Дарья Лебедева: У региональных кинокомпаний есть будущее, и оно прекрасное и светлое

Гости
Дарья Лебедева
режиссер, основатель первой в Иваново киностудии «Наследники»

Павел Давыдов: В Москве были названы победители фестиваля "Кино без барьеров", который проходит с 2002 года. За это время более 20 тысяч зрителей посмотрели 700 фильмов из 55 стран. Это не только игровые, но и документальные, а также анимационные картины, в которых показывается, как люди с инвалидностью находят свое место в обществе.

Приз зрительских симпатий получила российская короткометражная лента "Каждый 88-й" режиссера Дарьи Лебедевой. Девушка с нуля основала первую в Иваново киностудию "Наследники". Там собралась удивительная команда творческих ребят, которые объединились ради одной цели и мечты – снимать хорошее кино.

И сегодня мы познакомимся с Дарьей Лебедевой. Даша, здравствуйте.

Дарья Лебедева: Здравствуйте.

П.Д.: В первую очередь хочу вас поздравить именно с победой на фестивале "Кино без барьеров". Мне кажется, все-таки это победа – приз зрительских симпатий. И прежде чем мы поговорим о вашей короткометражке "Каждый 88-й", расскажите, как вы пришли в кино.

Д.Л.: Вы знаете, когда я решила стать режиссером, мне был 21 год. Надо мной многие посмеялись. Я вообще в тот момент фотографировала, писала картины, писала какие-то статьи, но не могла понять, что в искусстве меня удовлетворит, даст мне какую-то отдачу. И пришла к выводу, что, возможно, это будет кино. И потихонечку начала собирать команду. Прочитала в интернете, что нужно для съемок кино. Ага, оператор – пошла к операторам, которые снимали тогда на тот момент свадьбы, и говорю: "Ребята, вот у меня есть такая идея. Поехали! Съемки будут в Туапсе, вы там покупаетесь".

П.Д.: Даша, вы простите, я перебью. Но ведь это надо уметь снимать. Это же не просто взял камеру, нашел оператора – и пошел снимать.

Д.Л.: Вы знаете, в тот момент мне казалось, что ничего знать не надо, все просто, все правильно. Вот есть история, есть главный герой, есть оператор, надо крикнуть "Action!" – и все будет хорошо. Собственно таким небольшим составом мы поехали снимать. На съемки я накопила деньги сама. Работала на трех работах, копила. И мы сняли первый фильм. Я его показала аудитории и поняла, что получилось неплохо, кого-то даже это тронуло, кто-то даже плачет. И я поняла, что это так здорово, оказывается!

П.Д.: А это был социальный ролик, раз он тронул?

Д.Л.: Нет, это был фильм 30-минутный, называется "По пути". Он такой солнечный. Это мувик, такое путешествие. То, что я пережила когда-то сама, очень близко к моим переживаниям и чувствам, я постаралась повторить на экране.

П.Д.: Ваш пример, конечно, поражает. В принципе на пустом месте, даже не имея фундамента, вы кирпичик за кирпичиком построили свою маленькую, но киностудию. Вы скажите, как вам это удалось? Потому что это поражает, вот честно.

Д.Л.: Вы знаете, мы делаем много различных творческих работ, в том числе различные социальные ролики про свой город, рекламу. Когда мы поняли, что слишком много фамилий под одной работой и нам надо как-то себя называть, мы назвались киностудией, придумали название, начали работать и потихонечку разрастаться. Сейчас нас уже много.

П.Д.: Много – это сколько?

Д.Л.: 20 человек нас. У нас есть профессиональные осветители, операторы, звукорежиссеры, художники-постановщики. Для небольшого города, где до этого о кино вообще никто не говорил, я считаю, это очень здорово.

П.Д.: А местные телекомпании не ставят вам палки в колеса?

Д.Л.: Я не знаю. Я никаких палок не чувствую.

П.Д.: Конкуренции как таковой нет?

Д.Л.: Нет. Мы единственные и неповторимые, и нас очень любят.

П.Д.: Даша, мне кажется, наверное, самое сложное было – это собрать команду единомышленников.

Д.Л.: И да, и нет. Так получается, что, когда ко мне приходит идея фильма, нужные люди находятся сами собой. У меня иногда такое чувство, что вся Вселенная нам помогает. Когда мы снимали наш последний фильм, просто нам помогал весь город. Массовка, 70 человек стояли бесплатно в жару. Все сгорели, но стояли.

П.Д.: Когда человек достигает поставленной цели (а победа в финале, мне кажется, именно таковой и является), приходит понимание, что что-то помогло, кто-то помог – как и было в случае с фильмом "Каждый 88-й". Я прав?

Д.Л.: Да, конечно. Когда ты придумываешь сценарий, где половина действия происходит в лимбе, например, – это же проблема для режиссера, это же надо как-то воплотить в жизнь. И ты думаешь, страдаешь. В итоге находится карьер практически под боком, это в Ивановской области. И все восхищаются: "Где вы взяли такую пустыню?" Я говорю: "Ребята, это все в Ивановской области".

П.Д.: Давайте не будем забегать вперед, а сейчас нашим телезрителям покажем трейлер к этому фильму.

Д.Л.: Давайте.

П.Д.: Пожалуйста.

Трейлер фильма "Каждый 88-й"

— Где я?
— Успокойся, солдатик. Ты умер.
— Я не мог умереть.
— Еще как мог. Тут только мертвые и сидят.
— Следующий! Держите.
— А это, значит, и есть ваша судьба?
— Она самая.
— Она только решает, где и кем ты родишься.
— Ты, может, станешь индейцем. А может, корейцем. А может, даже женщиной.
— Я хотел бы знать, по какому принципу выдаются билеты.
— По принципу – бери и топай отсюда вон!
— Но я не хочу быть калекой!

У нашего друга  растет девочка с признаками аутизма, и он создал фонд "Повышенная потребность" для помощи таким деткам. Мы вместе решили, что надо создать фильм, который расскажет людям о том, что такое аутизм... Потому что некоторые даже считают до сих пор, что это заразно.

П.Д.: Даша, и продолжая мысль этого трейлера, хочется дополнить, что каждый 88-й житель планеты страдает аутизмом. Почему вы выбрали эту тему?

Д.Л.: Вы знаете, у меня такое чувство, что тема сама меня нашла. У нашего друга девочка растет с признаками аутизма, и он создал фонд помощи таким деткам, он называется "Повышенная потребность". Они ежедневно работают над тем, чтобы делать мир лучше. И идея создать фильм возникла у него, создателя фонда, и у меня, то есть мы вместе как-то решили, что надо создать какой-то фильм, который расскажет людям о том, что такое аутизм.

Но когда я начала работать над этой проблематикой, столкнулась (извините за тавтологию) с такой проблемой – очень тяжело это преподнести в солнечных цветах. Очень многие люди сложно воспринимают такие темы, и первая реакция – отторжение. И я очень долго искала сценарий. Спустя полгода я поняла, что мой герой – это человек, который еще не родился аутистом. И когда я это осознала, меня просто как молния ударила!

П.Д.: Озарило, да?

Д.Л.: Да. И я начала работать именно над таким сценарием, когда у человека стоит выбор: рождаться ли аутистом?

П.Д.: Но, к сожалению, никто не спрашивает нас, жителей этой планеты, в каком качестве мы хотим сюда прийти. Какую цель вы ставили, когда снимали фильм: раскрыть обществу проблемы, связанные с аутизмом, рассказать, что государство не обращает внимания, или поднять более глубокие вопросы?

Д.Л.: Вы знаете, вы сейчас перечисляете достаточно такие глобальные проблемы. Я думаю, что короткий метр не мог бы охватить такой масштаб. Самая главная моя задача была, чтобы информация о том, что существуют такие люди, распространилась по миру, потому что многие… Даже если на улицах сейчас пойти и поспрашивать: "А вы знаете, кто такие люди с расстройством "аутизм"?" – они скажут: "Мы не знаем". И прежде всего, самое важное – это информация. Когда мы что-то знаем, мы этого меньше боимся. Потому что некоторые даже считают до сих пор, что это все заразно.

П.Д.: Кстати, сегодня кинематограф, как вы считаете, часто ли затрагивает такие темы, и достаточно ли?

Д.Л.: Вы знаете, этим летом мы поучаствовали в Московском международном кинофестивале, и открывал этот фестиваль фильм "Ке-ды" Соловьева – тоже на тему аутизма. Так что я считаю, что эта тема как-то набирает обороты. Раньше о ней боялись говорить вслух, а сейчас говорят смелее.

П.Д.: Как раз вашей команде удалось создать фильмы, которые участвовали в самых масштабных киносмотрах, в том числе и международного уровня. Скажите, а какие возможности перед вами это открывает? Может, как-то иначе стали относиться к вашей киностудии "Наследники"?

Д.Л.: Я очень надеюсь. Сейчас мы пишем полнометражный фильм, готовимся к серьезной работе. И я надеюсь, что какое-то признание на мировом уровне нам поможет легче это сделать. Может быть, нас посерьезнее будут воспринимать актеры.

П.Д.: А может быть, именно поэтому вы решили в Иваново открыть киношколу для того, чтобы рядом, под боком была организация, которая растила бы вам людей для съемок, нет?

Д.Л.: Я мечтаю об этом. У нас иногда проходят мастер-классы, мы привозим профессионалов в Иваново, проводим и с детками, и с взрослыми. Пока до уровня киношколы мы не дошли, но я надеюсь, что дойдем после полнометражного фильма.

П.Д.: А что мешает открыть?

Д.Л.: Опыт. Я думаю, мы сами сможем преподавать только после того, как сделаем свои первые картины серьезные. Пока мы можем только приглашать лекторов к себе в гости.

П.Д.: "Каждый 88-й" – короткометражный фильм о проблемах людей с ограниченными возможностями. У нас в гостях – режиссер, основатель ивановской киностудии "Наследники" Дарья Лебедева.

Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, вообще у региональных кинокомпаний, киностудий в России есть будущее?

Д.Л.: Я считаю, есть будущее, и оно прекрасное и светлое. Потому что вряд ли бы мы двигались так успешно, так активно, если бы такого будущего не было. Я в это искренне верю. Нам очень помогают и местные власти, потому что мы всегда прославляем наш край. Мы, в принципе, снимаем доброе кино с нормальными какими-то моральными ценностями. Нам помогают жители нашего города, и это тоже очень приятно. У нас никогда не возникает проблем с локациями. При этом мы видим красоту, которую, может быть, не успевают видеть какие-то столичные киностудии, потому что…

П.Д.: Детали, скрытые от них.

Д.Л.: Да, мы не торопимся. Мы имеем такую роскошь – не торопиться и выстраивать каждый кадр вдумчиво, осознанно, с большой любовью к кино.

П.Д.: Даша, для того чтобы реализовать свои планы, какие-то-то желания, задачи, которые вы ставите перед собой и перед киностудией, нужны деньги, нужны средства. И часто киностудии пытаются заработать, снимая рекламу, участвуя в каких-то коммерческих проектах. Скажите, пожалуйста, вы стороной эту тему обходите или все-таки вы тоже пытаетесь заработать?

Д.Л.: Да, мы снимаем рекламу. Более того, мы к этому относимся тоже как к искусству, потому что сейчас в моде реклама, похожая на кино, на маленькие короткие метры, пусть даже минутные. Поэтому я считаю, что реклама – это хороший способ потренироваться, хороший способ научиться работать в коротком формате. Порой сказать коротко и четко – это тяжелее, чем долго и подробно.

Мы снимаем доброе кино с нормальными какими-то моральными ценностями. Нам помогают жители нашего города, и это тоже очень приятно... При этом мы видим красоту, которую, может быть, не успевают видеть какие-то столичные киностудии.

П.Д.: Даша, задам сложный вопрос, но, мне кажется, творческим людям его задают. Как вы относитесь к творческим провалам? И бывали ли они у вас?

Д.Л.: Да, бывали.

П.Д.: Как и у любого творческого человека, да?

Д.Л.: Я бы не хотела рассказывать подробности.

П.Д.: Почему же? Это воспитывает, между прочим.

Д.Л.: Очень воспитывает. Когда ты что-то снимаешь, а это не выходит, у тебя есть два варианта. Это ужасное сравнение, с чем я сейчас сравню, но по сути это как будто потерять ребенка. То есть либо ты родитель, который отчаялся и сошел с ума, либо ты родитель, который набрался сил, двигаешься дальше и находишь какие-то светлые лучики. Да, у меня был такой проект, который не дошел до конца, но я стала тем родителем, который набрался сил и пошел вперед.

П.Д.: Даша, но бывают и ситуации, когда это выходит в эфир или в показ, и при этом хочется закрыться и сказать: "Нет, я к этому не причастен". Ведь даже Дэвид Линч, с мировым именем режиссер, в свое время отказался от титров, потому что он был недоволен результатом.

Д.Л.: Вы знаете, пока таких вещей, которые публично меня бы позорили, не было. Я надеюсь, и не будет.

П.Д.: Даша, а с тех пор, как вы почувствовали в себе какой-то режиссерский смысл, что вы можете нести творчество в массы с помощью кинематографа, изменилось ли у вас отношение к этому самому кинематографу, к кино, к искусству?

Д.Л.: Да, изменилось.

П.Д.: А как?

Д.Л.: Конечно, теперь я смотрю фильмы и анализирую их. Если фильм хороший, то я превращаюсь в ту маленькую девочку, которая была раньше, плачу и смеюсь. И если это происходит – значит, фильм действительно классный. И стоит его пересмотреть заново, чтобы понять все-таки, как его сделали. Да, изменилось.

П.Д.: Даша, а чем бы вы пожертвовали ради идеи, ради искусства?

Д.Л.: Не знаю… Ничем. Я очень счастливый человек. Я ничем не жертвую для того, чтобы создавать кино. Я считаю, что настоящий творец должен быть не голодным, а счастливым.

П.Д.: И позвольте процитирую вас, как-то вы заметили: "Через 20 лет я выкину свои награды и сниму фильм, который перевернет сознание людей". А у вас есть понимание, как это сделать, вот сегодня?

Д.Л.: Если я скажу "да", вы мне поверите?

П.Д.: Я попрошу объяснить.

Д.Л.: У меня есть чутье. Вообще я очень много делаю, основываясь на свою женскую интуицию и внутреннее ощущение мира. Когда я наберу обороты и до конца осознаю весь огромный мир кинематографа, как все делается, все технологии, мне кажется, я смогу снять что-то грандиозное.

П.Д.: Даша, именно этого вам и желаю. Но прежде чем вас отпустить, скажите очень коротко, а каким для вас стал 2016 год? Ведь это Год российского кино.

Д.Л.: Он стал счастливым, волнительным, потому что на Московском международном фестивале мы получили просто незабываемый опыт. Мы не выиграли, но как воспринял зал наш фильм – это тоже незабываемые эмоции. Мы победили… Вы правильно называете нашу награду "Приз зрительских симпатий" победой на фестивале "Кино без барьеров". И мы сейчас работаем над картиной, которая не дает мне спокойно спать по ночам. Поэтому, по мне, год и счастливый, и волнительный. И я надеюсь, следующий год будет еще продуктивнее.

П.Д.: Даша, большое вам спасибо. Пожелаю вам новых побед, покорения новых телевизионных и кинематографических олимпов, а главное – творческой свободы, команды единомышленников, которая разрастается пусть обязательно. Ну и естественно, чтобы была возможность реализовывать все свои цели и задачи. Спасибо вам большое.

Д.Л.: И вам спасибо.

П.Д.: У нас в гостях была режиссер Дарья Лебедева. 

Режиссер Дарья Лебедева с нуля основала первую в Иваново киностудию. Ее фильм в этом году получил приз зрительских симпатий фестиваля "Кино без барьеров".