Алексей Мальцев: Одна из важнейших наших задач - подключение социальных бюджетных учреждений к сети Интернет

Павел Давыдов: А можете ли вы представить свою жизнь без Интернета? Ответ на этот вопрос очевиден для многих. Виртуальный мир настолько тесно проник в нашу реальную жизнь, что мы без него не представляем нашей работы, отдыха и, уж тем более, общения с друзьями. Интернет стал нашим помощником фактически во всем: как приготовить суп, наладить контакты с Австралией или Южной Африкой, посмотреть новости или получить удовольствие от просмотра любимого фильма. Однако в России Глобальная сеть сегодня есть не везде. Впрочем, как обещают власти страны, через несколько лет Интернет и качественная связь дойдет даже до отдаленных поселков и деревень. "Ростелеком" сегодня пытается устранить цифровое неравенство в большой стране.

О проекте по устранению цифрового неравенства – в частности, о создании условий для высокоскоростного доступа в Интернет для жителей большой страны – мы поговорим с директором управления проектом устранения цифрового неравенства "Ростелекома" Алексеем Мальцевым. Алексей, здравствуйте.

Алексей Мальцев: Здравствуйте, Павел.

П.Д.: "Дотянуть до каждого" – так мы обозначили тему этой беседы. Как мне кажется, это и есть основной смысл проекта по устранению цифрового неравенства. Я прав?

А.М.: Да, вы абсолютно правы, именно такая задача стоит.

П.Д.: Как давно появился этот проект? И что уже сделано?

А.М.: Проект стартовал фактически в 2013 году. Было издано поручение президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина "Об обеспечении современными видами связи сельских населенных пунктов". Далее были внесены изменения в федеральное законодательство и с "Ростелекомом" заключен так называемый договор об условиях оказания универсальных услуг связи. Одной из такой услуг является услуга предоставления высокоскоростного доступа в Интернет с использованием точки доступа. Каждая такая точка доступа должна быть подключена к сети связи, к волоконно-оптической линии, чтобы гарантировать высокое качество таких услуг и высокие скорости, прежде всего.

П.Д.: И телефония, и Интернет, и телевидение? Правильно я понимаю, весь пакет?

Мы построили порядка 1600 точек доступа. Это на 40% больше, чем предусмотрено контрактом с государством

А.М.: Да, в этой среде доступный огромный спектр услуг, которые сегодня компания "Ростелеком" предоставляет своим абонентам. 10% от всего проекта мы выполнили. Мы построили порядка 1600 точек доступа. Это на 40% больше, чем предусмотрено контрактом с государством, то есть мы опережаем план-график.

П.Д.: Но в рамках большой страны 1600 точек доступа – это много или мало, чтобы было понятно?

А.М.: Общий объем точек доступа, которые мы должны построить, – 14 тысяч. То есть в России 14 тысяч населенных пунктов с численностью населения 250-500 человек. Соответственно, до каждого из таких населенных пунктов мы должны довести оптику и поставить там точку доступа. В 2015 году мы смогли сделать 1600 точек, это наш первый результат. Для того чтобы эти точки доступа заработали, мы проложили 20 тысяч километров оптических линий связи. Работы велись фактически на территории 60 субъектов Российской Федерации. Сейчас они ведутся уже на территории 68 субъектов Российской Федерации. Собственно, вот те результаты, которые мы в прошлом году смогли показать.

П.Д.: Если мы посмотрим на карту большой страны, то какие регионы мы можем выделить, которые не имеют сегодня пока еще точек доступа, но могут рассчитывать на них завтра?

А.М.: Вы знаете, мы стараемся работать, если так можно выразиться, ровным слоем по территории всей страны. Сейчас работы ведутся и на Дальнем Востоке (в Амурской области, например), на Урале (Челябинск), сейчас работы ведутся в Центральном федеральном округе, на Поволжье, на Юге, на Кавказе. То есть мы стараемся организовать работу сразу в масштабах всей страны.

П.Д.: Алексей, а какие сегодня существуют технологии, которые позволяют доставлять Интернет в отдаленные, труднодоступные регионы?

А.М.: Основная технология, с помощью которой мы должны доставлять Интернет, вернее обеспечивать оказание услуг связи, – это, конечно, волоконно-оптические линии связи. Именно так государство поставило перед нами задачу и закрепило это и в нормативно-правовых актах, и в контракте. Есть отдельные регионы, это прежде всего Крайний Север (и Чукотский автономный округ, и Ямало-Ненецкий автономный округ), где можно организовывать доступ в Интернет с помощью других технологий – радиорелейные линии связи либо спутниковое подключение. Но тут ситуация следующая. По умолчанию мы должны делать оптику везде, и иные технологии – исключение, и они применяются только на основании решений регулятора.

П.Д.: Я нашел информацию, что 80% подрядчиков – это представители малого и среднего бизнеса. А на каких условиях вы их привлекаете? И главное – смогут ли они дальше сотрудничать с "Ростелекомом"?

В прошлом году все подрядчики были привлечены на конкурсных условиях

А.М.: В прошлом году все подрядчики были привлечены на конкурсных условиях. То есть мы действуем в рамках законодательства. Как акционерное общество с государственным участием мы проводили в установленном порядке конкурс подрядчиков и выбирали лучшего из них с точки зрения соотношения цены и качества. На нас работало порядка 230 подрядных организаций на территории всей Российской Федерации, 80% из них – это субъекты малого предпринимательства. Общая численность сотрудников (мы для себя специально посмотрели), занятых на строительных работах, была порядка 7 тысяч человек. То есть вот такой вклад в строительную отрасль "Ростелеком" тоже внес этим проектом. Занятость, тем более в сегодняшних непростых условиях, – наверное, это достаточно важно.

П.Д.: Но вы еще внесли вклад в развитие импортозамещения на территории нашей страны, потому что, насколько я знаю, все оборудование, кабель и другие материалы российского производства. Это так?

А.М.: Да, это так. Это было обязательным условием конкурсной документации, обязательным условием победы в нашем конкурсе – применение прежде всего кабеля и всех остальных номенклатурных позиций исключительно российского производства.

П.Д.: Алексей, а вы сотрудничаете с местными властями, госструктурами в регионах?

А.М.: Обязательно. Нам очень важны заинтересованность и позитивный отклик со стороны как администрации субъектов Российской Федерации, так и муниципального уровня управления. На сегодня мы подписали порядка 30 соглашений о ходе реализации этого проекта с губернаторами соответствующих регионов. Причем эти соглашения трехсторонние, в них в качестве сторон участвуют Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, "Ростелеком" и, соответственно, губернаторы.

С точки зрения местного уровня власти: мероприятия, связанные с открытием точек доступа в населенных пунктах, информационные мероприятия в таких населенных пунктах, где мы гражданам рассказываем о том, что собственно мы им организовали, как они могут этим воспользоваться. Конечно, привлекаем и руководителей муниципалитетов, и глав поселений. И мы с их стороны видим большую заинтересованность, потому что не секрет, что в таких отдаленных населенных пунктах это достаточно серьезное событие в жизни таких небольших сел, деревень.

П.Д.: Просто иногда складывается впечатление, что местные власти еще плохо понимают, насколько перспективны современные технологии. Вы разделяете такую точку зрения?

А.М.: Вы знаете, мне кажется, что текущая ситуация, скажем так, очень сильно стимулирует процесс понимания, если можно так выразиться. Почему? Потому что сейчас, наверное, и органы государственной власти, и компании – все задумались о том, как оптимизировать свои затраты, какие наилучшие решения нужно применять для того, чтобы вписаться в те деньги, которыми располагает государство, например, и решить те же задачи с тем же самым уровнем эффективности. Поэтому, конечно же, мы видим высокую заинтересованность со стороны власти в субъектах Российской Федерации к дополнительным способам использования этой инфраструктуры: это и проекты фото- и видеофиксации правонарушений, это и проекты весогабаритного контроля, это и проекты, связанные с земельным учетом. Масса направлений, они специфичны для каждого региона.

Одна из важнейших наших задач - подключение социальных бюджетных учреждений к сети Интернет

Очень важным моментом здесь является та задача, которую мы сейчас стараемся решать, – подключение социальных бюджетных учреждений к сети Интернет. Мы все знаем, что проекты электронного образования очень активно развиваются в последнее время, и очень активно их развитие поддерживается государством. И здесь все эти новации, с которыми каждый из нас сталкивается в обычной своей жизни, отправляя своего ребенка в школу либо в детский садик, либо приходя в больницу, конечно, должны базироваться на мощной инфраструктуре – волоконно-оптических линиях связи. И тут мы, конечно, хотели бы помочь государству параллельно в рамках этого проекта подключать школы, подключать больницы и фельдшерско-акушерские пункты для того, чтобы эта сеть больше пользы приносила для страны, для населения.

П.Д.: У нас в программе есть такая рубрика "Цифровой формат", где мы представляем разные исследования. Так вот, одна из тем была как раз посвящена доли интернет-пользователей в России. И эта доля не меняется уже последние два года и составляет 70%. По вашим прогнозам, как эта цифра может измениться к 2018 году, когда ваш проект закончится?

А.М.: Вы знаете, трудно сейчас сказать о прогнозах. Я, наверное, хотел бы остановиться на тех фактах, которые мы получили.

Что касается потенциала. Мы понимаем, что сегодня в населенных пунктах с численностью населения 250-500 человек живет 5 миллионов человек, а в населенных пунктах с численностью 500-10000 человек (это те населенные пункты, мимо которых проходят наши линии, и там тоже можно организовывать доступ в Интернет) живет 30 миллионов человек. Это та аудитория, которой собственно мы адресуем наш проект. Это первое.

И второй момент. Что мы увидели по итогам прошлого года? Суммарный входящий трафик по услугам, оказанным с помощью этих 1600 точек доступа, составил 9 терабайт, и мы видим тенденцию его неуклонного роста. То есть граждане пользуются, граждане интересуются, они попадают в Интернет. И сейчас мы в компании организуем ряд мероприятий, направленных на то, чтобы граждане, ознакомившись с возможностями Интернета, попользовавшись услугами с помощью точки доступа, могли получить и проводные подключения непосредственно себе в домохозяйства.

То, что мы предлагаем людям с использованием точек доступа, является услугой связи. А универсальная услуга связи – это та услуга, которая является доступной и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения тарифа. Регулятор в прошлом году принял решение о том, что тариф на доступ в Интернет с использованием точки доступа будет 45 рублей в месяц.

П.Д.: Это для всех без исключения жителей России?

А.М.: Для всех без исключения – 45 рублей в месяц. При этом скорость доступа должна быть 10 мегабит в секунду. Это достаточно беспрецедентный шаг. Это существенно ниже рыночных уровней тарифов.

П.Д.: А за счет чего достигается такой тариф? Государство субсидирует? Фактически оно может это делать.

А.М.: У нас есть контракт, контракт заключен до 2024 года. В рамках контракта напротив наших обязательств дописаны обязательства государства по финансовому обеспечению деятельности по оказанию таких услуг. Соответственно, мы получаем эти деньги из федерального бюджета. И это позволяет нам осуществлять финансирование строительства сетей связи, их содержание, компенсировать соответствующие затраты и оказывать услуги по тому тарифу, который устанавливает государство.

П.Д.: Алесей, а в связи с тем, что "Ростелеком" занимается прокладкой кабеля и созданием инфраструктуры, не получится так, что вы будете монополистом по всей стране и другие провайдеры не смогут использовать ваши сети?

Проблема цифрового неравенства возникла потому, что в обычной рыночной ситуации невыгодно оказывать услуги связи в отдаленных населенных пунктах

А.М.: Проблема цифрового неравенства возникла потому, что в обычной рыночной ситуации невыгодно оказывать услуги связи в таких отдаленных населенных пунктах. Почему невыгодно? Потому что, с одной стороны, требуются существенные инвестиции в инфраструктуру, с другой – эти инвестиции очень сложно купить из-за небольшого количества населения, до которого ты фактически доходишь с сетями связи. И в этой ситуации, наверное, возникновение рынка и конкуренции в естественных условиях достаточно спорно в перспективе. Поэтому эта система универсального обслуживания как раз заточена на то, что "Ростелекому" поставлена государственная задача в рамках контракта, он принял на себя обязательства оказывать там услуги связи, а напротив – финансовое обеспечение этой деятельности для того, чтобы услуга могла стать доступной инфраструктурно и с точки зрения возможности за ней заплатить.

П.Д.: Алексей, а сейчас, позвольте, я задам вопросы от наших телезрителей, которые прислали их через социальные сети, а также на электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru.

Я напоминаю, сегодня у нас в гостях директор управления проектом устранение цифрового неравенства "Ростелекома" Алексей Мальцев. Алексей, вопрос от нашей телезрительницы Екатерины из Мичуринска. Она спрашивает: где она может узнать информацию, когда в ее регионе, в частности в ее деревне, появится Интернет?

А.М.: Эту информацию можно получить несколькими путями. На сайте Федерального агентства связи опубликован договор, а к договору есть перечень населенных пунктов. Соответственно, из этих документов может быть понятно, когда туда придет Интернет в рамках проекта по устранению цифрового неравенства.

Если требуются дополнительные комментарии, более конкретные, более точные с точки зрения конкретных планов "Ростелекома", то нужно обратиться в "Ростелеком": либо по нашим телефонным номерам, которые мы достаточно активно сейчас показываем в рамках рекламы, в рамках других информационных мероприятий; либо в наш офис продаж и обслуживания, где вся необходимая помощь – расскажут, покажут, объяснят.

П.Д.: Наша телезрительница прислала следующее сообщение. Ее сын сейчас служит, находится в воинской части за Уралом. "Часть обычная, не суперсекретная. Нужно было переслать копии документов. Мало того, что в части нет сканера, так они еще и смеялись, когда речь зашла об Интернете. И это в XXI веке!" – возмущается телезрительница. Может, нужно не только прокладывать кабель, но еще и просвещать население? Конечно, вопрос, наверное, не к вам, но тем не менее прокомментировать можете?

А.М.: Да, конечно. У нас есть ряд мероприятий, направленных на проведение информационных разъяснительных кампаний в населенных пунктах непосредственно с участием, конечно же, максимального количества граждан, которые там проживают, – для того, чтобы объяснить и преимущества, и риски, и возможности Интернета, и преимущества его пользования, и то, как можно подключиться к этой сети, и какие дополнительные возможности у граждан появляются, что может еще дополнительно сделать для них "Ростелеком", на каких условиях и так далее. Нам это очень важно, потому что для нас очень важен сейчас в компании клиентский опыт. Мы хотим, чтобы у наших абонентов клиентский опыт был самый позитивный.

П.Д.: Алексей, чтобы поставить многоточие в нашей беседе… Проект по устранению цифрового неравенства "Ростелекома" рассчитан до 2018 года. По вашим ощущениям, успеете?

А.М.: Мы будем очень стараться, потому что проект важен и для нас, и для государства. Наверное, тут как раз хороший пример синергии интересов государства, интересов населения и интересов компании "Ростелеком".

П.Д.: Алексей, большое вам спасибо, что сегодня популярно рассказали, как же дотянуть до каждого Интернет. Спасибо вам.

А.М.: Спасибо большое и вам.

П.Д.: Для некоторой части россиян виртуальный мир и сегодня – скорее мифическая реальность. Но это, как мы видим, вопрос времени, ведь если вы не идете в Интернет, то рано или поздно он придет к вам. У нас в гостях был директор управления проектом устранения цифрового неравенства "Ростелекома" Алексей Мальцев.