Наталья Данилина: Посетить заповедники можно только по специальному разрешению, но у волонтеров особые возможности

Ангелина Грохольская: Заповедники Большой страны ждут добровольных помощников. Объявлен старт на весенне-летний сезон. Эковолонтерство – это прекрасная возможность не только сделать полезное и важное дело, но и посмотреть нашу страну, побывать в уникальных заповедных местах. Куда отправиться за впечатлениями – узнаем у нашей гостьи, директора экоцентра "Заповедники" Натальи Данилиной. Наталья Романовна, здравствуйте.

Наталья Данилина: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Очень приятно вас снова видеть в нашей студии. Я хочу напомнить нашим телезрителям, что Наталья Данилина в декабре прошлого года, можно сказать, символически открывала Год экологии в нашей студии, в "Большой стране". Мы презентовали тогда рубрику "Природный инстинкт". И вот очень символично. Сегодня мы продолжаем эту тему, будем говорить об эковолонтерстве.

Наталья Данилина: Тема мне очень приятная, потому что моя организация причастна к тому, что это волонтерство на особо охраняемых природных территориях – то есть заповедниках, парках национальных и природных – стало развиваться в нашей стране.

Ангелина Грохольская: Можно сказать, что вы этому причина, скажем так.

Наталья Данилина: Ну, мы очень причастны, причастны.

Ангелина Грохольская: Причастны. Уже 20 лет ведь "Заповедникам" в прошлом году исполнилось, да?

Наталья Данилина: Вы абсолютно правы, экоцентру "Заповедники" в прошлом году 20 лет исполнилось. В этом году мы совершеннолетние уже по всем параметрам – нам 21 год.

Ангелина Грохольская: Вам все можно.

Наталья Данилина: Можно все, тем более заниматься волонтерством. С 2001 года в заповедниках и парках начало потихоньку развиваться волонтерство. И начали мы с того, что делали волонтерские лагеря, то есть когда собирали молодежь, причем молодежь российскую, молодежь из иных стран, тех, которые уже имеют опыт такого волонтерства, и проводили волонтерские лагеря, помогая отдельным заповедникам и национальным паркам.

И одновременно как-то отрабатывали саму методику: как взаимодействовать, как организовать, как сделать так, чтобы заповеднику было полезно и чтобы было полезно и приятно волонтеру. Потому что волонтер ведь едет, конечно, внести какой-то полезный вклад в охрану природы, в сохранение живой природы, но он же хочет получить какие-то положительные эмоции еще.

Ангелина Грохольская: Что-то для себя еще.

Наталья Данилина: И узнать для себя. Ну, люди едут, конечно, всегда за впечатлением. И это их ожидание нужно удовлетворять.

Ангелина Грохольская: Мы сегодня нашу тему назвали "В зоне доступа". С одной стороны, заповедники – это закрытая зона. И долгое время считалось, что не попасть туда стороннему человеку, что все-таки это особо охраняемые территории, заповедные территории. В то же время у некоторых людей, у волонтеров, у нас с вами, возможно, такой доступ в эти территории есть. Вот как его получить? Всем ли это возможно сделать?

Наталья Данилина: Во-первых, посетить заповедники для того, чтобы познакомиться с ними, можно по специальному разрешению, то есть получить разрешение. Администрация строго лимитирует возможное посещение.

Что касается волонтеров, то у них, конечно, особые возможности, потому что они становятся как бы на период своей волонтерской работы коллегами специалистов, которые работают на охраняемой территории. И у них есть возможность быть сопричастным охране природы, сопричастным всей этой деятельности заповедных территорий и, конечно, увидеть, может быть, самые удивительные места.

Например, в летний период Кроноцкий государственный заповедник на Камчатке приглашает волонтеров для различной работы. Те, кому интересно, они могут зайти на сайт Кроноцкого заповедника – и узнают, какая помощь нужна, чтобы, так сказать, соизмерить со своими возможностями, талантами, силой физической наконец. И тогда, если, например, человек едет помочь сделать тропу или наладить какую-то работу в Долине гейзеров, например, то у него есть шанс туда попасть. Туда заезжают и туристы в ограниченном количестве, но это безумно дорогое удовольствие. А здесь, если человек действительно способен помочь и сделать хорошую работу заповеднику, он может пройти определенный конкурс, потому что в такое место отбирают.

Ангелина Грохольская: Не всех берут.

Наталья Данилина: Отбирают людей, которые действительно нужны, которые могут помочь. И тогда такая уникальная возможность появляется.

Ангелина Грохольская: Какие навыки могут пригодиться в заповедниках?

Наталья Данилина: Здесь, наверное, самые разные. Например, нужно помочь окрасить кордон, здание на кордоне. То есть возить кисточкой – это еще Томас Сойер мог привлечь не очень образованных людей в помощь. Но тем не менее это нужная работа.

Ангелина Грохольская: Конечно. Или убрать мусор, да? Наверное, вот такое.

Наталья Данилина: Да, убрать мусор тоже. Может быть, это не самая интересная работа. А вот принять участие в строительстве, например, тропы, когда нужно тоже иметь элементарные навыки, понимая, что не надо стучать по пальцу, а надо стучать по гвоздю.

Вот в таком случае люди проходят маленькое обучение, и могут помогать в меру сил в такой работе. Главное – соблюдать те правила посещения, которые установлены на охраняемой территории. Куда можно уходить, а куда нельзя ходить. Как себя вести при встрече со зверем, насколько аккуратно надо себя вести. Не шуметь. Конечно, не мусорить. И так далее.

Ангелина Грохольская: С волонтерами, наверное, проводятся какие-то тренинги, занятия сначала?

Наталья Данилина: Обязательно.

Ангелина Грохольская: Обучение?

Наталья Данилина: В ряде случаев обучение. Если это какая-то квалифицированная работа, нужно навыки отработать, то, конечно, с ними поработают люди из заповедников. Или просто проводят инструктаж о том, как надо действовать. Иногда бывает такая почти профессиональная работа. Например, Тигирекский заповедник в Алтайском крае этим летом приглашает людей принять участие в учете насекомых, в проведении исследований.

Ангелина Грохольская: Ой, как интересно! Расскажите. Как это?

Наталья Данилина: Там, конечно, специалисты обучают, каким образом установить в нужных местах на площадках баночки, куда заманиваются насекомые. Потом этих насекомых вместе со специалистами отсортировывают, определяют, кто же там водится.

Или, например, Нижне-Свирский заповедник (это Ленинградская область, Ладожское озеро), они приглашают людей принять участие в кольцевании птиц. То есть у них станция орнитологическая большая. Это места пролета множества птиц. И птиц ловят специальными, очень гуманными способами и метят – на лапочке закрепляют гнездо с номером, с тем чтобы изучать миграцию, перелеты птиц.

Ангелина Грохольская: Это ведь возможность еще и специальность какую-то, ну, не получить, но хотя бы познакомиться с профессией, со специальностью и, возможно, потом свой профессиональный путь уже определить.

Наталья Данилина: Конечно, конечно. Это, наверное, особенно близко студентам, потому что там все-таки не детей приглашают, а уже взрослых, то есть чтобы люди были совершеннолетние.

Ангелина Грохольская: А с какого возраста, кстати сказать?

Наталья Данилина: Чаще всего все-таки, чтобы это были взрослые самостоятельные люди после 18, когда человек уже отвечает сам за себя.

Совсем недавно объявил летний такой набор волонтеров Кенозерский национальный парк в Архангельске. Это такое историческое место. И там будет работать археологическая экспедиция. То есть могут люди записаться, пройти этот отбор и стать помощником археологов, поработать на этой удивительной территории.

Ангелина Грохольская: Что нужно сделать, если возникнет желание поработать в каком-то заповеднике? Куда нужно в первую очередь? И есть ли какой-то общий реестр, допустим, может быть, на вашем сайте, чтобы выбрать заповедник и выбрать занятие по душе?

Наталья Данилина: Реестра пока такого не создано. Я думаю, что за этим будущее, будем делать мы. Может быть, кто-то нас опередит и сделает это. В принципе, есть группа волонтерская во "ВКонтакте", там есть определенный выбор. А можно, если конкретная территория интересует, просто выйти на сайт через интернет, через любой поисковик. И через сайт можно записаться, сообщить о себе. Там зададут вопросы, заполните определенную анкету. Ну и дальше – готовиться.

Ангелина Грохольская: А вообще, как правило, желающих много?

Наталья Данилина: По-разному. В разные места по-разному, но с каждым годом все больше и больше.

Ангелина Грохольская: Да? То есть популярнее становится эковолонтерство?

Наталья Данилина: Потому что становится интересно, люди про это узнают. Мы начинали в 2001 году, и это было для нас диковина, экзотика. И даже больше приезжало иностранцев, чем россиян. Сейчас, конечно, наши подтянули – и молодежь, и не только молодежь, потому что нижнего предела нет.

Ангелина Грохольская: Нет предела, да?

Наталья Данилина: Нет. Главное – чувствовать себя крепким и здоровым. Кстати, можно предложить свои возможности, например, по переводу текстов, потому что иногда требуется подобный работник.

Ангелина Грохольская: Я знаю, в какой-то заповедник, по-моему, дизайнеры даже требовались, чтобы что-то оформить.

Наталья Данилина: Да. То есть это тоже можно, уже не групповым, в какую-то команду вписаться, а просто индивидуально в качестве волонтера сделать такую работу и тоже иметь возможность познакомиться с территорией.

Ангелина Грохольская: Волонтерский центр "Бурундук" существует сейчас, работает?

Наталья Данилина: Да. Это наша программа экоцентра "Заповедники", она с 2001 года есть.

Ангелина Грохольская: Это же как раз те международные лагеря, о которых вы в начале программы говорили?

Наталья Данилина: Это международные лагеря, да. И они продолжаются. Просто поначалу мы были больше нужны для того, чтобы собрать волонтеров, организовать, провести тренинг для специалистов охраняемой территории, как работать с волонтером.

Ангелина Грохольская: Потому что ведь и специалистов таких не было тогда, да.

Наталья Данилина: Конечно. Как построить программу, чтобы было взаимное удовлетворение. Сейчас мы уже в меньшей степени этим занимаемся, но тем не менее мы проводим периодически тренинги для кемп-лидеров. Если проводят парки лагеря, то тот человек, который организует, он тоже обладает навыками. И потом нужно грамотно показать свою территорию, познакомить людей с ее ценностями, чтобы они уехали с полным ощущением, какому замечательному делу они служили.

Я иногда говорю, что наши волонтеры – это, знаете, как пчелы-разведчики. Вот они же самые активные люди. Они полетели в разные места, они изучили. И затем они рассказывают о том, как же это здорово. И поскольку волонтер, как правило, активный человек, граждански активный человек, то у него и большое окружение, и социальные сети, и общение. В общем-то, это те, кто наши союзники для того, чтобы завоевать поддержку заповедных территорий.

Ангелина Грохольская: Пусть вашей улей (назовем это так) становится больше! Спасибо вам огромное.

Наталья Данилина: Спасибо.

Ангелина Грохольская: В студии "Большой страны" была директор экоцентра "Заповедники" Наталья Данилина. Ну а далее в "Цифровом формате" Павел Давыдов расскажет о самых популярных природных зонах России.

Активисты-экологи благоустраивают особо охраняемые территории