояние души) нельзя подменить никакой техникой. Это первое. Это просто обыкновенная бумажка. Но если так рассуждать, то тогда мы заходим в любой музей мира (Эрмитаж, Лувр, Третьяковку), и все, что написано, приближенное к природе, уже не имеет никакого смысла? Это, конечно, чепуха.

Так говорят те, кто не обладает никаким мастерством. И как бы в свое жалкое оправдание он представляет вместо искусства инсталляцию, какие-то заковырки на холсте и говорит, что это "новое слово в искусстве". А это просто попытка оправдать свое неумение и нежелание трудиться. И у него нет ответственности перед собой и перед людьми. А есть действительно фотографии, которые сделаны мастером. И если они сделаны со вкусом, то они гораздо лучше, чем любая какая-нибудь мазня.

П.Д.: Еще один вопрос: "На мой взгляд, – пишет наш телезритель, – у вас очень поэтические и даже музыкальные полотна. Насколько вам близки поэзия и музыка?"

А.Ш.: Я ретроград. Я люблю то, где есть величайшее мастерство. Если в музыке нет мелодии, проникающей в сердце, не вызывающей во мне эмоций – например, таких как Альбинони и его знаменитое "Адажио", грубо говоря, или Моцарт, или наш великий Чайковский, или Вивальди… Я когда работаю, у меня все время звучит эта музыка.

П.Д.: "Времена года", да?

А.Ш.: Да. Потому что как Леонардо да Винчи говорил (а он был одновременно и музыкант): "Музыка и живопись – это две сестры". Поэтому, когда у нас ходишь по залам галереи, тихим фоном все время звучит классическая музыка. Потрясающе!

П.Д.: А я слышал такое выражение: "Музыка и живопись – это единение душ".

А.Ш.: Совершенно верно.

П.Д.: И еще один вопрос, который прислали наши телезрители: "Считается, что с возрастом черты характера – как хорошие, так и плохие – отпечатываются на лице человека. Вы как художник, изучивший сотни лиц, можете это подтвердить или опровергнуть?"

А.Ш.: Могу подтвердить. Бывает, что человека давно не видишь, прошло какое-то время. Ты его знал как человека… предполагал, что в нем есть какие-то качества. Но действительно с возрастом образуются такие мимические формы на лице, что иногда вздрагиваешь. Это совершенно справедливое замечание.

П.Д.: И последний вопрос от телезрителей: "Что бы вы могли назвать своим главным жизненным девизом?"

А.Ш.: Не делать людям подлости, не оклеветать их и, по возможности, этим людям чем можно помогать.

П.Д.: В одном из интервью вы сказали: "Истинная красота – желанный гость в сердце каждого". Александр Максович, позвольте от лица всех телезрителей, от лица почитателей вашего таланта и от себя лично сказать вам большое спасибо за то, что вы обогащаете всех нас культурно, духовно, а главное – сохраняете нам память о героических подвигах людей. Спасибо большое.

А.Ш.: А я благодарю ваш прекрасный канал, очень чистый, добрый. И очень хорошая, положительная информация часто идет. Это не значит, что она фальшивая, а она идет в наши сердца. То есть ваш канал обогащает нас и как-то успокаивает (в хорошем смысле этого слова).

П.Д.: Большое вам спасибо. До встреч в эфире "Большой страны".

А.Ш.: Спасибо большое.

П.Д.: У нас в гостях был народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Александр Шилов.