Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Александр Шилов: Я пишу и отрицательных типажей, и тоже с большим удовольствием

09:06, 16 декабря 2016

Ангелина Грохольская: Врачи, артисты, монахи, брошенные старики и герои войны – образы самых разных людей находят отражение в творчестве народного художника СССР, строго говоря, "живого классика" Александра Шилова. "История в лицах", "абсолютный срез общества" – так пишут о его коллекциях. Нам стало интересно, а с какими образами у Александра Максовича ассоциируется 2016 год, и пригласили его в студию.

Итак, в студии "Большой страны" – Александр Шилов. Александр Максович, здравствуйте.

Александр Шилов: Здравствуйте, Ангелина.

А.Г.: Очень приятно снова видеть вас здесь у нас.

А.Ш.: Мне ваш канал больше всех нравится, очень нравится.

А.Г.: Принимаем комплимент, спасибо.

А.Ш.: Поэтому для меня честь и радость – прийти к вам.

А.Г.: До Нового года осталось всего две недели, пора подводить итоги. Каким для вас был этот год?

А.Ш.: Самое разное, смотря о чем говорить. Но если имеете в виду работы, которые я в очередной раз передал стране, Москве… А я передал уже безвозмездно почти 1 300 работ живописи и графики. В общем-то, вся галерея построена на том, что там выставлены те работы, которые уже мне не принадлежат, а принадлежат нашей стране, людям.

Я выставил в этот раз работу, например, по просьбе митрополита Ювеналия. Я написал монахиню-схимницу, которой 45 лет, безвыездно живет в Новодевичьем монастыре. Очень милая и приятная женщина, очень. Я ее писал с большим удовольствием. И ее ко мне привозили, потому что в мастерской писать удобнее. У нас, как вам сказать, произошло такое родство от сердца к сердцу, мы с ней как-то очень сблизились, подружились. И недавно она с настоятельницей матушкой Маргаритой и с другими монахинями приезжали в галерею посмотреть, как она висит, вернее – ее портрет.

А.Г.: Понятно.

А.Ш.: Затем я сделал портрет такого ведущего Якубовича. Мы с ним давно знакомы, да.

Сделал я еще портрет женский, а потом сделал картину пастелью. Это очень трудоемкая техника старинная, мелками, там уже кисть не употребляется. "Обнаженная". Давно начал эту картину писать, а потом решил к ней вернуться и наконец закончил. Каждый раз, когда пастелью заканчиваю работу, думаю: как у меня хватило терпения? Это техника красивая, если ей, конечно, овладеть. А овладеть ей очень и очень трудно. Она уже существует среди художников, ну, лет 500–600, не меньше. Например, если вы помните, знаменитая "Шоколадница" в Дрезденской галерее – это сделано пастелью так, что шатает от мастерства.

А.Г.: Невероятно!

А.Ш.: И потом, конечно, пастелью можно по-разному. Можно просто штрихами – это одна ситуация. А если писать так, что скрыть следы мастерства, средства, которыми я делаю, чтобы эти мелки превратить в жизнь, одухотворить их, чтобы мелки стали материальные (то есть, предположим, шелк, бархат, нежное тело, волосы и так далее), чтобы вы, подходя к картине, не видели, как это сделано. С моей точки зрения и с точки зрения великих древних мастеров, перед которыми я преклоняюсь и пытаюсь идти, конечно, по этому пути. Именно так было – превратить краску в жизнь, заключенную в раму.

Затем я еще сделал несколько пейзажей, натюрморт. Короче говоря, говорить о работах трудно, надо прийти и посмотреть в галерее.

А.Г.: Это самое главное, да.

А.Ш.: Помимо этого, чем еще наша галерея занимается? У нас дважды в галерее был Путин Владимир Владимирович. И первое, что он делает, даже ему это интересно по роду своей профессии: он посещает зал боевой славы, где у меня представлена большая серия разведчиков, контрразведчиков, писателей, деятелей церкви, которые были пулеметчиками во время войны. И артисты известные: Бондарчук, предположим, Матвеев, Этуш, Розов и так далее. Все те, кто воевал, по-настоящему воевали. Я давно пишу их, еще со студенческой скамьи. Когда учился в Суриковском институте, началась у меня серия этих великих людей, перед которыми я преклоняюсь, с Водопьянова, полярного летчика.

А.Г.: Галерея героев.

А.Ш.: Да. И когда Путин пришел второй раз, он говорит: "В год 70-летия хорошо бы эти работы этих великих людей провезти по городам-героям и боевой славы". И мы уже путешествуем два года, посетили много городов, в том числе и Севастополь, и Тулу, и Курск, и так далее. И 14-го открывается выставка в Мурманске, это 17-й город будет.

А.Г.: Мне очень приятно, это моя родина.

А.Ш.: Да?

А.Г.: Как повезло мурманчанам.

А.Ш.: А перед этим была выставка в Архангельске. Помимо всего прочего, у нас еще проходят такие концерты под названием "Звезды классического искусства в гостях у Галереи Шилова". У нас выступала Елена Образцова, она даже мастер-классы проводила, и Кобзон, и Пахмутова, и Добронравов, Моторин, солист Большого театра, Светлана Безродная очень часто выступает, Игорь Бутман, Гафт читал стихи, Козаков и так далее.

А.Г.: Ваша галерея уже стала таким эпицентром искусства, центром притяжения людей культуры.

А.Ш.: Да. У нас концерты эти проходят, и всегда полный аншлаг и так далее. Затем мы делаем "Патриотические вечера". Предположим, я написал ветерана войны, и обязательно приглашаем слушателей академии, Голицынской академии ФСБ. А у меня такое поручение от Общественного совета: проводить их по этим залам боевой славы, им читают экскурсию и так далее. И на подвигах великих защитников Отечества они растут в патриотическом плане.

А.Г.: Александр, мы сегодня нашу беседу назвали как "Образы года". Нам очень интересен ваш художественный взгляд, взгляд мастера, взгляд творца на события 2016-го. С какими образами, с какими людьми, может быть, он ассоциируется, уже год уходящий?

А.Ш.: Например, я рад, что в этом году по просьбе руководства Академии ФСБ я написал портрет великого разведчика Евтодьева Ивана Павловича. Мы с ним тоже подружились. И этот портрет теперь тоже путешествует с нами. Уникальный человек! Вообще разведчики, контрразведчики – ведь это люди, которые держат на плаву всю нашу Родину. И они приблизили конец войны, а значит – уменьшили количество жертв. И кроме преклонения, ничего не может быть. И я думаю, так большинство подавляющее людей к ним так и относится. Уникальные просто люди, но которые держат язык за зубами, несмотря на свои великие подвиги.

А.Г.: Как вы выбираете героев для своих портретов?

А.Ш.: По-разному.

А.Г.: Вот как вы решаете: "Я этого человека буду писать, а этого – нет"?

А.Ш.: Вы знаете, писать надо тех, Ангелина, которых я чувствую сердцем. Потому что ведь что такое потрет, если говорить о портрете? При абсолютно внешнем сходстве, кого бы я ни писал, я должен выразить внутренний мир и характер этого человека, его нутро. И если художник обладает мастерством (а без мастерства садиться писать вообще бессмысленно), то тогда написать надо так картину, чтобы, подойдя к портрету, предположим, как Левицкого или Брюллова, или Энгра, Давида, с этим человеком вы могли бы как бы беседовать. Он живой сидит!

В этом же искусство – взять краски неодухотворенные и превратить их в жизнь, заключенную в раме. Вы подходите и смотрите. Ведь это же исторический жанр. По портретам сегодняшнего дня будут судить о поколении, в котором мы живем. Так же, как по полотнам прошлых великих художников, приходя в Третьяковку или в другой музей мира, в какой бы стране мы ни были, мы судим, какой был человек, какой у него был дух, нутро и так далее.

А.Г.: А у вас с вашими героями, с людьми, которых вы пишете, должны сложиться в процессе совместного творчества, я бы так сказала, какие-то отношения?

А.Ш.: Не всегда складываются, потому что люди есть люди. Если человек тебе приятен нутром, как-то сразу… Знаете, вот монахиню, например, писал или Евтодьева Ивана Павловича, разведчика, или Вартаняна я писал, выдающего разведчика, – и сразу как-то вот… Или это не происходит. Мгновенно! Понимаете, какое-то должно быть такое доверие друг к другу, чтобы произошел диалог.

А.Г.: Это как любовь с первого взгляда, да? Либо есть, либо нет.

А.Ш.: Да, совершенно верно.

А.Г.: И тогда результат, наверное, уже получается?

А.Ш.: Ну, желательно, конечно. Я пишу и отрицательных типажей, и тоже с большим удовольствием. Если я его чувствую, если интересный внешний и внутренний характер – мне интересно. А если я его не чувствую, каким бы мастерством я ни обладал – бесполезно. Я сделаю мастерски работу, предположим, это само по себе, конечно, должно вызывать уважение, но он тогда, как вам сказать, не затронет сердце зрителя. А задача художника – достучаться до сердца зрителя и дать ему какую-то пищу, и отзыв услышать, нужно ли то, что ты делаешь, людям или нет. Если нет – значит, ты работаешь в корзину.

"Образы года". Творчество и патриотизм. Рассказывает народный художник СССР, мастер портрета Александр Шилов.

А.Г.: Что вас вдохновляет?

А.Ш.: Что меня вдохновляет?

А.Г.: Есть ли вообще… Или кто, может быть?

А.Ш.: Могу сказать. Я каждый раз ложусь спать… В какую бы страну я ни приехал, первое, что я делаю – бегу, конечно, в галерею. Глядя на альбомы, но лучше, конечно, на подлинники этих великих художников – это меня вдохновляет. И я благодарен судьбе! И это не какие-то красивые слова для вашего эфира прекрасного, а просто я счастлив, что у меня есть такой в сердце огонь, который, к счастью, разгорается, без которого сделать ничего нельзя.

У меня есть потребность постоянно совершенствоваться. Потому что если человек, который работает в любой области искусства, доволен сам собой, а значит не видит своих недостатков – как же он будет совершенствоваться? А у него нет желания, предположим, совершенствоваться. Вот он что-то научился делать, как врач, предположим, лечить где-то ранку здесь, то как локоть, он уже не знает. Понимаете?

А.Г.: Уже не знает, да.

А.Ш.: А для этого нужно постоянно над собой работать. А главное – чтобы был позыв совершенствоваться. Это нельзя заставить насильно, это должно быть внутри. Если этого нет, такого чувства – ложась спать, скорее бы проснуться и бежать к мольберту… Как сказал Репин: "Если хотите создать что-то хорошее сами, смотрите на самое великое". И он так делал. И все так делали. Микеланджело смотрел на Рафаэля, Рафаэль – на Леонардо да Винчи. Это не значит, что они стали похожи друг на друга, они все разные абсолютно, но они учились подходу к искусству, мастерству, всему друг у друга, не стыдясь. Понимаете?

А.Г.: Куда хотелось бы привезти, где вы еще не были ни разу?

А.Ш.: Выставку?

А.Г.: Свою коллекцию, да, свою выставку.

А.Ш.: Мне нравятся эти города средней полосы России, очень нравятся. Просто, понимаете, везти работы – это очень тяжело. Нужно заказывать машину с микроклиматом, с охраной, потому что картины – это не моя уже собственность, а государственная. Нужна страховка, а для этого нужны деньги, страховка дорого стоит. То есть нужно постоянно на эти выставки добывать деньги.

А.Г.: Как воспринимают жители Большой страны, вот в провинции? В Москве – понятно, здесь все-таки немножко другой уровень, здесь люди уже привычны.

А.Ш.: Согласен, согласен.

А.Г.: А как там? Кто приходит к вам?

А.Ш.: Во-первых, когда я туда еду, учитываю тематику моих картин, которые я везу, военную. В первую очередь я прошу руководство области, губернатора и руководство министерства культуры местного, чтобы приглашали людей, ради кого эта выставка, то есть ветеранов войны, служб безопасности, разведки, контрразведки. Понимаете, они приходят… Они часто дойти не могут. Я прошу: "Дайте автобус бесплатно, чтобы их довезти на выставку". И на выставке они очень благодарны. И ради этого стоит… Хоть и мужчины, а у них слезы появляются, потому что их вспомнили лишний раз.

Ведь Путин и сказал: "В знак благодарности за их подвиги везите свои картины туда". Потому что вообще нельзя забывать такие вещи. Тем более сейчас такая самая правильная программа, с моей точки зрения, да и не только, а и большинство с этим согласно, что президент выделил такую национальную задачу номер один – развитие патриотизма в людях, без которого, если не будет в каждом человеке (и это не какие-то помпезные я говорю фразы), страна просто погибнет. Любить свою Родину – это начало всех начал.

А.Г.: А на ваш взгляд, можно ли воспитать патриотизм? Или это должно быть с рождения?

А.Ш.: Можно, но надо это делать с пеленок, когда человек еще поперек кровати лежит. Не на жвачке воспитывать людей и банке пива, понимаете, люди превращаются в дебилов, не помнящих своего родства и ничего, а надо воспитывать их на подвигах вот тех великих людей, которых я пишу, ставить им памятники при жизни. Эти люди должны хорошо жить, должны быть в хорошем смысле всегда в поле внимания средств массовой информации, с положительной точки зрения, потому что эти люди действительно святые. Вот молятся на иконы, а с моей точки зрения, надо молиться на этих людей, которые ради Родины погибают, идут на смерть ради того, чтобы жили другие.

А.Г.: Я с вами согласна абсолютно. Александр, заглянем в год грядущий, уже не за горами 2017-й. Вы творец, вы мастер, вы художник и немного волшебник, ну, как мне кажется, потому что любой творческий человек где-то на грани волшебства, а особенно такой талантливый. Какой образ вы создали 2017 года, если бы была такая возможность? Каким он должен быть?

А.Ш.: Хотелось бы, естественно, чтобы люди жили богаче духовно, это в первую очередь, чтобы были более патриотичны, чтобы не замыкались только на материальном. Хотя я никакой не лицемер, не фарисей. Чем люди богаче живут – этому надо радоваться, но это не должно стоять во главе угла.

И надо восстановить в нашем обществе незыблемые такие величины, как порядочность, преданность, служение Отечеству – то есть вот эти все заповеди, которые делают человека Человеком. Наша разоренная и униженная страна выпрямилась в полный рост, с нами стали считаться, понимаете. Это же очень важно. От этого в каждом из нас должно быть чувство гордости, понимаете. Материальное, все это подтянется, но мы должны быть сплочены, на мой взгляд, вокруг такого великого патриота нашей страны, как Путин. Это моя личная точка зрения.

А.Г.: Спасибо вам огромное за беседу.

А.Ш.: И вам спасибо.

А.Г.: Александр Шилов, народный художник СССР, был в студии "Большой страны". 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Илья Черт (Кнабенгоф) лидер музыкальной группы "Пилот", писатель, философ
  • ГОСТИ

  • Роман Бажилин ректор Тамбовского государственного музыкального педагогического института им. Рахманинова, заслуженный артист России, профессор
  • ГОСТИ

  • Елена Серова летчик-космонавт, Герой России, депутат Государственной Думы
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Илья Черт (Кнабенгоф) лидер музыкальной группы "Пилот", писатель, философ
  • ГОСТИ

  • Роман Бажилин ректор Тамбовского государственного музыкального педагогического института им. Рахманинова, заслуженный артист России, профессор
  • ГОСТИ

  • Елена Серова летчик-космонавт, Герой России, депутат Государственной Думы
  • ГОСТИ

  • Ирина Гордеева президент региональной общественной организации инвалидов "Творческое партнерство".
  • ГОСТИ

  • Наталья Севрюкова активист общественно-политического движения "Суть времени"
  • Карина Ивина декан социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, доцент кафедры библиотековедения и книговедения
  • Александр Мазурицкий доктор педагогических наук, профессор Московского государственного института культуры
  • Владимир Брилев член регионального штаба ОНФ в Москве
  • ГОСТИ

  • Юлия Верещак Координатор волонтерских программ эколого-просветительского центра "Заповедники"
  • ГОСТИ

  • Татьяна Спожакина Президент Красноярской общественной молодежной экологической организации "Зеленый кошелек"
  • ГОСТИ

  • Надежда Михайлова генеральный директор Московского Дома книги, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств
  • ГОСТИ

  • Магомед Толбоев почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России
  • ГОСТИ

  • Дмитрий Орлов директор "Агентства политических и экономических коммуникаций", политконсультант, политтехнолог
  • ГОСТИ

  • Ирина Конторева создатель портала "Вакансии для хороших людей"
  • ГОСТИ

  • Мария Генделева руководитель отдела развития лидерских качеств у детей с инвалидностью в РООИ "Перспектива"
  • ГОСТИ

  • Андрей Болсуновский глава фермерского хозяйства Болсуновский Андрей
  • ГОСТИ

  • Олеся Кашаева основатель и руководитель проекта "Мама работает"
  • ГОСТИ

  • Владислав Сотников директор реабилитационного центра и реабилитационных программ фонда "Шередарь"
  • Показать еще
    Показать еще
    Замглавы МИД Алексей Мешков отправлен в отставку На пост соответствующим указом назначен Александр Панкин
    14 минут назад
    Гидрометцентр: Зима в России ожидается около нормы Тем не менее, будут периоды похолодания и потепления
    22 минуты назад

    ГОСТИ

  • Ирина Делюсина палеоклиматолог, научный сотрудник Факультета наук о Земле и планетах Калифорнийского университета
  • В Петербурге открылся форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России" На нем специалисты обсудят проекты развития субъектов страны
    час назад
    Как татуировки помогают забыть о домашнем насилии? Сегодня герой рубрики "Один в поле воин" жительница Уфы Евгения Захар
    2 часа назад

    ГОСТИ

  • Ирина Абанкина директор Института развития образования Высшей школы экономики
  • Лидия Антонова член Комитета ГД по образованию и науке
  • Амет Володарский руководитель проекта росвуз.рф
  • Анна Кульчицкая председатель Московского регионального отделения "Родительского всероссийского сопротивления"
  • Виктор Панин руководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг
  • Александр Руденко член регионального штаба ОНФ в Московской области, директор школы №1 г. Дубны
  • Деньги и школа Платные услуги в школе - это нормальная ситуация или узаконенное преступление?
    Полный выпуск 2 часа назад
    Наши люди в Сан-Франциско Ректор Дипломатической академии МИД профессор Бажанов - о работе российского консульства в Калифорнии
    2 часа назад
    В Парке "Зарядье" в Москве открылась подземная парковка на 430 мест Парковку будут охранять сотрудники Росгвардии
    2 часа назад
    В Москве ограничат продажу алкоголя в День народного единства Ограничения затронут парки, площади и пешеходные улицы
    4 часа назад
    38-летний советский спутник "Молния" сойдет с орбиты вечером 23 октября "Молния" была запущена с космодрома Плесецк 31 июля 1979 года
    5 часов назад
    Журналиста "Новой газеты" Али Феруза наградили орден мужества им. Сахарова Сейчас Феруз находится в центре временного проживания
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments