Павел Савчук: Фишка нашего проекта в том, что идея пошла "снизу". Студенты сами объединились, понимая, что хотят чего-то кроме учебы

Гости
Павел Савчук
председатель Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики»

Ангелина Грохольская: "Минздрав будет поддерживать студентов медицинских вузов, которые в свободное от учебы время занимаются медицинским волонтерством", – об этом на молодежном форуме "Территория смыслов на Клязьме" сказала министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Движение волонтеров-медиков в нашей стране начинает активно развиваться – сейчас оно объединяет более 4 тысяч человек. Что помогает в работе и что мешает? Поговорим об этом с нашим гостем.

В студии "Большой страны" сегодня – председатель Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики" Павел Савчук. Павел, здравствуйте.

Павел Савчук: Здравствуйте.

А.Г.: Павел, "Волонтеры-медики" появились не сегодня, ведь это движение уже существует несколько лет. Когда эта идея была воплощена?

П.С.: Да, совершенно верно, волонтеры-медики работают в наших больницах, работают в нашей стране уже около четырех лет. Проект начался в 2013 году с такой маленькой гражданской инициативы как "Волонтеры Склифа". Ребята ходили в НИИ имени Склифосовского и просто помогали медицинскому персоналу в свободное от учебы время.

А.Г.: Кто это придумал? Студентам принадлежит идея?

П.С.: Да, это гражданская инициатива. В чем и фишка нашего проекта, если можно так сказать, – в том, что эта идея пошла снизу. Сами студенты, объединяясь, понимали, что они хотят чего-то большего, кроме учебы, какую-то внеучебную деятельность. Так они объединялись в такие группки волонтеров-медиков.

А.Г.: Я назвала – примерно 4 тысячи. Может быть, уже и больше. Сколько сегодня в движении?

П.С.: Уже около 5 тысяч человек.

А.Г.: И с каждым днем, наверное, участников становится все больше и больше?

П.С.: Да, конечно. И сейчас мы ставим большие ставки на первокурсников, которые пришли, потому что по всей стране мы начинаем проводить презентационные мероприятия специально для них.

А.Г.: "По всей стране" – это сейчас ключевое слово. А сколько регионов уже включились в работу?

П.С.: На данный момент около 40 регионов являются нашими региональными отделениями "Волонтеров-медиков".

А.Г.: Что это значит? В регионах какие-то штабы, отряды? Как вы работаете? Расскажите об этой системе.

П.С.: На самом деле все очень просто. Есть базовый медицинский вуз либо базовый медицинский колледж, потому что там как раз находятся студенты-медики, которые и являются волонтерами нашего общественного объединения и Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики". Подписывается специальное соглашение с ректорами этих вузов. Мы всегда очень открыты, потому что "Волонтеры-медики" – это не только сообщество студентов-медиков и медицинских колледжей, а это такая открытая площадка для поддержки гражданских инициатив в сфере здравоохранения, для реализации каких-то волонтерских и добровольческих проектов в сфере здравоохранения и, конечно, для самореализации студентов-медиков.

Подписывается определенное соглашение с ректором вуза или с директором медицинского колледжа, открывается региональный штаб. И затем мы помогаем нашему региональному координатору, который тоже является медиком, студентом или преподавателем данного учебного заведения. И мы помогаем уже познакомиться с профилактическим звеном, с больницами, сводим его с региональным министерством здравоохранения. Мы считаем, что это очень важно, потому что все данные структуры в регионе делают общее дело, и они, конечно, должны работать все в одной связке.

А.Г.: Давайте о направлениях сейчас поговорим. Какие они? У меня сразу ассоциация: волонтер-медик – это значит молодой человек, студент, который в больнице помогает добровольно, бесплатно что-то делать, допустим. Или деятельность гораздо шире?

П.С.: Ну, это типичный стереотип. На самом деле волонтеры-медики помогают и в профилактическом звене. Есть у нас такое направление, которое называется "санитарно-профилактическая работа с населением" – это некое просвещение по профилактике социально значимых заболеваний, которые очень актуальны в нашей страны. Они определены постановлением Правительства Российской Федерации, и на данный момент заболеваемость по этим заболеваниям в нашей стране очень велика. И поэтому наши волонтеры, проходя специальные курсы обучения в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины Минздрава, получают возможность прочитать профилактические лекции в школах, на производствах, на предприятиях и в вузах.

Другим нашим направлением является помощь в больницах, как вы уже сказали. Третьим направлением является профориентация школьников в медицину. Еще очень важным и интересным направлением является медицинское обеспечение спортивных и массовых мероприятий.

А.Г.: Даже так?

П.С.: Да. Когда был "Бессмертный полк" в Москве, наверное, наши горожане этого не заметили, но работало около 150 волонтеров-медиков на Красной площади и по маршруту следования "Бессмертного полка". И они оказывали помощь медицинским бригадам и скорой медицинской помощи, которая стояла по маршруту следования.

А.Г.: Сразу спрошу: что это за помощь, что это за деятельность? Что могут вообще волонтеры-медики сделать, допустим, на тех же массовых мероприятиях?

П.С.: Это на самом деле вопрос очень интересный. Волонтеры-медики, которые имеют сертификат о среднем медицинском образовании или которые получили специальный документ, когда закончили медицинский колледж, являются официальными медбратьями и медсестрами. Они могут помогать среднему медицинскому персоналу, поэтому они помогают врачам квалифицированно уже с персоналом. Ребята немного помладше – они, конечно, как помощники, как младший медицинский персонал.

Но все равно главное, чего мы хотим, – чтобы медицинский персонал немного их обучал, немного рассказывал о своей деятельности. И главное, что у нас есть во всем нашем медицинском добровольчестве, во всех направлениях нашей деятельности, – это навык, который получает волонтер-медик в ходе своей волонтерской деятельности. Ребята, которые постарше (у нас есть и ребята врачи), конечно, они уже помогают как врачи.

А.Г.: Это практика, да?

П.С.: Да, грубо говоря, это дополнительная практика для ребят и дополнительные возможности для них самих. Во-первых, круглогодичную практику пройти в ведущих больницах нашей страны: НИИ имени Склифосовского, ФНКЦ Дмитрия Рогачева, Российская детская клиническая больница. Круглогодично они могут там помогать как волонтеры, и для них это тоже очень интересно. У нас есть ребята, которые волонтерят уже два года, три года.

Есть у нас очень интересный случай, который произошел в Российской детской клинической больнице. Один из наших волонтеров, студент РУДН, знает сирийский и русский язык. И когда случилась такая грустная ситуация, когда привезли девушку из Сирии (она пострадала в результате обстрела), Российская детская клиническая больница не смогла найти переводчика, потому что это была ночь, не так удобно это было сделать. Но она обратилась к нам – и тут же за пару часов мы нашли студента-медика, который знает медицинские термины, которые знает английский и который знает сирийский. Им был один из наших волонтеров-медиков Фесан, он пришел в больницу. И уже на протяжении трех месяцев он помогает медицинскому персоналу, помогает этой девочке. И каждый раз, когда мы его благодарим (главврач очень тепло к нему относится), он постоянно говорит: "Это моя обязанность. Я должен ей помочь, потому что я волонтер-медик".

Сфера здравоохранения – очень консервативная, потому что мы не хотим, чтобы нам оказывали медицинскую помощь обычные проходимцы.

А.Г.: Скажите, пожалуйста, а есть какие-то правовые нормы, которые регулируют волонтерское движение – непосредственно ваше, медицинское? Потому что есть все-таки специфика, есть нюансы…

П.С.: Да, конечно. Сфера здравоохранения – она очень консервативная, она достаточно закрытая, потому что наше здоровье, здоровье наших детей, и мы не хотим, чтобы в больнице или в медицинской помощи участвовали обычные проходимцы. Поэтому мы подписываем соглашения в форме гражданско-правовых актов, которые у нас со всеми больницами есть, с региональными министерствами здравоохранениями, с вузами.

Но, к сожалению, федерального закона, который сейчас бы точно и четко регулировал, на данный момент не существует. Но мы знаем, что наши коллеги из Министерства здравоохранения такой закон разрабатывают. Конечно, хотелось бы, чтобы был такой закон, в котором прописаны слова "волонтер-медик", "медицинский волонтер", чтобы главные врачи, особенно в регионах, не делали круглые глаза и не удивлялись: кто к ним пришел, какие волонтеры-медики?

А.Г.: А сегодня есть такое, что в больницы, допустим, попросту не пускают?

П.С.: Ну, в них не получится не пустить, потому что они все студенты. Они все равно ходят туда, есть клинические базы в этих больницах. Но есть такое недопонимание, что студенты-медики, волонтеры-медики – это равно уборщице. Это наш самый большой страх и то, чего мы не допускаем делать, потому что все-таки эти ребята – это будущие врачи, и они бы хотели чему-то учиться.

А.Г.: Готовясь к нашей беседе, нашла такой интересный факт: в Америке до 40% волонтеров – это люди старше 60 лет, в том числе и медицинские волонтеры. Интересно, а в нашей стране есть так называемые "серебряные волонтеры", или у вас в движении только студенты?

П.С.: Нет, конечно, "серебряные волонтеры" есть, и есть волонтеры любого возраста. Ассоциации волонтерских центров, наши партнеры и организаторы нашего движения, конечно, работают с "серебряными добровольцами". Мы надеемся, что в последующем и "серебряные добровольцы" также включатся в наше движение.

А.Г.: Вообще о доверии хочу сейчас спросить. С врачами, с вашими коллегами практически, – понятно. А как пациенты воспринимают? Например, пациенты пожилого возраста. Есть доверие к молодым людям?

П.С.: На самом деле доверие есть. И доверия есть даже больше, потому что волонтеры-медики еще успевают пообщаться с человеком. Они не только делают какие-то медицинские манипуляции, которые они могут делать в соответствии со своей квалификацией, но у них есть элемент общения, они спрашивают человека. Вот этого очень не хватает особенно пожилым людям, особенно находящимся на длительном лечении в стационарах.

А.Г.: А есть такое понятие "медицинская тайна"?

П.С.: Да. У нас есть тоже нормативно-правовой акт, который мы подписываем, наше движение подписывает с каждым волонтером, который идет в больницу. И в нем прописываются эти все пункты: по сохранению медицинской тайны, по медицинской этике, деонтологии, что можно делать по сохранению внутреннего режима больницы и соблюдению распорядка больницы. Это все там у нас прописывается.

Волонтеры-медики не только совершают медицинские манипуляции, но успевают пообщаться с человеком. Вот этого очень не хватает особенно пожилым людям.

А.Г.: Павел, вы уже сказали, что, допустим, на массовых праздниках вы работаете. Но иногда у нас случаются различные катастрофы, к сожалению, техногенного и природного характера. В таких случаях туда сразу едут волонтеры – и не только медицинские, но и другие. Ваше движение как-то может, допустим, принять участие и какую-то помощь оказать?

П.С.: Да, конечно.

А.Г.: Может быть, уже и были такие случаи?

П.С.: У нас есть ребята, которые проходят обучение и по первой помощи, совместно с нашим партнером "Русская гуманитарная миссия" они проходят обучение по волонтерству в чрезвычайных ситуациях. Это очень важно в связи с тем, что у нас время достаточно неспокойное вообще, да и вообще и в мире. И волонтеры-медики, конечно, готовы прийти на помощь. Но, как говорят наши и коллеги Россоюзспаса, как говорят министр здравоохранения и министр по чрезвычайным ситуациям, конечно, любая помощь добровольческая должна быть скоординированной. И, конечно, если такая проблема появится, не дай бог, то волонтеры-медики будут готовы прийти на помощь. Но это все будет организованно и все будет очень четко.

А.Г.: Но пока не было таких прецедентов, чтобы где-то участвовали?

П.С.: Ну, если это региональная помощь. Например, волонтеры из Амурской государственной медицинской академии (как раз говорила об этом министр здравоохранения) помогали при потопах, которые были на Дальнем Востоке. Есть "Волна здоровья" – такая профилактическая акция, которую проводит "Лига здоровья нации". И в рамках этой акции наши волонтеры в каждом городе, где останавливается данный теплоход с врачами (а там врачи из ведущих медицинских центров), тоже помогают – проводят пропагандистские мероприятия по здоровому образу жизни и по профилактике неинфекционных заболеваний.

А.Г.: Как участники движения, волонтеры определяют, чем им заниматься? Выбирают ли они движение? Или каждый участник должен уметь все – и знать профилактику, и, допустим, если случится какая-то чрезвычайная ситуация, уметь оказать первую помощь там, и работать в больнице? Или все-таки есть какая-то иерархия у вас, распределение?

П.С.: Это все-таки добровольчество, и есть свободный выбор. То есть человек выбирает направление, какое ему нравится. Если ему нравится, к примеру, спорт, он был когда-то спортсменом или является спортсменом, то, конечно, ему будет интересным медицинское обеспечение спортивных мероприятий – и тогда он выбирает это направление. Если ему нравится спасать людей, ему нравится заниматься профилактикой, то он идет в направление санитарно-профилактической работы. На нашем сайте (волонтеры-медики.рф) есть возможность зарегистрироваться на каждое направление в отдельности и выбрать то, что тебе нравится. С волонтером потом связываются координаторы и рассказывают о дальнейших шагах.

А.Г.: Что делать тому, кто сейчас захотел к вам присоединиться, перво-наперво?

П.С.: Все очень просто. Наш сайт: волонтеры-медики.рф. Найти свой регион, зарегистрироваться волонтером в региональном штабе. Если в вашем регионе нашего регионального штаба пока нет, то можно зайти на вкладку "Сотрудничество" и заполнить анкету регионального координатора – и мы поможем открыть "Волонтеров-медиков" в вашем субъекте.

А.Г.: И, наверное, уже завершая нашу беседу, спрошу о планах на предстоящий сезон. Сейчас у вас уже появились первокурсники, вы уже о них немного сказали. Может быть, какие-то акции сейчас готовятся, планируются? Что-то изменится в движении? Расскажите об этом, если это есть.

П.С.: Да, конечно. Мы в сентябре встречаемся в Министерстве здравоохранения Российской Федерации с нашими коллегами и партнерами – как раз будем намечать план нашей деятельности и те направления, где больше всего нужна помощь.

А.Г.: Сейчас понятно, какие это направления будут?

П.С.: Как отметил министр, это донорство, популяризация донорства, это санитарная профилактика, особенно профилактика ВИЧ/СПИД-инфекций. Наши волонтеры-медики очень активно этим занимаются. И вот совсем недавно председатель рабочей группы по профилактике ВИЧ нашего движения ездила в ООН в составе российской делегации на Генеральную ассамблею ООН и выступала с докладом о деятельности волонтеров в России по профилактике ВИЧ. Это тоже одна из наших историй, которых у нас достаточно много. И следующее направление – это, конечно, помощь МЧС, потому что нам нужно готовить волонтеров. И если, не дай бог, что-то случится, волонтеры-медики будут готовы прийти на помощь.

А.Г.: А что касается акций. Какие-то есть планы?

П.С.: Да. У нас есть ежегодные акции, которые мы проводим. Это донорские акции по популяризации донорства, акция против ВИЧ/СПИД, акции "Будь здоров", "Волонтеры-медики против гриппа". В этом году совместно с Эндокринологическим научным центром и Российской ассоциацией эндокринологов мы делаем очень интересную акцию по профилактике йододефицитных заболеваний. Это очень актуально особенно для детей и для беременных женщин, потому что дефицит йода может привести к задержке интеллектуального развития ребенка, а мы хотим, чтобы у нас была здоровая нация.

А.Г.: Спасибо вам огромное. Здоровья всем нашим телезрителям, успехов и удачи вам! Хорошо сдавать экзамены, еще не забывайте и об учебе. Действительно, хорошие медики – это необходимость всегда. Спасибо, Павел.

П.С.: Спасибо большое.

А.Г.: О медицинском волонтерстве мы говорили с председателем Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики" Павлом Савчуком.