Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Евгений Григорьев: Неигровое кино позволяет нам осознать время, в котором мы живем, и размышлять о будущем

15:38, 28 декабря 2016

Ангелина Грохольская: Сегодня кинематографисты всего мира отмечают профессиональный праздник – 121 год назад в этот день братья Люмьер в Париже устроили первый платный показ фильма. Было несколько лент, но самая знаменитая – это "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" – 50 секунд, которые ошеломили публику. Есть легенда, что зрители, увидев, как на них с экрана мчится железная махина, в панике бросились на улицу! Некоторые источники, правда, утверждают, что знаменитый поезд не показывали на первом киносеансе. Не будем утверждать, но факт – кино сыграло важную роль в нашей жизни.

Сегодня поговорим о кино современном. Этот год стал для российских кинематографистов знаковым: вышло 136 картин, рекордные сборы, обновился "Ленфильм", у "Союзмультфильма" будет новый дом. А сегодня у нас в студии – вице-президент по работе с регионами Гильдии неигрового кино, режиссер и сценарист Евгений Григорьев. Евгений, здравствуйте.

Евгений Григорьев: Здравствуйте.

А.Г.: Ну, во-первых, с праздником профессиональным!

Е.Г.: И вас тоже. Спасибо.

А.Г.: Спасибо. Начнем с кино все-таки. У всех на слуху премьеры 2016 года художественных фильмов: "Экипаж", "Ледокол", "Дуэлянт", другие картины. Все это – фильмы художественные. Ни одного документального, ни одного авторского. Мне кажется, вообще массовый зритель о неигровом кино не знает ну практически ничего. Чем вы жили? Как прошел этот год для вас?

Е.Г.: Во-первых, неигровое кино тоже художественное. Нет "художественного и документального кино", это заблуждение. Художественное подразумевает систему образов. И кино, будь оно игровое или неигровое, оно, если это кино, обладает этой системой. Поэтому корректнее говорить "игровое и неигровое кино", "документальное и игровое кино".

Чем мы жили? Мы жили каким-то серьезным количеством серьезных фильмов, интересных фильмов, которые случились и в России, и во всем мире. Мы жили в ожидании государственных субсидий. Правда, мы их дождались только к концу Года кино, в ноябре. В общем, отрасль, конечно, у нас не в прекрасном состоянии. И я надеюсь, что в 2017 году будет полегче. Может быть, как-то и государство пересмотрит систему поддержки. И какие-то, может быть, реформы будут, потому что основная масса кинопроизводящих студий находится все-таки в районе Центральной России. Мы довольно мало поддерживаем Дальний Восток, Сибирь, Урал.

Вот мы жили этим – жили размышлениями о том, что же дальше делать. Ведь мы утратили за последние 25 лет почти… ну, больше половины, наверное (да даже больше) региональных студий. И ведь когда-то кинохроника и неигровое кино шли перед сеансами игрового фильма. И документальное кино – то, что сейчас мы видим, например, в каких-то телевизионных передачах, эти хроникальные кадры, история нашей страны – это снято документалистами. И за многие эти кадры цена у них – жизнь. Сколько фронтовых кинооператоров не вернулось. Сколько людей, которые снимали хронику в горячих точках, не вернулось. Вся эта хроника сейчас воспринимается как хроника, а когда-то это были вполне самостоятельные кинематографические произведения, которые смотрели в кинотеатрах.

Надо сказать, что в этом году случился один прорывной релиз. Правда, это не наш фильм, а фильм "Citizenfour" про Сноудена, который собрал рекордную для неигрового кино кассу в нашей стране. Вообще, конечно же, телезрители, наверное, привыкли под документальным кино понимать перемонтированную хронику, озвученную каким-то голосом, какие-то истории из прошлого. На самом деле во всем мире (да и у нас в стране) это не так. Неигровое кино позволяет нам осознать то время, в котором мы живем, оценивать его критическим взглядом, пытаться осознать, где мы, кто мы, пытаться с помощью неигрового кино размышлять о будущем.

А.Г.: "Код города" – ваш проект, который существует уже два года, если я не ошибаюсь, да?

Е.Г.: Нет, он больше существует.

А.Г.: Больше уже, да?

Е.Г.: Мы его придумали года четыре назад. Он развивается, да.

А.Г.: Давайте о нем поговорим. Вообще что это такое? Я когда начала готовиться к нашей встрече, сначала, если честно, не поняла, что это. Где-то вы его представляете как некую кинокарту, где-то – как сборник киноновелл, где-то – как какой-то межрегиональный проект. Что такое "Код города"?

Е.Г.: "Код города" – это национальный кроссмедийный проект. Он существует в разных формах презентации, так скажем. Это и кинокарта, если это связано с Первоуральском, это и полнометражный неигровой фильм, если это связано, скажем, с Ростовом и Первоуральском тоже.

Смотрите, что такое "Код города"? На самом деле это такая передвижная кинолаборатория. В город N приезжает четыре специалиста неигрового кино: режиссер, оператор, сценарист и продюсер. По заранее объявленному конкурсу мы набираем в эту лабораторию местных жителей. Мы делаем бесплатную образовательную программу, и в рамках нее они снимают новеллы о любимом городе.

А.Г.: Все что угодно?

Е.Г.: Все, что хотят.

А.Г.: Все, что они видят, да?

Е.Г.: Нет, все, что они хотят. Все, что их волнует и трогает. При этом до того, как они отправятся в путь кинематографический, с ними работают социологи. У социологов – наших друзей из "Радости Понимания" – у них есть технология "раскодирования городов", потому что, с точки зрения социологов, в нашей стране есть всего два города, имеющих свое лицо. И угадайте какие?

А.Г.: Санкт-Петербург и Москва?

Е.Г.: А все остальные города – "ну, какие-то города". Но какие? У них нет такой яркой идентичности.

А.Г.: Слушайте, здесь, наверное, сейчас возмутятся наши телезрители…

Е.Г.: Конечно! Я же и говорю – видимой.

А.Г.: Скажут: "В Казани есть. В Вологде есть".

Е.Г.: Более того скажу, что в каждом городе она есть, просто она не явлена, она не сделана в форме визуальных образов, в форме каких-то суждений.

А.Г.: То есть "Код города"…

Е.Г.: Это выявление идентичности.

А.Г.: Как сейчас говорят – бренд, брендирование города? Или это немножко другое?

Е.Г.: Ну, это и брендирование, но, скорее всего, это поиск идентичности, уникальности этого города. Мы снимаем и архитектуру города для того, чтобы увидеть его облик. Вот так выглядит на самом деле прекрасный Ростов. Мы ищем идентичность вместе с ребятами. Но мы как кураторы лаборатории… А со мной работают прекрасные абсолютно ребята, уже состоявшиеся профессиональные люди. Профессиональные в том смысле, что не зарабатывают этим деньги. Оператор Артем Анисимов, продюсер и сокуратор Аня Селянина, и с нами в Ростове работала драматург Маша Зелинская.

Мы сидим и помогаем ребятам воплотить их замысел. Мы не меняем высказывание, мы просто помогаем им сделать их историю. Мы не снимаем ни кадра, это снимают все они. В течение трех месяцев длится образовательная программа, и они в рамках нее снимают свои новеллы. А потом я как режиссер-постановщик собираю из этих новелл единое произведение. То есть эти новеллы не могут жить отдельно, они все вплетены в единую ткань повествования. Собственно так и получился "Код города. Ростов".

Кинопортреты своих городов создают их жители – "Код города". У нас в гостях – Евгений Григорьев, вице-президент по работе с регионами Гильдии неигрового кино и телевидения, режиссер и сценарист.

А.Г.: Там нужно жить, потому что действительно каких-то таких нюансов не увидит приезжий человек. Мы приезжаем в другой город и даже дорогу у кого спрашиваем? У местных. И местные нам еще какую-нибудь историю бонусом расскажут: "Вот на этой дороге, если налево свернешь, там будет вот такой уголочек…" Это на самом деле, да, интересно.

Е.Г.: Самое удивительное, что у ребят это дебютная картина. И я правда снял в этой картине девять кадров – их мучения, как они размышляли о замысле. Но эта картина получила гран-при "Золотого абрикоса". 700 картин в отборе, 12 в конкурсе, и у ребят гран-при с этим фильмом! И еще у него, по-моему, порядка семи или восьми призов уже. Поэтому возможно сделать кинематографическое произведение, которое будет волновать. Более того, на премьере в Ростове в августе мы зал в 650 мест заполнили за два часа и вынуждены были сделать второй показ немедленно – такой был интерес.

А.Г.: Как вы думаете, почему?

Е.Г.: Потому что людям нравится смотреть про свой город. Очень давно мы с нежностью, со вниманием и с любовью не относились к тому, что нас окружает. И это всегда интересно.

А.Г.: Я правильно понимаю, что в этих новеллах и в фильме в целом нет какой-то особой художественной ценности, да? Или все-таки это должно быть?

Е.Г.: Нет, там есть система образов. Мы стремились к тому, чтобы там художественная ценность была. Вот новелла про пожарного-танцора.

А.Г.: Какая прелесть!

Е.Г.: Прелесть, да. Вот такие люди.

А.Г.: Это тоже все Ростов, да?

Е.Г.: Это все Ростов, да. Уникальность-то программы в том, что у нас есть возрастной ценз – от 22 до 35. Это возможность человеку поменять участь. Вот знаете, когда "закончил, да не тот факультет" – в 22 года.

А.Г.: А вот кто, кстати, ваши авторы? Кто они?

Е.Г.: Ой, совершенно разные ребята. Но самое интересное – четыре человека из двух образовательных программ изменили свою жизнь и стали документалистами. Вот сейчас я художественный руководитель на дебютной работе девушки из Первоуральска, она снимает на московской студии. Девушка из Ростова уже поступила в Санкт-Петербург в киновуз.

А.Г.: То есть это не только про город, а это еще и про профессию все-таки?

Е.Г.: Конечно. Я еще раз говорю, это возможность попробовать неигровое кино на зуб и понять: "Я смогу в этом вообще жить?" Потому что неигровое кино – это же ведь не только профессия, а это способ проживания жизни.

А.Г.: Евгений, но ведь это все некоммерческая история?

Е.Г.: Вы знаете, да, некоммерческая.

А.Г.: То есть денег на этом вы лично и ваша компания не заработает? И авторы собственно тоже?

Е.Г.: И авторы, нет. Ну, смотрите, мы сейчас поставили себе амбициозную задачу – миллион собрать в прокате. И знаете, почему? Потому что самое главное кино не на экране, а самое главное кино в зале. И если зрители готовы приходить в кинозал и платить совсем небольшие деньги – значит, это им нужно. А иначе для кого мы снимаем? Для многих поколений мышей?

А.Г.: Вы сейчас будете заниматься развитием неигрового кино в регионах…

Е.Г.: Да.

А.Г.: Или что? Поправьте меня. Как это будет? Что это такое? Что в регионах появится, может быть? Какие цели стоят?

Е.Г.: Мы сейчас в Гильдии неигрового кино поставили перед собой такую задачу – собрать и наладить горизонтальные связи между регионами Российской Федерации. И моя задача – сделать опорные пункты, содружество…

А.Г.: То есть чтобы какие-то лидеры были в разных округах, допустим, в разных регионах?

Е.Г.: Да. И чтобы мы могли этим лидерам помогать, а эти лидеры могли развивать неигровые показы, производство неигрового кино. Сейчас у меня Иркутск, Пермь, вот с Пермью будем работать, и так далее, и так потихонечку.

А.Г.: Недавно прошла, в середине декабря, "Платформа 2016" – это такая первая площадка для медиапроектов.

Е.Г.: Я был в числе экспертов, отбиравших проекты. Если говорить, чем дышит наша страна в неигровом кино… Потрясающие проекты! Вот я был экспертом, который из двадцати проектов отбирал вместе с коллегами семь.

А.Г.: Вот что вас больше всего зацепило?

Е.Г.: Ох, меня зацепило кино про молодых учителей Тарусской школы, которые пришли работать в школу. Там такая очень трогательная и комедийная история, но при этом про жизнь: кто кого – ученики или молодые учителя? Классная история! История про то, как один прекрасный хореограф занимается с даунами, очень трогательная история. История про медведей. Там был трейлер, потрясающе снятый. И я надеюсь, что скоро будет классная картина – уровня National Geographic точно совершенно, даже выше. Были какие-то тяжелые истории, связанные с тем, что происходит с нашими детьми. И это фильмы, отражающие реальность, даже медведи.

А.Г.: А почему и нет?

Е.Г.: Ходите в кинотеатры!

А.Г.: Вот про кинотеатры. Показывают ли? Я не вижу в афишах своего города неигровое кино, вообще ни разу не видела. Ездить на фестивали? Или Интернет нам в помощь?

Е.Г.: Существуют показы. Вот если мы сейчас с вами зайдем в Интернет, в Москве мы немедленно найдем пять-семь показов. Ситуация кардинально изменилась за последние пять лет.

А.Г.: В Москве – слава богу. А в регионах, к сожалению…

Е.Г.: В регионах тоже показывают, просто это специальные события. Кинотеатры очень аккуратно пробуют этот вид кинематографа. Какие-то специальные события, когда-то приглашают автора с фильмом. Потому что сейчас кино уже никого не удивишь, его очень много. Когда можно посмотреть, а потом пообщаться с автором – это интереснее.

А.Г.: Это уже другая история.

Е.Г.: Да, другая история.

А.Г.: В Интернете можно найти хорошие картины? Или все-таки авторы стараются…

Е.Г.: Я против.

А.Г.: Против, да?

Е.Г.: Я против. Я считаю, что до тех пор, пока у нас будет процветать пиратство, и до тех пор, пока человек не поймет, что, когда он платит деньги в кинотеатре, он помогает тем людям, которые сделали эту картину, сделать следующую, у нас ничего не изменится.

А.Г.: Должно быть уважение.

Е.Г.: Уважение, конечно. Это такой же труд. А вообще смотреть в Интернете кино – это эрзац. Кино надо смотреть на киноэкране, потому что ученые говорят, что на киноэкране, в кинозале ваше личное IQ повышается в полтора раза. Сосед вас учит воспринимать язык кино. А язык кино – он такой же, как иностранный, его нужно знать.

А.Г.: Давайте же в новом году изучать язык кино, если вы еще этого не сделали. Евгений, спасибо вам огромное. Пусть будет кинопоказов как можно больше во всех регионах, не только в Москве, пусть будут кинособытия. Спасибо вам огромное за сегодняшнюю беседу. И вам удачи!

Е.Г.: Спасибо и вам, что позвали. С Новым годом!

А.Г.: С Новым годом! У нас в студии был вице-президент по работе с регионами Гильдии неигрового кино, режиссер и сценарист Евгений Григорьев. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Роман Бажилин ректор Тамбовского государственного музыкального педагогического института им. Рахманинова, заслуженный артист России, профессор
  • ГОСТИ

  • Елена Серова летчик-космонавт, Герой России, депутат Государственной Думы
  • ГОСТИ

  • Ирина Гордеева президент региональной общественной организации инвалидов "Творческое партнерство".
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Роман Бажилин ректор Тамбовского государственного музыкального педагогического института им. Рахманинова, заслуженный артист России, профессор
  • ГОСТИ

  • Елена Серова летчик-космонавт, Герой России, депутат Государственной Думы
  • ГОСТИ

  • Ирина Гордеева президент региональной общественной организации инвалидов "Творческое партнерство".
  • ГОСТИ

  • Наталья Севрюкова активист общественно-политического движения "Суть времени"
  • Карина Ивина декан социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, доцент кафедры библиотековедения и книговедения
  • Александр Мазурицкий доктор педагогических наук, профессор Московского государственного института культуры
  • Владимир Брилев член регионального штаба ОНФ в Москве
  • ГОСТИ

  • Юлия Верещак Координатор волонтерских программ эколого-просветительского центра "Заповедники"
  • ГОСТИ

  • Татьяна Спожакина Президент Красноярской общественной молодежной экологической организации "Зеленый кошелек"
  • ГОСТИ

  • Надежда Михайлова генеральный директор Московского Дома книги, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств
  • ГОСТИ

  • Магомед Толбоев почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России
  • ГОСТИ

  • Дмитрий Орлов директор "Агентства политических и экономических коммуникаций", политконсультант, политтехнолог
  • ГОСТИ

  • Ирина Конторева создатель портала "Вакансии для хороших людей"
  • ГОСТИ

  • Мария Генделева руководитель отдела развития лидерских качеств у детей с инвалидностью в РООИ "Перспектива"
  • ГОСТИ

  • Андрей Болсуновский глава фермерского хозяйства Болсуновский Андрей
  • ГОСТИ

  • Олеся Кашаева основатель и руководитель проекта "Мама работает"
  • ГОСТИ

  • Владислав Сотников директор реабилитационного центра и реабилитационных программ фонда "Шередарь"
  • ГОСТИ

  • Виктор Рожков руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента "Народная экспертиза"
  • Показать еще
    Показать еще
    22 акушера и главврач помогали петербурженке родить четверню В роддоме №17 Санкт-Петербурга четверня родилась впервые за 50 лет
    час назад
    Герб Владимира История создания геральдического символа древнего города
    час назад
    Три укромных уголка Европы Австрийский Зальцбург, португальская Алгарви, французская Корсика
    час назад
    Цифровой формат: Россияне предпочитают помогать конкретным людям, а не фондам
    час назад

    Музыкальное образование в школе рассчитано на уровень художественной самодеятельности, а от детей надо большего требовать и добиваться

    Роман Бажилин ректор Тамбовского государственного музыкального педагогического института им. Рахманинова
    Забайкальский пенсионер попросил у Владимира Путина могилу и гроб Пенсионер написал президенту, после того как приставы сняли деньги с его карты
    3 часа назад
    Фонд защиты прав дольщиков возглавил Александр Плутник Он руководил Агентством ипотечного кредитования
    3 часа назад
    Владимир Жириновский призвал отказаться от новогодних каникул Лидер ЛДПР заявил, что долгие праздники россиянам в тягость
    4 часа назад
    Министр финансов Антон Силуанов пообещал рост пенсий "выше инфляции" в 2018 году Правительство по итогам года ожидает инфляцию на уровне 3,7 процента
    4 часа назад

    ГОСТИ

  • Андрей Кричевский генеральный директор Российского союза правообладателей
  • Александр Соколов ректор Московской консерватории, экс-министр культуры России
  • Культура и деньги Может ли искусство приносить прибыль, быть тем фактором экономики, который окажет влияние на жизнь всего государства?
    4 часа назад
    Накормить море камнями! Как отдыхающие разрушают экологию Черного моря? И можно ли его спасти?
    4 часа назад
    4 часа назад
    Водителям не запретят снимать на видео сотрудников ДПС С 20 октября вступает в силу новый регламент ГИБДД
    5 часов назад

    ГОСТИ

  • Евгений Ачкасов зав. кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого МГМУ им. Сеченова
  • Владимир Гришин профессор, доктор экономических наук, основатель системы ОМС в РФ
  • Ольга Лебедь социолог
  • Федот Тумусов первый заместитель председателя комитета ГД РФ по охране здоровья
  • Гузель Улумбекова руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук
  • Игорь Цикорин сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения г. Москвы, психолог
  • Кто в ответе за здоровье? Может ли забота о здоровье стать не правом, а обязанностью граждан?
    Полный выпуск 5 часов назад
    В Кремле прокомментировали акции протеста в Киеве "Мы наблюдаем за тем, что там происходит", - сказал Дмитрий Песков
    6 часов назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments