Александр Ширяев: Молодежь изначально активна, они хотят сделать все лучше, хотят сделать все чище, красивее

Ангелина Грохольская: Умники и умницы "Большой страны", сделайте звук погромче. Впервые в России стартует "Школьная проектная олимпиада". Это необычный конкурс. Участникам не придется решать математические задачки или писать диктант. Зато можно будет попробовать изменить мир. Как это сделать, нам расскажет директор некоммерческого центра развития детей и молодежи "Пламенный", руководитель "Объединения педагогических отрядов Рязанской области" Александр Ширяев. Александр, здравствуйте.

Александр Ширяев: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Как же изменить мир, если тебе всего 12 лет?

Александр Ширяев: Все возможно: изменить мир и добиться всего, чего захочешь.

Как возникла идея? Начну с этого. Существовал всероссийский образовательный проект "Моя страна – моя Россия", ему уже 14 лет, он был направлен на…

Ангелина Грохольская: Что-то вы в прошедшем времени о конкурсе.

Александр Ширяев: Он существует. У нас молодежь, школьники и студенты. Анализируя его успехи, мы посмотрели, что очень много школьников, которые достойны большего внимания.

Ангелина Грохольская: Отдельной истории какой-то?

Александр Ширяев: Да, какого-нибудь отдельного проекта. Возникла такая идея, и подключился как раз "Пламенный", и решили создать такую проектную олимпиаду, направленную исключительно на школьников. Наверное, это правильно – в школе уже учить и больше этому уделять внимания, уже начиная со школьной скамьи.

Ангелина Грохольская: Какие номинации в конкурсе?

Александр Ширяев: Номинации конкурса – это зависит больше от масштаба, и от того, где они применимы. Это "Моя школа", то есть проект может быть направлен на решение каких-то задач школы. Тоже администрация школы не все успевает, не все может. И хорошо, когда дети будут делать сами.

Ангелина Грохольская: Иногда администрация и не видит даже.

Александр Ширяев: Да. И грамотно подать той же самой администрации проект – она поможет его сделать. Но это надо грамотно подать. Если просто просить: "Дайте нам то, дайте нам это, сделайте нам что-то"… А если хорошо написать проект, заручиться поддержкой этого проекта где-то на всероссийском уровне – конечно, директор с удовольствием его реализует, если проект пройдет всероссийскую оценку экспертов, и будет доработан с помощью экспертов. И изменится ситуация в школе так, как нужно это детям, так, как дети это видят.

Следующая номинация – это "Мое село". Это для ребят, которые живут в селе. Там очень много проблем. У нас очень большая страна, и наш президент не может быть в каждом селе, чтобы что-то исправить. Должны это делать на местах, делать это должны ребята, школьники, старшеклассники, либо школьники пятых классов даже могут менять все. И они готовы. Мы сейчас видим, что современные дети очень быстро овладевают техническими средствами, даже в чем-то опережая взрослых.

Следующая номинация – это "Мой город". Понятно, что некоторые ребята из села со своими подходами, со своими методами. В городе все отличается: подходы другие, другие механизмы. Может быть, в чем-то сложнее, а в чем-то есть дополнительный ресурс.

И "Мой регион" – это уже более глобальные проекты, которые направлены уже на большие задачи, региональные задачи.

Ангелина Грохольская: С какого возраста можно принять участие?

Александр Ширяев: Проект направлен на учащихся 5-11 классов.

Ангелина Грохольская: С 12 лет как раз, как я и сказала, даже с 11 лет.

Александр Ширяев: Да.

Ангелина Грохольская: Я понимаю, еще когда 9-11 класс, там все-таки ребята более самостоятельные, они уже готовы шагнуть и во взрослую жизнь. А пятиклассникам? Тут, наверное, в первую очередь должна быть совместная работа с педагогами?

Александр Ширяев: Мы подразумеваем при участии в проекте, что будут участвовать и группы ребят, и группы ребят с педагогами, объединенные, может быть. Конечно, мы привлекаем местных педагогов, без этого никак не сдвинуться ни в школе, ни в регионе. Без помощи педагогов это сделать сложно. Педагоги должны участвовать, и они готовы участвовать. Но, опять же, не все педагоги знают, поэтому один из этапов – это обучение именно педагогов на местах. Как только в каком-нибудь регионе проект проходит, и его делают, сразу же другие проекты начинают расти как грибы. Педагоги начинают верить, что это не просто бумажки, что это действительно для чего-то нужно, и этим можно менять общество, менять ситуацию вокруг.

Ангелина Грохольская: Наверняка вы общаетесь непосредственно и со школьниками тоже. Среди них уже были какие-то интересные идеи, от чего вы бы могли оттолкнуться? Правда, идея хорошая. Сейчас бы проект – только не хватало олимпиады.

Александр Ширяев: Почему и идея возникла, что именно идей у школьников даже намного больше, чем у взрослых.

Ангелина Грохольская: Что они хотят решить? Какие проблемы? Что им интересно?

Александр Ширяев: Они решают проблемы с пенсионерами, решают проблемы с движением транспорта, хотят решать проблемы с уборкой – совершенно взрослые задачи, которые должны решать взрослые в нашем обществе. Но они это готовы решать, помогать, делать. Идей множество, но это идеи. Чтобы довести их, и привести из плана просьб или замечаний, чего не хватает, нужно создать проект, чтобы было понятно, как его делать. Очень хорошо сделать улицы чистыми. Как это сделать?

Ангелина Грохольская: А не просто пойти, взять лопаты, метлы, и убрать эту улицу?

Александр Ширяев: Разово так и делают, но если говорить о каком-то системном решении, то нужна поддержка. Те же самые лопаты надо где-то взять. Их же нельзя покупать под каждую улицу, под каждый проект. И главное, что все это есть. Дети, если их направлять, помогать им, то они готовы очень многое сделать. Даже пятиклассники. В 12 лет они горы сворачивают.

Ангелина Грохольская: Александр, у старшего брата – назовем это так – олимпиады, у конкурса "Моя страна – моя Россия" уже есть статус, уже есть опыт, и есть друзья, помощники и коллеги, я бы так назвала, соратники. Это и бизнес-сообщество, это и министерство, образование, и другие структуры. А что есть у олимпиады? Какой ресурс? Кто будет поддерживать? Продолжение проектов какое?

Александр Ширяев: У очень многих педагогов, даже из проекта "Моя страна — моя Россия", появилось желание, они откликнулись. Несмотря на то, что в этом году проект экспериментальный, Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало этот проект. И очень много экспертов откликнулись совершенно безвозмездно помочь проекту двинуться дальше. Все видят в нем перспективы, видят то, что это важно и нужно.

Ангелина Грохольская: Это формирует гражданскую активность школьников, как вы думаете?

Александр Ширяев: Конечно. В том-то и дело, что многие ребята очень хотят многое изменить. Но ты порыпался-порыпался – все, руки опускаются.

Ангелина Грохольская: "Ну, и ладно".

Александр Ширяев: И говорят: "Вот, у нас молодежь неактивна". Молодежь изначально активна, они хотят сделать все лучше, хотят сделать все чище, красивее. Но очень часто у них не получается, и они опускают руки. Тут есть возможность как раз сделать. Если у ребят получается сделать какой-то проект, то тут же другие ребята начинают делать подобные проекты, видя, что у кого-то получилось. Это очень важно.

Ангелина Грохольская: Во всех ли регионах стартует олимпиада, или вы попробуете сначала, может быть, на Рязанской области?

Александр Ширяев: Конечно, Рязанской области мы уделяем особое внимание, потому что мы там находимся, и там много у нас участников. Но участвуют регионы со всей страны, это онлайн. Сейчас есть сайт, где они могут зарегистрировать проект, подать заявку. Совершенно все бесплатно.

Сейчас мы будем проводить лагерь вместе с Министерством образования Российской Федерации, на базе федерального детского центра "Смена" с 5 по 17 мая. Лучшие ребята, кто подадут проекты, поедут туда, и там будут вместе с экспертами обучаться проектному делу, будут вместе обсуждать проекты, дорабатывать свои проекты, чтобы они стали такими, которые реализуются. Будет выпускаться сборник, куда войдут лучшие проекты, чтобы другие смотрели, как реализовано, что сделано. И равняться на них.

Ангелина Грохольская: Местные власти тех регионов, которые уже высказали желание принять участие в школьной олимпиаде, они поддерживают эту идею? Тем более что есть номинации, направленные на развитие моего города, моего села, даже моего региона.

Александр Ширяев: Конечно. В Рязанской области Правительство очень сильно поддерживает этот проект. И другие области – все заинтересованы. Сейчас человек, который находится у власти, он понимает, что самостоятельно одна власть решить все трудности не сможет. Население должно быть активным. Чтобы взрослое население стало активным, должно быть активным молодое население. Это все перерастает. Если крылья не обрезать в школе ребятам, они потом станут активными, взрослыми, будут реализовывать еще более серьезные и важные проекты.

Ангелина Грохольская: Что бы вы пожелали, может быть, посоветовали руководителям тех образовательных организаций, школ, каких-то некоммерческих объединений, студий, центров развития творчества, которые только начинают проектную деятельность? На что им нужно обратить внимание, что в первую очередь развивать?

Александр Ширяев: Конечно, важно, чтобы проекты исполнялись. Для этого надо смотреть на опыт тех проектов, которые были реализованы, смотреть, почему все получилось, все произошло, чтобы проекты не превращались – как сейчас есть во многом – просто в бумагу. Проект написали ради того, чтобы написать. Проект есть, но никто его и не собирался реализовывать. Проекты должны быть исполняемыми – это самое важное. Он должен задумываться, он должен доводиться до конца.

Есть очень много методик и много методов и литературы по проектам. Тоже очень важно все учитывать. Это своя наука, и у нее есть свои нюансы, моменты, которые нужно учитывать.

Ангелина Грохольская: Александр, спасибо вам огромное за беседу. Я желаю удачи и самому конкурсу, и, естественно, участникам олимпиады. И ждем в нашей студии победителей с интересными проектами.

Александр Ширяев: Обязательно. Спасибо!

Ангелина Грохольская: Спасибо огромное! О первой всероссийской олимпиаде школьных проектов нам рассказал директор некоммерческого центра развития детей и молодежи "Пламенный", руководитель "Объединения педагогических отрядов Рязанской области" Александр Ширяев.