Николай Махнев: У нас сельский образ жизни считается неуспехом. Это серьезнейшая вещь, которую нужно менять

Гости
Николай Махнев
директор проекта «Энциклопедия сельских школ России»

Ангелина Грохольская: Сельские школы будут закрывать только с разрешения местных жителей. Депутаты разработали соответствующий законопроект. Сохранить малокомплектные учебные заведения обещала и министр образования Ольга Васильева. По ее словам, самое главное сейчас, чтобы молодежь оставалась дома. Есть ли перспективы у сельской школы? Поговорим об этом с нашим гостем, руководителем проекта Фонда поддержки образования, культуры и спорта "Институт воспитания строителей страны" Николаем Махневым. Николай Аркадьевич, здравствуйте.

Николай Махнев: Добрый день, Ангелина.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное, что приехали. Вы же из Миасса к нам?

Николай Махнев: Да, из Миасса.

Ангелина Грохольская: То есть не с Урала?

Николай Махнев: Не с Урала.

Ангелина Грохольская: Не с Урала, не ближний путь, скажем так. Поэтому спасибо большое, что нашли время.

Кроме всего прочего, вы занимаетесь еще отдельным проектом, который называется Энциклопедия сельских школ. Он входит в ваш фонд, да?

Николай Махнев: Да.

Ангелина Грохольская: Что это за энциклопедия такая?

Николай Махнев: Мы почти два года назад начали этот проект. К нему подошли не сразу, но в результате большого общения с сельскими школами, группа единомышленников, пришли к выводу, что нужно создать такую энциклопедию, потому что сельская школа России – это уникальнейшее явление, которое требует и своего изучения, и осмысления. Но, конечно, нужно создать какой-то документ, который бы рассказал о всех сельских школах Российской Федерации.

Ангелина Грохольская: Сколько их сейчас у нас?

Николай Махнев: Их сейчас порядка 25 тыс. на сегодняшний день. Они, конечно, разные. Есть малокомплектные, есть большие. И задача была – показать всю эту сельскую школу во всем многообразии. Специально для проектов у нас Дмитрий Григорьев разработал проект исторической справки, которые школу заполняют. Это не разовый документ, то есть это документ, который должен находиться в постоянной работе, потому что появляется новая информация, новые дополнительные сведения. И задача сельской школы – рассказать о себе, интересно, ярко, красиво. К сожалению, пока многим это не удавалось.

И второй момент. Сайты сельских школ – все-таки редко посещаемая вещь, и создание такого…

Ангелина Грохольская: Я думаю, не все школы имеют свои сайты.

Николай Махнев: Сейчас большинство школ имеют. То есть это прописано законодательством. Подавляющее большинство имеют. Есть они и разные, есть на бесплатных хостингах, и качество разное. Но в целом здорово, что они есть, эти сайты. И здорово то, что можно почерпнуть какую-то информацию. Но ее собрать на одном портале, посмотреть в движении, как это все развивалось, зарождалось… Потому что там возникает масса различных ветвей. Часть сельских школ образовывалась священниками, часть сельских школ делалась на деньги жителей, в этом участвовал дореволюционный бизнес, многие школы были построены в годы Советского Союза.

Ангелина Грохольская: Наверняка большинство из них с историей.

Николай Махнев: Конечно. Есть 150, есть 180 лет. И очень бы хотелось, чтобы сельские школы смогли интересно и ярко рассказать о себе. Этот процесс идет. У нас в проекте сейчас уже порядка 40 регионов. Лидеры – Оренбургская область, более 100 ставок. К сожалению, есть регионы, пока одна, две справки. Но думаю, этот процесс будет идти и наполняться.

Ангелина Грохольская: А где больше всего сельских школ? Тоже изучали, делали такой анализ по регионам? Сохранилось сейчас.

Николай Махнев: Сохранились они везде, все зависит от величины региона, от количества жителей, от количества сельских населенных пунктов. Но у нас есть населенные агросубъекты Российской Федерации, больше имеющие сельских школ, есть те, в которых меньше.

Ангелина Грохольская: Наверное, в таких регионах, где сельское хозяйство развивается, где на него делается ставка, там и сельская школа – это не просто учебное заведение, а это нечто большее?

Николай Махнев: У нас нет прямой связи. Это и печально, что сельская школа пока не завязана на агрообразовании. То есть у нас только один регион в России имеет тип агрошколы – это Якутия, и финансируется со стороны Минобра.

Ангелина Грохольская: Я почему-то думала про Краснодарский край. Мне казалось, логично было бы.

Николай Махнев: Логично, но, к сожалению, такая данность, что как тип учреждения имеет только Якутия. И у нас законодательно не прописан термин "агрошкола", у нас законодательно не прописан термин ремесленная школа. И это самая большая проблема. Сегодня, к сожалению, сельская школа – это только учебный вариант развития. И поэтому вольно или невольно она выталкивает детей из села. Большинство сельских школ не имеет хорошей материально-технической базы специалистов, которые позволяли бы развивать другие секторы, чтобы сельские школьники могли бы поработать в различных направлениях, в которых можно было жить с этим уже потом, делать свою жизнь и карьеру в селе. Но для этого нужны соответствующие инструменты, кадры, специалисты.

Мы разработали проект детского образовательного агропарка. Какая задача? По сути, ребенок должен работать первоклассными инструментами, заниматься сортоиспытанием, работать в этом направлении, и получить урожай в 2-3 раза больше, чем в собственном огороде. Тогда это успех, тогда это победа.

Ангелина Грохольская: Это мотивация остаться, работать, продолжать и развиваться.

Николай Махнев: Да, мотивация. Никто молодежи не объясняет, что жить можно в селе, а работать в Москве. Но для этого…

Ангелина Грохольская: Действительно, сегодня новые технологии позволяют это делать.

Николай Махнев: Но для этого надо обладать определенными компетенциями.

И еще третий психологический момент. У нас сельский образ жизни считается неуспехом. Это серьёзнейшая вещь, которую нужно менять. К сожалению, это сидит в головах учителей, родителей. И это сразу изменить нельзя. Нужно все-таки создавать обучение педагогов, чтобы они сумели рассказать о преимуществах в каком-то варианте именно сельского образа жизни.

Ангелина Грохольская: Николай Аркадьевич, мы назвали тему нашей беседы "Исчезающий феномен". Сельская школа, она исчезающий феномен сейчас, или есть у нее перспективы?

Николай Махнев: Конечно, перспективы сельской школы есть и должны быть. Мы считаем, что сегодня сельская школа должна получить многоканальные варианты поддержи, не только со стороны федерации, со стороны региона, со стороны муниципалитета. Одним из вариантов такой поддержки является взаимодействие с некоммерческими организациями России. К сожалению, сельская школа практически слабо пока работает с этим сектором, и НКО тоже с ними слабо работает. Спасибо фонду "Покров". Мы выиграли президентский грант на эту тему, и сейчас активно работаем в этом направлении. НКО могут дать серьезные ресурсы, серьезное развитие сельским школам.

Когда мы выступали на Общественной палате в декабре месяце, мы подготовили ряд предложений, и одно из них как раз было о том, чтобы, может быть, государству разработать специальные гранты, как президентские гранты НКО и сельских школ, потому что сама сельская школа не может участвовать в этих конкурсах.

Ангелина Грохольская: Да. Если бы здесь была общественная организация, это было бы проще.

Николай Махнев: Да.

Ангелина Грохольская: Есть фонд "Перспектива", который как раз таки занимается развитием малых городов и сейчас. Поэтому я думаю, что здесь есть перспектива в этом ключе.

Николай Махнев: Есть "Перспектива" для перспективы. Потому что на сегодняшний день сельских НКО достаточно мало, а сельская школа – это, по сути, часто единственная большая организация в селе, имеющая помещение, здание, имеющая людей, учителей, все-таки наиболее грамотных и подготовленных.

Ангелина Грохольская: Которая может стать не только образовательным центром, но и центром общественной жизни.

Николай Махнев: Общественной жизни, социальным предпринимателем на селе. Сельская школа пока не создает условия под себя. Надо научиться этому. Многие из них плывут в прежнем русле, а, на самом деле, надо научиться создавать различные проекты с точки зрения экономики, социокультурные и прочие, которые бы были и стали интересны жителям не только села, потому что понятно, что жители села имеют мало материальных, финансовых и организационных средств, чтобы все это дело поддержать.

Ангелина Грохольская: Чтобы молодежь оставалась и возвращалась на село, там, откуда она ушла.

Николай Махнев: Не только молодежь. На самом деле, здесь могут быть и люди разных поколений. Задача какая? Наверное, все-таки мы стоим сейчас перед фактом: то ли будет происходить процесс обезлюдивания…

Ангелина Грохольская: То ли, наоборот, будет происходить процесс возрождения.

Николай Махнев: Да.

Ангелина Грохольская: Николай Аркадьевич, спасибо вам огромное. Я очень надеюсь все-таки в перспективу, что школа не станет исчезающим феноменом. И, если появятся такие интересные проекты общественников, каких-то некоммерческих организаций, связанных с сельскими школами, мы обязательно о них расскажем. Спасибо вам огромное.

Николай Махнев: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Мы беседовали с руководителем проекта Фонда поддержки образования, культуры и спорта "Институт воспитания строителей страны" Николаем Махневым.

 

Почему важно сохранить сельские школы