Анастасия Лазибная: Некоммерческие организации, являясь хорошей альтернативой госучреждениям, практически не на слуху

Гости
Анастасия Лазибная
основатель проекта Baba-deda.ru (г. Санкт-Петербург)

Ангелина Грохольская: К нам в программу приходят десятки писем от пожилых людей. Почти все они начинаются одинаково – с просьбой о помощи. И проблемы-то у всех похожие: мизерные пенсии, дорогие лекарства, очереди в поликлиниках и одиночество. Кто должен решать эти проблемы, и какие социальные услуги можно получить не только в государственной, но и некоммерческой организации? На эти вопросы ответят эксперты "Школы гражданина". Сегодня занятие проведет Анастасия Лазибная, директор интернет-сайта "Баба-Деда". Анастасия, здравствуйте.

Анастасия Лазибная: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Также я хочу поприветствовать гостей нашей студии. Я вас всех обязательно сегодня представлю, потому что очень надеюсь, что у нас с вами состоится живой разговор, и, самое главное, очень полезный для наших телезрителей. Здравствуйте.

Настя, я хочу начать с вопроса о вашем сайте. Я так понимаю, что это некий агрегатор социальных услуг, которые оказывают организации. А какие: государственные или некоммерческие?

Анастасия Лазибная: Самые разные. Когда мы начинали делать наш портал, мы поняли, что есть большая проблема: люди не знают, куда идти, когда выходят на пенсию. У них образуется огромное количество свободного времени, у них образуются какие-то свои желания, как себя можно задействовать в жизни. И человек остается перед выбором, куда идти, и не понимает, куда. Мы стали собирать информацию со всех городов России в одном месте. При этом мы сразу втолкнулись с тем, что найти информацию очень и очень сложно.

Ангелина Грохольская: Я так понимаю, что найти информацию сложно не только о некоммерческой организации, но и о государственных. У нас сегодня есть представитель именно такого органа, института, руководитель Ленинского комплексного центра социального обслуживания Игорь Вячеславович Мамонкин. Игорь Вячеславович, здравствуйте. Я так понимаю, что проблема незнания наших граждан, особенно людей пожилого возраста, она касается не только НКО организаций, но и государственных учреждений. Вроде есть центр социального обслуживания, а чем там занимаются, какие услуги оказывают, никто не знает.

Игорь Мамонкин: Думаю, что это, наверное, допустимая проблема, но не в нашем случае. Ведется достаточно широкая информационная работа. Это и средства массовой информации, и непосредственно контакты. В ряде районов, в частности в нашем, мы даже берем списки и позваниваем, поздравляем с днем рождения наших пожилых граждан, выходящих на пенсию, и информируем их о том, что…

Ангелина Грохольская: Я сразу хочу спросить от имени наших пожилых зрителей: а как в этот самый список попасть? Ведь не все автоматически, выходя на пенсию, попадают в некий реестр обслуживания государственным комплексом.

Игорь Мамонкин: Я не могу сказать за все регионы.

Ангелина Грохольская: Вы на примере своего региона, естественно.

Игорь Мамонкин: Да. На примере Московской области могу сказать, что в каждом районе присутствуют территориальные органы власти. В любом случае, по достижении пенсионного возраста данная информация поступает в Управление социальной защиты.

Ангелина Грохольская: И оттуда автоматически к вам, да?

Игорь Мамонкин: Да.

Ангелина Грохольская: Я к тому, что не надо самостоятельно ножками приходить в государственный центр соцобслуживания, и вставать в какую-то очередь для того, чтобы получить услуги. Или нужно все-таки?

Игорь Мамонкин: Действующая законодательная база предполагает под собой заявительный характер.

Ангелина Грохольская: Все-таки нужно прийти?

Игорь Мамонкин: Да, заявительный характер. Просто в ряде случаев, когда мы понимаем, что не все знают о нас, мы переключаемся, скажем так, на выявительный характер.

Ангелина Грохольская: Это для молодых пенсионеров. А для тех, кому уже за 70, для них, мне кажется, сайты государственной, некоммерческой организации – это бесполезное.

Анастасия Лазибная: Я бы вообще хотела прокомментировать. На самом деле, нас сейчас смотрит огромная аудитория, и сразу нужно сказать, что информированность как о государственных учреждениях, так и о некоммерческих организациях крайне низка в стране.

Ангелина Грохольская: Очень низкая, согласна.

Анастасия Лазибная: Но, например, по сравнению с социальными учреждениями города, которые хотя бы как-то знают из средств массовой информации, некоммерческие организации, являясь хорошей альтернативой госучреждениям, практически не на слуху.

Ангелина Грохольская: Мы привыкли за помощью к государству обращаться, а не к общественным организациям.

Анастасия Лазибная: Я даже смотрела статистику сегодня утром, когда готовилась к передаче. У нас каждый второй человек в стране в принципе не знает, что такое некоммерческая организация. А при этом очень важно понимать, что они точно также помогают людям и материально, они могут помочь какими-то товарами, опять же, продуктовыми, может быть, какими-то корзинами, так и услугами, и так вовлечь людей в какие-то интересные программы, в том числе досуговые. И когда человек приходит, например, в государственное учреждение, очень часто его может ждать там какая-то очередь, часто на полгода вперед.

Ангелина Грохольская: Опять же, все-таки есть заявительный принцип. Сейчас Игорь Вячеславович об этом сказал. Некоммерческие организации, наверное, тем и отличаются, что они не ждут, пока к ним придут, а они приходят сами, как это делает, например, Николай Романенко, о котором знают не только в Тверской области и городе Торжок, а и уже во всей большой стране. Николай Романенко, директор "Тверского регионального общественного движения гражданских инициатив "Доброе дело". Когда я говорю про Николая, мне говорят: "А, это тот, который дрова бабушкам и дедушкам привозит?". Да, это тот самый. Коля, о вашем проекте мы уже знаем, но сейчас в двух словах: как ваши услуги могут получить? Вы ждете, пока бабушки с дедушками к вам позвонят, или каким-то другим образом делаете свою работу?

Николай Романенко: Мы начинали эту акцию с дровами, мы обратились к главам поселений, которые находятся в деревнях, и в комплексный центр социальной защиты населения. И попросили списки тех нуждающихся, с кем они работают. Но через год мы увидели такую проблему, что не все бабушки находятся на обслуживании в соцзащите. Мы не ждем заявление, мы смотрим на конкретную проблему, решаем ее по мере необходимости.

Ангелина Грохольская: Я хочу еще попросить привести пример, как работает еще одна некоммерческая организация. Екатерина Метлева, руководитель благотворительных программ "Православной службы помощи "Милосердие". За какими услугами к вам могут обратиться люди пожилого возраста?

Екатерина Метлева: На самом деле, у нас очень большая служба. Общая служба "Милосердие" объединяет 26 социальных проектов, и почти четверть из них, так или иначе, занимается помощью именно пожилым. У нас есть как добровольческая служба, которая помогает людям на дому. Сейчас у нас более 200 постов, куда ходят наши добровольцы, помогают пожилым людям, оказывают разные виды услуг, начиная от того, что поменять лампочку, приготовить еду несколько раз в неделю, помочь помыть, если нужна помощь родственникам, и так далее.

Также пожилые могут к нам обратиться за средствами гигиены в нашу патронажную службу, могут взять в бесплатную аренду средства реабилитации. Но это, скорее, как раз относится к родственникам тяжело больных. Мы сейчас говорим о том, что "пожилые, пожилые", но, на самом деле, когда пожилой человек является инвалидом, и в тяжелом состоянии после операции или какой-то болезни, он не может ничего. И в этой ситуации нужна именно помощь родственникам и семьям. В том числе у нас есть отдельное направление, в котором мы занимаемся помощью таким семьям. Мы сейчас разрабатываем брошюру по уходу за тяжело больными людьми, чтобы человек, который оказывается в такой ситуации, мог, так или иначе, оказывать помощь правильно, потому что если это делать неправильно, то можно навредить не только тяжело больному, но и себе в том числе.

Ангелина Грохольская: Мне кажется, у общественников сейчас как-то больше услуг. Не хочу никого обижать.

Анастасия Лазибная: Много. На самом деле, это здорово. Главное, чтобы люди понимали, как найти некоммерческую организацию.

Ангелина Грохольская: Это самое главное. Давайте тогда рассказывать, как найти некоммерческую организацию.

Анастасия Лазибная: Конечно, я понимаю, что людям старшего возраста, может быть, сложнее с интернетом, но самое простое – это выйти в интернет, и в "Яндексе" в поисковой системе набрать "некоммерческая организация". Если вам самим сложно – попросите детей, внуков, можно прийти в любую библиотеку, в которых сейчас есть интернет и есть компьютеры, и они вам помогут. Дальше вы увидите, как много некоммерческих организаций есть в вашем городе. Вам важно выбрать правильную. Как это сделать?

Нужно, во-первых, понять, что вы хотите: вы хотите материальную помощь, или вы хотите услуги, или вы хотите применить себя в жизни, например, стать волонтером. Вы смотрите, чем занимается некоммерческая организация. Очень важно, чтобы на ее сайте сразу было максимум информации, потому что каждая некоммерческая организация, которая существует давно и долго, обязана быть максимально прозрачной, иначе она не получит государственную поддержку в виде госгрантов. Поэтому если вы видите, что вам открылся какой-то сайт, на каком минимум информации, но написано "некоммерческая организация", туда ходить не надо, лучше выбрать другую.

Дальше вы смотрите, действительно ли там проходят какие-то мероприятия, которые вам интересны. Если нет – наверное, нужно поискать какой-то другой вариант. Их очень много в вашем городе, вы просто о них пока не знаете.

Ангелина Грохольская: У нас есть менеджер по коммуникациям проекта "Душевный Bazar" – это Марина Ефремова. Мне кажется, про коммуникации, про то, как найти, где искать, и что должно быть, Марина знает даже больше, чем все мы все вместе взятые.

Марина Ефремова: Ситуация следующая. Действительно, поколение до 40 интернетом пользуется виртуозно, поколение 18+ пользуется гаджетами лучше, чем компьютером, и для них представляется совершенно другая инфраструктура. Для них нет проблемы найти конкретное НКО, для них нет проблемы выяснить, насколько правильно и правдиво все это работает. Для поколения 50+ есть некий стереотип, что некоммерческая организация – это вранье, это обман, это мошенничество, и я туда не пойду, и мало ли что там случится. В этой ситуации, наверное, следует уметь правильно проверять некоммерческие организации.

Вы очень правильно говорите о том, что можно зайти в интернет, вбить название города и так далее. Безусловно. Но есть некие сайты-агрегаторы.

Ангелина Грохольская: Например, "Баба-Деда" – наш пример.

Сергей Ефремов: Есть ваш сайт, есть сайт а-ля "Добро Mail.Ru", где можно сразу выбрать организацию по конкретным направлениям.

Сейчас краудфандинговые платформы перешли на систему.

Ангелина Грохольская: Ух, сейчас наши зрители, которым за 60, говорят: "Все! Что это? О чем они? Какие краудфандинговые платформы, какие агрегаторы? В газете в местной должны написать журналисты, что в нашем городе есть такая организация".

У нас есть Центр социального обслуживания. Я хочу спросить Игоря Вячеславовича: а центры социального обслуживания работают с некоммерческими организациями? У вас есть информация? К вам бабушка пришла за какой-то услугой, вы не можете ее по каким-то причинам оказать в данный момент, но вы можете ее отослать к общественникам? Или нет, у вас нет такой взаимосвязи?

Игорь Мамонкин: По большому счету, у нас на территории есть некоммерческая организация. Мы совместно работаем. И действительно, есть ряд пересечений, но, в принципе, нам не это не мешает оказывать услуги.

Хочу сказать ремарку. А почему бабушкам не обратиться в управление социальной защиты, в администрацию района? Органы власти владеют информацией, они подскажут обязательно.

Ангелина Грохольская: То есть у них тоже есть такая информация?

Игорь Мамонкин: Конечно, они располагают полной информацией. Если человек находится в какой-то трудной жизненной ситуацией, он всегда может обратиться в любой орган исполнительной власти, который поможет и подскажет.

Ангелина Грохольская: Я вам сейчас расскажу, как я обращалась, готовясь к нашей с вами сегодняшней встречи, в Департамент социальной защиты населения города Москвы. Казалось бы, столица нашей родины, все должно быть уж прямо на уровне, показательно. Мы хотели найти какую-то некоммерческую организацию, которая входит в реестр поставщиков социальных услуг. Мы нашли реестр, но как мы дозванивались до департамента, как нас отсылали, отправляли пресс-службы. Нет никакого номера. Есть какой-то единый номер правительства Москвы, где ничего не могут ответить. Это кошмар! В итоге, в реестре есть те организации, которые два года уже не работают, но почему-то являются поставщиками услуг. Но это частный случай, это просто мой конкретный пример, что называется, из жизни.

Анастасия Лазибная: Я, наверное, очень сильно сейчас рискую сказать, что некоммерческие организации к народу ближе, но по ощущениям это правда так, потому что дойти ногами, отстоять очередь, пообщаться с чиновниками иногда сложнее. Да, я знаю, что вам это, может быть, не нравится сейчас, что я говорю, но очень часто некоммерческие организации, правда, быстрее, дружелюбнее.

Игорь Мамонкин: Мне это не "не нравится", просто это не соответствует истине. Вы можете говорить про какие-то другие регионы, но это не касается Московской области.

Анастасия Лазибная: Возможно. Наверное, в Москве и Московской области ситуация, конечно, лучше.

Ангелина Грохольская: Поэтому я бы хотела сейчас призвать региональные власти последовать примеру конкретного Ленинского центра соцобслуживания. Я знаю, что вы даже с волонтерами работаете.

Игорь Мамонкин: Мы не только с волонтерами работаем. Мы работаем с общественными организациями достаточно плотно, мы поводим встречи. Мы работаем с населением всеми возможными и невозможными способами для того, чтобы донести информацию о социальной защите. Поэтому я удивляюсь.

Ангелина Грохольская: Это сейчас не адресный посыл.

Анастасия Лазибная: Вы говорите о том, как это должно быть в идеальном мире.

Игорь Мамонкин: Это есть.

Ангелина Грохольская: У нас есть пример Тверской области, Торжка, где этого нет.

Анастасия Лазибная: Просто если бы везде было, как у вас…

Игорь Мамонкин: Зайдите на сайт министерства. Все прозрачно, все видно. Найти сможет даже пенсионер.

Ангелина Грохольская: Уже завершая нашу беседу, все-таки давайте подводить некое резюме.

Анастасия Лазибная: Очень важно понять, что человек может найти себя различными способами. Некоммерческая организация может помочь ему, если ему нужна материальная помощь, но это не все. Она также может помочь человеку найти себя как волонтеру, например. Он может стать частью некоммерческой организации, помогать другим. Это очень важно для людей, которые хотят приносить пользу. И также человек может найти то НКО, которое участвует в программе малых грантов, получить малый грант, и начать что-то свое, некое полезное дело. Это очень важно, об этом редко кто знает у нас в стране, но это есть.

Ангелина Грохольская: Это есть, и этим надо пользоваться.

В завершение, может быть, есть что сказать нашим начинающим, скажем так, бизнесменам? У нас есть студенты школы бизнеса. Ребята, вы готовы включиться в работу, допустим, оказывать какие-то услуги для своих бабушек и дедушек?

Алена: Меня зовут Алена, я студентка Высшей школы бизнеса. И с точки зрения волонтерства хотелось бы пояснить. Я была волонтером сама на "Душевном Bazar'е", и в этой ситуации интересно, как будет это происходить с точки зрения пенсионеров, потому что, например, они не воспринимают отчасти волонтеров, для них это какие-то люди, которые к ним подходят, что-то от них хотят. Процесс доверия здесь минимален, так же, как и обращение к каким-то службам. Им кажется, что им откажут, куда-то отправят. То есть как в этой ситуации пенсионерам разъяснить, что помощники, волонтеры и другие организации смогут им действительно помочь?

Игорь Мамонкин: Я могу прокомментировать. В Московской области в каждом центре социального обслуживания "на ура" примут волонтеров, зарегистрируют вас специально в реестр, и мы дадим необходимые разъяснения о том, как работать, мы вас научим, как работать, и подскажем, как общаться с бабушками. Приходите к нам.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое. Я думаю, мы нашли друг друга. Я очень надеюсь, что вы сейчас даже контактами, может быть, обменяетесь, и у нас родятся какие-то новые творческие проекты. Это будет хорошо. Спасибо вам огромное.

Анастасия, спасибо вам большое за информацию.

Анастасия Лазибная: Спасибо большое.

Ангелина Грохольская: Еще раз напоминаем, что можно найти на ресурс "Баба-Деда", можно зайти на сайт "Общественного телевидения России", у нас много материалов по этой теме, поискать. Просто пообщаться со своими внуками, которые разбираются в гаджетах лучше, чем, возможно, вы, наши уважаемые телезрители, и вы не останетесь без помощи. Спасибо вам огромное.

Анастасия Лазибная: Всем удачи.

Ангелина Грохольская: Если вы хотите увидеть в нашей студии специалиста по конкретной интересующей вас теме, или задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" – пишите. Электронный адрес нашей программы bs@ptvr.ru. Ищите нас и в социальных сетях. А очередное занятие мы проведем в следующий вторник.

 

Об он-лайн сервисе "Баба-Деда" и других проектах помощи пожилым людям