Евгения Башкирова: Хороший блог с большой аудиторией – это продукт, чтобы сделать его качественно, нужно приложить немало усилий

Гости
Евгения Башкирова
руководитель проекта «Нефорум блогеров»

Ангелина Грохольская: Сын моей коллеги заявил, что хочет стать блогером. Уже начал стримить и мечтает попасть в топ Интернета. Вы ничего не поняли? Вот и знакомая моя в панике. А может, мальчика-то спасать пора?

На самом деле все не так страшно, как кажется. Сегодня многие пользователи Интернета не просто выкладывают в Сеть свои фотографии или пишут короткие заметки, но и зарабатывают на этом. Блогеры-путешественники рассказывают об интересных маршрутах, beauty-авторы – о новинках косметики, а фитнес-консультанты дадут совет, как похудеть. Блогер – это уже не хобби, а профессия.

Сети блогерам стало мало. Пятый год подряд они собираются офлайн на "НеФоруме". В начале июня в Казани прошла очередная встреча. Узнаем, что обсуждали, у руководителя этого проекта Евгении Башкировой, она сегодня у нас в студии. Евгения, здравствуйте.

Евгения Башкирова: Здравствуйте.

А.Г.: Евгения, скажите, пожалуйста, зачем собирать в реале блогеров, которые, мне кажется, спокойно могут пообщаться и познакомиться в Интернете (что, собственно, они и делают)?

Е.Б.: Мы прекрасно понимаем, что встреча в реале и встреча в онлайне – это две качественно разные встречи. Конечно, блогерам, и не только блогерам, а и людям, их читающим, им подписчикам интересно пообщаться с ними вживую, посмотреть, как они выглядят в конце концов (потому что образ в Интернете часто не совпадает с образом в действительности), задать какие-то свои вопросы, обменяться мнениями, возможно, высказать какую-то свою критику и так далее.

А.Г.: А нужно ли смотреть на блогеров в реале? Вы сами сейчас сказали, что в виртуальной жизни мы иногда выглядим несколько по-другому, создаем такой образ. Блогер как автор, наверное, в первую очередь некий такой ореол вокруг себя создает, исходя из тематики, на которую он пишет. Зачем видеть-то, кто он на самом деле и что он на самом деле?

Е.Б.: Как правило, блогеры популярные, блогеры читаемые, блогеры, имеющие аудиторию, – это все-таки не анонимные авторы, которые прячутся под масками, а это уже действительно персоны, которым интересно появляться в тех или иных местах. Многие из них уже выступают на телевидении, на музыкальных премиях и так далее. И, конечно, им интересно встречаться со своими читателями. То есть здесь нет противоречия в развиртуализации.

А.Г.: То есть вы приглашали топ-блогеров?

Е.Б.: Мы приглашали топ-блогеров – топ-блогеров "Живого Журнала", YouTube, Instagram. Но несмотря на то, что мероприятие у нас имело формат community-встречи, все-таки оно было открытым для всех, поэтому приходили все желающие.

А.Г.: Давайте сейчас для людей, которые не работают с информацией, для которых это все-таки не профессия, но которые также пользуются Интернетом и смотрят сейчас нас в первую очередь, определимся с терминами. Кто такой "блогер"? Что мы понимаем под этим понятием?

Сейчас под словом "блогер" мы понимаем любого человека, создающего интересный контент, выкладывающего его в том или ином формате в социальные сети и имеющего свою аудиторию.

Е.Б.: Изначально слово "блогер" пришло, наверное, все-таки из "Живого Журнала". Это люди, которые готовят текстовые материалы, авторы. Сейчас же развивается блоггинг и в других форматах – и фотоблоггинг, и видеоблоггинг. И сейчас под словом "блогер" мы понимаем любого человека, создающего продукт, создающего интересный контент, выкладывающего его в том или ином формате на платформы любых социальных сетей и имеющего свою определенную аудиторию.

А.Г.: Почему сегодня блогеры популярнее многих артистов, многих политиков? Подростки действительно хотят… Видеоблогер – сегодня одна из самых популярных профессий, об этом мечтают. Это не выдуманные данные, а это результаты многих опросов.

Е.Б.: Я думаю, что это, конечно, в первую очень связано с развитием Интернета и с тем, как плотно он входит в нашу жизнь, особенно в больших городах, и особенно, естественно, в жизнь подростков. Я бы, конечно, не сказала, что блогер – это профессия. И не советовала бы молодым людям стремиться…

А.Г.: Но ведь многие на этом зарабатывают.

Е.Б.: Конечно, да. Я еще раз повторюсь, что хороший блог, блог с большой аудиторией – это продукт. И нужно справедливости ради сказать, что для того, чтобы сделать действительно качественный продукт, чтобы его смотрела большая аудитория, нужно приложить немало усилий к этому. Блогеру нужно придумать яркий заголовок. Блогеру нужно найти эксклюзивный материал. Блогеру нужно уметь качественно фотографировать, уметь обращаться с новейшей техникой. Плюс ему нужно разбираться в особенностях SMM, в особенностях социальных сетей, в их настройках, которые изменяются просто со скоростью света, наверное.

А.Г.: Вы сейчас нарисовали, описали, мне кажется, такого идеального блогера – собственно как и идеального журналиста, который точно так же должен получить высшее образование, который должен иметь опыт, плюс к этому он должен иметь талант и работать по профессии. К сожалению, не всегда так. Но мне кажется, в журналистике (я имею в виду сейчас телевидение, радио, газеты, даже интернет-издания – ну, в традиционном нашем понимании) все равно меньше непрофессионалов. Мне кажется, блогером в принципе может стать каждый, и вы сейчас сами об этом сказали. Для этого нужна Сеть, для этого нужен какой-то гаджет. Причем сейчас можно и компьютер не иметь, а можно просто с телефона. Создаешь аккаунт – и вперед!

Я захожу в Instagram, открываю, а там сидит какая-нибудь бесспорно красивая девушка, которая любит делать селфи – и у нее откуда-то тысячи подписчиков. И она пишет: "Я – beauty-блогер". Не дай бог, еще "журналист" напишет. Вот отсюда и противостояние, мне кажется. Либо это стереотипы?

Е.Б.: Это, наверное, стереотипы. Вообще вокруг блогеров в принципе очень много стереотипов. Вы как профессиональный журналист, может быть, действительно станете через какое-то время очень популярным блогером. Но если, например, любой прохожий начнет в телефоне выкладывать свои селфи, то нет гарантии того, что он через несколько месяцев станет топ- beauty-блогером.

Надо уметь себя продать. Надо уметь подписаться на те или иные группы, на те или технологии. Нужно уметь себя снять под определенным ракурсом. Чтобы этот блог стал читаемым, чтобы в него вошли, чтобы на него кликнули, чтобы поставили этот злополучный лайк, нужно приложить определенные усилия. Определенная конкуренция и определенный отбор есть. И как раз среди блогеров эта конкуренция сейчас видна невооруженным глазом.

А.Г.: На "НеФоруме" в Казани какие вопросы вообще решались?

Е.Б.: Вообще, почему "НеФорум"? Потому что, с одной стороны, это большая конференция блогеров.

А.Г.: Это как раз мы видим сейчас кадры?

Е.Б.: Да, мы выбрали необычную площадку – впервые мероприятие прошло на стадионе. На этом же стадионе, кстати, будет проходить и чемпионат мира в 2018 году. Абсолютно роскошный стадион. И нам позволили вот так побезобразничать на нем. Чем занимались блогеры собственно на "НеФоруме", помимо того, что дурака валяли на газоне, как кажется? Например, вы можете обратить внимание, что здесь они делают фотографии в Instagram, и по первым результатам мы уже имеем больше 3,5 миллиона просмотров по хештегу #НеФорум.

А.Г.: То есть, я так понимаю, больше не решали проблемы и знакомили блогеров, а пиарили Казань и стадион, да?

Е.Б.: Ну, здесь одно от другого неотделимо, потому что когда толпа популярных и просто людей, интересующихся Интернетом и социальными сетями, проходит из точки А в точку Б, неизбежно все, что находится в диапазоне точки А и точки Б, попадает в их объективы.

А.Г.: Я поняла ваш тайный замысел! Это был такой пресс-тур, но пресс-тур для блогеров.

Е.Б.: С гораздо большим эффектом.

А.Г.: Наш брат журналист традиционный больше не интересен!

Е.Б.: Что касается собственно деловой программы "НеФорума" (если это можно так назвать), то она тоже есть. У нас было 10 секций. Это были секции, посвященные развитию социальных сетей. Очень важный момент, что к организации "НеФорума" подключено сразу несколько социальных сетей: "Живой Журнал", "Одноклассники" и "ВКонтакте". И коллеги также принимали участие в формировании программы, им тоже было о чем рассказать и чем поделиться. Секция была как раз посвящена новинкам, каким-то новым продуктам внутри социальных сетей. Это такая технологическая часть.

Была также у нас часть больше прикладная, то есть мы говорили о монетизации в блогах, потому что эту тему нельзя обойти. Говорили о развитии работы в разных форматах. Сейчас, например, те же текстовые блогеры понимают, что им нужно уметь работать с видео, потому что однозначно есть тренд к видеоблоггингу.

И третья часть была больше посвящена именно тому, о чем вы говорили, – тематическим блогам. То есть travel-блогеры рассказывали о том, как путешествовать…

А.Г.: Это уже такой обмен опытом, по всей видимости?

Е.Б.: Да.

А.Г.: Евгения, скажите, а говорили об ответственности информации и вообще блогеров перед своими читателями?

Е.Б.: Наверное, еще преждевременно об этом говорить. Хотя, может быть, в следующем году эта тема уже назреет. Это опять же к вопросу, почему блоги и СМИ не являются прямыми конкурентами, на мой взгляд. Потому что СМИ – это всегда будет достаточно официальная и верифицированная информация, а блоги – это все-таки о своем мнении. То есть блог оставляет автору этот разворот к своему мнению.

А.Г.: Авторская точка зрения.

Е.Б.: Да, авторская точка зрения. И читатели понимают, что эта точка зрения конкретного автора, который может нравиться, а может и не нравиться.

А.Г.: Я думаю, что тот, кто пишет, кто говорит, кто дает любую информацию, все-таки должен понимать, что его читают, что его читают люди разные, не всегда те, кто может правильно оценить и правильно действовать, прочитав данную информацию.

Ответственность за контент, особенно когда у тебя аудитория несколько тысяч или даже сотен тысяч, – это достаточно важный момент.

Е.Б.: Я думаю, ваши замечания абсолютно справедливы. Мы вернемся к этому вопросу, потому что действительно ответственность за контент, особенно когда у тебя аудитория несколько тысяч, даже несколько сотен тысяч, – это достаточно важный момент.

А.Г.: Евгения, наверное, уже в завершение нашей беседы: как стать блогером, с чего начинать?

Е.Б.: Ох!.. Я думаю, что прежде всего нужно найти какую-то свою тему и понять, в чем хороши вы, чем бы вы хотели поделиться со своей аудиторией.

А.Г.: А есть какие-то тренды сейчас? Что популярно?

Е.Б.: Однозначно есть тренды. Это как раз тот самый beauty-блоггинг. Есть такое направление "лайфхак" – это какие-то простые способы, как сделать жизнь проще. Travel-блоггинг – это классика. Все-таки любители почитать о путешествиях неистребимы. Это такая передача "Вокруг света", просто в новом формате. Мы можем посмотреть, например, как социальные сети изменяют свой интерфейс, изменяют какие-то свои настройки, свои продукты просто в течение года. Соответственно, все эти настройки и все эти продукты влияют и на блоггинг, и на информацию, и на распространение этой информации. Поэтому тренды есть, но они очень сильно меняются.

А.Г.: Женя, спасибо вам огромное за информацию, за такой небольшой ликбез даже, наверное. Спасибо большое. И удачи вашему "НеФоруму".

Е.Б.: Спасибо большое.

А.Г.: В студии "Большой страны" мы беседовали с Евгенией Башкировой, руководителем проекта "НеФорум блогеров".