Оксана Бондарь: Замечательно, когда без значительной федеральной поддержки театры малых городов держат публику на творческом энтузиазме

Гости
Оксана Бондарь
координатор Федерального проекта «Театр малых городов»

Ангелина Грохольская: Новые формы, смелая режиссура, яркие актерские работы. В малых городах России реализуется театральный проект. Это не только смотр, который дает возможность показать свои спектакли, но и материальная поддержка провинциальной культуры.

Сегодня у нас в студии – координатор федерального проекта "Театры малых городов" Оксана Бондарь. Оксана, здравствуйте.

Оксана Бондарь: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Спасибо огромное, что вы пришли к нам в студию. Скажите, любите ли вы театр?

Оксана Бондарь: Конечно же, люблю. Да и вообще, вы знаете, у нас в России так любят театр! Наверное, ни в одной другой стране нет такого количества муниципальных, региональных театров. Очень хорошо, что у нас есть такая возможность. У нас есть фестиваль "Театры малых городов", который курирует Евгений Миронов. И вот как раз эти провинциальные театры все объединяются в этом фестивале, показывают свое творчество, мастерство, растут из года в год.

Ангелина Грохольская: И у них же есть даже возможность потом выступить на сцене Театра наций. Мироновский фестиваль я имею в виду. Да? То есть показаться в Москве.

Оксана Бондарь: Конечно же.

Ангелина Грохольская: Не это ли мечта?

Оксана Бондарь: А потом они выходят на фестиваль "Золотая маска" и вместе с нашими столичными театрами тоже являются лауреатами, номинантами разных номинаций. И это замечательно. Это дает возможность им показывать себя, творчески расти.

А теперь еще и наш проект "Театры малых городов", который позволяет муниципальным театрам, которые находятся в городах с численностью до 300 тысяч человек, обновить свой репертуар, пополнить свое материально-техническое оборудование современным освещением, звуковым оборудованием. Это, конечно же, тоже шаг вперед.

Ангелина Грохольская: Оксана, наверное, неслучайно ваш проект родился и появился. Были причины.

Оксана Бондарь: Конечно же.

Ангелина Грохольская: Наверняка делали анализ и изучали, в каком состоянии находятся театры в малых городах.

Оксана Бондарь: Конечно же, состояние их плачевное, потому что в течение 20–30 лет они не испытывали на себе никакой федеральной поддержки – вот выживали как могли. И поэтому, когда они узнали о нашем проекте, они все счастливы были, потому что у кого-то сцена будет поворачиваться, у кого-то появится новая одежда для сцены, у кого-то появится новое звуковое и световое оборудование. Ну и главное, что еще даже появляются и новые люди, которые работают в театрах. Есть примеры, когда приехали новые режиссеры.

Ангелина Грохольская: Ну, расскажите, приведите какой-нибудь пример. Хочется порадоваться же за театралов.

Оксана Бондарь: Совсем недавно я была в городе Советске Калининградской области и смотрела, как там реализуется проект "Театры малых городов". И как раз это тот из театров, куда приехал новый режиссер. Он сначала приехал для того, чтобы ставить одну постановку, но настолько ему там было комфортно и уютно… А здесь еще в рамках проекта планируется поставить четыре новых спектакля, в которых он тоже будет задействован. И конечно же, он остался там, будет там работать и уезжать никуда не собирается.

Что удивило? Вот я была в городе Советске Калининградской области, я была в городе Заречном Пензенской области. Это такие небольшие города, провинциальные города, но так любят люди театр! Театры заполнены на 80%, пустыми залы там не бывают. Несмотря на то, что поддержки раньше не было такой федеральной, значительной, тем не менее на творческом энтузиазме эти театры держали свою публику. И это замечательно.

Ангелина Грохольская: Так на энтузиазме в культуре практически все и держится. Это хорошо, если материально помогают. А так, в общем-то… И всегда же с улыбкой неизменной. В основном театры имеют свои здания в таких городах или базируются где-то, например, во дворцах культуры, во дворцах творчества?

Оксана Бондарь: Есть примеры театров, у которых есть свои здания. Есть примеры – просто там были театры-студии на базе муниципального дома культуры, и зал с небольшим таким количеством зрительных мест, всего 100. Например, новокуйбышевский театр (это Самарская область), театр-студия "Грань" – они победители фестиваля "Театры малых городов". Сейчас они в рамках проекта готовят спектакль, и на этот спектакль уже на три месяца вперед разобраны билеты.

Ангелина Грохольская: Ого! Ничего себе!

Оксана Бондарь: Настолько они популярны в своем городе. Ну, более того – они лауреаты и "Золотой маски" уже, и, как я уже сказала, фестиваля "Театры малых городов". И в рамках проекта у них появилась возможность с поддержкой региональных властей расширить свои возможности. И зал у них станет больше, и зрительных мест станет больше. И это замечательно.

Ангелина Грохольская: В проект может включиться только город? Или если в городе, например, два-три театра, то каждый может подать заявку для участия в проекте?

Оксана Бондарь: Депутаты фракции "Единая Россия" нашли возможность выделения из федерального бюджета 670 миллионов рублей на то, чтобы поддержать муниципальные театры. А дальше уже из заявок было видно, сколько театров у нас таких появится. Кстати, Министерство культуры, они говорили о том, что очень хорошо, что этот проект появился. Появилась возможность промониторить, сколько у нас таких театров и какие проблемы они испытывают. И наше экспертное жюри – это как раз представители Союза театральны деятелей с их руководителем Александром Александровичем Калягиным, с Евгением Мироновым лично.

Ангелина Грохольская: То есть этим профессионалы все-таки занимались, да?

Оксана Бондарь: Да. Мы отбирали заявки, которые к нам поступали. И 149 театров из 56 регионов как раз стали участниками нашего проекта. Планируется к октябрю поставить 414 постановок новых.

У нас созданы общественные советы при театрах, которые участвуют в проекте. Эти общественные советы оказывают всякую поддержку, если, например, испытывают какие-то затруднения в оформлении документов, может быть, в обсуждении репертуара, что именно, какой спектакль показать в ходе проекта. Здесь, конечно же, подключается наш общественный совет.

Ангелина Грохольская: А театры должны консультироваться, как-то согласовывать репертуар, если они участники проекта?

Оксана Бондарь: Ну, в рамках проекта – да.

Ангелина Грохольская: Да?

Оксана Бондарь: Потому что, конечно же…

Ангелина Грохольская: То есть абы что они уже не поставят, экспериментально?

Оксана Бондарь: Запуская этот проект, задача была такой: чтобы были спектакли качественные и востребованные публикой. Вот таких экспериментов, таких вот из ряда вон не должно быть. Должно быть интересно. И что отмечается – очень много классических постановок, рассчитанных для семейного просмотра. Наши театры выбрали классику – Чехова, Гоголя. Много интересных постановок, которые мы увидим.

Ангелина Грохольская: А дал ли повод поговорить вообще о состоянии культуры, о поддержке культуры в провинции вот этот фестиваль?

Оксана Бондарь: Да, очень важный момент. Когда мы запускали этот проект в декабре 2016 года, мы провели на базе Государственной Думы парламентские слушания, где пригласили художественных руководителей театров. И конечно же, мы выслушали очень много проблем, которые существуют: и кадровые проблемы, и проблемы необходимости делать капитальный ремонт в помещениях. Понятно, чтобы все это исправить, нужно очень много денег. Но шаг вперед уже сделан.

И те средства, которые уже выделены на федеральном уровне… А есть примеры, когда еще и регионы своими финансами тоже подключались к нашему проекту. И некоторые театры просто восстанавливаются сейчас из руин. У нас есть в Дагестане театр, который сгорел. И как раз при поддержке нашего проекта, при поддержке региональных властей этот театр восстанавливается. И планируется, что уже тоже в октябре у них будут премьеры.

Ангелина Грохольская: Контроль за расходованием средств – это общественные советы будут осуществлять, про которые вы сказали, на местах?

Оксана Бондарь: Да, конечно. Вот когда мы заседали экспертным советом, отбирали заявки, звучало такое: очень важно, чтобы эти деньги, которые получат в ходе проекта, пошли не на то, чтобы купить музыкальный центр и другую аппаратуру, чтобы ездили на гастроли по свадьбам, проводили – вот тем и закончилась культурная деятельность в ходе проекта.

И чтобы такого не допустить, у нас сформированы общественные советы. Это уважаемые люди. Наш федеральный общественный совет возглавил Лобанов Иван Васильевич, он ректор Института культуры города Москвы. В него вошли представители союзов театральных деятелей. И по такому же подобию у нас сформировались общественные советы и в наших регионах. Это также представители региональных союзов театральных деятелей, это тоже известные деятели культуры, которые держат на своем контроле, насколько своевременно придут деньги в регион, насколько они эффективно будут израсходованы, чтобы не было того, что пришел октябрь, деньги поступили, а ничего не приобрели. Все, конечно же, должно быть…

Ангелина Грохольская: Или наоборот, когда уже практически спектакль готов, все артисты уже ждут, и декорации, а деньги еще не пришли.

Оксана Бондарь: Ну да.

Ангелина Грохольская: Тут как бы с двух сторон.

Оксана Бондарь: Чтобы этот баланс был с максимальным КПД, у нас как раз и работают общественные советы в 56 регионах, где реализуется проект. И конечно же, сейчас поступают заявки: "А вот будет в следующем году проект? А можно подготовить?"

Ангелина Грохольская: Я об этом тоже хотела спросить: а будет ли в следующем году этот проект? И вообще какое будущее у проекта?

Оксана Бондарь: Проект должен иметь свое продолжение. И конечно же, когда мы проанализируем то, как у нас состоялся проект в этом году, по итогам этого анализа будет принято решение о продолжении этого проекта. Надо сказать, что у нас в планах в ноябре… Иван Васильевич, председатель нашего общественного совета, пригласил как раз свой университет на базе университета провести форум, на котором подвести итог проекта, пригласить художественных руководителей, актеров, занятых в нашем проекте, чтобы они имели возможность пообщаться, провести там несколько мастер-классов для того, чтобы они могли расти творчески.

Ангелина Грохольская: Здорово!

Оксана Бондарь: Но важно, что у нас появился новый проект "Театр для детей". Важно, что многие другие вопросы в сфере культуры тоже имеют свое решение.

Ангелина Грохольская: Конечно, да.

Оксана Бондарь: А это и 400 тысяч на детские школы искусств для обновления музыкальных инструментов. Это деньги, которые выделены для того, чтобы приобрести автобусы для местных домов культуры. 270 миллионов уже в этом году выделено для того, чтобы поддержать межрегиональную гастрольную деятельность. В Калининграде я встречалась с труппой актеров, и они мне говорили: "Ну, хорошо, вы нас сейчас поддерживаете. Вот у нас появились новые спектакли. А как бы нам на гастроли выезжать? Это же тоже нужны дополнительные средства". И вот такие предложения тоже услышаны и имеют свое решение.

Поэтому мы уверены, что наше театральное творчество будет еще больше развиваться, у нас появится еще больше ярких и талантливых актеров, а наша публика будет иметь возможность знакомиться с искусством даже в самых удаленных городах нашей России.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Вас я благодарю от всей души – и за беседу, и, конечно, за проект. Ну и присоединяюсь к вашим пожеланиям.

Сегодня у нас в студии была координатор проекта "Театры малых городов" Оксана Бондарь.