Ирина Макиева: Наша задача – не только создать альтернативные рабочие места, но и в целом повысить качество жизни в моногороде

Гости
Ирина Макиева
заместитель председателя Внешэкономбанка.

Павел Давыдов: Проблема развития моногородов – наследства, доставшегося нам от советских времен, – сегодня актуальна как никогда. Более 300 – именно столько городов с единственным градообразующим предприятием насчитывается сегодня в нашей большой стране. Все они теперь на особом контроле правительства и разделены на три категории: наиболее сложных в социально-экономическом плане – таких определено 100; с рисками ухудшения положения – 148; и стабильных – 71. Проживает в этих городах в общей сложности почти 13 миллионов человек.

У нас в гостях Ирина Макиева – руководитель приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов", заместитель председателя Внешэкономбанка. Ирина, здравствуйте.

Ирина Макиева: Здравствуйте, Павел.

Павел Давыдов: Когда речь заходит о моногородах, словосочетание первое, которые приходит на ум, – это "обременительное наследство". Однако ваш проект пытается доказать обратное. Так как вы вдыхаете новую жизнь в эти самые городки?

Ирина Макиева: Приоритетная программа "Комплексное развитие моногородов" стартовала официально в 2016 году. До этого, конечно, работа с моногородами велась с 2009-го, но в таком спокойном режиме. В 2016-м президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было определено несколько приоритетных направлений, одно из которых – моногорода. И тогда уже мы стали собирать комплексно все меры поддержки, которые есть в государстве, для того чтобы жители моногородов почувствовали изменения у себя на территориях.

Павел Давыдов: Ирина, буквально за несколько минут до нашей с вами беседы мы в эфире показали сюжет из города Ачинска, где открылся перинатальный центр. И этот город когда-то был моногородом. А как много сегодня городов, которые образованы вокруг одного предприятия?

Ирина Макиева: 319.

Павел Давыдов: 319. Их стало больше или меньше с советских времен?

Ирина Макиева: По сути, все моногорода Российской Федерации – это наследие советских времен. В этом ничего страшного нет. Просто мы подошли, наверное, к тому моменту, когда в моногородах необходимо развивать альтернативные производства, чтобы жизнь города не зависела от одного предприятия.

Павел Давыдов: А такое вообще возможно?

Ирина Макиева: Возможно.

Павел Давыдов: А на каких условиях? Вот как?

Ирина Макиева: Я просто расскажу, какие мы перед собой поставили задачи, что мы должны сделать за два года. И дальше мы тогда перейдем, наверное, к ответу на этот вопрос.

Павел Давыдов: Хорошо.

Ирина Макиева: За два года в моногородах должно быть создано 230 тысяч новых рабочих мест, которые не связаны с деятельностью градообразующих предприятий. Это огромная и амбициозная цифра, которую мы перед собой поставили. Правительство перед нами такую задачу тоже поставило.

Павел Давыдов: Можно сразу уточню? Когда появляются независимые рабочие места, которые не относятся к градообразующему предприятию, – не означает ли это, что город потеряет статус моногорода?

Ирина Макиева: Это наша мечта.

Павел Давыдов: Ага, даже так?

Ирина Макиева: Это наша основная задача. Мы полагаем, что 19 городов должны выйти из списка "моно" и, соответственно, приобрести статус "стерео". Это города, которые станут городами с устойчивой экономикой. И независимо от того, что будет происходить на градообразующем предприятии, в городе будет и дальше идти активная жизнь, и этот город будет развиваться уже самостоятельно.

Павел Давыдов: Давайте вернемся к основным аспектам вашей программы. На чем она держится, на каких основных постулатах?

Ирина Макиева: Наша задача – не только создать альтернативные рабочие места, но и в целом повысить качество жизни в этом городе.

Павел Давыдов: Образование, здравоохранение…

Ирина Макиева: Поэтому это единственная программа, которая сочетает в себе вот эту комплексность. Это и здравоохранение, это и образование, это и благоустройство. Мы этому уделяем большое внимание. Поэтому каждому моногороду поставлена задача – пройти пять шагов в благоустройстве повседневности: привести в порядок дом, сквер, привести в порядок парк, сделать пляж для молодежи, сделать оживленное место, там, где собирается молодежь, привести в порядок эту территорию; чтобы библиотеки выглядели иначе, чтобы входные группы в поликлиниках выглядели современно. То есть, наверное, это единственная из приоритетных программ, которая в себе сочетает сквозные мероприятия всех других приоритетов.

Павел Давыдов: Ирина, а могли бы вы привести примеры, скажем так, городов, где вот этот благоприятный сценарий удалось реализовать?

Ирина Макиева: Ну, конечно. Мы знаем первых десять лидеров: Димитровград (Ульяновская область), например, Кумертау (Башкортостан), например, Набережные Челны (Республика Татарстан). Что такое Кумертау? "Вертолеты России" – градообразующее предприятие. Сейчас альтернативно развивается, построен новый маслоэкстракционный завод. Димитровград (Ульяновская область) – сейчас масса новых проектов запускается, которые позволят Ульяновской области как лидеру, наверное, по инвестиционной привлекательности этот город из "моно" превратить в "стерео". Могу еще привести Череповец – достаточно скоро запускается новый проект "ФосАгро", который позволит полностью уйти от металлургии.

Павел Давыдов: Я знаю, что к работе вы активно привлекаете и общественность, некоммерческие организации. У вас даже есть свой Фонд развития моногородов, Внешэкономбанк создал эту некоммерческую организацию два года назад. Результат есть?

Ирина Макиева: Конечно. Фонд является, по сути, проектным офисом этой большой программы. Внутри фонда есть эксклюзивные направления, эксклюзивные меры поддержки только для моногородов. Это строительство инженерной инфраструктуры для того, чтобы можно было запустить альтернативные производства, причем на очень льготных условиях. Это, по сути, подарок. На каждые 100 рублей 95 рублей фонд дарит субъекту, выделяет субсидию. Таких льготных денег, поверьте, практически нигде нет.

Павел Давыдов: Верю. Я не слышал об этом, да.

Ирина Макиева: Соответственно, 5% добавляет региональная власть. Это инженерная инфраструктура, это дорога, это теплотрасса, водовод, водопровод, очистные сооружения. Все это запускается для того, чтобы новые предприятия могли запуститься и не чувствовали ограничений.

Второй сюжет, который является тоже эксклюзивным для моногородов, – это займы Фонда развития моногородов до 8 лет под 5% годовых в рублях.

Павел Давыдов: Ну, это, с одной стороны, развитие инфраструктуры, с другой стороны – создание "экономической подушки". А что касается привлечения общественности к решению проблем моногородов, то как работаете в этом направлении?

Ирина Макиева: За каждым городом закреплен линейный менеджер. Это мы так внутри его называет. Конечно, должность у него звучит немножко по-другому, но по сути это проводник между городом, муниципалитетом и между центром. Этот линейный менеджер… За каждым человеком закреплено 10 городов, у нас таких 31 (ну, 319 городов). Соответственно, все те проблемы, которые у нас внутри этого города образуются и которые требуют оперативного решения здесь, в Москве, либо работы с федеральными органами власти, вся эта проблематика через один канал сюда стекается. Поэтому мы считаем, что, по сути, они у нас такие, знаете, комиссары, наверное, на местах под определенную задачу.

Если говорить про общественные организации, то Агентство стратегических инициатив, Аналитический центр при Правительстве. Есть много организаций, с которыми мы работаем очень плотно. И могу отметить, что каждая из них нам активно помогает в рамках своих компетенций, в рамках своих направлений. Поэтому, конечно, нам здесь жаловаться не приходится, у нас взаимодействие налажено, и стопроцентное взаимопонимание.

Павел Давыдов: И все-таки как же сделать так, чтобы люди хотели жить и работать в своем моногороде? Мне кажется, ответ на этот вопрос получить сложно, но именно к этому вы и идете, ваша большая команда.

Ирина Макиева: Я считаю, что заставить человека жить там, где ему некомфортно – это глупо, это невозможно. И сейчас уже граждане выбирают, наверное, не столько рабочее место, сколько комфортное пребывание: чтобы было комфортно выходить с ребенком погулять, чтобы доступное было образование, чтобы это был город, в котором хочется не только работать, но и жить.

Павел Давыдов: В качестве примера вы приводили Набережные Челны. А там создана комфортная среда для проживания?

Ирина Макиева: Да, конечно. Посетите красивую набережную, которая сейчас в рамках благоустройства города уже запустилась, – я думаю, что из этого города не захочется уезжать. Такие же красоты у нас в Череповце. Есть совсем небольшие городки, как вы в начале сказали. Это города, из которых жители никогда не уедут. Они говорят: "Я здесь родился. Я здесь женился/вышел замуж".

Павел Давыдов: "Я здесь пригодился", да?

Ирина Макиева: "Здесь я пригодился. Здесь у меня есть работа, есть красивая природа. Я отсюда не уеду". И наша задача заключается в том, чтобы чуточку помочь привести в порядок дом, сквер, помочь, наверное, привести в порядок центральную улицу. На самом деле это не стоит больших денег. Важно, чтобы те люди, которые там живут, та команда, которая есть у мэра, важно, чтобы мы вместе шли, крепко взявшись за руки, чтобы перед нами была одна задача. И когда это взаимопонимание наступает, то тогда житель это видит, замечает – и он никуда не уедет.

Павел Давыдов: Ирина, большое вам спасибо за эти золотые слова. Действительно, только взявшись вместе за руки, мы можем сдвинуть большую глыбу и сохранить эти уникальные моногорода для Большой страны. Спасибо вам большое за участие в программе. И отдельное спасибо за вашу работу! – от лица жителей моногородов я вам говорю.

Ирина Макиева: Спасибо.

Павел Давыдов: В студии "Большой страны" была Ирина Макиева – руководитель приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов", заместитель председателя Внешэкономбанка.

Дорогие телезрители, если вы хотите рассказать о достойных и неравнодушных людях, поведать о том, чем живет ваш регион, поделиться достижениями своего города или села – напишите нам письмо или отправьте видеообращение. Адрес нашей электронной почты прежний: bs@ptvr.ru.