Наталья Епихина: нужно позволять мужчине себя защитить

Гости
Наталья Епихина
уполномоченный по правам человека в Рязанской области

Ангелина Грохольская: С Международным женским днем ассоциируется два имени – Клара Цеткин и Роза Люксембург. Благодаря этому дуэту у нас сегодня есть праздник и равноправие полов. Нашу героиню Наталью Епихину вряд ли можно назвать последовательницей революционерок, хотя она тоже отстаивает права. Наталья – Уполномоченный по правам человека в Рязанской области. А бороться она начала после рождения сына. Диагноз ДЦП, поставленный мальчику, заставил посмотреть на мир по-другому. Успешный программист, сменила профессию, получила второе высшее и создала благотворительный фонд помощи детям-инвалидам. А потом стала помогать всем, кто в этом нуждается, и в 2016-м избрана омбудсменом в Рязанской области.

Сегодня Наталья у вас в студии. Наташа, благодарю вас, что вы приехали, поздравляю вас с самым весенним праздником.

Наталья Епихина: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Примите от меня эти цветы, от всего сердца. Спасибо вам большое.

Наталья Епихина: Спасибо, я вас тоже поздравляю. Общий праздник.

Ангелина Грохольская: Это точно. Наталья, ну вот когда мать защищает своего ребенка – это естественно. А в какой момент вы поняли, что у вас есть силы, у вас есть возможности, и, наверное, вы даже должны помогать и защищать тех, кто в этом нуждается? Даже чужих людей?

Наталья Епихина: Ну конечно, с рождением сына мне пришлось очень много добиваться для него, много пережить, много времени провести в больницах, видеть все изнутри. И когда вопрос столкнулся, например, с инвалидной коляской, что пора уже приобретать именно такую коляску, я столкнулась с тем, что нам дали, например, органы соцзащиты – ну, это были 90-е года – дали коляску, на которой ни сидеть, ни лежать, ни свернуться калачиком никак невозможно было. И я начала добиваться, сначала с региональным Министерством соцзащиты, потом с федеральным. И в итоге я добилась того, что мне дали то, что мне положено. Сама изучала разные методики лечения, методики реабилитации, и вот впоследствии еще один вуз закончила по дефектологии, ну это как раз для своей семьи.

И я почувствовала в себе силы, наверное, будучи беременной вторым ребенком, что у меня есть силы, знания, я смогу помогать другим. Ну и, конечно, мой муж меня поддержал в этом, мне помог открыть благотворительный фонд. Но когда он уже открылся, вы знаете, наверное, единственное, во всех своих работах я могу сравнить с таким горным потоком, который закрутил, и только успевала отталкиваться от берегов.

Ангелина Грохольская: А никогда не было момента сказать себе: "Все, хватит. Вот у меня есть семья, есть сын, есть муж, есть дочь. Ну не нужны мне чужие проблемы, у меня своих хватает".

Наталья Епихина: Были такие моменты. И в благотворительности, наверное, в социальной помощи часто опускаются руки, когда сталкиваешься с определенными трудностями, с неблагодарностью, с какими-то такими тяжелыми, большими препятствиями. Но вы знаете, тут всегда семья. И опять же муж, который все время говорил: "Ну как? Ты столько всего сделала, столько людей в тебя поверило. Ты уже столько программ реализовала, и многие ждут продолжения. И ты это все бросишь? Нет, нельзя бросать, нужно продолжать".

Ангелина Грохольская: И вы продолжили. В 2016 году вы избраны омбудсменом, Уполномоченным по правам человека в Рязанской области. Вот что эта должность, с чем вы в первую очередь столкнулись, может быть, когда заняли этот пост?

Наталья Епихина: Ну, что эта должность? Наверное, эта должность воплотила все мои предыдущие работы. Да, она их объединила. Я занималась семьями, детьми с инвалидностью. Работала девять лет с пожилыми людьми. Общественная работа, общественные организации. Опять же защита прав. И тут эта должность уполномоченного объединила все.

Ангелина Грохольская: А много возможностей вообще имеет омбудсмен? Вот выслушать, где-то разобрать – а что потом, как? Вот конкретная ситуация, допустим, существует – что вы можете? Как вы можете на деле помочь?

Наталья Епихина: Ну, достаточно много компетенций, много возможностей у уполномоченных. Вот например, совсем недавно две женщины, бабушка и внучка, внучке 34 года, но выглядит она как 14-летний подросток. В свое время бабушка забрала ее из детского дома, где ее оставила жена ее сына, потому что девочка родилась нездоровой, и она ее воспитывала все время. И в принципе бабушка пережила в своей жизни очень много – и суицид сына пережила, и много разных мытарств по разным квартирам, и в итоге они пришли… То есть у бабушки уже стало не совсем все нормально с психическим здоровьем, 28 февраля ей будет 80 лет, девочке – 34. И я к ним сходила домой, посмотрела состояние, как они живут. Квартира у нее, сказать – камня на камне нет. Я спросила, что они едят, посмотрела – соль, сахар и что-то на дне кастрюльки. Ни ложек, ни вилок, ни белья, и все забаррикадировано. Как поступить, что сделать?

Я собрала рабочую группу, и здесь очень хорошо у нас выстроены взаимоотношения со всеми министерствами и ведомствами, то есть по первому в принципе моему обращению все собрались – министр соцзащиты, министр здравоохранения, и мы сообща решили, как дальше действовать. Мы решили, что разлучать ни в коем случае их нельзя, потому что у них очень тесная связь, и в принципе разорвать их – это смерти подобно для каждой из них. Мы решили, что, наверное, самый лучший выход будет – это присмотр за ними где-то в социальном учреждении, в доме-интернате. Благодаря Министерству здравоохранения оформили все документы, поместили сначала в больницу, оформили все документы в дом-интернат, и вот сейчас они в доме-интернате, где замечательный директор. Тоже выбирали, тоже была просьба, чтобы их разместили именно вместе, в одной комнате.

Ангелина Грохольская: Это очень важно.

Наталья Епихина: Потому что по возрасту они совершенно разные, и вот это очень важно. Вот такой есть пример работы.

Ангелина Грохольская: Это очень показательный пример. Кто к вам чаще приходит, женщины или мужчины?

Наталья Епихина: Конечно, женщины.

Ангелина Грохольская: С какими проблемами приходят к вам женщины?

Наталья Епихина: Вы знаете, с совершенно разными, начиная от ЖКХ, заканчивая, наверное, местами принудительного содержания. Когда родственник, муж попадает в исправительную колонию, кто защищает его права, кто бьется во все двери? Конечно, жена, конечно, мать – женщины в основном. Кто платит у нас за коммунальные услуги, кто заботится о том, чтобы в доме все было – конечно, женщина. Кто заботится о детях – женщина?

Ангелина Грохольская: Где мужчины, хочу спросить.

Наталья Епихина: Мужчины – добытчик.

Ангелина Грохольская: Мужчины работают, да?

Наталья Епихина: Мужчины работают.

Ангелина Грохольская: Вы знаете, слышала такое выражение, что сейчас выросло поколение незащищенных женщин. Ну вот в культуре, в том числе и нашего народа, и вообще многих народов, всегда было как – что женщина всегда находится под защитой отца, брата, мужа. А потом в какой-то момент мы стали слишком свободные, слишком боролись за равные права, самостоятельные. И пришли к тому, что мужчины в общем нас, может быть, и хотели бы защищать, но иногда мы не даем, чтобы нас кто-то защищал, и они даже немножко так отстраняются. Вот согласны ли вы с этим? И хорошо это или нехорошо, наша такая, может быть, гиперсамостоятельность, к чему это приводит?

Наталья Епихина: Ну, я не могу сказать, хорошо это или не хорошо. Я скажу, что, наверное, это против природы, наверное, не совсем правильно. Женщина должна себя чувствовать слабой, должна чувствовать силу мужчины, эту каменную стену, о которой все мечтают. И нужно позволять мужчине себя защитить.

Ангелина Грохольская: Вы позволяете своим мужчинам, которые вас окружают, защищать себя?

Наталья Епихина: Я стараюсь.

Ангелина Грохольская: Или как уполномоченный, просто не имеете права на это?

Наталья Епихина: Нет, почему, я стараюсь. Когда прихожу домой, стараюсь, конечно, работу оставлять за порогом. Не всегда это получается, и семья моя всегда интересуется моей работой. Они всегда меня поддерживают, и на самом деле без их поддержки я бы ничего не смогла.

Ангелина Грохольская: Наталья, я вам сейчас знаете что хочу пожелать? Чтобы у вас было поменьше работы.

Наталья Епихина: Замечательно. Соответственно, значит, будет меньше нарушенных прав.

Ангелина Грохольская: Чтобы меньше нарушенных прав было, конечно. Я к этому и веду. А у вас чтобы было больше времени проводить с вашей замечательной семьей и заниматься любимыми делами. Я от всей души вас поздравляю с 8 марта наступающим. Если у вас есть несколько теплых слов для наших телезрительниц, а может быть, телезрителей, мы с удовольствием.

Наталья Епихина: Конечно, я в первую очередь хочу поздравить вас с наступающим 8 марта, всех наших телезрительниц. Я хочу пожелать, чтобы никогда права ваши не нарушались, вообще-то пожелать вам весны в душе, счастья, здоровья, чтобы ваши родные всегда были с вами рядом и всегда вас поддерживали. Мира и добра.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное.

Наталья Епихина: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Сегодня у нас в гостях была Наталья Епихина, Уполномоченный по правам человека в Рязанской области. Мы продолжим через несколько минут, не переключайтесь.