Екатерина Чацкая: Реформа, которую чиновники называют "оптимизацией здравоохранения", фактически является уничтожением здравоохранения

Гости
Екатерина Чацкая
врач акушер-гинеколог, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие»

Павел Давыдов: Продолжим тему оказания врачебной помощи населению. Не хотелось бы говорить, что главный герой сюжета, который мы только что посмотрели, скорее исключение, чем правило. Но опросы показывают, что за последние несколько лет в России в несколько раз выросло число жалоб на медицинских работников. С одной стороны, многие недовольны реформой здравоохранения страны в целом. С другой, мы говорим о врачах в основном тогда, когда возникает какая-то проблема, или громкая история попадает в средства массовой информации. Но бывает и так, что и сами врачи нуждаются в защите, в том числе и юридической. Кто поможет им? Переадресую вопрос сопредседателю Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Действие" Екатерине Чацкой. Екатерина, здравствуйте.

Екатерина Чацкая: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Рад вас видеть. Предваряя беседу с вами, мы посмотрели сюжет из Челябинской области об уникальном хирурге Роберте Ибатулине, где основным лейтмотивом звучала фраза, что "Хороший врач должен очень любить людей". А как много у нас таких врачей?

Екатерина Чацкая: На самом деле, таких врачей очень много, но сейчас, к сожалению, врачи ставятся в такие условия, условия работы, что оказывать настоящую медицинскую помощь крайне сложно. Сейчас идет сокращение бюджета, сокращение в том числе финансирования и сферы здравоохранения. Естественно, это приводит и к сокращению кадров, и к увеличению нагрузки на оставшихся медицинских работников. Увеличивается не только нагрузка в плане количества участков, количества операций на одного доктора, но и уменьшается время приема на одного пациента. В частности, в поликлиниках сейчас на одного пациента у терапевта выделено 12, а иногда и 10 минут. И оказывать помощь в таких условиях просто физически бывает невозможно.

Один из факторов, по которым оценивается качество оказания медицинской помощи – это насколько у доктора идет задержка приема. То есть, если возникает какая-то острая ситуация, возникает случай, когда доктору нужно подумать, нужно разобраться в ситуации, может быть, пригласить коллегу на консилиум, посоветоваться – естественно, в эти 12 минут доктор не может уложиться. И со стороны руководства возникает вопрос: "Почему доктор не укладывается?". И такой доктор попадает сразу в число, которое нарушает статистику. А у нас сейчас качество оказания медицинской помощи, к сожалению, оценивается по статистике.

Павел Давыдов: Давайте немножечко поговорим о работе самого профсоюза. Как давно он появился, и что подтолкнуло к его созданию?

Реформа, которую чиновники называют "оптимизацией здравоохранения", фактически является уничтожением здравоохранения 

Екатерина Чацкая: Профсоюз "Действие" существует с конца 2012 года, и появился он ответом на начало этой реформы, которую чиновники называют "оптимизацией здравоохранения", которая фактически является уничтожением здравоохранения.

Павел Давыдов: Вообще, это уничтожение медицинской системы страны остановить можно, или это уже необратимый процесс?

Екатерина Чацкая: Я считаю, что можно.

Павел Давыдов: А кто и как это может сделать, на ваш взгляд?

Екатерина Чацкая: Для этого, прежде всего, сами сотрудники, сами медработники должны задуматься об этом.

Павел Давыдов: Объединиться и направить свои силы на спасение системы?

Екатерина Чацкая: Да, совершенно верно.

Павел Давыдов: Кстати, у вас на сайте сказано, что сама жизнь определила три основных направления работы профсоюза. Первое – это борьба за повышение зарплат, снижение трудовой нагрузки, и возвращение престижа профессии медработника. И все-таки, а что является приоритетом?

Екатерина Чацкая: Приоритетом является, естественно, снижение трудовой нагрузки. Я могу объяснить, поскольку. Здесь затронуты интересы не только медработников, но и интересы пациентов. И, наверное, интересы пациентов прежде всего. Потому что, когда на врача увеличивается нагрузка, то к концу приема доктор теряет концентрацию внимания, увеличивается риск врачебной ошибки. И в итоге, естественно, пострадать может пациент.

Павел Давыдов: Кому и как сегодня помогает профсоюз? Хотелось бы как раз эти примеры и услышать.

Екатерина Чацкая: Здесь, может быть, немножко не так вопрос ставится. Не помогает профсоюз. Профсоюз – это сами работники. Это очень важно.

Павел Давыдов: Мы же помогаем сами себе.

Екатерина Чацкая: Да, мы помогаем сами себе.

Павел Давыдов: Поэтому профсоюз помогает. Хорошо, поясните.

Екатерина Чацкая: Мы объединяемся, мы делимся информацией, мы делимся наработками, мы вместе планируем какие-то кампании, прорабатываем все шаги, готовимся к этому. И только так вместе, когда люди объединились, возможно чего-то добиться.

Когда люди по одному пытаются бороться в своем учреждении – конечно, шансов очень мало, потому что у руководства есть достаточно много рычагов давления. И, к сожалению, надзорные органы сейчас фактически не выполняют свои функции, и такой человек остается один на один с администрацией. А когда люди объединяются, когда они выступают единым фронтом против нарушения их прав, здесь уже начинается победа.

Павел Давыдов: Екатерина, какие отношения к профсоюзу "Действие" со стороны чиновников от Министерства здравоохранения, и по каким вопросам возникает наиболее острая полемика сегодня?

Екатерина Чацкая: Сегодня у нас идет большая компания в Москве по защите психиатрических больниц, потому что закрывается и перепрофилируется сейчас три больницы. На самом деле, процесс начался достаточно давно, но сейчас он очень остро встал. Однако поведение с их стороны очень странное, потому что они говорят, что никакого закрытия больниц нет, что все будет функционировать также в полном объеме. Но при этом в частности в 12-й больнице из 470 сотрудников 300 уже уволены.

Павел Давыдов: Как раз мы сейчас видим одну из акций протеста, организованных в поддержку этих больниц.

Екатерина Чацкая: Да, совершенно верно. Как раз около Департамента здравоохранения. И сотрудники были уволены, что самое интересное, не по сокращению штата с выплатой тех компенсаций, которые им положены, а они были уволены либо по собственному желанию, либо по соглашению сторон. При этом на них оказывалось психологическое давление, что "Все равно все закроют, работать вы не сможете в новом месте", и, в общем-то, люди решили уйти. Это тоже одна из таких основных проблем, которые у нас сейчас в обществе есть, что люди боятся бороться, люди не верят в то, что это вообще возможно, и иногда им проще уйти, даже в никуда уйти…

Павел Давыдов: Сдаться.

Екатерина Чацкая: … сдаться, и даже не попытаться бороться. У нас, к сожалению, есть огромная проблема, что люди не знают своих прав. На мой взгляд, здесь нужна просветительская работа и СМИ, и, может быть, даже в школах это преподавать.

Павел Давыдов: А эту просветительскую работу сегодня ведет сам профсоюз?

Екатерина Чацкая: Да, конечно, это одна из функций профсоюза, и просветительская работа не только в учреждениях, где уже есть профсоюз, но и в общем медработников, то есть и в социальных сетях, и в СМИ, и на нашем официальном сайте мы стараемся какие-то острые вопросы освещать, и не только, может быть, острые, по трудовым правам, чтобы люди, которые сталкиваются с ситуациями, они уже знали, как себя правильно вести в этом случае.

Павел Давыдов: Екатерина, а как много медработников объединяют сегодня ваш профсоюз, и в каких регионах он в первую очередь представлен?

Екатерина Чацкая: У нас порядка 3 тыс. членов профсоюза на данный момент, но эта цифра, она то больше, то меньше, потому что и кампании идут постоянно, и ситуации в разных учреждениях меняются. У нас сейчас представлено 19 регионов. Активные кампании на данный момент у нас идут в Москве и в Уфе.

Павел Давыдов: А в каких регионах вам сложнее всего работать? В том числе из-за противоборства со стороны чиновников от Министерства здравоохранения?

Екатерина Чацкая: Наверное, в тех, где идут активные кампании.

Павел Давыдов: И Москва, наверное, здесь – это самый переломный город?

Екатерина Чацкая: Да, и Москва, к сожалению, тоже, потому что, несмотря на то, что мы центр, мы столица, у нас очень большой разрыв между чиновниками и рядовыми сотрудниками. Порой, чтобы попасть на прием к какому-нибудь чиновнику, нам приходится чуть ли не массовые акции, чтобы нас пропустили, чтобы добиться встречи.

Павел Давыдов: Екатерина, те же чиновники постоянно говорят о том, что медработникам повышают зарплату. Однако реальность такова, что не везде это подкреплено действием. Какая ситуация сегодня с зарплатами для врачей, медработников?

Екатерина Чацкая: За последние год-полтора, к сожалению, зарплаты упали, и упали очень сильно. И то, что зарплаты растут по официальным данным – это средняя зарплата. Но средняя зарплата рассчитывается и из зарплаты заместителей главного врача, и главных бухгалтеров, и юристов. И, к сожалению, зарплата медработников составляет там очень маленький процент.

Павел Давыдов: Но средняя температура по больнице какова?

Екатерина Чацкая: Все зависит от региона. В Москве это 25 тыс., максимум 30 тыс..

Павел Давыдов: Да, на эти деньги прожить действительно невозможно. Говорят, что в нашей стране институт профсоюзов не имеет такого эффекта и возможностей, как в странах Запада. Вы такую точку зрения разделяете?

Екатерина Чацкая: У нас действительно есть профсоюзы, которые остались еще с советских времен, и, к сожалению, они дискредитируют само понятие профсоюза (не всегда, но часто). И у сотрудников поликлиник, больниц есть такое представление, что профсоюз – это те, кто раздают путевки, кто дарит подарки на Новый год. Сейчас занимаются профсоюзы, которые не занимаются путевками, а занимаются именно трудовыми правами.

Павел Давыдов: Екатерина, а кто такой сегодня профсоюзный лидер: больше квалифицированный юрист, чем выдвиженец от профессионального сообщества, может быть, даже политик, или правозащитник?

Екатерина Чацкая: Это, прежде всего, квалифицированный специалист в медицине, потому что если человек не владеет своей специальностью, он не пользуется ни авторитетом ни у пациентов, ни у коллег, то он просто не сможет стать профсоюзным лидером в медицине.

Павел Давыдов: Но лично для вас это общественная нагрузка?

Екатерина Чацкая: Это требует, конечно, определенных усилий, это требует времени, но это приносит и моральное удовлетворение от того, что я могу что-то сделать, что я могу изменить что-то к лучшему. И я считаю, что от моей деятельности мои пациенты выигрывают.

Павел Давыдов: И напоследок, для того, чтобы ваш профсоюз был более эффективным, и, главное, помогал врачам, какие инструменты вам для этого нужны?

Сейчас главные врачи нарушают и право на информацию, и право на работу, вообще на существование профсоюзов, и это очень сильно мешает

Екатерина Чацкая: В идеале, конечно, чтобы ввели уголовную ответственность для работодателей за нарушение прав профсоюзов. Это, наверное, очень сильно поможет, потому что сейчас главные врачи нарушают и право на информацию, и право на работу, вообще на существование профсоюзов, и это очень сильно мешает.

Также очень важно, чтобы надзорные органы работали. Иногда мы обращаемся в ту же Трудовую инспекцию. Мне за два года моей профсоюзной деятельности ни одного ответа из Трудовой инспекции не пришло, ни одного, хотя я писала туда неоднократно.

И третий не менее важный момент – это просвещение общественности, чтобы люди понимали, что такое профсоюз, что это, прежде всего, они сами, что они могут что-то изменить, и могут объединяться. Важно быть вместе, и важно продумывать свои шаги, и важно вступать в профсоюз не тогда, когда уже случилась катастрофа и нужно бежать спасать, а лучше думать об этом заранее, чтобы не допускать эти катастрофы.

Павел Давыдов: А врачам важно помнить, что нужно любить людей. Правда?

Екатерина Чацкая: Обязательно. Без этого нельзя работать.

Павел Давыдов: Спасибо вам большое за эту беседу. Я пожелаю удачи всему вашему профсоюзу. Вы делаете важное дело, и врачебная помощь, которую вы оказываете и коллегам, и пациентам, действительно важна. Без вас мы никуда. Спасибо вам большое.

Екатерина Чацкая: Спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях была сопредседатель Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Действие" врач акушер-гинеколог Екатерина Чацкая.

Об основных направлениях работы профсоюза медиков