Мария Морозова: Важно, чтобы жители сельской местности не были оторваны от цивилизации и от возможности полноценно себя реализовать

Гости
Мария Морозова
генеральный директор «Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко»

Ангелина Грохольская: Есть ли жизнь в российской глубинке? Показать, что она не просто есть, но и очень разнообразна, взялись Елена и Геннадий Тимченко. Их семейный фонд в 2014 году организовал Всероссийский конкурс проектов для малых городов и сел – "Культурная мозаика". Его философия – поддержка инициатив провинции и людей, которые хотят, чтобы их жизнь была наполнена подлинной культурой, при этом, как правило, не имеют на это средств.

С чем приходится сталкиваться на пути поддержки развития сельских территорий, о туристических трендах и культурном богатстве нашей страны мы поговорим с генеральным директором "Фонда Елены и Геннадия Тимченко" Марией Морозовой. Мария, здравствуйте.

Мария Морозова: Здравствуйте.

А.Г.: Очень рады видеть вас в нашей студии.

М.М.: Я тоже. Спасибо.

А.Г.: И сегодня мы продолжаем знакомить наших телезрителей с фондами, которые мы выбираем. Это наша традиционная рубрика, которая идет по средам. "Фонд Елены и Геннадия Тимченко" является очень известным в нашей стране, очень крупным, который делает очень много проектов. И я надеюсь, что вы нам сегодня подробнее об этом расскажете. Сколько лет существует фонд?

М.М.: Страшно сказать, вот уже наступает декабрь 2016 год – нам исполняется 6 лет. Но мы считаем себя еще молодыми.

А.Г.: Молодыми, но за это время уже столько сделано. Сейчас мы начнем разговаривать, и это станет понятно. Но я хочу сейчас процитировать Елену Тимченко: "Мы верим, что, независимо от возраста и социального положения, каждый человек имеет право на интересную, полноценную и яркую жизнь. И, привлекая профессионалов, мы стараемся лучше понять, как этого добиться". Мария, расскажите, пожалуйста, как это выражается в работе фонда.

М.М.: Задача профессиональной команды семейного благотворительного фонда как раз в том и состоит, чтобы понять, и не только понять, но и почувствовать гуманитарные ценности семьи, конкретных людей, которые ее составляют, и превратить это в конкретные результаты и в конкретные программы.

На самом деле Елена Петровна в приведенной цитате как раз говорила о том, что, наверное, важно для всех нас, живущих в России сегодня. Как нам сделать так, чтобы ценность жизни каждого человека была важна для общества, чтобы не было такого разрыва между наиболее состоятельными людьми и самыми бедными гражданами, чтобы пожилые люди и инвалиды не чувствовали себя изгоями, чтобы жители сельской местности, малых городов не были оторваны от цивилизации и просто от возможности полноценно себя реализовать.

Наша уникальность заключается в том, что мы реально отражаем гуманитарные ценности и видение не одного человека, а именно нескольких членов семьи.

И это, наверное, то главное, что лежит в основе нашей деятельности, – отражение этой ценности семьи, причем не только одного человека, но и всех членов семьи, и даже нескольких поколений, в том, что в центре всех наших программ стоит человек. И программы мы создаем не только для людей, но в первую очередь мы опираемся на тот человеческий лидерский потенциал, на ту гражданскую активность, которая, безусловно, является главным залогом того, что программы будут успешны.

А.Г.: Расскажите о направлениях, которыми занимается фонд.

М.М.: Поскольку, как я уже сказала, наша уникальность заключается в том, что мы реально отражаем гуманитарные ценности и видение не одного человека, а именно нескольких членов семьи, поэтому в нашем фонде постепенно сформировались четыре стратегические программы. Это "Поддержка старшего поколения". Это программа "Семья и дети", которая в первую очередь направлена на решение проблем, связанных с социальным сиротством. Это программа "Спорт", и в первую очередь это развитие детского непрофессионального спорта в России, включая паралимпийский (хоккей, например). И это та самая программа "Культура", на которую вы уже сослались.

А.Г.: Сейчас мы видим как раз Геннадия и Елену Тимченко. Это учредители и создатели фонда.

М.М.: Да. И я должна сказать, что только спустя три года деятельности нашего фонда они приняли решение дать фонду свои имена. Это подчеркивает их готовность взять ответственность за нашу работу. А для нас это, конечно, накладывает очень серьезные обязательства.

А.Г.: А сейчас мы видим как раз иллюстрацию одного из направлений. Это детский непрофессиональный спорт, вы об этом сказали.

М.М.: Да, это фотографии из нашего фотобанка. Это следж-хоккей. Это паралимпийский вид хоккея для людей с ограниченными возможностями. И мы занимаемся не только взрослым, но и детским следж-хоккеем, в первую очередь. Была создана детская следж-хоккейная команда. Она единственная в России и даже единственная, к сожалению, в Европе, поэтому нашим детям пока не с кем играть. А это программа "Культура" и именно проекты, которые связаны с "Культурной мозаикой малых городов и сел".

А.Г.: Мы сегодня на направлении "Культура" остановимся подробнее, потому что и в нашу студию приходили участники и победители конкурса "Культурная мозаика". Вы сегодня принесли сборники. Я знаю, что они созданы по итогам 2014 и 2015 годов, когда именно конкурс проводился.

М.М.: Да, совершенно верно.

А.Г.: Мария расскажите подробнее об этом всероссийском конкурсе. Он уникален. Мне кажется, подобных нет, когда гранты и поддержку получают проекты маленьких-маленьких сел, о которых многие, возможно, вообще даже в жизни не слышали. Как вы их находите? Как они находят вас? И что это за проекты, что с ними происходит потом?

М.М.: Да, действительно, это была очень амбициозная идея. В конце 2013 года мы начали это обсуждать, и в начале 2014 года мы объявили этот конкурс. Наверное, амбициозность была как в том, о чем вы сейчас только что сказали (то есть добраться до нашей российской глубинки, до малых населенных пунктов), а также в том, что конкурс с самого начала был всероссийский. На самом деле у нас есть маленький секрет. Дело в том, что мы привлекаем сильных партнеров в регионах, которые становятся теми проводниками идеологии, ценностей и тех механизмов, которые мы предлагаем, уже на своих территориях.

А.Г.: Кто эти партнеры? Кто они?

М.М.: К сожалению, в России пока не так много подобного рода организаций. Я сейчас говорю о формате, который в целом можно назвать "фонды местных сообществ", "фонды развития местных сообществ", "ресурсные центры". Они могут иметь на самом деле разные названия, но их смысл в том, что они консолидируют различные группы, сообщества на своих малых территориях, в своих регионах, и уже на основании этого консенсуса распределяют ресурсы на поддержку и реализацию действительно значимых проектов и программ. В первую очередь - социальной направленности, которые действительно осознанно разделяемы всеми участниками, всеми заинтересованными сторонами. Это и власть, и бизнес, и некоммерческий сектор, и гражданское общество в целом.

А.Г.: Мария, то есть ставка на общество в первую очередь, на общественные некоммерческие организации. Я правильно понимаю?

М.М.: Да, ставка на некий консолидатор, который может объединить интересы этого сообщества.

А.Г.: А почему не на те же департаменты культуры, например, которые, в общем-то, в первую очередь должны за это отвечать, как мне кажется? Или это эффективнее?

М.М.: Я просто хочу подчеркнуть, что конкурс "Культурная мозаика малых городов и сел" проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. И, конечно, уважаемые представители региональных департаментов культуры являются нашими очень важными и ценными партнерами. Кстати, я хочу особую благодарность выразить Владимиру Ильичу Толстому, советнику президента по культуре, который с самого начала поверил и поддержал наш такой достаточно амбициозный проект и согласился возглавить жюри. А сама идея конкурса была как раз Ксении Франк – это дочь наших учредителей, а также по совместительству председатель наблюдательного совета нашего фонда.

Поэтому, конечно, я и говорю о том, что все группы заинтересованных сторон объединяются вокруг этого проекта. Но именно некий региональный оператор, ресурсный центр готов взять на себя именно такую объединяющую роль, чтобы и слово власти, и мнение бизнеса, и возможности СМИ, и инициативы, потребности гражданского общества были учтены.

А.Г.: "Фонды, которые мы выбираем". Продолжит ли древние традиции "Культурная мозаика"? О талантливых проектах и о Всероссийском конкурсе для малых городов и сел "Культурная мозаика" рассказывает генеральный директор "Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко" Мария Морозова.

Мария, какие-то проекты вам лично запомнились, может быть, своей исключительностью, своей индивидуальностью?

М.М.: На самом деле как раз идея конкурса 2014 года заключалась в том, чтобы не ставить жестких рамок, не обозначать каких-то жестких номинаций. Это была некая разведка боем, то есть мы хотели просто посмотреть, а что же на самом деле волнует людей…

А.Г.: И что происходит в глубинке.

М.М.: И кто те самые люди, которые готовы участвовать в таких конкурсах, писать заявки, реализовывать эти проекты, кто стоит за ними, какого типа проекты мы получим. Поэтому так или иначе… Там были, конечно, некие номинации, но они на самом деле предполагали достаточно широкий спектр возможных заявок.

И, наверное, очень условно можно разделить те проекты, которые мы получали, на непосредственно культурные проекты, связанные с некой культурой для местного сообщества, возрождением традиций, ремесел и промыслов – именно каких-то традиционных для этой местности, включая, кстати сказать, очень интересные гастрономические проекты, которые у нас были. Например, Музей русского десерта в Звенигороде не только интересен, но и очень вкусен, страшно сказать. И еще один тип проектов – это некое освоение территории, ландшафта, то есть понимание, культурное переосмысление того пространства, где собственно эти люди живут.

Мы всегда думаем о том, что будет после того, как проект закончится. Поэтому очень важная составляющая всех наших программ – образовательная, развивающая, которая иногда бывает даже важнее, чем финансовая.

Если говорить о примерах, которые не только понравились, не только убедили, но и продолжают убеждать, потому что мы знаем, что они с нашей и не только с нашей теперь уже помощью развиваются успешно. Это проект, который на самом деле выходит даже сейчас на уже экономическую эффективность, – это усадьба в Подвязье, которая возродила изначально просто некий интерьер и особенности усадьбы начала XIX века, которая там реально существовала, чтобы познакомить местных жителей и туристов с традициями коневодства, животноводства. Его эффекты оказались очень разнообразными и очень усилили друг друга. То есть это и рабочие места для местных жителей. Это и продукты. Это и включение в туристические маршруты. Это, безусловно, и привлечение внимания к истории своей малой родины для детей, которые начинают гордиться, которые начинают интересоваться вообще, а что же было до них. И, наверное, интерес к своей малой родине – это один из важнейших эффектов у молодежи, которого мы с помощью нашего конкурса пытаемся добиться.

В принципе, для нас самое главное, наверное, если мы говорим об эффективности, – это то, что проект может работать без нас. Мы всегда думаем о том, что будет после того, как мы уйдем, проект закончится, наша поддержка закончится. Поэтому, наверное, очень важная составляющая всех наших программ без исключения, и не только в рамках "Культурной мозаики", – это та образовательная составляющая, развивающая составляющая, которая иногда бывает даже важнее, чем финансовая.

А.Г.: Кстати, об образовательной составляющей. Я хочу сейчас посмотреть буклет, а вы мне расскажите, пожалуйста. Насколько я понимаю, в 2016 году "Культурная мозаика" немножко трансформировалась именно в образовательный проект, да? Получились уже такие новые направления.

М.М.: На самом деле образовательные элементы были в "Культурной мозаике" с самого начала, но уже такой структурированный раздел, который называется "Конкурс стажировок", появился начиная с 2015 года. Это групповые стажировки, которые предполагают не только экспертное сопровождение, не только какие-то семинары или мастер-классы, но – что, наверное, очень важно – непосредственные стажировки на базе, на площадках тех уже успешных и известных в России центров, которые в этой же сфере уже добились серьезных успехов. И судя по той обратной связи, которую мы получаем…

А.Г.: Они успешны и востребованы.

М.М.: Это востребовано. То есть нас благодарят в первую очередь за это, а не за те финансовые ресурсы, которые были получены.

А.Г.: Я сейчас открыла буклет, и первая страница, очень символично – "Город солнечных зайчиков". Безумно позитивно!

М.М.: Да. И, кстати, это один из тоже моих любимых проектов. Они никогда не смогут стать экономически успешными, но они делают не менее важное для этого сообщества дело – они решают социальные проблемы. Целевая аудитория, целевые группы, с которыми работают авторы этого проекта, – это приемные семьи, это семьи, в которых есть дети с особыми потребностями. И именно через культуру, через какие-то мероприятия, совместные действия идет эта совершенно бесценная работа, которая очень важна для этого сообщества.

А.Г.: Мария, в начале нашей беседы я задала такой вопрос: есть ли жизнь в российской глубинке? Вот ваш ответ? И какая она?

М.М.: Жизнь есть. И, конечно, нам важно ее замечать и понимать, что собственно это и есть наша страна, это и есть наша Россия. Потому что это не какая-то небольшая категория людей, а у нас где-то порядка 26% жителей России живут именно в сельской местности. Там есть жизнь, там есть прекрасные люди, встречи с которыми каждый раз добавляют сил и веру в наше будущее. Мне кажется, очень важно научиться их видеть, видеть в этом ресурс развития страны. И мне кажется, что сейчас наше общество и наше государство поворачиваются лицом к нашим малым территориям. Это прекрасно. Мы это видим и всячески готовы, не заменяя, дополнять эти усилия.

А.Г.: Спасибо вам огромное за вашу работу и за то, что пришли сегодня к нам в студию "Большой страны" и рассказали о фонде.

М.М.: Спасибо.

А.Г.: Дмитрий Лихачев говорил: "Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, – библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику, – если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы безусловно будем занимать ведущее место на Севере Европы и Азии". О людях, которые поддерживают и сохраняют наше культурное богатство, мы говорили с генеральным директором "Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко" Марией Морозовой.