Михаил Фаустов: Чтобы в конкурсе "Открой рот" победил какой-нибудь косноязычный и глупый, не понимающий, что он читает - такого не бывает вообще, каким бы ни было жюри

Гости
Михаил Фаустов
автор идеи Литературно-спортивного чемпионата по неподготовленному чтению вслух «Открой рот»

Ангелина Грохольская: В это воскресенье в Москве состоится событие необычное, веселое и, между тем, грандиозное – финал литературно-спортивного чемпионата по неподготовленному чтению вслух "Открой рот". Начинался он в Новосибирске как разовая акция для привлечения покупателей в книжный магазин, но за пять лет разросся до всероссийских масштабов. Каждый год в список желающих открыть рот добавляются новые города. Так что же это – забава или серьезное увлечение? Узнаем у нашего гостя.

В студии "Большой страны" – создатель чемпионата "Открой рот" Михаил Фаустов. Михаил, здравствуйте.

Михаил Фаустов: Здравствуйте.

А.Г: Так что это такое – забава или действительно серьезное, спортивное даже, возможно, увлечение?

М.Ф.: Это очень серьезная забава. Сначала это была игра, а потом это перестало быть игрой, потом появился оргкомитет, все стали с очень серьезным выражением лица к этому подходить. Ну, все, кроме меня, естественно. Я как-то так все время легче к этому отношусь. Ну а судя по тому, что в этом году "Открой рот" прошел в 111 городах – наверное, что-то серьезное.

А.Г: 111 городов. Причем я так понимаю, что растет с каждым годом, увеличивается количество, причем как бы очень серьезно.

М.Ф.: Ужас, со страшной силой! Если в следующем году будет такое же ускорение, то я думаю, что мы затеем перестройку. В футболе же ограниченное количество команд в Премьер-лиге. Так и здесь будет ограничено количество команд, потому что иначе можно сойти с ума.

А.Г: Давайте обо всем поподробнее сейчас. Для остальных городов, которые еще не принимали у себя чемпионат "Открой рот"…

М.Ф.: А давайте мы им не будем рассказывать, остальным, потому что уже некуда.

А.Г: Слушайте, будут нам звонить, писать и спрашивать: "А почему вы не рассказали, что это такое? Мы ничего не поняли". Давайте все-таки немножечко расскажем.

М.Ф.: Хорошо.

А.Г: Что это? Если финал в Москве – значит, есть какие-то предварительные этапы?

М.Ф.: Да, это спорт.

А.Г: Если это спорт, то как он строится, по какой системе?

М.Ф.: По спортивной.

А.Г: Олимпийской?

М.Ф.: Спорт строится по спортивной системе: сначала отборочный этап, потом региональные полуфиналы, их восемь штук, и победители этих восьми финалов отправляются в конечном итоге в Москву. И вот уже третий год на ярмарке non/fictio№ происходит это необычное событие в одном и том же месте.

А.Г: Сколько финалистов-то получается?

М.Ф.: Восемь, их восемь. И они будут в этом году бороться за главный приз. А какой главный приз – я вам не скажу.

А.Г: Я где-то читала, что вы там диван дарили, по-моему, да?

М.Ф.: Каждый год дарится разное. Это обычно предмет, не имеющий никакого отношения к литературе. Хотя диван, конечно, имеет.

А.Г: Самое прямое.

М.Ф.: Это прибор для чтения книг, естественно. И каждый год в связи с тем, что количество городов удваивается, мы удваиваем стоимость этого приза. Приходится все время где-то искать деньги. В этом году всем миром практически собирали. Ну, вот купили.

А.Г: Так, с призом разобрались. Давайте все-таки с условиями. Что это – неподготовленное чтение? То есть вы даете сразу какую-то книгу, и участник должен прочитать?

М.Ф.: Знаете, это как на экзамен пришел, а там лежат билеты. Вот так и в "Открой рот". На столе лежат конверты. Открываешь конверт – в конверте книжка, а в книжке закладка. Собственно, у тебя минута, чтобы поразить… Как это называется? Жюри.

А.Г: Нужно прочитать быстро? Нужно прочитать технично, с выражением? Или что нужно сделать?

М.Ф.: Нужно прочитать хорошо.

А.Г: Хорошо – это как?

М.Ф.: А это я не знаю, я же не жюри.

А.Г: Прочитайте нам. У нас тоже есть неподготовленный текст известного писателя, лауреата Нобелевской премии.

М.Ф.: Ну хорошо, я попробую.

А.Г: Итак, мастер-класс! Михаил Фаустов.

М.Ф.: Да какой мастер-класс? Нет. Я, кстати, два раза участвовал и два раза проиграл сразу. "Странствие слона":

"Если бы Жилда Лопес Энкарнасан не преподавала португальский язык в Зальцбургском университете, если бы она не пригласила меня сначала на беседу со студентами, а потом на ужин в ресторане "Слон", этой книги бы не было. Множество случайностей должно было совпасть в городе Моцарта, чтобы я мог спросить: "А что это за фигурки такие?" А фигурки эти были маленькие, стоявшие рядком деревянные статуэтки, причем первая – если смотреть справа налево – оказалась нашей лиссабонской Беленской башней. За нею еще несколько изображали европейские постройки, а все вместе совершенно явно обозначали некий маршрут. И мне объяснили, что здесь представлены этапы странствия, которое в XVI веке, а если точнее, то в 1551 году, в царствование короля Жоана Третьего, совершил слон, отправленный из Лиссабона в Вену. Предчувствуя, что из этого может получиться история, я сообщил о своем предчувствии Жилде Лопес Энкарнасан. Она высказалась в том смысле, что, может, и может, и изъявила готовность снабдить меня необходимыми историческими же материалами. Перед вами – получившаяся в результате книга, появлением своим на свет в огромной степени обязанная моей соседке по столу, и я во всеуслышание свидетельствую ей здесь свое почтение и приношу глубочайшую благодарность".

Ну, в общем, если бы не " Энкарнасан", то вообще все нормально было бы.

А.Г: Все хорошо было бы, да, почти без ошибок. Мне кажется, главный критерий – это хочется ли прочитать книгу дальше. Вот мне сейчас захотелось.

Обычно взрослый человек устает к 45-й секунде, а ребенок – к 35-й 

М.Ф.: В этом и была изначальная цель. Ну, здесь я больше минуты читал, а обычно взрослый человек устает к 45-й секунде, а ребенок – к 35-й. То есть я практически выдержал необходимое время. А когда минута заканчивается, у человека возникает желание узнать – а что же дальше? Особенно это касается детективов и всякого рода эротической прозы.

А.Г: А вы даже такую предлагаете?

М.Ф.: Нас вообще обвиняют во всем чем угодно. Несколько лет уже в разных изданиях пишут, что мы заставляем людей читать инструкции к стиральным машинам. В конце концов, пару лет назад мы на самом деле, чтобы уже оправдать это "высокое доверие", попросили людей почитать инструкции к стиральным машинам. И надо сказать, что человек, который умеет читать, он хоть черта вам прочтет. А который не умеет – соответственно, он как не умел, так и не умеет.

А.Г: А что все-таки читают ваши участники?

М.Ф.: Вы не поверите – прозу! Вы не поверите – поэзию! Все, что имеет отношение к литературе – и художественную, и нехудожественную.

А.Г: А есть какие-то авторы любимые у организаторов?

М.Ф.: Вы знаете, раньше были, а сейчас – нет. Раньше – да. Но сейчас все это до таких промышленных масштабов раскрутилось, что я не представляю, как… Нет любимых авторов. Есть нелюбимые.

А.Г: "Чтение вслух". Что ждет чемпионат "Открой рот" в 2017 году? О готовности к проведению финала литературно-спортивного чемпионата по неподготовленному чтению вслух "Открой рот" рассказывает автор этой идеи Михаил Фаустов.

Михаил, скажите, пожалуйста, с каждым этапом усложняются задания, как-то литература становится сложнее, тексты, или нет?

М.Ф.: Мы, конечно, стараемся. Но, с другой стороны, это не самоцель. Самоцель – не замучить человека. Самоцель – получить на выходе что-то красивое. Вот послезавтра, я надеюсь, будет красиво, потому что финал откроет такой проект внутри проекта – это прочтение известной практически каждому человеку пьесы под названием "Гамлет, принц Датский", написанной абсолютно другими словами. То есть пьеса разбита на 24 куска, и к каждому сюжетному куску просто подобран отрывок из совершенно другого автора. В результате получается очень красиво. Вы сами понимаете, что Гамлет – это же, как известно, мужик 40 с лишним лет, обремененный лишним весом. Это про меня.

А.Г: То есть все-таки личная история какая-то присутствует, да?

М.Ф.: Абсолютно, конечно, да.

А.Г: Михаил, из основного чемпионата "Открой рот" родились еще проекты. Есть английская версия и есть детская версия.

М.Ф.: Да, есть. Ну, английская такая разовая была. То есть мы ее периодически проводим в разных городах по запросу, что называется. Есть командная версия, которая называется "Библиоринг". Это то, что я называю – "Открой рот" будущего. Когда все это началось, мне один знакомый хороший сказал: "Ты, Фаустов, придумал новый КВН". Ну, я, в общем, и иду тем же самым путем. В общем, кончится все, конечно, каким-нибудь зданием в районе "Райкин Плаза".

А есть детская версия. Она проходит сейчас, наверное, где-то в 20 городах. И она, конечно, гораздо более страшная, чем "Отрой рот", потому что она называется "Страница". Знаете, как была "Песня 78", "Песня 79" и так далее? "Страница 15", "Страница 16" и "Страница 17". Сейчас идет "Страница 17", она только началась. Обычно осенью мало городов, а самый ужас начинается весной. Все очень любят апрель, в апреле у детей начинается эта тяга к чтению почему-то. И там совершенно дикое количество участников. Если в среднем в "Открой рот", во всем этом чемпионате участвует 4 000, 5 000, 6 000 человек по стране, то в одном условном Красноярске 2 000 человек, детей.

А.Г: Ого! Ничего себе.

Никогда не бывает такого, чтобы победил какой-нибудь косноязычный и глупый, который не понимает, что он читает. Такого не бывает вообще, каким бы ни было жюри 

М.Ф.: И дети, когда доходят до финала – они, естественно, все герои. Все время побеждает тот, кому больше всех надо. Никогда не бывает такого, чтобы победил какой-нибудь косноязычный, не знаю, глупый, который не понимает, что он читает. Такого не бывает вообще, каким бы ни было жюри. А жюри бывает абсолютно разным. Там могут быть люди, которые вообще не имеют никакого отношения ни к книгам, ни к литературе, ни к каким-то сценическим практикам, вообще абсолютно неважно. У меня любимые члены жюри – это чиновники. Они самые интересные, самые лучше, я их больше всех люблю. Но побеждает все равно самый лучший и самый достойный.

А.Г: Откуда финалисты будут? Восемь человек – из каких регионов они приедут?

М.Ф.: Красноярск, Пермь, Петрозаводск, Новочеркасск Ростовской области, ну, Москва как отдельное место, Нижний Новгород, откуда-то еще… И сегодня, прямо в данный момент в городе Дубна проходит финал восьмой конференции. Это такая закрытая как бы зона, это восемь закрытых городов. Дубна открытая, поэтому туда их всех свезли. Это люди, имеющие отношение к атомной промышленности. Вот это, на мой взгляд, самое интересное. И вообще для этих людей очень хочется сделать много хорошего.

А.Г: А вы там тоже проводите, да?

М.Ф.: Да. Это началось года три назад, наверное, в закрытом городе Снежинск Челябинской области. Там как началось, так до сих пор и продолжается.

А.Г: Михаил, и теперь любимый вопрос, который вы очень просили, чтобы я задала, о творческих планах. Что ждете в 2017 году?

М.Ф.: Смотрите, "Гамлета" поставим сейчас, послезавтра. В 2017 году я не знаю уже, на кого замахиваться, потому что после Шекспира не на кого замахиваться. Во-первых, если это все на самом деле послезавтра получится, то мы начнем тиражировать эту тему, потому что на самом деле это очень интересно. Она гораздо более про шоу-бизнес, чем "Открой рот". "Отрой рот" – это все-таки какой-то такой кривой шоу-бизнес, а это уже больше спектакль. И судя по тому, как на московский полуфинал приходили люди в Театр.DOC и смотрели на это… Там собралось какое-то безумное количество народа, которых я не знал! Так-то я обычно сторонник камерных каких-то версий. Что будет? Мы будем ограничивать количество городов, оно начало расти неконтролируемо.

А.Г: 4 декабря. Во сколько, где встречаемся?

М.Ф.: В 6 часов вечера, пресс-центр Центрального дома художника, международная ярмарка non/fictio№. В общем, заходишь в тот зал, где эскалатор, налево и в угол, около конференц-зала. И там такая длинная "кишка", помещение. Там будет очень темно и очень громко.

А.Г: Громко – это самое важное. Услышим.

М.Ф.: Я думаю, что мы сделаем громко.

А.Г: Михаил, и последний вопрос: как попасть к вам, стать участником? Очень хочется!

М.Ф.: Biblioring.com. И сверху есть кнопочка "Участвовать".

А.Г: Все понятно, коротко и ясно. Спасибо вам огромное! Удачи всем участникам и вашему проекту тоже.

М.Ф.: Спасибо и вам.

А.Г: Джозеф Аддисон, английский публицист, говорил: "Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела". Ну а я добавлю: читайте вслух и будьте в хорошей форме.