Алексей Сапрыкин: Что меня удивило – общее настроение людей. В принципе, по отдельности в каких-то компонентах всё очень плохо, но в целом всё очень хорошо

Гости
Алексей Сапрыкин
путешественник

Павел Давыдов: Десятки электричек, полсотни маленьких русских городов, тысячи километров пути! Чтобы ощутить масштаб, почувствовать огромное пространство и понять, насколько велика наша страна, можно попробовать доехать с запада на восток – например, из Москвы до Владивостока – правда, не на машине или скоростном поезде, а на обычных электричках. Именно так и поступил житель Липецка Алексей Сапрыкин. Алексей сегодня у нас в гостях. Здравствуйте.

Алексей Сапрыкин: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Алексей, ну начну с главного. Как появилась столь необычная идея – изучить географию Большой страны на практике и увидеть красоты нашей Большой страны из окна обычной электрички?

Алексей Сапрыкин: Наверное, много есть патетических версий: посмотреть страну, узнать людей, преодолеть себя. Но у меня более прозаическая. Мне кажется, мне просто нужен был повод для личного выпендрежа, перед собой в первую очередь.

Павел Давыдов: Вот это очень интересно.

Алексей Сапрыкин: Вы знаете, когда в какие-то моменты, когда ты начинаешь думать, что все вокруг тлен, то у тебя есть такая зацепочка: "Ты же проехал на электричке всю страну! А, да, да…" И минут на пять это спасает. Дальше те же мысли накатывают. Так что я думаю, что именно чисто чтобы в каких-то моментах оправдывать себя и выпендриваться перед самим собой.

Павел Давыдов: Алексей, давайте теперь поговорим немного о деталях этой поездки. Как готовились? Покупали ли заранее билеты? Из чего состоял ваш рацион? В конце концов, где спали, ночевали?

Алексей Сапрыкин: Как оказалось, это было одно из главных открытий поездки: на вокзалах, практически везде, даже на небольших станциях есть комната отдыха, где за весьма умеренную плату можно получить весьма скромные условия проживания.

Павел Давыдов: Но надо думать, конечно. Такой экстремальный вид отдыха.

Алексей Сапрыкин: Вот. Но тем не менее он есть. Только один или два раза пришлось спать именно в залах ожидания, но там причины были такие, что вот-вот должна была быть электричка, прямо очень ранняя, а я приехал очень поздно, и поэтому не было смысла тратиться, учитывая, что я себе запланировал бюджет – 30 тысяч рублей. То есть, так или иначе…

Павел Давыдов: И его хватило, этого бюджета?

Алексей Сапрыкин: Нет конечно.

Павел Давыдов: А если не секрет, в какую сумму вылилась такая поездочка?

Алексей Сапрыкин: Ну, если брать полную стоимость, то это 60 тысяч рублей все обошлось. Соответственно, до Владивостока – в общем, в районе 39 957.

Павел Давыдов: Почти билет на самолет. Оно того стоило? Вот скажите сейчас, оборачиваясь назад.

Алексей Сапрыкин: Конечно.

Павел Давыдов: А что оказалось для вас самым ярким впечатлением?

Алексей Сапрыкин: Это скорее не впечатление, а вывод, полученный во время поездки, что самые важные вещи для нас – они с нами, когда у нас ничего нет.

Павел Давыдов: Вот это уже такая глубокая философия. А как вы к этому пришли? И какие факторы вас подтолкнули к этой мысли?

Алексей Сапрыкин: Ну, в первую очередь, когда я поехал, у меня практически ничего не было. А то, что было, чем я более или менее дорожил, оно на второй день по загадочным обстоятельствам вышло из строя. У меня остался только телефон, камера и ноутбук.

Павел Давыдов: А вообще вам не было страшно от такого путешествия? Все-таки вы в одиночестве, далеко от дома, некому помочь.

Алексей Сапрыкин: Ну, это естественное, по-моему, ощущение человека – ощущение страха перед таким путешествием. Но как-то не то чтобы я привык, а оно улетучилось скорее, когда я начал знакомиться с людьми. Агрессии вообще не было ни единый раз. Даже когда я начинал разговаривать с людьми, с какими-то вопросами к ним обращался, и было видно, что не кстати я это делаю – тем не менее все отвечали и помогали по мере возможностей.

Павел Давыдов: Ну, говорят же, что самое главное достояние любой страны – это люди. Давайте о попутчиках мы и поговорим, тем более что и эту тему мы так же обозначили. Кто попадался на пути? Какие люди? Чья история впечатлила? Кто помог? Как реагировали?

Алексей Сапрыкин: Да абсолютно разные люди попадались. Вообще изначально, когда я выехал, конечно, я еще находился в каком-то московском коконе, в котором ты садишься, едешь, думаешь о чем-то своем. Но когда ты день так едешь, два, три, на четвертый уже хочется с кем-то начать разговаривать, потому что начинаешь (не знаю, насколько это уместно сказать) потихоньку сходить с ума.

Очень много людей шло на контакт из-за того, что у меня была камера GoPro и я периодически что-то снимал. И обычно разговор начинался: "А что это у вас?" – "Вот это камера, я снимаю". – "А зачем?" Я говорю: "Ну, вот так и так. Еду из Москвы до Владивостока на электричках". И все! То есть мы открыли ящик Пандоры, разговор уже дальше завязывался сам собой. Но первый вопрос, конечно: "А что-то случилось?" Я говорю: "Да нет, просто вот так".

Павел Давыдов: Но познакомились вы, наверное, не с одним десятком людей. А чья-то история вас впечатлила?

Алексей Сапрыкин: Знаете, когда люди рассказывают о каких-то своих проблемах, ты начинаешь понимать, что твои проблемы – это какие-то мелочь.

Павел Давыдов: Вот я об этом и говорю.

Алексей Сапрыкин: Конечно, это немного слишком цинично прозвучит, но если хочешь, чтобы тебе стало легче, надо узнать, что у кого-то дела еще хуже.

Павел Давыдов: Ну, это правда жизни. Что тут говорить?

Алексей Сапрыкин: Да. И зачастую со многими людьми, с которыми я разговаривал, так и происходило. Они мне рассказывали о своих проблемах, и я думал: "Господи…"

Павел Давыдов: Все остальные проблемы.

Алексей Сапрыкин: Ну и единственное, что меня удивило – общее настроение людей, что, в принципе, по отдельности в каких-то компонентах все очень плохо, но в целом все очень хорошо.

Павел Давыдов: Алексей, скажите, а какой участок пути оказался самым экстремальным и сложным?

Алексей Сапрыкин: Ну, пожалуй, Забайкальский край. Да, Забайкальский край. Амурскую область я как-то очень быстро проскочил. Ну, там был экстрим, во-первых, из-за того, что чем дальше на восток, тем реже ходят электрички. То есть, например, если сразу за Уралом, до Урала я мог за день на трех электричках проехать и преодолеть большое расстояние, то в Забайкалье ты просто едешь на одной электричке, приезжаешь и ждешь следующую, которая на следующий день. То есть путь замедлился. И кроме того, почему мне казалось экстремальным? Я как раз почитал впечатления коллег из "Комсомольской правды"…

Павел Давыдов: Мы расскажем, что они проделали ровно такой же путь, но несколько месяцев до вас, да?

Алексей Сапрыкин: Да. Они как раз ехали зимой. Безусловно, условия, возможно, были экстремальнее. Но они как-то сгустили краски в своих отчетах. Они описали Забайкалье как какую-то такую маленькую модель ада на земле. То есть я…

Павел Давыдов: И вы ожидали его, да?

Алексей Сапрыкин: Ну да. Я сидел в Улан-Удэ, это было…

Павел Давыдов: Вот где ад-то находится! Теперь мы знаем.

Алексей Сапрыкин: Последняя станция перед Забайкальем. Я всерьез думал: "Наверное, хватит. Может быть, не ехать?" Но потом как-то: "Ты чего, парень? Да ты же почти доехал!" Махнул рукой и поехал. Ничего подобного не произошло. Наоборот, очень отзывчивый. Может быть, немножко – какое бы прилагательное употребить? – диковатые люди, может быть, немного, но от этого не менее добрые.

Павел Давыдов: Проделав такой достаточно огромный путь, вы можете утверждать, что электрички в Большой стране ходят по утвержденному существующему расписанию?

Алексей Сапрыкин: Да, абсолютно.

Павел Давыдов: Это однозначно?

Алексей Сапрыкин: Только один раз из-за ремонта была отменена, а остальное все – секунда в секунду.

Павел Давыдов: Вы как-то готовились, смотрели карты? Расскажите об этом.

Алексей Сапрыкин: Да, я прописал весь маршрут. Ну, будем откровенны – кое-где просто нет электрического сообщения пригородного.

Павел Давыдов: Это все прекрасно понимают, поэтому и возникает вопрос: как же вам удалось?

Алексей Сапрыкин: Ну, тут уж пришлось немножко сжульничать. Я преодолевал какую-то часть на поездах. Ну, там было вплоть до того, что одну станцию я ехал на поезде. Я заходил в плацкарт, начинал знакомиться с людьми и где-то в середине знакомства говорил "до свидания" и уходил из плацкарта. Ну, один раз пришлось вместе с дальнобойщиком, один раз на автобусе.

Павел Давыдов: А можно я вас спрошу о психологическом факторе? Как сильно менялось ваше настроение по пути следования, скажем, от Москвы и в глубинку?

Алексей Сапрыкин: Сначала страх от неопределенности. Потом восторг от того, что ты то делаешь. Потом, знаете, ощущение того, что ты хозяин электрички.

Павел Давыдов: Вы знаете, хороший термин. "Я – хозяин электрички". Мне кажется, вас можно так назвать.

Алексей Сапрыкин: Как первый человек, который вошел в купе, он хозяин купе, так и я был хозяином электрички. То есть я знаю, где не дует. Я знаю, где туалет. И я, в принципе, как-то по-хозяйски себя чувствую. Потом наступила усталость. Потом был какой-то промежуток… ну, не назвать это депрессией. Ну, скорее, опустошение, потому что я еду уже 19 дней, и мне надо ехать еще не столько же, допустим, а еще 6 дней. "Ну, сколько можно?" И потом это, как и у спортсменов на финишной прямой, сменилось очередным приступом восторга от того, что уже финиш.

Павел Давыдов: Алексей, большое вам спасибо за этот уникальный опыт. Уверен, что нашим телезрителям он пригодится. Может быть, кто-то даже решится повторить ваш непростой, но очень красивый и интересный путь – оказаться со всей большой Россией в одной электричке. И теперь мы поняли благодаря вам, кто такой хозяин электрички. Это вы.

Алексей Сапрыкин: Спасибо за новый титул.

Павел Давыдов: Спасибо и вам. У нас в гостях был житель Липецка Алексей Сапрыкин, который проехал на электричках от Москвы до самых до окраин – до Владивостока.