Андрей Михайловский: Круизная отрасль была очень хорошо готова к новому тренду - развитию внутреннего туризма

Павел Давыдов: Лето – время отдыха и приятных эмоций. Многие из нас, планируя отпуск, пытаются за короткий срок успеть получить максимум впечатлений. Оно и понятно – за две недели хочется объять необъятное, чтобы было что вспоминать в рабочие будни или зимними вечерами. Кстати, один из способов сделать это – отправиться в речной круиз на теплоходе: постоянное движение, перемена мест, знакомство с новыми городами и людьми. Неспешный ход по реке позволяет любоваться береговыми пейзажами, а стоянки теплохода в городах с древней историей и на лоне природы вносят приятное разнообразие в жизнь на борту судна. Маршруты пролегают по большинству судоходных рек России, а отправиться в путь можно практически из любого крупного речного города.

Как развивается речной туризм в России, и чем такой вид отдыха выгодно отличается от любого другого – об этом мы поговорим с коммерческим директором одной из ведущих круизных компаний Андреем Михайловским. Андрей, здравствуйте.

Андрей Михайловский: Здравствуйте, Павел.

П.Д.: "Ах, белый теплоход…" – вспоминая слова Юрия Антонова, мы обозначили основной лейтмотив нашей с вами беседы.

А.М.: Отлично.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, а что делают сегодня туристические компании, чтобы этот "белый теплоход" был с междометием "ах", а не "ох"?

А.М.: На самом деле до междометия "ох" очень далеко. Уже далеко, наверное.

П.Д.: Прошли этот путь?

А.М.: Да, слава богу, и как бы уже давно. На самом деле круизная отрасль в последние 15 лет, наверное – несмотря, может быть, на такую относительную малоизвестность, – довольно сильно развивается.

П.Д.: Насколько популярен такой вид отдыха у россиян сегодня?

А.М.: Смотрите, самая главная наша круизная проблема – это малоизвестность. Те люди, которые попадают на современный российский круизный теплоход хоть один раз, в 80–85% случаев второй раз в ближайшее время туда попадут. Но в целом, если брать массу людей, допустим, которые предпочитают отдыхать на этих круизных теплоходах, то в последние годы каждый год, наверное, по 10–15% прибавлялось. В этом году на самом деле, наверное, это можно назвать практически бумом, то есть это рост реально на 25–30%.

П.Д.: Оно и понятно – развивается внутренний туризм.

А.М.: Да, это в тренде развития внутреннего туризма. И здесь на самом деле очень здорово, что как раз, когда тренд этот родился – буквально в прошлом году, – круизная отрасль была очень хорошо к этому готова.

П.Д.: Но туристические компании, насколько я знаю, пытаются воспользоваться этим трендом и повысить цены. Скажите честно, насколько изменилась цена в связи с повышенным спросом?

Если смотреть, насколько выросли туры в других туристических отраслях в связи с ростом курса валют, то считайте, что круизы практически подешевели.

А.М.: Я могу сказать, что цена за последние годы… В этом году на самом деле такой же рост сохраняется – это 10–15% относительно прошлого года. Во-первых, это как минимум в пределах инфляции. И опять же, если смотреть, насколько выросли туры в других туристических отраслях в связи с ростом курса валют, то считайте, что практически круизы подешевели.

П.Д.: Это радует. Скажите, а какие маршруты сегодня пользуются наибольшим спросом?

А.М.: Сейчас самые популярные – это непродолжительные круизы. По объему эмоций, по плотности впечатлений, фотографий и каких-то даже релаксных вещей это заменяет, наверное, неделю отпуска, но при этом можно просто съездить на выходные. Сейчас в современные путевки, в принципе, включено все – питание, экскурсионная программа. Нужно только взять карманные деньги либо для бара, либо для сувениров. В принципе, можно в пятницу вечером уехать, а в воскресенье вечером вернуться в Москву, в район метро "Речной вокзал", то есть даже не надо ехать в Шереметьево.

П.Д.: Я так понимаю, что существуют классические маршруты: "Москва – Астрахань", "Москва – Петербург". А что делать с экзотикой? Есть ли она в России?

А.М.: Экзотика есть. Наверное, ее не так много, конечно же, потому что связано это прежде всего с тем, что новых рек в связи с природными обстоятельствами…

П.Д.: Что имеем, то имеем. Но, с другой стороны, грех жаловаться – самая большая страна в мире.

А.М.: Да, это здорово, действительно есть где развернуться. На самом деле конкретно про нас могу сказать. У нас есть теплоход, называется "Василий Чапаев". И есть такая река Вятка. Из-за природных обстоятельств – из-за глубины реки – буквально две-три недели в году она судоходная.

П.Д.: Вы ловите этот момент?

А.М.: Да, мы ловим этот момент. И реально у нас получается такой экспедиционный круиз. Буквально недавно очередные майские два круиза закончились. В следующий раз они будут только в следующем мае. Реально огромный интерес, потому что это, во-первых, заповедные пейзажи и места. И в тех местах, наверное, круизное путешествие – это лучший вариант их посетить.

П.Д.: Как далеко вы заходите на восток?

А.М.: Восток – это Пермь. И изредка идем дальше – до города Березняки.

П.Д.: Там где-то река Белая, по-моему, да?

А.М.: Да. И в Каму (Белая – это приток), до Уфы. Это тоже довольно популярно. Из Москвы это, наверное, один из самых длительных маршрутов – 17-дневный. Но на самом деле это популярно, потому что есть люди, которые готовы на 17 дней отключиться от реальности, при этом в комфортабельных условиях провести отпуск и много посмотреть.

П.Д.: Андрей, читал о круизах и нашел такой термин "штаны". Могли бы вы рассказать телезрителям, что это такое?

А.М.: "Штаны" – это на самом деле круиз из Москвы, который одновременно посещает и Ростов, и Астрахань. В связи с тем, что…

П.Д.: По карте, да?

А.М.: Да, если смотреть по карте сверху, то Волга дальше немножко уходит направо, а Дон уходит налево, то это треугольник – в общем-то, "штаны". Мне кажется, здорово и всем понятно, куда ходил.

П.Д.: Скажите, а какой сезонный диапазон путешествий по речным артериям страны?

А.М.: Традиционно это последние дни апреля, открывается навигация. Связано это исключительно с ледовой обстановкой. Было бы чуть потеплее – естественно, круизы можно было бы начинать раньше. Майские праздники – это торжественное открытие навигации во всех регионах. И, наверное, такой большой сезон – это до сентября. Но опять же наша компания, мы уже не один год работаем реально где-то до первых чисел ноября. Это тоже эксклюзивные рейсы. И бывали варианты, когда приходишь на теплоходе в город, а там все в сугробах, и туристы играют в снежки на палубе. При этом надо понимать и важно осознавать, что внутри теплохода тепло, светло, вкусно и весело, как дома – ну, здорово! Уехал из Москвы, еще осень была, а вернулся – уже зима.

П.Д.: Андрей, честно признаюсь, я кроме как по Москве-реке на теплоходе нигде не плавал.

А.М.: Большое упущение.

П.Д.: Да, я слушаю вас и понимаю это. Тем не менее, скажите, а кто сегодня ваши основные клиенты? Кто выбирает такой вид отдыха?

Круизам все возрасты покорны. Четкого сегмента нет, и мы не стремимся его создавать.

А.М.: На самом деле какого-то четкого сегмента нет, и мы не стремимся, наверное, его создавать. Круизы интересны детям. Ну, это реально дико интересно, потому что теплоход движется, меняется все. Это и молодежь, но здесь больше, наверное, круизы выходного дня, потому что не всем получается вырваться. Это уже и семьи с детьми, потому что опять же на теплоходе очень много приспособлено для детей: и детское меню, детские кроватки, детские стульчики. То есть в этом плане ребенок никуда не убежит. И там опять же детская анимация, детские часы, детские программы есть. Мы говорим, что круизам все возрасты покорны.

П.Д.: То есть позволить себе это могут все, даже пенсионеры? Это не так дорого, что ли?

А.М.: Допустим, круиз из Москвы – в принципе, цена в сутки на человека начинается от 3500–4000 рублей. Но надо четко понимать, что это размещение в каюте уровня гостиничного номера – с санузлом, с кондиционером, с холодильником.

П.Д.: Поехать в Тунис дороже стоит.

А.М.: И это трехразовое питание, в принципе, ресторанного уровня. И это обязательные экскурсии – либо пешеходные, либо автобусные. В принципе, если захотеть эти выходные провести в Подмосковье, допустим, в отеле такого же уровня – едва ли выйдет дешевле.

П.Д.: Насколько круизный отдых безопасен в России?

А.М.: Реально можно считать, что это один из самых безопасных как минимум видов транспорта точно. На самом деле система безопасности строится сейчас даже не столько самой компанией, а огромное количество параметров проверяется со стороны государства. То есть надо понимать, что ни один теплоход не может выйти в плавание каждый год… Ну, это примерно как техосмотр автомобиля. Система контроля за работой судоходных компаний в России на данный момент считается самой жесткой во всем мире, наверное.

У нас, естественно, профессиональные экипажи. Капитаны не то чтобы со стажем несколько лет, а несколько десятков лет. Соответственно, они проходят переподготовку. И надо понимать, что не бывает старых и новых теплоходов, а есть годные и негодные. Любой механизм, любой металл заменяется. И в тот период, когда мы полгода зимой ничего не делаем, мы именно занимаемся тем, чтобы следующие полгода корабль работал и радовал туристов без каких-то опасностей и прочих вещей.

П.Д.: Андрей, прежде чем перейдем к вопросам от телезрителей, позвольте один практический вопрос. Скажите, пожалуйста, а как правильно выбирать туристическую компанию для круизных путешествий? На что в первую очередь нужно обращать внимание?

А.М.: Я думаю, что здесь, наверное, как и любой товар или услугу. Здорово иметь отзывы знакомых, друзей – "сарафанное радио". И на самом деле это классно работает, как я говорил, возвратность огромная. Конечно, обращать внимание на отзывы. Очень здорово, особенно людям, которые живут в речных городах… Многие компании, и мы в том числе, проводят дни открытых дверей. Прежде чем покупать путевку, мы готовы показать. То есть люди могут прийти, и мы покажем конкретную каюту. Можно пообщаться с экипажем и все это почувствовать. И, естественно, отзывы туристов – прежде всего. Если интересуют вопросы сервиса, то здесь, наверное, это самый правильный вариант.

П.Д.: А сейчас, Андрей, позвольте задам вопросы от телезрителей, которые прислали их через социальные сети, а также на электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru.

Я напоминаю, сегодня у нас в гостях коммерческий директор одной из ведущих круизных компаний России Андрей Михайловский. Андрей, телезрителей пугает система шлюзов. Сразу несколько сообщений пришло на эту тему. Вы могли бы успокоить как-то тех, кто переживает за это? В общем, обычный переход с одного уровня на другой, но почему-то несколько сообщений: шлюзы, шлюзы, шлюзы… Разъясните ситуацию.

А.М.: На самом деле я советую в шлюзе вести себя так: как только будет шлюз, нужно хватать фотоаппарат и выбегать на нос корабля. Это действительно классное, завораживающее техническое зрелище. Конечно, ни о какой опасности и страхе здесь речи не идет. Это действительно преодоление рельефа земли. И на самом деле это реально интересно. Мы даже выпускаем, так сказать, где много людей, скопление… Наш методист, наш помощник по информации, он проводит, показывает на картинках, как это работает: вот здесь закроется, а отсюда польется. Поэтому – фотографировать.

П.Д.: То есть это познавательный момент.

А.М.: В принципе, практически можно билеты продавать на это мероприятие.

П.Д.: Очень странный вопрос, но тем не менее озвучу: "При поездке на поезде на станции всегда играю в бадминтон, – я, кстати, никогда такого не слышал, но тем не менее, хорошо. – Если отправляться в недельный круиз, есть ли возможность регулярно заниматься спортом на борту?" Вот здесь уже все понятно.

А.М.: Такая возможность, естественно, есть. Опять же в наших программах есть и утренние разминки, есть и специальные дневные фитнес-часы. Все больше сейчас теплоходов, где есть два, три, четыре велотренажера. Этого, в принципе, достаточно, потому что далеко не все… На самом деле люди ездят в круиз отдыхать. Но можно понять и тех, кто хочет поддерживать себя в форме – что на самом деле трудновато, потому что ресторанное трехразовое питание, знаете, наоборот… Велотренажеры – тоже вариант есть. И надо понимать, что экскурсии в городах – это тоже такая разминка. Там можно не один километр пешком пройти.

П.Д.: Вопрос ожидаемый: нашего телезрителя укачивает в машине, и он переживает, что делать, если вдруг появится морская болезнь. Не высадят ли его где-нибудь?

А.М.: Нет, наверное, вряд ли высадят. Тут смотреть надо, конечно, на конкретно самочувствие человека, именно на его восприимчивость. Точно никакой морской болезни нет. Ну, бывает в широких местах час-два, может быть, немножко покачает. Поэтому тут уже надо смотреть.

П.Д.: И еще такой вопрос: "Правда ли, что в путешествиях по рекам России на завтрак подается шампанское? Это речная традиция или национальная особенность сервиса?"

А.М.: Это абсолютная правда. Это и не традиция, это и не национальная, но это особенность сервиса. Конкретно наша компания в этом году ввела такой элемент. И действительно такой вопрос задают люди, которые пришли и спрашивают: "А что это? Шампанское?" Мы говорим: "Да. Пожалуйста". Действительно это правда.

П.Д.: Андрей, еще один вопрос: "Есть ли ограничения по возрасту? Можно ли путешествовать с младенцем или бабушкой 83 лет? Нужно ли брать с собой действующий полис ОМС?"

А.М.: Можно, конечно, путешествовать. Понятно, что младенец с родителями. Если не младенец, а немножко постарше, то, как я уже говорил, у нас есть в каютах и детские кроватки, детские стульчики в ресторане, детское меню. Для тех, кто еще немножко постарше – детская анимация, экскурсии, специально адаптированные для посещения с детьми. Для людей в возрасте это тоже здорово. В принципе, если не хочется ходить на экскурсии, даже просто пребывание в каюте и созерцание этого постоянного движения за окном тоже добавляет огромнейших эмоций.

Я думаю, полис всегда нужно брать, в принципе, по жизни – никто ни от чего не застрахован. Но я сразу скажу, что на любом теплоходе обязательно есть судовой врач, который первичную помощь обязательно должен оказывать в любое время дня и ночи. Если что-то, не дай бог, серьезное, то берег всегда близко. Причаливаем – и все вопросы обычно решаются.

П.Д.: И последний вопрос от меня уже. Скажите, какое будущее ждет речные круизы в России?

А.М.: Естественно, мы верим в светлое будущее. И последние годы, последние сезоны позволяют, наверное, еще больше в него верить. Большое спасибо, что пригласили. Я надеюсь, наши зрители этим летом еще успеют совершить круиз. Им хорошей погоды и всего приятного.

П.Д.: И отличного отпуска.

А.М.: Отличного отпуска, отличных эмоций, фотографий и новых знакомств.

П.Д.: А я вас, в свою очередь, благодарю от лица телезрителей за то, что вы сегодня для всех нас открыли такой интересный вид отдыха как путешествия по водным артериям большой страны. И этот "белый теплоход" пусть так же остается, как и в советские времена, символом интересного, красивого и запоминающегося отдыха. Спасибо.

А.М.: Спасибо, Павел, что пригласили.

П.Д.: У нас в гостях был коммерческий директор одной из ведущих круизных компаний России Андрей Михайловский.

Плеск волн, крик чаек за бортом, теплое солнце и влажный ветер, комплексное питание, комфортное размещение в каюте, развлекательная программа, увлекательные экскурсии в разных городах. Ну скажите, что еще нужно человеку, чтобы расслабиться и забыть обо всем?