Екатерина Матанцева: После каждой нашей домашней стирки куча химии в воде образуется! Получается, мы мусорим химически, но люди об этом не задумываются

Гости
Екатерина Матанцева
генеральный директор компании «МиКо» (Кировская обл.)

Павел Давыдов: Социальное предпринимательство – этот термин не так давно появился в нашем лексиконе, но все чаще мы сталкиваемся с ним в разных сферах жизни Большой страны. И самое главное – сегодня бизнес активно подключается к решению социальных проблем, к поддержке людей. Но, в отличие от чистой благотворительности, здесь важна идея самоокупаемости и прибыльности проекта.

Сегодня расскажем о победителе Всероссийского конкурса проектов "Социальный предприниматель". У нас в гостях – Екатерина Матанцева, основатель компании MI&KO из Кировской области. Екатерина, здравствуйте.

Екатерина Матанцева: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Давайте вернемся на восемь лет назад, когда вы на своей кухне стали просто варить мыло. Это был эксперимент или вы тогда уже понимали, что впереди вас ждет непростой предпринимательский путь, причем не просто предпринимательский, а социальный?

Екатерина Матанцева: На самом деле, когда появился малыш… Вы представляете, какая у него нежная кожа? Совершенно не хочется к ней прикасаться какой-то бытовой химией.

Павел Давыдов: То есть восемь лет назад у вас появился ребенок?

Екатерина Матанцева: Да, у меня появился ребенок. Мне, конечно же, захотелось создать такую компанию, которая бы и для других мам могла тоже производить продукцию безопасную, и настолько безопасную, чтобы состав почитал – и понятно, что все натуральное. И таким образом, когда малыш уже чуть-чуть подрос, когда ему был один год, я пришла к родителям и сказала: "Я буду создавать производство".

Павел Давыдов: Но для этого ведь нужны деньги.

Екатерина Матанцева: Да. И родители, конечно же, посмотрели на меня с моим годовалым сыном и сказали: "Ну, давай мы тогда тебе поможем". Конечно, я благодарна родителям, потому что благодаря их поддержке у нас теперь производство, которое занимает 3 тысячи квадратных метров, работает 60 человек на производстве.

Павел Давыдов: То есть такой достаточно серьезный путь вы прошли?

Екатерина Матанцева: За восемь лет огромный путь проделали, да.

Павел Давыдов: А почему именно социальное предпринимательство? Почему не просто бизнес?

Екатерина Матанцева: Каждый из нас стирает в конце недели. Представляете, в девятиэтажном доме постирали – и куча химии в воде образуется.

Павел Давыдов: И что, вы эту всю воду собираете?

Екатерина Матанцева: И вся эта химия уходит на очистные сооружения. И получается, что мы мусорим химически, но люди об этом не задумываются. А когда люди покупают нашу продукцию, эта вода остается чистой, то есть мы изначально не создаем химический мусор. И получается, что предприниматели, которые перерабатывают пластик, – социальные предприниматели. А мы социальные в том, что мы изначально в наших рецептурах закладываем такие ингредиенты, которые будут безопасны, которые будут биоразлагаемые за 24 часа.

Павел Давыдов: Вы так глобально взяли и смотрите на проблему даже через экологию. А если мы поговорим о том, что сегодня социальный предприниматель: а) обеспечивает рабочие места, в том числе инвалидам; б) помогает благотворительным фондам… И этот список можно долго продолжать.

Екатерина Матанцева: Ну смотрите. Действительно, когда мы подавали заявку в фонд "Наше будущее" как социальные предприниматели, я освещала именно аспект бытовой химии, потому что очень много мам маленьких детей, которые покупают детскую бытовую химию, а на самом деле она такая же по составу, как обычная (проблему аллергии никто не отменял у 30% детей). Но в том числе я указывала, что мы предоставим пять рабочих мест инвалидам. И оказалось, что просто люди с ограниченными возможностями, которые уже давно болеют, они просто замкнуты от общества, они не привыкли работать…

Павел Давыдов: Так тем более им нужны рабочие места, им нужно социализироваться.

Екатерина Матанцева: Они приходят на работу и говорят: "А вы нам просто платите, мы не будем работать". Это одна проблема.

Вторая проблема, когда я увидела, что молодые ребята с ограничениями по здоровью, когда они приходят и говорят: "Мы хотим у вас работать". Мы взяли, может быть, где-то трех человек. Двое из них ушли через два-три месяца, потому что делали 100% брака, приходилось переделывать. А сейчас мы для себя взяли, чтобы было трудоустройство мам, которые одни воспитывают детей. То есть мы их отпускаем куда-то, если в больницу сходить. То есть у нас такие более мягкие для них могут быть условия.

Павел Давыдов: Но не только в этом социально ориентированная ваша компания, насколько я знаю.

Екатерина Матанцева: Да. 15–20% сотрудников у нас либо престарелого возраста, либо одинокие мамы, поэтому тоже есть социальная составляющая.

Павел Давыдов: А что касается помощи благотворительным фондам и некоммерческим организациям – как сотрудничаете с ними?

Екатерина Матанцева: Да, мы работаем. Например, мы поддерживаем проект "Сохрани жизнь" в городе Кирове. Это когда женщина приходит сделать аборт, и сначала консультирует ее психолог и выясняет причины. И получается, что мы даем материальную поддержку, чтобы, если женщина хотела бы, она все-таки сохранила ребенка. Это и здоровье женщины, ну и опять же рождение нового малыша.

И еще один проект интересный, который мы тоже поддерживали, – это проект "Белая река", это грудное вскармливание. Потому что если женщина все-таки сохраняет грудное вскармливание, то это иммунитет ребенка – соответственно, более здоровое общество. И меньше она тратит на смеси, на лекарства. То есть это тоже сохранение бюджета семьи, это тоже важно в кризис.

И еще, наверное, уже более крупные – это московские фонды, с которыми мы работаем. От детской линейки нашей продукции часть средств уходит на поддержку "Подарка ангелу". И часть от бытовой химии…

Павел Давыдов: Которая представлена здесь.

Екатерина Матанцева: …да, которая представлена вот здесь, – будет уходить в Фонд дикой природы, то есть поддержка экологических инициатив.

Павел Давыдов: Даже уже это указано непосредственно в информации о продукте, да?

Екатерина Матанцева: Да-да. И, соответственно, покупатель может сделать выбор в пользу того продукта, который поддерживает какой-то фонд.

Павел Давыдов: Чтобы было понятно нашим телезрителям, очень коротко. Сегодня вы производите не только мыло, но и другую бытовую продукцию. Расскажите об этом.

Екатерина Матанцева: Мы производим косметику. Если изначально это было самое необходимое, что нужно молодой маме, то сейчас мы уже за счет того, что у нас специалисты работают в компании (ароматерапевт, фитотерапевт, косметические химики), мы разрабатываем уже то, что и обычная женщина может использовать. Это шампуни, это средства. От перхоти, например, шампуни мы сейчас вывели, которые натуральные, но, например, за три дня решается проблема перхоти, то есть натуральные компоненты дают быстрый эффект. А это то, что нужно сегодня людям, которые не хотят возвращаться в те времена, когда были бабушки, делали отвары. То есть удобный продукт, но полностью опять же безопасный для семьи.

Павел Давыдов: Сегодня социальные предприниматели, представители некоммерческого сектора говорят, что необходим законопроект, который бы регулировал основные правовые аспекты социального предпринимательства. Такой законопроект есть, он прошел общественное обсуждение, но где-то затерялся. Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, когда этот документ наконец-таки появится в нашей стране, какие основные моменты он должен содержать?

Екатерина Матанцева: Ну, я считаю, что этот законопроект нашу компанию не коснется, но другим компаниям он мог бы помочь. Единственное я думаю, что наше государство не очень любит поддерживать какой-то отдельный вид бизнеса. Очень много обсуждают, что другие начнут делать себя более социально значимыми. Но я считаю, что в любом случае такой закон нужен, потому что в сфере услуг социальным предпринимателям не всегда просто выдерживать конкуренцию. Если был бы законопроект, который бы их поддерживал, то почему бы и нет? Почему мы поддерживаем отдельные экономические зоны? Давайте поддержим конкретную сферу социального предпринимательства, где люди несут на себе нагрузку, в том числе которую должно было бы делать государство. То есть я думаю, что государство, наоборот, подстегнут таким образом вот эти инициативы от предпринимателей.

Павел Давыдов: Екатерина, какой совет вы можете дать предпринимателям Большой страны, которые хотят сделать свой бизнес социально ориентированным?

Екатерина Матанцева: Я считаю, что сначала надо посмотреть, сколько таких людей, которым нужна будет ваша услуга. Потому что очень многие говорят о том, что очень важно поддерживать социальных предпринимателей, покупать их товары. Но если вы спросите в своем кабинете: "Кто из вас хотя бы раз это покупал?" – ну, я думаю, что это будет ноль процентов.

И поэтому изначально, когда ты создаешь даже социальное предпринимательство, то тебе важно предложить такой товар, такую услугу, которой даже обычный человек, не зная ничего про социальное предпринимательство, будет пользоваться. И тогда твой бизнес будет просто обречен на успех. Потому что если ты… Товар будет стоить точно так же, будут точно такие же качества, услуга будет доступна и хорошего качества, но ты еще будешь говорить: "А у нас еще вот такую проблему мы решаем". И за это человеку не придется переплачивать. Тогда клиенту будет приятно, что он еще о ком-то позаботился.

Павел Давыдов: Спасибо вам большое за советы и участие в нашей программе. Социальное предпринимательство – это новое и достаточно сложное явление современной экономики, которое активно развивается, и отчасти благодаря вашему проекту. Так что сегодня мы узнали, что деньги из мыла можно делать для людей и для общества.

Екатерина Матанцева: И социальными.

Павел Давыдов: Да. Спасибо большое.

Екатерина Матанцева: Спасибо и вам, Павел.

Павел Давыдов: У нас в гостях была социальный предприниматель из Кировской области Екатерина Матанцева.