Евгений Сычев: Специфика Трехгорного – развитие станкостроения. Это направление, которое сейчас нужно развивать нашей стране

Гости
Евгений Сычев
глава города Трехгорный Челябинской области

Ангелина Грохольская: В Челябинской области будет создана территория опережающего развития. На участие в проекте претендуют три города: Снежинск, Озерск и Трехгорный. Все они имеют статус ЗАТО – закрытых. С одной стороны, это плюс: есть дополнительное финансирование. С другой – минус: инвесторы не могут легко зайти на территорию и заниматься там бизнесом. Какая возможность появится у городов после создания особых территорий – поговорим об этом сегодня.

И у нас в студии – глава города Трехгорного, одного из участников проекта, Евгений Сычев. Здравствуйте, Евгений Леонидович.

Евгений Сычев: Здравствуйте.

А.Г.: Спасибо, что приехали в студию "Большой страны".

Е.С.: Спасибо, что пригласили.

А.Г.: Евгений Леонидович, скажите, зачем ЗАТО нужна ТОР (территория опережающего развития)? В чем самый главный смысл?

Е.С.: Я считаю, смысл в том, что это дает дополнительный шанс нашей территории получить на своих площадях новые наукоемкие производства. Это дает возможность вовлечь жителей города, работников градообразующего предприятия, которые все равно будут высвобождаться, чтобы они были трудоустроены. Как раз на таких новых наукоемких производствах они и пригодятся.

А.Г.: А кто будет создавать эти производства? То есть появится какая-то возможность у бизнеса прийти в закрытый город и начать там работать, или как? Просто сейчас вы объясните нам, расскажите. Есть ЗАТО. У ЗАТО ведь есть своя специфика, правильно? Вот чем отличается закрытый город от обычного города, допустим?

Е.С.: Конечно же, самое главное отличие – это то, что наш город закрытый, и в него въезд только по пропускам. И те жители города, которые там проживают, проходят соответствующую процедуру проверки и потом становятся жителями города.

А.Г.: Соответственно, если есть, например, инвестор со стороны, который, в принципе, хочет какое-то предприятие в городе открыть, в Трехгорном конкретно, то он легко это сделать не может пока?

Е.С.: Да.

А.Г.: Если появится территория опережающего развития, что для инвесторов изменится, для бизнесменов? Преференции какие-то появятся?

У нас кроме градообразующего предприятия есть и другие промышленные предприятия, которые тоже готовы участвовать и развиваться на базе уже имеющегося производства.

Е.С.: Во-первых, для инвесторов, конечно, самая главная преференция – это налоговые послабления на определенный промежуток времени, которыми они должны воспользоваться и реализовать. Если они не воспользуются в течение двух лет этими преференциями, то они потеряют этот статус, и им придется покинуть наш город.

А.Г.: Закрытую территорию.

Е.С.: Да. Но в то же время я хотел бы добавить, что у нас кроме градообразующего предприятия есть и свои промышленные предприятия, которые тоже готовы участвовать и развивать на базе уже имеющегося производства какие-то новые технологические производства, открывать какие-то новые производства. Это тоже стимул для их роста и развития.

А.Г.: Сейчас на участие в проекте претендуют три города: Снежинск, Озерск и Трехгорный. Как вы оцениваете свои шансы? Ведь один только город в итоге будет выбран?

Е.С.: Из той концепции, которую выстраивает наш губернатор и министерство экономического развития Челябинской области, мы должны все втроем войти – одной заявкой.

А.Г.: То есть вы сейчас, в принципе, не конкуренты, а это такая консолидация?

Е.С.: Да, такая консолидированная команда, которая должна получить этот статус и его реализовать.

А.Г.: Наверное, неслучайно у каждого города определена своя специфика, и она везде разная. Расскажите об этом. Какая специфика у Трехгорного будет?

Е.С.: У Трехгорного специфика – это развитие станкостроения. Это такое направление, которое сейчас нужно развивать нашей стране. В принципе, у нас есть задел – на нашем градообразующем предприятии уже такая работа ведется не один год, и есть наработки, которые позволят в дальнейшем это направление развить.

А.Г.: Вы сейчас говорите так очень дипломатично и аккуратно. Я понимаю, что вы руководитель закрытого города, города непростого. Мы неслучайно назвали "Ядерный щит", потому что градостроительное предприятие – приборостроительный завод, который специализировался на производстве атомных бомб. Правильно?

Е.С.: Ну да. В принципе, этим и занимается.

А.Г.: Поэтому все секреты вы нам сегодня не расскажете, просто не имеете на это права, я так понимаю.

Е.С.: Так точно.

А.Г.: Вы человек военный?

Е.С.: Да.

А.Г.: Это видно. Военных сразу угадываешь. Но о городе-то немножко можете рассказать?

Е.С.: Да, конечно. Город находится в горах, в очень красивом месте. У нас имеется свой горнолыжный курорт "Завьялиха".

А.Г.: А для кого он, если к вам никто приехать не может? Для своих?

Е.С.: Ну, он находится на открытой территории, а не на закрытой. То есть у нас есть открытая территория, где допускается посещение и других граждан, необязательно пропуск иметь, но все равно находится в границах административного образования. Что еще могу сказать? Это среднегорье, это всегда очень свежий воздух, это всегда хороший климат. Город очень спортивный, очень много известных спортсменов у нас, у нас очень сильно развита школа дзюдо. На последних летних и зимних олимпийских играх от нашего города в каждой олимпиаде было четыре участника. Это достаточно высокий показатель для города, в котором всего 32,5 тысячи населения.

А.Г.: Это высокий показатель.

Е.С.: У нас сильно развито и образование. Выпускники наших школ – практически 100% поступают в вузы.

А.Г.: У вас филиал МИФИ, правильно?

Е.С.: Да, у нас есть, я считаю, очень сильный филиал МИФИ, основной. И сейчас мы уделяем большое внимание его развитию. Появился у них свой учебный корпус, мы сейчас предоставляем места в общежитии. И у них планируется очень большой прирост студентов именно горнозаводской зоны, которым, в принципе, наш МИФИ очень нравится.

А.Г.: Как создание территории опережающего развития повлияет на общий уровень жизни, на качество жизни? Вообще для горожан это что?

Е.С.: Появятся новые рабочие места, люди будут заняты. Я считаю, эти производства будут организованы с достаточно хорошей заработной платой. В то же время студенты, про которых я говорил, – это та сила, которая придет на эти предприятия. Это молодое поколение, которое даст именно толчок развитию нашего города.

А.Г.: Вы знаете, что мне о вашем городе рассказывали? О том, что действительно очень высокий уровень образования: практически все взрослые Трехгорного – это люди с высшим образованием, с дипломами университетов. И здесь есть некая проблема – не хватает кадров: поваров, строителей, дворников… Это действительно так и есть?

Е.С.: Да, это действительно так, эта среда проблематична. В принципе, мы работаем с близлежащими территориями, чтобы как-то привлечь на свою территорию именно категории жителей, которые обеспечивали бы эту сферу услуг.

А.Г.: Но опять сказывается закрытость города.

Е.С.: Да, это действительно так. Приходится очень много времени уделять на проверки, на поиски именно тех людей, которые нам нужны. Это достаточно сложно в настоящее время с учетом того, что в близлежащих населенных пунктах категорий людей, которым этим занимаются, тоже уже мало – все переезжают в большие центры. Но работаем, выходим как-то из положения.

А.Г.: Вот появятся новые предприятия, допустим, и тоже ведь не только специалисты с высшим образованием там нужны будут, а в первую очередь – те ж строители. Как решить? Допустим, нет в планах открыть какое-то, может быть, учебное заведение среднего звена, средне-специального?

Е.С.: На базе нашего МИФИ есть техникум. Там открыто уже и строительное направление, и именно промежуточные специальности: техники, технологи, строители те же. И другие профессии среднего звена, средне-специального там готовятся. И с учетом того, что набор будет увеличиваться, я думаю, набор будет увеличиваться и на этом направлении.

А.Г.: Раз уж вы начали про социальную инфраструктуру и политику говорить. Я знаю, что 68% (даже немного больше) расходов приходится именно на социальную сферу. Я имею в виду бюджет.

Е.С.: Да, именно так. Социальное направление – главное направление в формировании нашего бюджета. Порядка 40–45% – это только образование. И дальше уже пошла вся социальная сфера: культура, спорт, социальные выплаты. То есть достаточно много выделяется из бюджета для этого.

А.Г.: Проблемы сейчас нужно решить, пока ТОР не создана. Вроде бы есть проблемы с дорогами. Даже есть такая мысль (по-моему, не на уровне проекта) – создание агломерации.

Е.С.: Есть предложение губернатора о том, чтобы создать агломерацию, в которую бы вошли семь территорий, которые именно по промышленному принципу могут друг с другом как-то работать и выстраивать какие-то технологические и логистические цепочки. Чтобы не производить на своих территориях какую-то однообразную продукцию, а найти такой путь, по которому мы бы смогли вместе взаимодействовать и решать именно вопросы, во-первых, конечно, занятости и технического перевооружения наших предприятий.

А.Г.: А есть какие-то потенциальные резиденты, которые уже готовы прийти на территорию?

Е.С.: Да, у нас есть несколько потенциальных резидентов, но это в основном свои же промышленные предприятия. Есть предприятия, которые хотят заявиться на нашу территорию из Башкирии, тоже связанные со станкостроением. Сейчас есть наработки с другими потенциальными резидентами, которые формируют пакет документов. Будут составлены соглашения с нами, с министерством экономического развития области. И я думаю, что все пойдет.

А.Г.: Кстати, очень много критики. Ну, не много, но критика есть. В любом деле всегда оппоненты найдутся. Говорят, что ТОРы – это некое подобие особых экономических зон, которые тоже пытались создавать, и не везде они были эффективные. И сейчас как бы создаются на 70 лет территории опережающего развития, а будет ли толк, изменится ли что-то? Многие ставят под сомнение.

Нужно, чтобы действительно были те производства, которые мы хотим – современные, наукоемкие, которые востребованы сейчас в стране.

Е.С.: Я думаю, что здесь самая идея правильная, только нужно быть настойчивыми и желать именно того, чтобы на тех территориях, где это будет реализовываться, это действительно были те производства, которые мы хотим – современные, наукоемкие, которые востребованы сейчас в стране.

А.Г.: И завершая уже нашу беседу: какие сроки перед вами стоят, когда должен быть определен старт этого проекта?

Е.С.: Мы, в принципе, готовы – наша территория и, я так понимаю, Челябинская область. Мы в постоянном контакте, главы и специалисты наши с администрацией взаимодействуют по этим вопросам. Мы практически в ежедневном контакте.

А.Г.: То есть осталось дождаться решения федерального центра?

Е.С.: Да, мы только ждем решения федерального центра, мы ждем постановления Правительства. Мы готовы, засучив рукава, работать, трудиться и достигать тех результатов, которых мы хотим достичь.

А.Г.: И это самое главное. Спасибо вам огромное – и за то, что приехали к нам в "Большую страну", и за то, что рассказали. Ну, пусть не все секреты выдали, но так немножечко приоткрыли тайну закрытого города. Спасибо огромное.

Е.С.: Спасибо большое вам.

А.Г.: О жизни в закрытом городе и создании территории опережающего развития на Южном Урале мы говорили с главой города Трехгорного Евгением Сычевым.