Алексей Сидоренко: Необходимо думать о том, кто будет воспринимать конечный информационный продукт

Гости
Алексей Сидоренко
руководитель проекта «Теплица социальных технологий»

Павел Давыдов: Гражданские технологии, общественные платформы, социальные IT-программы… Высокие технологии приходят в некоммерческий сектор, представители которого порой не готовы еще жить и работать в стиле "хай-тек". Попробуем исправить положение дел в нашей рубрике "Школа гражданина". Я напомню, это совместный проект "Большой страны" и программы развития сотрудников некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0".

Рад представить вам Алексея Сидоренко, руководителя проекта "Теплица социальных технологий". Алексей, здравствуйте.

Алексей Сидоренко: Здравствуйте.

П.Д.: Итак, в этой рубрике, я напомню, мы меняемся ролями. Вы – главный, ведущий в "Школе гражданина". А я сегодня буду представлять НКО, причем сотрудники которого пытаются внедрить новые технологии в свою работу, но не знают, с чего начать и как поступать в такой ситуации. Надеюсь, вы нам поможете.

А.С.: Собственно, что важно знать, когда вы пытаетесь внедрить новые технологии? Прежде всего вы должны понять, для чего вы это делаете. И очень часто мы встречаем такую ситуацию, когда организация говорит: "Мы хотим мобильное приложение". И это немножко напоминает такое желание иметь красивый красный спортивный автомобиль в период кризиса среднего возраста. Хочется – и всё! Хотим именно красный, кабриолет, зимой – неважно.

П.Д.: Позвольте сразу уточню. Ferrari, например, если мы говорим об этом виде спортивного автомобиля, очень дорогой. Получается, что и мобильные приложения настолько дорогие?

А.С.: Да, оно действительно, как правило, является дорогим, не соответствует реалиям и не выполняет свои функции, потому что изначально функции не закладываются. И единственная функция – репрезентативная, просто чтобы такое приложение иметь. Нужно поставить себе вопрос: чего нам нужно достичь? И здесь есть различные жанры технологий. Мы прежде всего говорим о так называемом жанре сетевого представительства – того, что люди публикуют в Сети.

Это могут быть, например, максимально простые сайты, которые посвящены определенной проблеме, и их основная функция – привлечь к этой проблеме. Как правило, в довесок к ним создаются красивые и эффектные видео. Сами эти страницы предполагают богатое визуальное содержание и, что очень важно, кнопку "призыв к действию": подписание петиции, подписка на рассылку или, например, для благотворительных фондов это переход к форме пожертвования.

П.Д.: Вроде простые и понятные слова – "мобильное приложение". Но, наверное, не так все просто.

А.С.: Мобильное приложение вам нужно в трех случаях. Во-первых, когда вам нужен офлайн-функционал, то есть та ситуация, когда, например, нет прямого подключения к интернету. Второй случай – когда нужна очень быстрая работа этого приложения. Третий случай – когда мы видим непосредственно, что приложение необходимо, когда нужно его использовать, например, для изменения человеческого поведения. Например, приложение, чтобы бросить курить.

П.Д.: Как интересно.

А.С.: Многие организации, борющиеся с раком, будут использовать именно мобильное приложение. Это такой браслет, который бьет вас током, небольшим зарядом, если вы вдруг тянетесь к пачке сигарет, а вы, например, себе запланировали, что вы не хотите тянуться к пачке сигарет. В общем, получаете такой небольшой стимул.

П.Д.: Ничего себе стимул!

А.С.: Это уже еще более высокие технологии. Но на самом деле с помощью мобильных приложений, с помощью игровых методов, так называемой геймификации, можно наиболее эффективно именно работать с какими-то вещами, когда нужно изменить поведение человека. И для многих организаций это присутствует.

Но есть также целый ряд других задач, которые позволяют решать другие технологии. Например, когда вам нужно протестировать какую-то идею, то вам лучше всего подойдет чат-бот. Чат-бот – это тоже мобильное приложение, живущее в рамках одного мессенджера.

П.Д.: Давайте сейчас поясним для той группы наших телезрителей, которые не в курсе, что это такое.

Messenger (от английского – "курьер" или "связной") – это программа для мгновенного обмена сообщениями. Люди могут общаться в режиме реального времени, находясь при этом за сотни тысяч километров друг от друга.
Чат-бот – виртуальный собеседник. Это программа внутри мессенджера. Она решает разные задачи – от поиска авиабилетов до управления командами разработчиков.

П.Д.: Продолжаем. Краудсорсинговые платформы.

А.С.: Краудсорсинговые платформы нужны тогда, когда некоммерческая организация встречается с каким-то "бутылочным горлышком" в своей производительности – есть какой-то объем задач, который в рамках существующего бюджета некоммерческой организации просто нельзя выполнить одному человеку. Тогда приходят на помощь люди, которые те же задачи, маленькие задачи, разделенные специально и сознательно, чтобы их было легко выполнять, могут делать за какие-то награды, иногда совершенно виртуальные.

П.Д.: Алексей, продолжаем диалог на непростую, но очень интересную тему: "Хай-тек и общественные организации". С одной стороны, несовместимые вещи, а с другой – одно внедряется в другое. Но прежде чем мы продолжим… Виртуальная реальность настолько сейчас поглощает нас все больше и больше, и в ней необходимо разобраться. Но для того, чтобы понять все это, необходимо знать эти детали. Давайте об этих деталях и продолжим разговор.

А.С.: Важный инструмент, который сейчас активно осваивают прежде всего экологические организации – это виртуальная или дополненная реальность, это "панорама 360". Это чрезвычайно важно, когда люди не видят какой-то проблемы. Они не видят, как тают снега и ледники в Арктике, они не видят каких-то вещей, как живут в дикой природе животные. И именно подобные инструменты действительно помогают совершенно любому человеку, а особенно детям, войти в эту ситуацию, которая для них не свойственная, на совершенно новом чувственном уровне.

П.Д.: Алексей, но важно не только разобраться, но и сделать выбор, а это, мне кажется, уж очень сложно.

А.С.: Как выбрать то или иное решение? Я считаю, что нужно подойти и посмотреть, задать себе три вопроса. Во-первых, какова действительно ваша функция, что вы хотите? Быстро протестировать идею, привлечь внимание к общественной проблеме, изменить поведение человека или возбудить чувство эмпатии и сопереживания? Второй вопрос – вам нужно подумать о целевой аудитории. Потому что представьте себе, что вы пытаетесь показать виртуальную реальность человеку, у которого обычный мобильный телефон – просто ограничение на уровне устройства. Вы, например, делаете проект для аудитории, которая просто не может читать. Например, пожилая аудитория, трудности с чтением – вы не будете делать какие-то наполненные текстом вещи. И наверное, тоже мобильное приложение едва ли вам подойдет.

П.Д.: Давайте сейчас поясним для той группы наших телезрителей, которые не в курсе, что это такое.

Мобильное приложение – это программа, установленная на мобильном телефоне, смартфоне или планшете. Она обладает определенным функционалом и позволяет выполнять различные действия: совершать покупки, заказывать билеты, играть и многое другое.

А.С.: Всегда необходимо думать о том, кто будет воспринимать конечный информационный продукт. Без этого понимания просто ничего делать не имеет смысла.

П.Д.: И отсюда – уровень образования и владения техникой, да?

А.С.: Собственно образование. Могут ли люди прочитать, понимают ли они ваш язык? Для этого многие разработчики используют важный принцип: "Ничего для нас без нас". То есть всегда тестирование любого приложения, любого решения, направленного на решение общественных проблем, происходит непосредственно с целевой аудиторией. Еще важный момент – это то, что называется "информационная экосистема".

П.Д.: Как сложно звучит!

А.С.: "Экосистема" – это такое понятие из концепции системного анализа. Оно говорит о том, что нам нужно понять, откуда человек получает новости, информацию. Безусловно, у большинства наших сограждан до недавнего времени это было телевидение. Пару лет назад новости в Интернете вдруг стали по популярности опережать. Но так или иначе многие до сих пор слушают только радио, читают только бумажные газеты или читают кроссворды. Может быть, их информационная система замкнута на том, что они…

П.Д.: Разгадывать ребусы, например. То есть и к таким пользователям нужно иметь определенный подход, и для них создавать какую-то платформу?

А.С.: Да.

П.Д.: Алексей, что еще необходимо нам знать о сегодняшних технологиях?

А.С.: Очень важно разрабатывать ваше приложение или сайт не больше трех месяцев, а потом быстро публиковать так называемые апдейты, обновления ваших программ, потому что только так вы можете собирать важную обратную связь от ваших пользователей и от целевой аудитории. Поэтому нужно ориентироваться на более дешевые решения, на более доступные решения и те решения, которые могут, по крайней мере, помочь протестировать идею быстрее, чем какой-то такой долгий процесс разработки.

П.Д.: Но тем не менее хотелось бы уточнить, ведь когда мы начинаем любой новый проект, мы сталкиваемся с ошибками. Как быть в такой ситуации? Если возникла проблема, бросить и начать заново или доработать все-таки и использовать еще какой-то срок?

А.С.: У нас бывают различные ошибки. Провал, так же как и в науке, не является отсутствием результата, он сам по себе является результатом, потому что наука решила многие проблемы человечества. И я считаю, что некоммерческие организации тоже по-своему ученые, а их приложения, IT-инструменты являются их микроскопами, колбами…

П.Д.: Основным рабочим инструментом.

А.С.: Вот именно.

П.Д.: Алексей, ну что, время подводить итоги. Некоммерческий сектор и новые технологии. Информации было сказано много. Общественники должны действовать, создавать и не бояться новых современных моделей, правильно я понимаю?

А.С.: Именно так. Прежде всего, нужно помнить, для чего вам то или иное решение. Второе, что вам нужно помнить, – для кого вы это делаете, и хорошо понимать конечного пользователя. И наконец, третье – понимать, что у вас не так много денег. Отгружайте быстро, обновляйте быстро и учитесь на своих ошибках.

П.Д.: Алексей, большое вам спасибо. Главное, что вы объяснили, что не так это все сложно, и новые технологии расширяют возможности общественных организаций. Но главное, чтобы не получилось, как в том анекдоте, когда ремонт хотели сделать в стиле "хай-тек", а получилось "хай так". Спасибо вам большое.

А.С.: Спасибо.

П.Д.: У нас в гостях был Алексей Сидоренко, руководитель проекта "Теплица социальных технологий".

Дорогие телезрители, мы ждем ваши предложения и пожелания, какую тему еще затронуть в "Школе гражданина". Я напомню, эта рубрика выходит каждый вторник. Присылайте ваши предложения на адрес электронной почты: bs@ptvr.ru.