Анна Макарчук: Толерантность ничего общего с терпимостью иметь не может

Гости
Анна Макарчук
директор Центра толерантности Еврейского музея в Москве

Павел Давыдов: Глобализация экономики, быстрое развитие коммуникаций, урбанизация и интеграционные процессы приводят к одной из самых серьезных проблем в современном обществе – кризису терпимости. И сегодня понятие толерантности для России – изначально многонациональной, многоконфессиональной и многокультурной страны – как никогда несет в себе большой смысл и имеет большое значение. Это уже не просто отвлеченный философский идеал, а совершенно практическое условие выживания, предупреждают эксперты.

Насколько терпимы друг к другу жители Большой страны? Кто и как должен учить толерантности молодое поколение? У нас в гостях – директор Центра толерантности Еврейского музея в Москве Анна Макарчук. Анна, здравствуйте.

Анна Макарчук: Здравствуйте, Павел.

П.Д.: "Понять и принять". Нам показалось, что это главные слова в толерантном обществе. Но смысл толерантности намного шире. Скажите, пожалуйста, так что же такое толерантность в современном обществе, в современном мире?

Представьте, что я подойду к вам и ущипну, сделаю больно. Сможете ли вы терпеть это бесконечно? Навряд ли, потому что терпение ситуации дискомфорта любого рода, в том числе и социального дискомфорта, – это стратегически нестабильное состояние. Поэтому толерантность ничего общего с терпимостью иметь не может.

А.М.: Есть много научных и псевдонаучных определений толерантности, но мне больше всего нравится следующее: толерантность – это просто искусство жить в мире различий. Честно говоря, сегодня довольно непростое отношение в обществе к этому понятию – к понятию "толерантность". И довольно часто с ним ассоциируют слово "терпимость". Давайте представим, что я сейчас подойду к вам, Павел, и ущипну вас, сделаю вам больно. Сможете ли вы терпеть это бесконечно? Навряд ли, потому что терпение ситуации дискомфорта любого рода, в том числе и социального дискомфорта, – это стратегически нестабильное состояние. Поэтому толерантность ничего общего с терпимостью иметь не может.

П.Д.: Ну хорошо. Простите, а "толерантное общество", "толерантный человек" – эти определения влекут за собой некие ограничения в жизненной позиции. Ведь понять и принять – это значит подстроиться.

А.М.: Абсолютно нет, я тут с вами не соглашусь. Понять и принять – это значит научиться сосуществовать. Это значит, что если какая-то ситуация, какой-то человек или, возможно, сообщество людей доставляет мне дискомфорт любого плана, я должна найти социально приемлемые способы нормализации этой ситуации. Мы можем поговорить, мы можем прийти к какому-то общему знаменателю, мы можем действительно попытаться друг друга понять – и тогда принять будет гораздо проще.

Спектр социально возможных вариантов решения каждой такой проблемы невероятно широк, и всегда у нас остается еще один, последний – мы можем прекратить коммуникацию, мы можем прекратить взаимодействие. Но самое важное, что толерантность – это позиция активных преобразований при условии, что эти преобразования будут действительно носить социально приемлемый характер.

П.Д.: Чтобы наши телезрители поняли нас с вами сейчас… Мы пытались понять, что же такое толерантность. Кстати, на одном из форумов я нашел следующее утверждение: "Толерантность – это дорога с двусторонним движением. С одной стороны – понять и принять, с другой – она стирает грань определенных ценностей, пытаясь уравнять как плохое, так и хорошее". Вы такую точку зрения большинства жителей нашей страны разделяете?

А.М.: Скорее нет. Для меня толерантность – это в первую очередь уважение на самом деле, уважение как к своим ценностям, к своим нормам, к своему опыту, так и уважение к опыту, ценностям и традициям других людей. Чтобы быть толерантной, я не должна забыть о том, кто я. Это очень важно. Если я забуду, кто я, то это значит, что я – это уже не я. Толерантность – это значит признать, что другой человек имеет столь же ценные, как и мои, нормы, правила и установки, и это значит жить с пониманием этого. Вот и все. Это совершенно не пристройка, не подстройка. Это очень важно понимать.

П.Д.: Согласно информации статистических фондов, уровень толерантности в России за последние годы вырос в несколько раз, однако правозащитники наблюдают обратную картину. На ваш взгляд, а с чем связана такая разница в подходах?

А.М.: Я бы сказала, что толерантность – это достаточно многоаспектное понятие. Она начинается с нервно-психической устойчивости. И это тоже толерантность – толерантность к стрессу, которая происходит на самом деле на психофизиологическом уровне и заканчивается… Да нигде она не заканчивается. Поэтому я отчасти соглашусь, даже во многом я соглашусь с государством в том плане, что сегодня как никогда обществом как ценность воспринимается ресурс многонациональности нашей страны. И это очень важно, потому что это действительно один из основных наших ресурсов.

П.Д.: Позвольте сразу уточню: а что является главным в появлении толерантного общества в России?

А.М.: Я бы сказала, что синергетические усилия разных институций государства. Ответственность за толерантность, общество и конкретную личность лежит на каждом. Она лежит на личности, безусловно. Но она лежит и на институте семьи и семейного воспитания однозначно. Она лежит на системе образования очень во многом. Она лежит на средствах массовой информации. То есть очень-очень много институтов общества задействованы в том, чтобы наше общество стало более толерантным. И когда мы будем делать это вместе, когда мы будем понимать эту задачу как нашу общую задачу, – вот тогда мы будем еще более эффективно двигаться в этом направлении.

П.Д.: Вы же создали уроки толерантности, они проходят в школах, в том числе и в Москве. Что он собой представляет?

Довольно глупо и бессмысленно учить толерантности, давая ответы. Толерантности можно учить, только задавая вопросы и создавая пространство, в котором ребята могли бы получить свой собственный опыт и сделать свои собственные выводы.

А.М.: Мы в Центре толерантности… Когда мы вообще себя создавали, когда мы себя придумывали, когда мы придумывали свою концепцию, мы понимали, что наша основная целевая аудитория (те, для кого мы работаем) – это система образования, потому что мы видим именно в ней основной управляемый ресурс формирования мировоззрения ребят. И мы действительно очень вкладываемся в развитие педагогов, в их профессиональное развитие, чтобы они понимали, что такое толерантность, и как она проявляется, и что они могут сделать для того, чтобы сделать свой класс, своих ребят более толерантными.

И одним из таких проектов стал урок в Центре толерантности. Мы совместно с Федеральным агентством по делам национальностей реализовывали проект. Мы создали несколько методических разработок для педагогов по проведению интерактивных занятий по толерантности. Довольно глупо и бессмысленно учить толерантности, давая ответы. Толерантности можно учить, только задавая вопросы и создавая пространство, в котором ребята могли бы получить свой собственный опыт и сделать свои собственные выводы.

П.Д.: То есть на конкретных примерах?

А.М.: Я бы сказала: на конкретном опыте. И дальше вопрос педагогических технологий: каким образом мы можем создать пространство для получения опыта? Это могут быть и примеры из жизни, которые обсуждаются. Это могут быть и игры, в рамках которых ребята получают пусть игровой, симулированный, но свой собственный опыт, который они проанализируют и сделают свои собственные выводы. Вот такой, скажем так, гуманистический и экологичный подход к формированию мировоззрения ребенка нам кажется единственно честным и эффективным, потому что только наши собственные выводы остаются с нами навсегда.

П.Д.: Кстати, пример из жизни хочу привести и я. Наиболее толерантны россияне, согласно статистике, к родившимся неполноценными младенцам и взрослым людям, к нищим, бродягам, алкоголикам, больным СПИДом и психически больным людям. Но при этом здесь нигде нет национальностей, а ведь это очень важный аспект. Как вы считаете, почему упущен этот момент?

А.М.: Когда мы говорим об этой категории лиц, здесь редко встает вопрос конфликта ценностей на самом деле. Нам очень легко быть толерантным к тем, кого мы можем пожалеть. Когда мы говорим о межэтническом взаимодействии, на первый план выходят именно те самые различия, которые можно принять или не принять. И здесь действует достаточно простой социально-психологический закон: люди с трудом принимают то, что они мало знают. Срабатывает тот самый первобытный страх, если хотите – ксенофобия, потому что это и есть самая настоящая ксенофобия. Несмотря на то, что ее придумали фантасты, это тот самый феномен, который работает в межнациональных отношениях.

П.Д.: Анна, вы директор Центра толерантности Еврейского музея. Были страшнейшие дни, в том числе и для еврейского народа. Чтобы не повторилась история, сегодня об этом надо постоянно говорить. Говорится много, но, видимо, недостаточно, раз по-прежнему россияне нетерпимы к людям другой национальности. Конечно, вопрос не к вам, а к государству и, наверное, к каким-то другим органам. Но так как вы представитель Центра толерантности, позвольте спрошу вас: что нужно сделать, чтобы завтра наши дети не убивали друг друга из-за национального вопроса?

А.М.: Каждый из нас должен воспринимать это как нашу общую и свою личную задачу – это во-первых. Во-вторых, здесь будет недостаточно отдельных усилий и отдельных организаций, к сожалению, какими бы они эффективными ни были. Передовые разработки, передовые технологии, опыт должен быть транслирован, и транслирован на всю нашу большую страну.

Я согласна с тем, что требуются какие-то стратегические меры, но они принимаются сейчас. Эта работа ведется, и ведется на уровне государства. Но для того, чтобы это заработало на уровне отдельной школы, отдельной некоммерческой организации, чтобы это заработало на уровне мировоззрения отдельного педагога или родителя, должно пройти время. Главные процессы сейчас запущены. Они запущены на государственном уровне, они запущены на стратегическом уровне. И я уже вижу на самом деле позитивные изменения, которые происходят на кончиках пальцев.

П.Д.: Анна, теме толерантности, конечно, нужно посвящать не один эфир, тема требует детального изучения. Но тем не менее скажите, а каким вы видите завтрашнее общество Большой страны?

А.М.: Завтра наше многонациональное общество – это такое общество, в котором различия, в том числе и межнациональные различия, – это интересно, это позитивно. Вот как-то так.

П.Д.: Анна, большое вам спасибо за эту интересную беседу. "Понять и принять" – слова, которые должен помнить каждый. Спасибо вам большое.

А.М.: Спасибо.

П.Д.: Толерантность – это когда уважаешь и любишь себя, своих близких, свою родину, страну и свою историю, и при этом одновременно уважаешь других людей, другие народы и нации. Только так можно достичь гармонии в обществе, о которой человечество мечтает испокон веков. И не важно, где проявляется толерантность – в семье, в любви, в партнерстве, в обществе, по отношению к другим людям и национальностям. Главное, чтобы понимание толерантности было внутри нас. В студии "Большой страны" мы беседовали с директором Центра толерантности Еврейского музея Анной Макарчук.