Евгений Горькаев: Если ваш проект системного характера, то есть большой шанс, что вас поддержит крупный бизнес

Гости
Евгений Горькаев
исполнительный директор некоммерческого партнерства тренеров и консультантов «Девелопмент Групп»

Павел Давыдов: Уже несколько лет программа "Большая страна" активно рассказывает о деятельности некоммерческих организаций, благотворительных фондов, знакомит с разными гражданскими инициативами. Мы регулярно получаем от наших телезрителей письма с вопросами: "Как создать НКО? Куда обращаться за помощью? Как добиться внимания к проблемам общества со стороны чиновников?" Неделю назад мы презентовали нашу новую рубрику "Школа гражданина", которая, как мы рассчитываем, поможет вам, уважаемые телезрители, найти ответы на многие вопросы. Сегодня узнаем, как НКО может эффективно взаимодействовать с бизнесом.

Рад представить Евгения Горькаева – исполнительного директора некоммерческого партнерства тренеров и консультантов "Девелопмент-групп". Евгений, здравствуйте.

Е.Г.: Здравствуйте, Павел.

П.Д.: В нашей новой рубрике мы меняемся ролями: теперь вы ведущий, главный в "Школе гражданина", а я буду представлять телезрителей, вспомню студенческие годы и стану вашим учеником. Как ваше отчество?

Е.Г.: Анатольевич.

П.Д.: Евгений Анатольевич, я готов к уроку. А вы?

Е.Г.: Я тоже. Давайте мы все-таки без погон и отчеств, потому что, наверное, так будет комфортнее, когда мы будем друг к другу по имени.

П.Д.: Хорошо. Какова тема сегодняшнего урока? Может, и назовем его так?

Е.Г.: Давайте назовем его так. Тема сегодняшнего урока: "Как эффективно строить партнерство некоммерческим организациям с бизнес-компаниями?".

П.Д.: На мой взгляд, это взаимовыгодное сотрудничество. Но если выгоду НКО легко понять, то в чем интерес бизнеса, я не понимаю пока еще. Надеюсь, пойму к концу нашего сегодняшнего урока.

Е.Г.: Выгода для бизнеса от взаимодействия с некоммерческими организациями – это развитие той территории, той среды, того сообщества, в котором этот самый бизнес работает. И без некоммерческих организаций сейчас, к сожалению, это уже невозможно сделать. Именно поэтому они приобретают такую значимость и актуальность в наших современных условиях.

П.Д.: Я знаю, что у вас даже есть правила взаимодействия НКО с бизнесом. Давайте чуть подробнее.

Е.Г.: Хотелось бы в первую очередь сказать о том, что сейчас бизнес уже перестает причинять добро, как это делалось на заре развития бизнеса в России…

П.Д.: А причиняет зло, что ли?

Е.Г.: Нет, они не причиняют зло. Они начинают думать о том, к каким последствиям приводят их действия. Как вы прекрасно помните, у нас была масса градообразующих предприятий, которые отвечали за социальную структуру этих самых территорий. Сейчас бизнес, в общем-то, не несет этого бремени, потому что все свои непрофильные активы уже давно выведены за периметры. При этом бизнес все равно понимает, что он ответственен за те территории, в которых он работает. Поэтому бизнес начинает продумывать, что он будет делать, каким образом он будет поддерживать все социальные инициативы в этих самых территориях.

П.Д.: То есть это и есть стратегия – первый пункт, основной?

Е.Г.: Совершенно верно. Если некоммерческая организация хочет выстраивать партнерские взаимоотношения с бизнесом, то необходимо в первую очередь посмотреть на стратегию в этой самой бизнес-организации, какие у нее есть приоритеты, какие задачи перед ней стоят в социальной области. И исходя из этого, уже приходить и предлагать свои услуги, а не просто приходить и просить деньги, потому что бизнес перестал заниматься благотворительностью ради благотворительности. На то есть ряд причин. И одна из ключевых причин – это текущая экономическая ситуация. Просто сейчас нет свободных средств для того, чтобы их отдавать просто так.

П.Д.: Евгений, позвольте сразу уточню. Я нашел информацию, что сегодня для крупных компаний участие в благотворительных акциях – это одно условие выхода компании на IPO (первичное публичное размещение акций). Это действительно так?

Е.Г.: Это не совсем так, потому что для выхода на IPO очень важно, чтобы компания имела политику устойчивого развития, которая в том числе включает в себя социальную ответственность бизнеса. И это не только благотворительные акции, а это и ответственность перед государством, исполнение законодательства, это ответственность перед работниками в части создания безопасных условий труда, это своевременная выплата достойной заработной платы и так далее. Поэтому термин "корпоративная социальная ответственность" очень широкий. И взаимодействие с некоммерческими организациями – это один из шести компонентов, который включен в этот термин.

П.Д.: Пойдем дальше. Системность – это что?

Е.Г.: Системность. Бизнес смотрит на то, насколько некоммерческая организация системно работает над решением проблемы.

П.Д.: А что значит системно?

Е.Г.: В России так сложилось, что очень много некоммерческих организаций работали с решением адресных проблем, когда есть конкретный благополучатель, у которого сложилась сложная жизненная ситуация: тяжелое заболевание, тяжелое экономическое положение и так далее. И это была адресная поддержка конкретного гражданина либо конкретной семьи. Но сейчас все понимают, что таким способом невозможно решить проблему целиком. И бизнес заинтересован в том, чтобы поддерживать некоммерческие организации, которые работают над решением проблемы на системном уровне. И если ваш проект системного характера, то есть большой шанс, что вас поддержит крупный бизнес.

П.Д.: С этим пунктом более или менее понятно. Следующий – соблюдение договоренностей и сроков. Мне кажется, это основной лейтмотив успешного бизнеса, неважно с кем он взаимодействует.

Е.Г.: Это основной лейтмотив вообще любого успешного дела, когда мы выполняем все договоренности и строим настоящие партнерские взаимоотношения. Но ситуация такая, что, как правило, в некоммерческий сектор люди приходят по душевному порыву.

П.Д.: То есть некая некоммерческая выгода, да?

Е.Г.: Не совсем.

П.Д.: Ну, раз партнерство, раз по зову сердца…

Е.Г.: Приходят люди, у которых нет, как правило, управленческих навыков. Они готовы менять ситуацию, они готовы делать добрые дела, но это все необходимо делать в определенной системе. И если мы уже ведем партнерство с бизнесом, с властью, со средствами массовой информации, то нам необходимо играть по этим правилам. А одно из правил – это соблюдение договоренностей, прозрачность и выполнение своих обязательств.

П.Д.: Итак, у нас есть первые три пункта: стратегия, системность, соблюдение договоренностей и сроков. Мы сейчас ненадолго прервемся, а нашим телезрителям напомним:

– Ваше предложение для бизнес-партнера должно отвечать и вашим, и его стратегическим целям.
– Ваша деятельность должна быть последовательной и решать социально значимые проблемы на системном уровне.
– Необходимо быть профессионалами и выполнять взятые на себя обязательства.

П.Д.: Итак, Евгений, продолжаем наш урок "Как НКО эффективно взаимодействовать с бизнесом?". Следующая группа слайдов, пожалуйста.

Е.Г.: Следующий слайд у нас начинается с пункта про устойчивость проектов. И здесь мы под проектом понимаем и саму некоммерческую организацию, и ту деятельность, которую она осуществляет. Очень важно, когда бизнес к ним приходит вытраивать партнерские отношения, чтобы они понимали, что это организация не на день и не на два создана, и мы сможем с ней выстраивать долгосрочные партнерские отношения, что есть правильная организационная структура, что есть профессиональная команда, есть сторонники и волонтеры, которые поддерживают деятельность организации, есть другие бизнес-компании, которые готовы поддерживать. И этот комплекс индикаторов показывает, насколько устойчив ваш проект.

П.Д.: Все-таки я вернусь, наверное, к главной теме. Естественно, у бизнеса есть свой интерес. Скажите, а в таких условиях он может делегировать в некоммерческую организацию своего человека?

Е.Г.: Да, бывает, что даже вводят внешнего управляющего. Этот опыт уже появился в России, но он пока очень единичный. И бизнес в этом не очень заинтересован, потому что бизнесу важно зарабатывать деньги и эту прибыль уже распределять между акционерами, между благополучателями и некоммерческими организациями. Поэтому бизнес больше сейчас ориентирован на то, чтобы строить правильные системы финансирования некоммерческого сектора и создавать грантовые программы.

Например, тому есть яркий пример у компании "Норильский никель", которая выстроила правильную систему грантов и поддерживает в территориях присутствия огромное количество некоммерческих организаций, в том числе и муниципальных.

П.Д.: Устойчивость проектов нам теперь ясна. А что такое "достижение бизнес-целей"?

Е.Г.: У нас даже есть небольшой видеоролик, который можно будет посмотреть. Это пример, когда бизнес-компания реализует свои цели в маркетинге. Есть сейчас уже такой термин "социально ориентированный маркетинг", когда не просто в торговом центре и в выставочном павильоне устраивается какая-то рекламная акция, а когда у этой акции есть громадный социальный эффект.

Например, в этом видеоролике объединены усилия компании "Bayer", "Упсала-Цирка", санкт-петербургской некоммерческой организации, и нашей организации. Мы объехали 15 городов. Целью этого путешествия было, с одной стороны, вдохновить людей на достижение своей мечты, а с другой стороны – познакомить некоммерческие организации в регионах с таким методом работы, с позитивной благотворительностью, передать технологию им в руки. Это такие рабочие инструменты, в которых бизнес сейчас очень заинтересован.

П.Д.: Очень хорошая формулировка – "позитивная благотворительность". Редко встретишь ее. Но я так понимаю, что это перспективное направление – как раз сотрудничество общественных организаций и бизнеса, да?

Е.Г.: Позитивная благотворительность включает в себя сотрудничество всех членов сообщества. Это другой подход к благотворительности. Потому что, если вы вспомните, еще 10 лет назад мы с вами постоянно могли видеть рекламные плакаты со страдающим ребенком и с фразой, что его нужно спасти. Но, как показывают все исследования, благотворители плохо откликаются на такой посыл, потому что люди с большей радостью откликаются на картинку счастливого ребенка, которого спасли, и у нас есть возможность спасти других детей. Поэтому сейчас меняется способ коммуникации, способ подачи информации. И начинающим некоммерческим организациям очень важно на это обращать внимание – с каким посылом они идут к своим партнерам, бизнесу, волонтерам.

П.Д.: И здесь мы подошли к очень важному пункту – вовлечение сотрудников.

Е.Г.: Для бизнеса очень важно, чтобы сотрудники лояльно относились к организации, как к работодателю. И как раз предоставление возможности участия в социально значимых проектах – для бизнеса это такая дополнительная возможность повысить лояльность своих сотрудников. Когда сотрудник видит, что организация не только здесь зарабатывает деньги, но и работает с местным сообществом, несет социальную ответственность, участвует в благотворительных проектах, у сотрудников, конечно, меняется отношение. И поэтому для бизнеса сейчас важно, чтобы не просто пришли и попросили денег или материальную помощь, а чтобы пришли и предложили: "Мы ваших сотрудников готовы вот таким образом вовлечь в нашу деятельность".

П.Д.: Ну а чтобы беседа состоялась, нужно говорить на одном языке. Это как раз последний пункт.

Е.Г.: Совершенно верно, нужно все-таки осваивать управленческую лексику, осваивать язык бизнеса. Для этого существует масса возможностей. Например, ваша программа. Или, например, мы реализуем программу "ПРОНКО 2.0", в которой любой сотрудник некоммерческой организации может совершенно бесплатно пройти обучение по управленческим навыкам. Поэтому инвестируйте в это свое время.

П.Д.: Итак, основные пункты озвучены. А нашим телезрителям мы напоминаем:

– Необходимо качественно организовать работу, иметь команду единомышленников и несколько альтернативных источников финансирования.
– Предлагая бизнес-партнерам совместный проект, необходимо учитывать его бизнес-цели и умело интегрировать их в свой проект.
– Подумайте, как вы сможете привлечь сотрудников вашего бизнес-партнера в качества добровольцев.
– Говорите с бизнесом на одном языке. Учитесь и развивайтесь.

П.Д.: Евгений, у нас, журналистов, есть такая поговорка: "Если о событии не написано, то его и не было". Я думаю, что сегодня все с точностью до наоборот. Мы рассказали о многих событиях, и главное – прописали все это. Каков итог?

Е.Г.: Я предлагаю, чтобы все наши телезрители, которым интересна эта тема, которые создали некоммерческие организации или планируют это сделать, для себя зафиксировали эти основные правила и, уже когда будут выстраивать партнерские взаимоотношения с бизнесом, помнили об этом.

П.Д.: Спасибо за этот интересный урок. А в завершение хочу вспомнить одну шутку. Но, как говорится, в каждой шутке лишь доля шутки. В инструкции "Как создать бизнес с нуля" сказано: "Родиться в богатой семье". А развить эту мысль можно так: эффективная некоммерческая организация (НКО) должна родиться в обществе с активной позицией его членов. Впрочем, не будем забегать вперед, а продолжим на следующей неделе.

Я благодарю Евгения Горькаева, исполнительного директора некоммерческого партнерства тренеров и консультантов "Девелопмент-групп", за участие в нашей программе. Кстати, дорогие телезрители, мы ждем ваши пожелания и предложения, какую тему затронуть в нашей новой рубрике "Школа гражданина". Пишите нам на адрес электронной почты: bs@ptvr.ru.