Неля Жамалетдинова: Молодежь либо уж совсем не читает, либо все-таки предпочитает чтение для сердца и разума

Павел Давыдов: Они бывают разные: государственные, муниципальные, частные, личные, учебные и для молодежи. Сегодня библиотеки позабыты обществом. И дело не в том, что мы стали мало читать (хотя и это тоже), а просто новые технологии и средства коммуникации, в том числе и Интернет, оттянули на себя большую часть читательской аудитории. Правда, и современные библиотеки не стоят на месте – многие их них меняют свой формат работы, привлекая в удивительный книжный мир людей разного поколения, делая при этом ставку на молодежь.

Недавно в Москве прошла международная научно-методическая конференция, посвященная 50-летию создания Российской государственной библиотеки для молодежи и общероссийской сети юношеских библиотек, куда входит в том числе и Свердловская библиотека для детей и юношества. Сегодня у нас в гостях – директор этой библиотеки Неля Жамалетдинова. Неля Романова, здравствуйте.

Неля Жамалетдинова: Здравствуйте.

П.Д.: Сегодня доступ ко многим услугам, в том числе и библиотечным, осуществляется через личный кабинет во Всемирной сети. Скажите, пожалуйста, а можно ли получить этот самый доступ в Свердловской библиотеке для детей и юношества?

Н.Ж.: Несомненно, многие услуги у нас оказываются удаленно – через наш сайт teenbook.ru. Каждый читатель может продлить книги через наш сайт, может заказать себе какие-то книги, воспользоваться каталогом, картотеками для того, чтобы предварительно получить информацию о том, есть данное издание или нет, стать нашим участником информационной рассылки, получать информацию о наших мероприятиях, анонсы какие-либо. Может быть, даже кого-то мы приглашаем конкретно, но в основном это, конечно, такие вещи по требованию самого пользователя.

П.Д.: То есть фактически вы современная библиотека?

Н.Ж.: Да, конечно, безусловно.

П.Д.: А скажите, пожалуйста, в сегодняшней современной библиотеке чего должно быть больше – компьютерных технологий или живого общения с книгой и читателем?

Н.Ж.: Наверное, все-таки живого общения с читателем, потому что если из современной библиотеки это изъять, то, наверное, это будет уже не библиотека. Это, может быть, будет экстрасовременный информационный центр, где можно будет получить все что угодно, любую актуальную информацию – может быть, чуть позднюю, может быть, на опережение, но тем не менее это не будет библиотека. В основе библиотеки все-таки процесс коммуникации, и коммуникации не виртуальной, а реальной.

П.Д.: А эта реальная коммуникация сегодня есть, вот это живое общение?

Н.Ж.: Безусловно есть. У нас иногда бывает, что на абонемент приходят за день около 300 читателей. В читальном зале сейчас некое оживление, особенно в канун сессии. У нас замечательное сочетание – у нас есть литература, старая особенно, про которую, наверное, забыли, и доступ в Интернет, Wi-Fi. Поэтому читатели приходят со своими гаджетами, берут книгу и занимаются. Причем библиотекарь, конечно, окажет услугу любую по поиску информации, по доступу к литературе.

П.Д.: Неля Романовна, я прочитал, что ваша библиотека уникальна в том, что она расположена в удивительном старинном здании. Но не только этим она интересна. А чем еще?

Н.Ж.: Она интересна, во-первых, нашими читателями. Несмотря на то, что мы называемся библиотекой для детей и юношества, мы обслуживаем все категории читателей, без ограничений. Мы проводим как мероприятия, так у нас формируется фонд для детей, подростков, юношества, взрослых. У нас организуются уникальные акции. Мы становимся, скажем так, проводниками многих процессов. Мы организуем акции в торговых центрах. В прошлом году в рамках Дня чтения мы организовали в одном из больших торговых центров города Екатеринбурга акцию "Читающая витрина": молодые читатели вышли в витрину, создали такой образ читающего кафе и представляли свои книги проходящим людям.

П.Д.: Скажите, а актуальна ли для Свердловской области проблема, которая обсуждается сегодня в обществе: действительно ли детское чтение у нас переживает, скажем так, настоящую катастрофу? Дети перестали читать.

Н.Ж.: Я уверена, я убеждена (и это подтверждают социологические опросы), что наши дети, наша молодежь читает. Просто изменяются форматы чтения, вот и все. Процент, соотношение читающих и не читающих одинаков. В советское время просто те дети, которые не читали, гоняли в футбол на улице, а в наше время в основном дети сидят у гаджетов, играют в игрушки, ловят покемонов и так далее. Но дети читают.

П.Д.: А на ком лежит ответственность? Кто должен прививать ребенку любовь к чтению – родители, школа, общество?

Н.Ж.: Никто не должен прививать. Процесс прививки – это всегда болезненно, это всегда агрессивно.

П.Д.: Объяснить и открыть этот мир – это кто-то же должен сделать.

Н.Ж.: Ребенок должен жить в этом мире с самого рождения. Мамочка беременная ходит, допустим, устала, присела. Но присела не просто отдохнуть, а она присела…

П.Д.: Открыть "Войну и мир".

Н.Ж.: Да, она читает, читает вслух, поглаживает живот. Ребенок родился, и мамочка его не просто кормит и, глядя, любуется, а она что-то напевает, что-то проговаривает. Неважно, будет ли это просто потешка детская или это будет, допустим, стихотворение из Пушкина про ту же самую няню.

П.Д.: И все-таки я делаю вывод, что зависит от семьи в первую очередь.

Н.Ж.: Семья, безусловно. Если брать треугольник… Принято рисовать треугольник воспитания: семья, школа и некое третье место – досуговое. Касаемо книги, то это, конечно, библиотека. Так вот, высшая точка этого процесса проникновения в чтение – это, конечно, семья, никто более. Бывает, что спонтанно как-то учитель становится авторитетом, библиотекарь становится авторитетом, друг становится авторитетом в данном случае и приводит ребенка к чтению, но это случайность. Все-таки должно быть закономерное влияние семьи.

П.Д.: Как войти в личный кабинет современной библиотеки? У нас в гостях директор Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи Неля Жамалетдинова.

Недавно как раз в Москве прошла конференция, которая называлась "Формирование инновационного потенциала молодежи и библиотека". Участники, среди которых были и вы, смогли найти ответ на главный вопрос: как научить молодежь любить литературу?

Н.Ж.: Наверное, нет, потому что это очень глобальный вопрос. Нащупали некие пути, общие пути. Причем я обратила внимание, что библиотекари России, Швеции, Финляндии, Кореи фактически идут одними и теми же путями, потому что, видимо, по наитию, это самим временем навеяно.

У нас буквально на днях прошла областная акция тотального чтения – День чтения. В основе ее лежал процесс громкого чтения. При этом не просто родители приходили и читали или ребята приходили и читали друг другу, а мы приглашали известных лиц. Мы приглашали художников, спортсменов, мы приглашали политиков, известных предпринимателей.

В правительстве области вообще прошла выставка, ее посвятили Году кино. И представили не просто литературные предпочтения, а предпочтения литературно-киношные – лучшие экранизации российской литературы в российском кино, вот таким образом. И это громкое чтение людьми авторитетными (в данном случае они все равно для ребят авторитетные) большое значение имеет.

П.Д.: Вы сказали, что сегодня читают. Но что читают? Качество литературы, которая попадает в руки детям, не соответствует, скажем так, образовательному уровню, если я правильно вас понял. А что читает сегодня современная молодежь, наши дети?

Н.Ж.: С молодежью, наверное, не все так просто. Они все-таки позднее вошли в эту экранную среду, гаджет для них не был первостепенен, как сейчас – буквально с 1,5–2 лет ребенок берет телефон и его осваивает. Молодежь все-таки более нацелена на текст, который ставит какие-то вопросы, на какие-то вопросы отвечает. С удовольствием читает Ремарка, причем все. Не сказать что Макс Фрай не требует каких-то осмыслительных процессов, правда там нам надо сильно хорошо подумать, чтобы освоить эти тексты. Есть молодежь, которая предпочитает, конечно, как принято называть, легкую литературу, но, к счастью, немного такой. Либо она уж совсем не читает, либо все-таки предпочитает чтение для сердца и разума.

П.Д.: А долго ли сегодня живет книга в современной библиотеке?

Н.Ж.: Достаточно долго, потому что современный читатель, осознавая цену (понятие цены, конечно, сидит в голове у всех), достаточно бережно относится. Есть читатели, которые, конечно, не возвращают книги, но их, слава богу, не так много. Книга живет долго.

П.Д.: Пользуясь случаем, хочу спросить вас о вашей любимой книге. Такая есть?

Н.Ж.: Вы знаете, я сейчас нахожусь на перепутье, потому что если бы спросили меня еще две недели назад о любимой книге, то я бы сказала, как и год назад: это Орхан Памук, "Меня зовут Красный". Буквально некоторое время назад я прочитала пьесу Шмитта "Гость" – небольшое произведение, но оно, конечно…

П.Д.: Потрясены до сих пор.

Н.Ж.: Потрясена до сих пор, потому что это история Фрейда, его последних дней жизни. Впечатляет! Рекомендую. Даже молодежи рекомендую, потому что там ничего такого нет, все достаточно прямо.

П.Д.: Но там очень глубокий подтекст, и каждый его поймет по-своему. В этом как раз и особенность этой книги.

Еще вчера библиотеку называли "магазином человеческих фантазий". А каким вы видите будущее этих учреждений культуры?

Н.Ж.: Это досугово-развивающие центры, где молодые люди смогут не только читать и находить информацию, но они смогут получить какие-то знания и навыки, а потом еще и научиться осмыслять, чтобы применить их именно к жизни. Ну и достаточно весело провести время. В этом нет ничего плохого, потому что молодые люди – это всегда весело, это всегда искрометно. И мы любим их за то, что они такие неординарные, такие необычные.

П.Д.: И все-таки библиотеки меняются, пытаясь догнать современные технологии. И положительный пример тому – ваша библиотека. Пожелаю вам как можно больше читателей, а главное – возможностей создавать личные кабинеты, которые, в свою очередь, будут привлекать молодежь. Спасибо вам большое, Неля Романовна.

Н.Ж.: Спасибо.

П.Д.: Библиотека – это не пережиток прошлого, а современное интересное пространство, где можно общаться напрямую, собираться на клубные заседания, играть в настольные игры, обсуждать фильмы и буквально лежать на полу с книжкой. Должна ли библиотека быть культурным центром для современной молодежи? После этой беседы мы смело можем отвечать: да, должна!

У нас в гостях была директор Свердловской библиотеки для детей и юношества Неля Жамалетдинова.