Илья Чукалин: Мы должны дать возможность инициативным людям участвовать в конкурсе и реализовывать свои инициативы

Ангелина Грохольская: Получить деньги на развитие социально значимых проектов стало проще. В этом году изменилась система конкурса президентских грантов. Во-первых, вместо девяти разных операторов теперь всего один. Во-вторых, заявку можно подать и через интернет. Но у самых некоммерческих организаций (НКО) все также много вопросов. Мы зададим их сегодня нашему гостю. В студии "Большой страны" генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин. Илья, здравствуйте.

Илья Чукалин: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Я знаю, что сегодня 3 мая у вас дата – день рождения практически фонда.

Илья Чукалин: По сути, да, потому что мы работаем ровно один месяц. 3 апреля президент подписал указ о создании координационного совета по проведению конкурсов, и распоряжение о проведении в этом году двух конкурсов, и делегирование полномочий Фонда президентских грантов.

Ангелина Грохольская: С чем я вас и поздравляю. Но давайте с самого начала. Вопросов, на самом деле, очень много. Я, честно вам признаюсь, пообщалась с руководителями крупных НКО, фондов. Они меня кое-что тут попросили вас спросить. Буду просьбу выполнять.

Самое главное, было девять различных фондов, которые отвечали за свои направления. "Перспектива" за развитие малых городов и сел, "Покров" за поддержку гражданской активности, поддержку семьи и детства. Теперь единый фонд. Это значит, что какие-то направления уйдут, останутся без поддержки?

Илья Чукалин: Ни в коем случае. Все направления отражены в распоряжении Президента, они есть сейчас в положении о конкурсе, уже опубликованном на сайте президентскиегранты.рф. Мы сохранили абсолютно все. Более того, мы расширили внутренние зашитые в каждое направление тематики. То есть тематик примерных, которые соответствуют каждому из 12 направлений, стало больше. Поэтому сейчас направления и примерные тематики охватывают практически весь спектр работы некоммерческого сектора, поэтому с этой точки зрения тематик стало больше, чем было.

Есть виды расходов, которые мы не поддерживаем. В частности мы не поддерживаем расходы, которые обычно очень дороги, и они все-таки предполагают долгосрочный характер программ, а не такой годовалый цикл проектов. То есть мы не финансируем покупку недвижимого имущества, капитальное строительство зданий. Но с точки зрения именно направлений деятельности мы охватываем практически все.

Ангелина Грохольская: Оформление заявок – это очень больной вопрос. Практически все, с кем я общалась, руководители некоммерческих организаций, говорят о том, что были случаи, заявка вроде бы оформлена, все хорошо, соответствует положению. Приносят, а уже на месте им говорят: "Вы знаете, вы здесь не прописали что-то, а здесь нужно было по-другому". Сейчас это не случится?

Илья Чукалин: Это вкусовые явления. Сейчас такого не будет. Во-первых, заявка подается в электронной форме.

Ангелина Грохольская: Это облегчает значительно, да?

Илья Чукалин: Это облегчает, на самом деле, потому что большие потери идут просто на необходимости куда-то приехать или отправить в Москву. Но самое главное, что есть исчерпывающий очень ограниченный перечень оснований, по которому заявка может быть не зарегистрирована и не допущена до дальнейшего рассмотрения – это в основном связано с прямым нарушением условий. Там всего два очень простых документа, один из которых с помощью сканера делается за пять минут. Второй – выписка из ЕГРЮЛ об организации, она с сайта egrul.nalog.ru ФНС России, скачивается буквально за 30 секунд. Это очень просто сделать. Но если их не приложить, то в заявке будет помечено, что она нарушает требования. И если эти нарушения не будут устранены до 31 мая, то заявка не будет допущена до дальнейшего рассмотрения.

Ангелина Грохольская: Можно попытаться, да? Если была ошибка и заявку развернули, то до 31 мая можно еще раз?

Илья Чукалин: Мы в течение нескольких дней после подачи заявки регистрируем, и, если выявили нарушения, сразу указываем, в чем у нее несоответствие. Это открывает для организации возможность ее поправить.

Ангелина Грохольская: Гранты ведь не первый год выдаются, и не только есть президентские гранты. Очень много различных других фондов, которые точно также поддерживают это направление.

Илья Чукалин: Конечно.

Ангелина Грохольская: Услышала гениальную фразу, что если посчитать все эти деньги, которые были потрачены за прошедшие годы, то в России должна уже наступить некая эра благоденствия. Вроде бы поддерживают некоммерческий сектор, он должен развиваться, гражданские инициативы – ан-нет, такого почему-то пока не происходит. И о чем говорят сами руководители некоммерческих организаций? Что нет четкой оценки результатов тех проектов, которые были поддержаны.

Илья Чукалин: Это очень правильный вопрос – оценка социального эффекта, то есть что общество получило в результате расходов. Это очень важный момент. Мы им будем заниматься, и более активно. То есть мы будем стараться, чтобы каждая организация, получившая поддержку, грант, она имела возможность в своем личном кабинете у нас на портале сообщать о проведенных мероприятиях, прикладывать какие-то фотографии. Мы будем обеспечивать некое информационное сопровождение, с другой стороны, оценивать, насколько и как идет проект, какие результаты получаются. Потому что можно отчитаться очень хорошо, но в реальной жизни быть не может. Поэтому будем и эффект оценивать, все-таки сколько людей. Есть и личные показатели, и насколько это был живой проект. Потому что всегда по людям видно, по мероприятиям, какая там аура. Не все оцифруешь. Но, вовлекая местное сообщество для оценки, мы сможем создать картину того, что реализовано, и особенно выделить самые яркие проекты. И те, которые будут лучше всего реализованы, они будут получать плюсовые баллы, которые позволят им лучше претендовать на поддержку в будущем.

Ангелина Грохольская: Что позволит сразу? Расскажите.

Илья Чукалин: Позволит, участвуя в следующем конкурсе, получать максимальный балл по критериям наличия опыта и компетенций команды.

Ангелина Грохольская: Все-таки по оценке результата и эффективности. А не планируете создать некий пул вообще независимых экспертов, которые будут оценивать?

Илья Чукалин: Система, которая сейчас формируется, она это и предусматривает. Есть объединенный экспертный совет, который сформирует состав экспертов по каждому направлению. Мы считаем, что это будет несколько сот человек. То есть я думаю, что это будет не меньше 500 человек, которые будут заниматься оценкой проектов на этапе подачи заявок, когда они будут поданы. Они будут их изучать. Но впоследствии мы их же будем привлекать к оценке социального эффекта, полученного в результате реализации проектов.

Ангелина Грохольская: Следующий вопрос от наших коллег из некоммерческого сектора. "Правда ли, что минимизированы расходы НКО, в том числе на банковское обслуживание?".

Илья Чукалин: Да, это правда. Мы в ближайшее время объявим конкурс среди крупнейших российских банков на открытие счетов для грантополучателей конкурса президентских грантов. И ключевым условием этого конкурса и победы в нем для банков будет бесплатное открытие и ведение счетов.

Ангелина Грохольская: Все равно банки несут расходы, и они не общественные организации. НКОшники переживают, что это будет за счет средств фонда вашего, что это будут грантовые средства, и тем самым проекты получат меньше денег, потому что банк им часть отдаст.

Илья Чукалин: 100% нет. То есть мы проанализировали, что в предыдущие годы как раз большой объем средств уходил – не меньше 80 млн в год – на банковское обслуживание. И посчитали, что в первую очередь как раз открытие и ведение счетов, то есть то, что тратит организация. И эти расходы мы точно сведем к нулю. Есть расходы банков, связанных в том числе с услугами ЦБ, в том числе с проведением платежей. Возможно, эта часть и останется, но она будет очень незначительна, потому что это электронные платежи. Мы уходим полностью от бумаги, поэтому это будут самые маленькие деньги. Но самые большие расходы, которые связаны с открытием и ведением счетов, мы точно организации освободим.

Ангелина Грохольская: Все-таки данный конкурс президентских грантов, он больше для стартапов или уже для опытных некоммерческих организаций?

Илья Чукалин: А он для всех, потому что президент не делает выбора между организациями. Ведь это гранты президента Российской Федерации. Поэтому мы сейчас даже ввели специальную градацию, что, условно, организация, которая не имеет опыта реализации проектов, и недавно создана – может быть, даже от шести месяцев, – рекомендуем ей претендовать на грант в размере 500 тыс. руб. Тогда она будет конкурировать в группе равных ей, тех, кто просит до 500 тыс. руб., у нее будут более высокие шансы. Организация, у которой есть опыт, но в рамках работы одного региона, и она представляет в основном региональный проект, мы рекомендуем ей запрашивать до 3 млн руб., и тогда она будет находиться в группе тех, кто от 500 тыс. руб. до 3 млн руб. И уже межрегиональные проекты уже для сильных организаций, работающих в том числе на федеральном уровне, они уже могут запрашивать от 3 млн руб. Таким образом каждый конкурирует в своей группе, и это дает шансы всех. Это очень важно.

Ангелина Грохольская: Это очень важно.

Илья Чукалин: Потому что мы должны дать возможность инициативным людям участвовать в конкурсе, подавать и реализовывать свои инициативы. Иначе, постепенно реализовывая проект, как набрать этот опыт? Тогда мы дискриминируем начинающие организации, а это было бы неправильно, особенно со стороны президентских грантов.

Ангелина Грохольская: Илья, сейчас не о грантах уже хочу поговорить немножечко. Один у меня есть вопрос, больной и насущный.

На Медиафоруме в Санкт-Петербурге, который прошел этой весной, вы сказали, что хорошо бы сделать отдельную линейку программ на телевидении, посвященных работе НКО. Может быть, не вы лично, а ваши коллеги.

Илья Чукалин: Мы об этом говорили, у нас была специальная секция, причем с региональными журналистами, где мы очень подробно обсуждали разные аспекты.

Ангелина Грохольская: И упомянули в том числе и "Общественное телевидение России", на что мы с коллегами немножко даже обиделись, потому что такие линейки программ на "Общественном телевидении России" существуют. Вообще, "ОТР" – это про гражданское общество и про то, о чем мы с вами говорим.

Илья Чукалин: Мы знаем прекрасно. Наверное, это не совсем правильная интерпретация, потому что там мы обсуждали как раз как пример, что есть такое на "Общественном телевидении России", но этого не хватает.

Ангелина Грохольская: Я согласна с вами. Я сейчас ни в коем разе не хочу вас в чем-то уличить. Не хватает, особенно в регионах этого действительно не хватает. Я сама общаюсь с коллегами, региональными журналистами, очень часто и я им рассказываю про то, что у них в регионе происходит в общественной жизни. Они говорят: "Да вы что?! У нас такой фонд существует? У нас такое НКО?". Да, они не знают.

Илья Чукалин: Вот.

Ангелина Грохольская: И что делать? Есть какая-то идея у вас?

Илья Чукалин: Это важно. Идея есть. Мы сейчас будем думать. Даже об этом как раз предлагали коллегам на Медиафоруме, чтобы были предложения по тому, как поощрять. Возможно, придумаем какие-то дополнительные, специальные гранты, какие-то специальные премии, в том числе для региональных журналистов. Даже проекты реализуются на местах, президентские гранты, ведь о них далеко не все знают. А нам было важно, чтобы узнавали: "Смотрите, у вас здесь такой проект", чтобы не было дублирования, чтобы больше людей приходило в этот проект, чтобы, возможно, больше волонтеров пришло потом поддержать его. То есть это была бы очень мощная синергия. Поэтому без информационной поддержки эффект от этих средств сильно меньше, чем мог бы быть. Поэтому, даже если мы изыщем какие-то возможности, может быть, даже привлечём какой-то бизнес для того, чтобы поддержать направление по информационной поддержке, то это кратно увеличит эффект от президентских грантов.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. На этом завершаю. Но я надеюсь, что это не последняя наша встреча. Будем рады видеть вас у нас всегда. Приходите, рассказывайте. Когда закончится первый этап конкурса?

Илья Чукалин: 31 мая. И к 31 июля мы объявим победителей.

Ангелина Грохольская: Прекрасно. Значит, встретимся с вами снова здесь у нас, вы расскажете, как и кто победил. И с победителем.

Илья Чукалин: Хорошо.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное.

Илья Чукалин: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Илья Чукалин был у нас в гостях, генеральный директор Фонда президентских грантов.

 

Об изменениях системы конкурса президентских грантов