Флера Салиховская: Когда встал вопрос о регистрации Комитета солдатских матерей, я зарегистрировала его в своей квартире

Ангелина Грохольская: Здравствуйте! Сегодня говорим о людях Большой страны. И у нас в студии матушка всех солдат и призывников – Флера Салиховская. Флера Маликовна, здравствуйте. Присаживайтесь, пожалуйста.

Флера Салиховская: Здравствуйте. Спасибо.

Ангелина Грохольская: Очень рады снова вас видеть в нашей студии. Вы сегодня такая красивая к нам пришли, в новой форме. В прошлый раз вы были в гражданском. Что за форма у вас теперь? Расскажите.

Флера Салиховская: Форма эта… Я член Общественного совета при Министерстве обороны. Когда только в 2009 году утвердили мою кандидатуру, Сергей Кужугетович, конечно… Я чувствую, что человеку и нравится, и считает, что это нас дисциплинирует. И он нас одел в эту форму. Видите, у меня тут указаны фамилия, имя и отчество. И написано, что я член Общественного совета.

Ангелина Грохольская: Ваш статус.

Флера Салиховская: Мой статус.

Ангелина Грохольская: Но я хочу сказать, что вам форма идет.

Флера Салиховская: А я ее очень люблю, потому что уважаю и люблю свою армию. Я считаю, что армия должна быть, должна она быть здоровой, сильной, обеспеченной.

Ангелина Грохольская: Об этом и поговорим подробнее с вами сегодня. И немножко о вас лично тоже мы, я надеюсь, сегодня узнаем.

Флера Салиховская – один из создателей и с 2009 года бессменный председатель Комитета солдатских матерей России. Организатор Центра поддержки военнослужащих и членов их семей "Право на жизнь". Принимает активное участие в деятельности Общественного совета при Министерстве обороны России. Имеет множество государственных и общественных наград.

Ангелина Грохольская: Флера Маликовна, если позволите, несколько цифр я сейчас озвучу в продолжение, в общем, того, о чем вы начали уже говорить – о престиже армии и о статусе военного человека. По данным Фонда "Общественное мнение", 62% респондентов сейчас считают, что престиж офицерских погон достаточно высок; и 88% верят в исключительную силу нашей армии и в ее способность обеспечить безопасность страны. Еще три года назад цифры были гораздо ниже – примерно 50% было против 62% нынешних. Вот как вы думаете, с чем это связано?

Флера Салиховская: С приходом Сергея Кужугетовича положение армии изменилось.

Ангелина Грохольская: А что ему удалось сделать?

Флера Салиховская: Люди стали верить тому, что говорит наш драгоценный, я даже назову, тандем – это наш президент Владимир Владимирович, он у нас Верховный главнокомандующий, и прекрасный напарник, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу. Изменилось много в армии. Я начну, наверное, с солдат. Дело в том, что совершенно другое к ним отношение стало. Стало питание чуть ли не как в ресторане – на выбор, пожалуйста.

Ангелина Грохольская: Даже так?

Флера Салиховская: Да. Может в одной части даже до трех первых и три вторых. А сейчас же готовят гражданские. Военторг заключает с определенными фирмами договор, и вот они готовят в частях.

Ангелина Грохольская: Опять же обращусь к той самой статистике. Самой главной армейской проблемой большинство сейчас называют дедовщину. 18% опрошенных знают об этом на собственном опыте, а 15% уверены, что в армии ничего не меняется. С этим как?

Флера Салиховская: Нет, в армии очень резко все поменялось. Я работаю и сама была одним из учредителей Комитета солдатских матерей России в 1989 году. И вот в то время, да, действительно, дедовщина процветала. Это был садизм. Я могу это открыто говорить и не боюсь, что меня кто-то осудит.

Ангелина Грохольская: Мне кажется, это даже не секрет.

Флера Салиховская: Потому что страшно было. Первый адрес комитета… Пока мы не зарегистрировались, я всегда считала, что мы "митинговые женщины". Ну, я по-другому говорила – "митинговые бабы". И когда мы зарегистрировались, встал вопрос о регистрации, нужно было помещение. И я зарегистрировала свою квартиру. Я не боялась ничего. И когда вот эти ребятишки узнали, они прибегали ко мне домой. Кто-то ночевать оставался. И мне приходилось постоянно на телефоне…

Ангелина Грохольская: Прибегали за спасением?

Флера Салиховская: Да, да, да. Короче говоря, они прибегали ко мне домой. Я звонила в штабы или в части, чтобы дать в известность, что он живой, что надо та или другая помощь какая-то. Вот тогда действительно была дедовщина, да.

С приходом Сергея Кужугетовича это затихло. Даже были моменты, мы сами удивлялись. Потом какая-то вспышка пошла, когда молодые, подчеркиваю, молодые контрактники, вот эта молодежь, которая не нашла себя в гражданской жизни, они пошли служить. Они уже отслужили свою срочную, и они пошли служить по контракту. Сейчас приходится много порой ездить по частям разбираться. И кто виноват? Это контрактник молодой. Он почти того же возраста, что и наши солдаты.

Первое – вымогательство денег пошло. Доходит дело до того, что забирает карточку и сам постоянно получает эти 2 тысячи несчастные у ребят Министерства обороны. А Росгвардия получает тысячу. Миллион раз задавала вопрос: почему такая разница? Но пока ответа не получила. "Ну а потом, раз вы мне деньги не даете, как я могу с вас? Только силой взять". Вот оно. Матерям, когда провожают ребят… Я выступаю, я много бываю на этих проводах. И я матерям говорю: "Если сын попросил: "Мама, вышли мне вот столько денег", – и еще скажет, что на телефон и чужой номер, то ни под каким видом! Ничего не высылайте. А если есть возможность, съездите и поговорите с командиром".

Ангелина Грохольская: А вот с какими обращениями сейчас письма поступают?

Флера Салиховская: Сейчас много обращений стало, в последнее время, не столько вот эти… Вымогательства так и остались. По здоровью. Военкоматы наши начинают: "Не выполняется план. Ладно, одного-двух мы пошлем, ничего". Вызывают вроде как на сбор для утверждения – и его отправляют в войска. И очень много, конечно, жалоб, что ребята, когда они попадают в эту обстановку, не дай бог, еще стрессовая ситуация, как у некоторых… Он очень скучает по дому. И вот это вызывает вспышку его хронических заболеваний. По здоровью больше стало жалоб, чем по этим вымогательствам. Но вымогательства остаются точно так же.

Ангелина Грохольская: Сейчас прервемся буквально на минутку, а потом продолжим с вами говорить.

Флера Салиховская: Хорошо.

Флера Салиховская – коренная москвичка, ребенок войны, дочь фронтовика. Вырастила двоих сыновей, сейчас подрастают внуки и правнуки. Трудовую деятельность Флера Маликовна начала в типографии Воениздата – сначала учеником наборщика, а затем корректором. Ее рабочий стаж – более 30 лет. Общественной деятельностью занимается всю жизнь.

Ангелина Грохольская: Председатель Комитета солдатских матерей Флера Салиховская сегодня у нас в студии. Флера Маликовна, я сейчас хочу наших режиссеров попросить показать нам одну вашу фотографию.

Флера Салиховская: Какую именно? Детскую?

Ангелина Грохольская: Вот! В совершенно другом образе вы здесь – в образе героини фильма "Офицеры". Правильно?

Флера Салиховская: Совершенно точно.

Ангелина Грохольская: А как? Что это за фотосессия такая была у вас?

Флера Салиховская: Это был проект в Комитете общественных связей города Москвы, когда мне позвонили и говорят: "Флера Маликовна, у вас есть кумиры в фильмах, книгах?" Ну, они знают, что я все это люблю, я такой человек разносторонний. И говорят: "У нас проект. Проект называется "Преображение". Мы бы хотели, чтобы вы участвовали. Вы согласны?" Я говорю: "Согласна". Говорят: "Ну а кого?" Я стала и Самойлову… Всех перебрала, все-все-все. Я говорю: "Вы знаете, по моему возрасту я гожусь в бабушки кадета из кинофильма "Офицеры", где играет эту роль Алина Покровская".

Ангелина Грохольская: Ну, вы очаровательны! Вам и форма, и вуалька – все к лицу.

Флера Салиховская: Мы заняли первое место.

Ангелина Грохольская: Флера Маликовна, а в вашей семье были военные?

Флера Салиховская: В моей семье как таковых военных не было. Я дочь фронтовика, который ушел в первый день войны на фронт и вернулся только со своим командиром, с его женой (она врач), вернулись они к нам, в Москву, домой.

Ангелина Грохольская: Вы же принесли даже фотографии и документы вашего отца.

Флера Салиховская: Вернулись в конце 1946 года. Папа у меня награжден медалями. Папа у меня имеет четыре благодарности вождя. Я даже копии сняла. Раньше были не военные билеты, а вот такая красноармейская книжка. Это папина книжка, в которой записано все, где он был.

Ангелина Грохольская: А где он служил?

Флера Салиховская: Он был и на 2-м Украинском фронте, и на Центральном фронте. Он на многих был, потому что после ранения… У него два ранения было, и после ранения, после госпиталя их направляли на новое направление. Так что я дочь фронтовика.

Ангелина Грохольская: Что удивительно – вы все это храните. Вот это, мне кажется, очень важно. Ваши внуки… У вас же правнуки уже?

Флера Салиховская: У меня правнуки есть.

Ангелина Грохольская: А они это все видят? Они понимают?

Флера Салиховская: Они понимают. "Бессмертный полк". Вот четыре благодарности вождя. Вот как выглядит это все.

Ангелина Грохольская: Это же уникальные документы.

Флера Салиховская: Это самая ценная награда, как мне объяснили военные.

Ангелина Грохольская: Вот что вы своим внукам говорите, когда показываете эти документы, когда рассказываете о своем отце?

Флера Салиховская: Я внукам всегда говорила: "У вас есть с кого брать пример". Я и детям своим говорила, сыновьям. Я говорю: "Дорогие мои, в обязательном порядке станьте хорошими людьми. Мне важно, чтобы вы были людьми полезными для общества, чтобы вы умели уважать людей, чтобы вы не забывали, что вот такую войну пережила я".

А я лазила с мамой на крышу гасить фугаски, хотя я сама ходила в детский сад. Сад у нас рядом был. Я убегала из сада и с мамой на крыше… Она у меня дворником работала. Дети мои молодцы, они своих детей уже так воспитывали. Ну, конечно, я тоже принимала большое участие.

Ангелина Грохольская: Я знаю, что ваш старший сын помогал создавать Комитет солдатских матерей.

Флера Салиховская: Да, у меня сын и помогал создавать, и два года служил, но ни одной жалобы я от него не услышала. И служил он далеко от дома, в погранвойсках, на границе с Турцией. Когда началась Чеченская война, вот эти семьи погибших для него были родными. Он для них готов был сделать все.

Ангелина Грохольская: Он был врачом, да?

Флера Салиховская: Он был врачом. Он бросил эту врачебную деятельность. Он и в роддоме работал, и на "скорой", он много проработал. Но началась война, и он пошел в журналистику. И он работал у Любимова в программе "Взгляд", сделал два фильма о Чечне. Вот ради этих матерей и семей погибших он готов на все был. Он не стеснялся, он ходил во все фирмы, ходил везде с протянутой рукой. Я вот сейчас вспоминаю, когда он был, ни один праздник у нас не проходил без чаепития, без поминального обеда вот именно для этих семей. Мы все время это проводили. Но когда его не стало, у меня и времени не хватает, ну, может быть, и сил не хватает.

Ангелина Грохольская: Флера Маликовна, а младший сын помогает?

Флера Салиховская: Младший? В этот комитет, собственно говоря, влезла, как я говорю, и в создании участвовала из-за младшего. Он 30 марта выписался из больницы. Он только под наблюдением был, у него колики почечные начались. И там решали вопрос – то ли делать операцию, то ли нет. А 7 апреля его вызвали в военкомат, направили в 64-ю больницу. И там просто те снимки, которые я предоставила, уплыли, а дали ему другие снимки. И когда я к Борису Михайловичу, хирургу-урологу, прибежала, я говорю: "Борис Михайлович, объясните, я в этом ничего не понимаю". Он вот так на свет поставил снимок и сказал: "Ты чего, не видишь, что задница не твоего сына? Другой снимок". Я не тот человек… Я два года билась – получил он военный билет, все по закону, все как полагается. Но вот это меня втянуло, и я стала работать.

Ангелина Грохольская: Флера Маликовна, у вас, конечно, не самая, скажем так, радостная работа – много горя наверняка и много проблем.

Флера Салиховская: Много бывает.

Ангелина Грохольская: Но я вас сейчас попрошу вспомнить самый счастливый день в вашей жизни. Он каким был?

Флера Салиховская: Ну, у меня их несколько. Счастливые дни, когда у меня родились дети. Счастливые дни, когда у меня родились внуки. Счастливые дни, когда у меня родились вот эти две игрушки – правнук и правнучка. Это вообще что-то! Вот говорят, что чем дальше, то больше любишь меньших. У меня правнук с пяти лет (сейчас он ходит во второй класс) меня замучил: "Бабушка, не уходи из комитета". Я говорю: "Почему?" – "Я хочу служить в Севастополе моряком". У него есть рюкзак, а в рюкзаке все, что надо для военного человека. Все есть.

Ангелина Грохольская: Как вы думаете, вот это его желание сохранится?

Флера Салиховская: Я думаю, что сохранится.

Ангелина Грохольская: Мы с вами беседуем в канун самого мужского праздника – Дня защитников Отечества. Конечно, мне очень хотелось бы, чтобы вы наших зрителей – и мужчин, и дам – поздравили сейчас с этим праздником и что-нибудь пожелали.

Флера Салиховская: Чтобы у нас всегда было мирное небо, у нас должны быть защитники Отечества. И поэтому, дорогие наши генералы, адмиралы, Верховный главнокомандующий в первую очередь, министр обороны, дорогой наш средний состав, младший состав, солдаты, которые достойно несут службы, прошу вас ребята: несите вы ее достойно. Поздравляю вас с таким хорошим днем. 23 февраля – День защитника Отечества. Желаю вам здоровья. Желаю вам всего, что вы сами захотите. И опять-таки повторяю, самое главное – мирное небо над нашей страной.

А к крепкому тылу обращаюсь: встречайте мужа всегда с горящим борщом, с хорошим обедом или ужином. И, конечно, будьте всегда спокойны. Поэтому, дорогой крепкий тыл, держать флаг твердо, что вы офицерская жена, что у вас трудности эти, переезды. Дай Бог вам здоровья, вашим близким, вашим детям, вашим внукам. И чтобы у нас было в стране все хорошо!

Ангелина Грохольская: Флера Маликовна, спасибо вам огромное! Низкий поклон вам за вашу деятельность, за вашу работу и, конечно, за эти слова, за то, что вы пришли к нам сегодня в студию. Спасибо вам огромное. И крепкого-крепкого здоровья вам!

Флера Салиховская: Спасибо вам за приглашение. Я всегда готова на хорошие передачи приходить.

Ангелина Грохольская: Спасибо большое. У нас в гостях была председатель Комитета солдатских матерей России Флера Маликовна Салиховская.