Что мама может?

Гости
Эльвира Астапова
первая леди конкурса «Мама может»-2016
Ольга Попова
руководитеь медиа-портала «Другая Россия».

Ангелина Грохольская: Уникальный народ – мамы. Говорят, Юлий Цезарь делал два дела одновременно. А мамы могут больше. Накормить мужа вкусным ужином, выучить с сыном английский, с дочкой обсудить наряд, при этом виртуозно шинкуя капусту? Легко! Но самые уникальные – это мамы особенных деток. С одной из них мы познакомимся сегодня.

Недавно в Подмосковье прошел Всероссийский конкурс красоты и доброты "Мама может – 2016". В нем приняли участие 15 финалисток из 11 регионов России. Корона первой леди и титул "Леди Грация" достались Эльвире Астаповой. Сегодня она у нас в гостях. Эльвира, здравствуйте.

Эльвира Астапова: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Также в студию "Большой страны" пришла Ольга Попова – руководитель медиапортала "Другая Россия", собственно организатор этого замечательного конкурса.

Ольга Попова: Один из организаторов.

Ангелина Грохольская: Один из организаторов.

Ольга Попова: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Здравствуйте. Очень приятно, что вы нашли время и пришли к нам. А начать нашу беседу я предлагаю с небольшого фрагмента, видеопредставления вашего, Эльвира, на конкурсе.

Весело идти по жизни, всех и все вокруг любить. Счастье – это очень просто. Счастье – это просто жить. Здравствуйте! Меня зовут Астапова Эльвира. Я по профессии педагог-хореограф, по совместительству – мама троих детей. В 2009 году у нас родился солнечный малыш Леон. Когда он родился, мне сказали, что случилась беда, но я даже представить себе не могла, что это обернется для нас невероятным счастьем. Он привлек в нашу жизнь большое количество ярких событий и замечательных, добрых людей. Моя жизнь приобрела новый смысл. Теперь я стараюсь поддерживать все социальные проекты, которые обращены на помощь людям с синдромом Дауна, везде и всегда освещать эту тему, отвечать на вопросы новоиспеченных родителей. Дети – это мое самое большое истинное богатство. И я безмерно рада, что они дружны между собой. Моя семья – это сила, которая дает мне толчок, опору и защиту для дальнейших свершений. Мы – семья Астаповых. И мы сделали свой выбор – выбор быть счастливыми!

Ангелина Грохольская: Я на самом деле готова присоединиться к тем аплодисментам, которые сейчас в конце прозвучали. Я представляю, в каких овациях вас искупали на конкурсе после этой визитки. Как зовут ваших деток? И вообще сколько их? Вот с Леоном мы познакомились, а есть ведь еще.

Эльвира Астапова: Да, у меня трое детей. Старший сын – это солнечный Леон. Еще есть Арсений и Аделия.

Ангелина Грохольская: А они были в зале, когда вы выступали?

Эльвира Астапова: Конечно, были.

Ангелина Грохольская: Поддерживали?

Эльвира Астапова: Да.

Ангелина Грохольская: А ваш супруг?

Эльвира Астапова: И супруг был. Мы все вместе всегда друг друга поддерживаем.

Ангелина Грохольская: Как вы, собственно, и сказали, что вы семья, выбор сделали семьей. Ольга, у меня вопрос к вам. Вот было 15 финалисток. Как выбирали их? Кто они вообще? Кто эти участницы? Откуда они приехали? И были ли какие-то предварительные этапы?

Ольга Попова: Да, предварительные этапы были. В мае месяце мы запустили анонсы, что идет набор заявок на конкурс. До конца июля собирали заявки. В итоге было отобрано 28 заявок, потому что кто-то из мам забывал что-то прислать, кто-то еще что-то, потому что дети, и действительно это очень сложно.

Ангелина Грохольская: Некогда

Ольга Попова: Нет, не то что некогда. Наши детки зачастую болеют, и это очень сложно, потому что многие проходят реабилитацию, и мамы, конечно, делают акцент больше на детях.

В конце июля был первый этап, это было голосование в Интернете. И у нас осталось собственно 20 участниц после этого. Потом жюри выбрало 15. Вторая леди у нас из Архангельской области, город Няндома. В апреле месяце, я надеюсь, мы сумеем там провести конкурс, потому что уходим в регионы. К ноябрю месяцу с участием Эльвиры будем проводить в Москве.

Ангелина Грохольская: Эльвира, действительно, как найти в себе силы, время, желание, вдохновение, чтобы не только самой заразиться каким-то творчеством, таким желанием что-то сделать, а еще и других заразить?

Эльвира Астапова: Я просто изначально человек очень творческий.

Ангелина Грохольская: Вы же хореограф, да?

Эльвира Астапова: Да, я хореограф. Я и стихи пишу, и рисую, и много всего делаю. Я просто как бы этим живу, поэтому для меня это совершенно естественно. И надеюсь, что это кого-то еще вдохновляет, помимо меня.

Ангелина Грохольская: Безусловно, это абсолютно точно. А что нужно было сделать на конкурсе, кроме визитки?

Эльвира Астапова: Нужно было подготовить творческий номер еще. Некоторые женщины, конечно, просто себя перебарывали, ходили, находили время (еще же дети). Конечно, вообще мамы героические, если честно.

Ольга Попова: Были совершенно трогательные номера, когда мамы с детьми танцевали.

Эльвира Астапова: Со своим ребенком, да. Все плакали.

Ольга Попова: То есть с ребенком, у которого аутический спектр или он заранее не может выходить на публику. И вдруг он выходит на сцену и танцует вместе с мамой! Жюри плакало, зал тоже плакал

Эльвира Астапова: Все плакали, у всех были мурашки.

Ангелина Грохольская: Выйти на сцену на таком конкурсе, который, в общем-то, и предполагает участие особенных мам с особенными детками – это одно. А как в жизни относятся к тому, что вы выходите на площадку со своим замечательным солнечным Леоном?

Эльвира Астапова: Есть к чему стремиться, но, по крайней мере, сейчас люди очень доброжелательно относятся.

Ангелина Грохольская: То есть можно сказать, что меняется отношение, да?

Эльвира Астапова: Да. На моем опыте так.

Ангелина Грохольская: Потому что ведь были времена, наверняка и вы согласитесь…

Эльвира Астапова: Были.

Ангелина Грохольская: Вот в моем детстве это было странно, как минимум сказать, что вот вышел какой-то ребенок.

Эльвира Астапова: Сейчас все равно люди не готовы.

Ангелина Грохольская: Не готовы?

Эльвира Астапова: Вообще слово "толерантность" еще как бы…

Ангелина Грохольская: Не понимают…

Эльвира Астапова: Да, какой смысл. Потому что просто не знают, нет информации. Нужно больше информации людям давать.

Ангелина Грохольская: Что нужно сделать, на ваш взгляд, в первую очередь? Вот как нам можно до конца поменять эту ситуацию, кроме вот таких конкурсов?

Ольга Попова: Начать с себя.

Эльвира Астапова: Начать надо с себя, да. Самим не бояться, не сидеть дома взаперти, а показывать своего ребенка.

Ангелина Грохольская: Начать с себя – именно мамам, да?

Ольга Попова: Семьям сначала начать с себя, а потом специалистам. Потому что даже когда мы привозим своих детей вроде бы к специалистам, специалисты зачастую не готовы работать с нашими детками. Более того – общество. Хорошо, уже повернулось к нам лицом, но в какой-то степени это напряжение, а в какой-то степени жалость. Вот когда перестанете жалеть наших детей, когда начнете их воспринимать как обычных – вот тогда все поменяется.

"Что мама может?" Уникальные женщины – мамы особенных детей. О конкурсе среди мам детей с ограниченными возможностями – в беседе с Эльвирой Астаповой, первой леди конкурса "Мама может – 2016", и Ольгой Поповой, руководителем медиапортала "Другая Россия".

Ангелина Грохольская: Леон сейчас ходит в садик?

Эльвира Астапова: Он ходит в садик вместе со своим братом, в обычный садик. И нам безумно повезло с садиком, с воспитателями. Его там все любят, ждут. Это, конечно, сейчас на самом деле большая редкость – найти таких воспитателей, которые не разводят руками, а готовы как-то понимать ситуацию, как-то вникать, вообще что это такое и как такого ребенка социализировать. Учитывая, что у них нет ни литературы, ничего, они все равно молодцы. У нас вообще очень хорошие воспитатели.

Ангелина Грохольская: А что дальше? Вот сколько ему сейчас? Лет шесть, да?

Эльвира Астапова: Ему сейчас семь.

Ангелина Грохольская: Семь уже. В школу он пойдет?

Эльвира Астапова: Честно говоря, мы пока над этим вопросом думаем с мужем. Я думаю, что наши школы, конечно, сейчас далеко не готовы к этому. Ну, есть примеры прекрасные, есть дети, которые учатся, и все хорошо. Ну, пока не знаем насчет школы.

Ольга Попова: Наверное, я могу ответить на этот вопрос, потому что моей дочке тринадцать лет. И вот как раз она представлена на слайде.

Ангелина Грохольская: А вы тоже особенная мама?

Ольга Попова: Да, у нас все особенные мамы. Собственно организаторы конкурса – это три мамы, воспитывающие детей с особенностями развития. Там не было случайных людей. В жюри тоже сидели люди, которые либо специалисты и работают с нашими детьми, либо сами родители. И после садика есть школы. К счастью, в нашем государстве сейчас принято инклюзивное образование. Спасибо за это Ольге Васильевой и общественным организациям родительским, которые активно…

Ангелина Грохольская: Это же буквально вот-вот совсем недавно произошло.

Ольга Попова: Буквально вот-вот, да. И мы как раз те, которые воспользовались этим законом.

Эльвира Астапова: И все это делают родители таких детей.

Ольга Попова: И в этом году сели в обычную школу. Трудно, тяжело. Безусловно, мы не со всей программой справляемся, но тем не менее.

Эльвира Астапова: С тьютором?

Ольга Попова: Без тьютора. Есть сложности, да, потому что на федеральном уровне все принято, а на местах еще идет недопонимание, потому что кто-то так трактует закон, кто-то так трактует. Ну, как обычно.

Другое дело, что огромная проблема для инвалидов в России – что после школы? Вот это большая проблема. Потому что колледжи наших детей не берут чаще всего и на работу не устраивают. Вот в этом проблема.

Ангелина Грохольская: У нас сегодня в студии действительно уникальные мамы. Вот я не случайно начала нашу беседу и в подводке сказала, что уникальный народ – мамы. А мамы особенных детей – это уникальные, не знаю, в десятой степени, в двадцатой! И можно продолжать и продолжать. Потому что то, что вы делаете, конечно… Хотя мне кажется, вам это кажется само собой разумеющееся.

Ольга Попова: А у нас не остается выбора, потому что если мы сейчас этого не сделаем – значит, будущего у детей не будет.

Эльвира Астапова: Мы взяли ответственность на себя за то, что мы воспитаем ребенка, что он будет счастливый.

Ольга Попова: И у нас не только такие мамы. У нас отличные папы, которые активные.

Эльвира Астапова: Да, кстати говоря.

Ольга Попова: У нас отличные бабушки и дедушки, которые точно такие же активные.

Эльвира Астапова: Сейчас, кстати, очень хорошая тенденция. Если раньше 80% отцов уходили из семей, то сейчас этот процент гораздо меньше.

Ангелина Грохольская: И слава Богу.

Эльвира Астапова: И вообще дети остаются в семье. Просто благодаря тому, что даже банально я веду свою страницу в социальной сети, есть подписчики, люди смотрят и понимают, что есть жизнь после диагноза.

Ангелина Грохольская: Самое главное – это диагноз правильно принять, понять и начать уже вместе с ним дальше жить, существовать.

Эльвира Астапова: Да, понять, что это и как с этим можно справиться.

Ангелина Грохольская: Я хочу сейчас пожелать вам, вашим деткам и всем нашим телезрителям, чтобы мечты сбывались, потому что невозможное возможно. Вы сегодня это доказываете на словах и на деле. И, уже завершая нашу беседу, хочу немножко вернуться к конкурсу. Следующий конкурс состоится, да?

Ольга Попова: Обязательно! Следующий конкурс не просто состоится, а мы расширяемся, расширяем географию. Точно хотим провести в Архангельске. Очень надеемся, что будет такой же конкурс в Екатеринбурге. И безусловно, у нас будет конкурс в Москве, потому что по положению конкурса участница, выигравшая и ставшая победительницей, должна на своей территории провести такой конкурс.

Ангелина Грохольская: И вот такой венок исключительный просто! Это символ красоты и доброты мам?

Ольга Попова: Наши мамы особенные. Цветы – это символ жизни, символ весны, символ надежды. Соответственно, было решено, что будут вот такие венки ручной работы. Их делает Кристина Рубина второй год подряд. Каждой победительнице свой венок (естественно, разный). Но главное – победительница получает красный, чтобы отличаться и нести в мир любовь, счастье, надежду и веру.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Спасибо. Мы беседовали с первой леди Всероссийского конкурса красоты и доброты "Мама может – 2016" Эльвирой Астаповой и руководителем медиапортала "Другая Россия" Ольгой Поповой. Цените мам! Они – уникальный народ. 

О Всероссийском конкурсе среди мам детей с ограниченными возможностями.