Игорь Шатунов: Идя в магазин, купить лишнюю упаковку макарон или гречки для нуждающихся – это доступно практически каждому

Гости
Игорь Шатунов
руководитель проекта «Дари еду»

Павел Давыдов: Любой из нас, совершая покупки, может помочь другим нуждающимся людям. В России появился новый благотворительный формат. Небольшой красочный ящик, установленный в супермаркете, – посредник между теми, кто готов помочь, и теми, кому эта помощь нужна. Проект "Дари еду" собирает продукты питания и передает их многодетным семьям, матерям и отцам-одиночкам, пожилым людям и инвалидам.

У нас в гостях – руководитель благотворительного проекта "Дари еду" Игорь Шатунов. Игорь, здравствуйте.

Игорь Шатунов: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Ваш проект, как я понимаю, вырос из социального эксперимента, который организовала группа энтузиастов во главе с вами. Что это была за акция? И как она превратилась в благотворительный проект?

Игорь Шатунов: Все началось с разговора с моим нынешним партнером по проекту Алисой. Мы обсуждали, как по-разному относятся к проблемам друг друга в больших и малых городах. В малых городах люди более чутко относятся к проблемам друг друга. В больших городах из-за нехватки времени люди чаще помогают деньгами, но не углубляются в суть проблем. И пришла в голову идея: раз в регионах помогают не только деньгами, но и продуктами, одеждой и так далее, то попробовать сделать социальный эксперимент, установить специальный бокс на территории торгового центра рядом с продуктовым магазином и посмотреть, будут ли люди жертвовать. И вообще как это…

Павел Давыдов: Будет происходить.

Игорь Шатунов: Да, какой эффект это вызовет. Мы поставили первый бокс – и буквально за неделю он был заполнен полностью. И мы поняли, что эта идея актуальна, она работает. И от эксперимента уже перешли к полноценной реализации. Как-то нас это все очень захватило. И мы верим, что это будет очень большая история с большими перспективами.

Павел Давыдов: То есть с нуля вы создали благотворительный проект, который, как я прочитал на сайте Planeta.ru, не имеет аналогов в России на сегодняшний день?

Игорь Шатунов: В такой форме действительно нет, то есть никто ранее не устанавливал подобные боксы и не собирал таким способом продукты.

Павел Давыдов: Что он представляет сегодня собой? Была экспериментальная акция, а теперь это проект, который, наверное, охватывает не один магазин.

Игорь Шатунов: Да, на данный момент наши боксы установлены в Москве. Это шесть торговых центров, у нас сейчас шесть боксов. За полгода, что мы существуем, мы собрали уже чуть более тонны продуктов и передали эти продукты 205 нуждающимся семьям.

Павел Давыдов: А как вы их находите? Через благотворительные фонды? Или вам пишут с просьбой о помощи?

Игорь Шатунов: Да, в самом начале мы как раз задались вопрос: как сделать распределение справедливым? И так как у нас не было какой-то наработанной собственной базы, мы решили пойти по пути партнерства. Мы связались с органами социальной защиты населения города Москвы, это государственное учреждение. С одной стороны, мы сотрудничаем с ними и передаем через них продукты. То есть мы просим их собрать у себя в помещении их подопечных и лично в руки каждой семье вручаем наши продуктовые наборы.

И вторая часть – это профильные фонды, подопечными которых являются многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, которые уже зарекомендовали себя, кто существует не первый год. И по такому же принципу – они в своих помещениях собирают своих подопечных, и мы также лично в руки вручаем наш набор.

Павел Давыдов: Игорь, вы говорите, что ваш проект уникален. Насколько я знаю, с 2012 года в России работает "Фонд продовольствия "Русь", который тоже собирает еду и передает нуждающимся. Причем это такой масштабный благотворительный проект. Чем вы отличаетесь от них? И в чем суть нового формата?

Игорь Шатунов: Да, мы действительно о них знаем. Это большой и крупный фонд. Мы отличаемся по форме сбора. И конечно, надо признать, что нам есть к чему стремиться, потому что там цифры действительно очень впечатляющие. Когда мы смотрели их статистику, то там действительно много-много тонн. Ну, это нас тоже вдохновляет и мотивирует.

Павел Давыдов: Ну, лет через десять или пятнадцать, я думаю, вы сможете даже догнать и перегнать. Мне кажется, конкуренция в благотворительной сфере хороша, потому что от этого выигрывают все.

Игорь Шатунов: Вы знаете, может быть, не совсем правильно это назвать конкуренцией, потому что любая благотворительность – это хорошо. Ну, просто, конечно, мы хотели бы развиваться и увеличивать свои масштабы, уходить также в регионы. У нас нет задачи – кого-то там перегнать и так далее. Просто мы видим, что есть примеры людей, которые тоже занимаются нужным и полезным делом. И у них какой-то свой сегмент, у нас свой сегмент.

Павел Давыдов: А вы для себя определили среднестатистического человека, который жертвует еду? Кто он? Даже интересно.

Игорь Шатунов: Ну, в целом – да. По крайней мере, по той экспертизе, которую мы сейчас имеем, мы видим, что в сетях, которые, скажем, такого среднего и выше среднего уровня, жертвуют лучше. Мы увидели такую тенденцию. Мы не представлены прямо в каких-то супердискаунтерах или в магазинах эконом-класса, но тенденцию подобную мы замечали.

Павел Давыдов: А давайте расскажем вот эти шаги, который должен предпринять человек, чтобы он смог стать участником вашего проекта. Я прихожу в большой супермаркет. Что мне нужно сделать, чтобы купить эти продукты? О каких продуктах идет речь? И как не приобрести товар, который имеет, скажем так, короткий срок жизни?

Игорь Шатунов: Принять участие очень легко. Если вы видите бокс в магазине, то вы просто можете купить чуть больше и положить в него свои покупки. Прямо на ящике есть инструкция, где указано, что мы не собираем скоропортящиеся продукты и продукты с условиями специального хранения – то есть, например, заморозка, что-то в этом роде. Соответственно, человек может взять крупу, макароны, может быть, что-то из сладкого и положить в наш ящик. Наши волонтеры проверяют наши точки примерно два раза в неделю – соответственно, там товар не залеживается. Мы забираем и уже передаем нуждающимся.

Второй способ – можно принять участие тоже в наших акциях, например, сейчас. И это хороший, может быть, способ коммуникации. Мы ищем волонтеров. То есть у нас есть команда, но так как наших ящиков становится больше, нам нужны волонтеры, которые помогали бы нам как раз со сбором продуктов.

Павел Давыдов: На сайте Planeta.ru вам удалось собрать 250 тысяч или около того. Скажите, эти деньги пошли на стартап, на запуск проекта или на его развитие в том числе?

Игорь Шатунов: Мы собирали на установку новых ящиков.

Павел Давыдов: И все?

Игорь Шатунов: Мы собирали под Новый год. По большому счету, это была наша главная цель.

Павел Давыдов: А сейчас-то вы за счет чего существуете?

Игорь Шатунов: Во многом это наши личные средства, наши личные усилия. Волонтеры работают бесплатно. Также нам помог Комитет общественных связей города Москвы, мы получили субсидию. И вот в рамках нее мы тоже существуем.

Павел Давыдов: Игорь, скажите, пожалуйста, а этот благотворительный проект "Дари еду" дает возможность рассказать другим людям, что помогать легко, или в первую очередь помогает лично вам найти ответы на вопрос о благотворительности в Большой стране?

Игорь Шатунов: Вообще одна из целей нашего проекта, которую мы тоже в самом начале обозначили, – это в принципе развитие культуры благотворительности в России. Мы показываем, что помогать можно разными способами. И каждый человек, даже заходя в магазин, может сделать какое-то доброе дело, причем совершенно недорого. То есть купить лишнюю упаковку макарон или гречки – это доступно практически для каждого. Поэтому для нас, конечно, это большая самореализация, потому что, наверное, для каждого человека в какой-то момент приходит такое понимание…

Павел Давыдов: "Чем я могу быть полезен обществу". Да?

Игорь Шатунов: Да. И конечно, через проект мы реализуем как раз этот порыв. И конечно, хотели бы показать и остальным, что они также могут принять в этом участие.

Павел Давыдов: Пройдя вот этот нелегкий путь от идеи до реализации проекта, вы для себя смогли определить, какой этап оказался самым сложным?

Игорь Шатунов: Ну, во-первых, конечно, мы еще в начале пути.

Павел Давыдов: Это понятно.

Игорь Шатунов: То есть сложности у нас встречаются, в принципе, на каждом шагу. Наверное, одна из таких основных сейчас в развитии – это переговоры с новыми торговыми центрами и сетями. То есть мы вначале начинаем свой путь с рядовых сотрудников, которые загружены рутинной работой и часто не очень мотивированы на сотрудничество. Поэтому, чтобы дойти до руководства, целый квест, который мы стараемся пройти. А по большому счету нам очень нравится процесс. У нас появляются новые члены команды, какие-то идеи мы достаточно быстро реализовываем. И по мере развития проекта у людей снимается часть вопросов, и они легче идут на контакт.

Павел Давыдов: К слову о развитии проекта. Каким видите будущее?

Игорь Шатунов: Безусловно, мы хотим как можно больше ставить ящиков в Москве. Из интересного? В ближайшее время мы поставим первый ящик в Латвии. Это достаточно интересная история.

Павел Давыдов: Москва и Латвия? Интересно! А где же другие регионы, которые, кстати, тоже нуждаются в вашей помощи?

Игорь Шатунов: Да. Расскажу про Латвию, а потом – как раз о регионах. Это была интересная история. Нам написали также на Facebook представители одного из латвийских городов о том, что у них проблема со сбором еды тоже очень актуальна. Там произошла история, что местный житель нашел зимой на мосту замерзшую старушку. И когда он проводил ее домой, он обнаружил, что она живет в крайней нужде, у нее нет продуктов. И там организовалось волонтерское движение, которое как раз помогает пожилым людям. Но у них тоже начали заканчиваться личные ресурсы. Они начали думать, как автоматизировать этот процесс. Нашли наш проект и предложили запартнериться. Причем это не просто волонтеры, а это и местные газеты, местное телевидение. То есть там сформировалось большое волонтерское сообщество. И вот мы там откроем свой первый филиал. То есть неожиданно, но в ближайшее время мы станем таким международным фондом.

Павел Давыдов: Но тем не менее все-таки нужно расширять географию внутри страны.

Игорь Шатунов: Конечно. И основной наш фокус, безусловно, на России. Если мы найдем партнеров в регионах, мы с большим удовольствием поделимся технологиями, каким-то своим опытом и продолжим. В дальнейшем – да. Но пока вынуждены работать исключительно в Москве.

Павел Давыдов: Игорь, представляя ваш проект, вы написали следующее: не знаете, чем это закончится, но каждый из вашей команды вкладывает в него больше, чем душу; он вкладывает в это всего себя и от этого получает огромное удовольствие. Мне кажется, с таким подходом к благотворительности у этой сферы в нашей стране большое будущее. Спасибо вам большое.

Игорь Шатунов: Спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях был руководитель благотворительного проекта "Дари еду" Игорь Шатунов.

Разговор о благотворительном проекте "Дари еду"