Елена Краюшкина: Наш ресурс – это всегда только люди, других богатств наше предприятие не имеет

Гости
Елена Краюшкина
uенеральный директор фабрики «Хохломская роспись»

Павел Давыдов: "Искусство, хранящее в себе солнце и тепло человеческих рук" – так называют Хохлому. Хохломской промысел насчитывает более трех столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье, его центром было село Хохлома. Со временем "хохломой" стали называть и сами изделия – в основном деревянную посуду (ложки, чашки, блюда), а также детскую мебель и мелкую домашнюю утварь, сувениры. Особенность хохломской росписи — в характерном золотистом цвете, который получают без применения золота в результате длительной и сложной предварительной обработки изделия. За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений.

В этом году исполняется 100 лет фабрике "Хохломская роспись". Это крупнейшее предприятие народных художественных промыслов в Нижегородской области. Сегодня у нас в гостях – директор фабрики Елена Краюшкина. Елена Валентиновна, здравствуйте.

Елена Краюшкина: Здравствуйте.

П.Д.: Позвольте поздравить вас, а в вашем лице и всех сотрудников фабрики, да и всех нижегородцев с юбилеем вашего предприятия. Я знаю, что несколько дней назад на международном фестивале "Золотая хохлома" прошла торжественная церемония празднования. Как отметили?

Е.К.: Огромное спасибо за поздравления. Очень приятно получить такие добрые слова. Праздник прошел замечательно, грандиозно, собрал большую группу любителей и ценителей нашего искусства, большое количество почитателей со всех уголков России, в том числе большая делегация была из города Москвы. Был создан специальный туристический поезд. Мы провели флешмобы, мы провели уникальные выставки. В общем, было звездно, ярко и красиво.

П.Д.: Как долго готовились к торжеству?

Е.К.: Мы начали готовиться с февраля, потому что событие очень уникальное по своей природе, и каждый фестиваль несет в себе… Бренд фестиваля, символ фестиваля – это уникальное изделие, которое мы делаем к каждому фестивалю. И как раз работа над этим изделием практически уникальная. Панно создавалось три месяца большим количеством художников.

П.Д.: А для вас как для руководителя крупнейшего предприятия народных промыслов эта дата что значит?

Е.К.: Вообще, мы считаем, что это праздник мастеров, праздник художников, которые этот праздник заслужили своим тяжелым искусством, своим тяжелым каждодневным упорным трудом, требующим большого мастерства, сноровки и большого опыта работы. Поэтому в первую очередь это праздник для них. И, конечно, второе направление – это популяризация нашего искусства, нашего промысла, в первую очередь для молодежи. Этот фестиваль несет в себе сочетание давних традиций и новых направлений.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, а как сегодняшняя молодежь относится к народным промыслам, и в частности к хохломе?

Е.К.: За последние годы произошел всплеск интереса и всплеск патриотизма, и это мы очень сильно ощущаем на себе. Наше предприятие каждый день открыто для гостей, для туристов. Очень много молодежи сейчас приезжает – и учебные заведения, и школы, и просто молодежные группы.

П.Д.: Елена Валентиновна, 100 лет фабрике "Хохломская роспись". Скажите, а какие страницы в истории предприятия стали переломными? Все-таки 100 лет – это век, это большой срок.

Практически вся советская армия в годы Великой Отечественной войны использовала наши деревянные ложки, а весь металл шел на боеприпасы и орудия.

Е.К.: Вы знаете, когда мы готовились к праздничным мероприятиям, очень много потратили усилий на изучение своих архивных материалов и своих запасников. Конечно, за 100 лет их накопилось очень много. Хочется отметить наиболее яркие четыре этапа в жизни предприятия.

Первый – это момент революции, когда рушились храмы, менялся весь уклад жизни страны. Но школа, созданная еще до революции земством, была поддержана новым руководством республики на тот момент. И уже буквально через 10 лет предприятие стало называться артель "Экспорт" (уже само название о многом говорит) и начало принимать участие в различных международных выставках.

Следующим этапом был, конечно, грустный момент – Великая Отечественная война. Надо сказать о том, что война практически выиграна – ну, громко сказано, но тем не менее – нашей ложкой. С 9 июля 1941 года ежедневный план был доведен для фабрики – выпуск 10 тысяч ложек в день. Это несметное количество. Надо понимать, что они выполнялись только руками. Люди работали, чтобы выполнить такой план, целыми сутками. Они спали в цехах по очереди, по 1–2 часа. Мы понимаем, что металлических ложек в войсках не было, и практически вся советская армия использовала наши деревянные ложки, а весь металл шел на боеприпасы и орудия.

Следующий этап – это советское время. Оно было очень насыщенное, потому что любили хохлому руководители ЦК КПСС, большие деятели. Она очень ценилась для подарка всем послам других стран. И президентам других стран, конечно, дарилась в первую очередь хохлома. Поэтому были специальные институты, которые развивали наш промысел, были интересные учреждения, которые помогали реализовать на экспорт. В общем, это был расцвет для нашего предприятия.

И, наверное, еще один из этапов – это момент приватизации. Конечно, от него никуда не уйти. Поскольку наш ресурс – это всегда только люди, других богатств наше предприятие не имеет, поэтому желающих приватизировать наше предприятие особо не возникло. И всю боль этого переходного периода на современные "рыночные рельсы" взяли на себя сотрудники предприятия.

П.Д.: К слову об уникальных сотрудниках предприятия, о художниках. Как много их в штате? И главное – многие ли из них обладают уникальной технологией росписи по дереву, сохранившейся через век, через века?

Е.К.: На сегодняшний день численность нашего предприятия составляет 750 человек. В составе 22 заслуженных художника Российской Федерации, 20 членов Союза художников Российской Федерации, 15 мастеров народных художественных промыслов. Коллектив, конечно, очень уникален, и такой плеяды не найдешь больше нигде в нашей стране, и не только в нашей стране, но и за рубежом. С 2008 года – с кризиса – численность предприятия сократилась вдвое. К сожалению, потерь мы не избежали, но тем не менее самые выдающиеся художники, конечно, сохранены.

П.Д.: Елена Валентиновна, а как за век изменилась технология производства народных промыслов, в частности хохломы?

Е.К.: Вы знаете, это такой каверзный вопрос, потому что на самом деле хохлома не предполагает наличия изменения технологий. Мы, как и 300 лет назад, бьем баклуши, варим льняное масло и производим обжиг в печах. Ничего другого у нас нет.

П.Д.: Вы сегодня для наших телезрителей устроили настоящий праздник хохломы, приехали не с пустыми руками. Расскажите, что у нас на столе.

Е.К.: У нас на столе, конечно, самые знаковые вещи.

Первая вещь – это яйцо с ликом Николая Чудотворца. Оно очень характеризует вообще возникновение самой хохломы, потому что хохлома произошла от иконописи, и уже только потом она стала воплощаться на изделиях. Поэтому, конечно, на нашем предприятии есть уникальная иконописная мастерская, в 1991 году она была возрождена, и по тем старым технологиям расписываются иконы.

Следующее изделие – это всеми любимая матрешка. Семеновская матрешка, хохломская матрешка – это бренд России, известный во всем мире. Производство именно матрешки на нашем предприятии занимает тоже достаточно серьезные объемы.

П.Д.: Давайте сразу уточним. Насколько дорогое удовольствие сегодня приобрести, например, матрешку?

Е.К.: Ценовая категория по матрешке колеблется от 150 рублей и до нескольких десятков тысяч. Все зависит от размера, авторства и уникальности этого изделия.

Следующее изделие характеризует уникальность не только наших художников, но еще и наших резчиков, которые умело могут "посадить" и уточку, и птичку на свое изделие. Это, конечно, все выполнено ручным трудом из цельного дерева, поэтому эти изделия тоже уникальные. Точно так же, как и лебедь, представленный рядом со мной. Выполнено все из цельного дерева уникальными резчиками, которые у нас тоже именитые и имеют звания.

П.Д.: Скажите, а бытовое применение для этих произведений искусства есть?

Е.К.: Да. Наша фабрика отличается тем, что мы проходим добровольную сертификацию изделий и выдерживаем всю технологию. 120-градусный обжиг на протяжении всего цикла, практически 15 раз проходит обжиг, поэтому эта посуда абсолютно безопасна и пригодна для использования даже для горячих продуктов. Все лаки, все красители – натуральные и пригодные для контакта с пищевыми продуктами.

П.Д.: Елена Валентиновна, я смотрю на вас и наслаждаюсь – какие красивые у вас украшения! Я так понимаю, что это тоже хохлома?

Е.К.: Конечно, это тоже хохлома, и это тоже одно из направлений. Несколько лет мы занимаемся разработкой украшений, бижутерии. В прошлом году у нас была создана уникальная коллекция совместно с нижегородскими дизайнерами. Была создана коллекция одежды и уникальной бижутерии, уникальных украшений. Они очень красивые, очень достойные. Пока они созданы в единственном экземпляре (вот эта коллекция), но мы движемся вперед и считаем, что это наше недалекое будущее, когда у нас уже будет достаточно широкая и доступная для каждого покупателя коллекция.

П.Д.: Елена Валентиновна, где спрос, там есть и конкуренция, а где конкуренция, там появляются подделки. Скажите, пожалуйста, как отличить оригинал от подделки, если мы говорим про хохлому?

Е.К.: Наши изделия настолько качественные по высокохудожественной росписи, по качеству отделки, по лакам. Они не допускают никаких вкраплений, никаких шероховатостей. Самое первое. Если горит изделие – значит, это хохлома. Если оно тусклое, блеклое, размазанное – это, конечно, уже говорит о том, что это не оригинальное изделие. Помимо этого у нас есть еще защитные товарные знаки, голографические наклейки на каждом изделии, этикетки и фирменная упаковка, где стоит символ фабрики – "СХР".

П.Д.: Елена Валентиновна, а могли бы вы в завершение нашей беседы вспомнить самый необычный заказ?

По заказу компании British Airways, 10 бортов авиалайнеров расписаны нашим рисунком.

Е.К.: Наверное, все-таки это были крупные изделия, фестивальные изделия – большие самовары, трехведерные. В прошлом году мы расписали серию iPad к Новому году. Нельзя забывать о заказе компании British Airways, когда были 10 бортов авиалайнеров расписаны нашим рисунком.

П.Д.: Елена Валентиновна, позвольте в завершение еще и личный вопрос: а как вы пришли на фабрику, и что для вас хохлома?

Е.К.: Я пришла на фабрику 6 лет назад совсем из другой отрасли. Но единожды попадешь в эту сказку, в эту уникальность, один раз пройдешься по цехам, когда там творят художники, – это из сердца не уйдет никогда.

П.Д.: Елена Валентиновна, большое вам спасибо, что нашли время и приехали к нам в студию. Пожелаю новых славных страниц в летописи вашего предприятия. Всем сотрудникам и вам лично хочу сказать большое спасибо за ваше трепетное отношение к прошлому.

Е.К.: Спасибо и вам.

П.Д.: У нас в гостях была генеральный директор фабрики "Хохломская роспись" из Нижегородской области Елена Краюшкина.