Сергей Андреев: На интерактивной "мусорной карте" России более 5 тысяч проблемных точек. В одной Московской области их около 200

Гости
Сергей Андреев
координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Московской области

Павел Давыдов: "Отменить строительство полигона твердых бытовых отходов вблизи деревни Щелканово в Рузском районе Московской области". Письмо с таким требованием к властям Подмосковья мы получили от наших телезрителей. Они опасаются, что рядом с жилыми домами появится большой полигон ТБО, который займет порядка 30 гектаров. Эта история нас побудила поговорить о проблеме утилизации мусора и строительстве мусороперерабатывающих комплексов в Московской области.

У нас в гостях – координатор проекта ОНФ "Генеральная уборка" в Подмосковье Сергей Андреев. Сергей, здравствуйте.

Сергей Андреев: Да, здравствуйте.

Павел Давыдов: В качестве примера я привел ситуацию вблизи деревни Щелканово, но, как я полагаю, это не единичная история. Но давайте начнем все же с нее. Что вам об этом известно?

Сергей Андреев: Конечно, я был сам лично, выезжал и видел все садовые товарищества, непосредственную его близость к жилым домам Сычево.

Павел Давыдов: И все-таки это пока что проект, правильно я понимаю?

Сергей Андреев: На сегодняшний день это еще проект. И, скорее всего, он так и останется проектом. Потому что года два назад о нем впервые стало понятно и известно. Тогда инвесторы должны были выкупить этот участок земли, но на сегодняшний день участок не выкуплен, в территориальную схему, утвержденную губернатором Московской области в декабре месяце 2016 года, этот объект не вошел. И я думаю, до 2030 года можно быть уверенным, что он там не появится. Более того, я на днях был у заместителя министра экологии Московской области, и он подтверждает все это в полном объеме.

Павел Давыдов: Но тем не менее я знаю, что представители ОНФ из этого министерства – Министерства экологии и природопользования Московской области – получили ответ, где в достаточно сложной форме вам попытались рассказать, что будет сделано или не будет.

Сергей Андреев: Да, именно поэтому…

Павел Давыдов: Расскажу, что мы всей редакцией пытались изучить этот документ – ничего не поняли! Может быть, вы нам проясните?

Сергей Андреев: Мы не поняли, к сожалению, тоже, поэтому…

Павел Давыдов: Обратились напрямую.

Сергей Андреев: У нас очень плотные, тесные и плодотворные, скажем так, отношения и с Министерством имущества, и с Правительством Московской области в целом, поэтому я не поленился и съездил за разъяснениями лично. И вот ответ свой я уже вам озвучил.

Павел Давыдов: Но тем не менее сейчас на сервисе Change.org размещена соответствующая петиция. Наша редакция будет внимательно следить за тем, как развиваются события вблизи деревни Щелканово. Но, насколько я понимаю, существуют сегодня в Подмосковье и действующие мусороперерабатывающие комплексы наподобие того, который должен был появиться вблизи деревни Щелканово. Скажите, пожалуйста, а вообще насколько они сегодня соответствуют экологическим требованиям?

Сергей Андреев: В Подмосковье на сегодняшний день именно мусоросжигательных и мусороперерабатывающих комплексов нет, они есть в Москве. Есть один завод на Подольских Курсантов, 2 в Москве, закрыт за экономической, скажем так, нерентабельностью.

Павел Давыдов: Хорошо. А как называются подобные полигоны в Московской области? Я знаю, они есть.

Сергей Андреев: В Московской области это полигоны, это не заводы. То есть в Московской области это называется "мусоросортировочные станции", "мусороперегрузочные станции".

Павел Давыдов: Сергей, я встречался с таким мнением, что жители Подмосковья опасаются, что их регион превратится в большую свалку Москвы, потому что, к сожалению, сегодня Москва не справляется. И ближайший регион, который может хоть как-то спасти ситуацию, – это Подмосковье. Как этого не допустить?

Сергей Андреев: К сожалению, коллеги из Москвы (я имею в виду – из московской власти) подходят очень своеобразно к своей терсхеме по обращению с отходами. И на сегодняшний день – что тоже подтверждает и наше Министерство экологии – она не совсем вяжется… не то что не совсем вяжется, а не подтверждены их потоки мусора, которые будут идти в Московскую область, поэтому очень сложно спрогнозировать.

Свой мусор мы понимаем. У нас почти 140 тысяч объектов мусоронакопления, скажем так, есть. И есть понимание, где будут открыты порядка 22 мусороперерабатывающих заводов. Это не сжигательные заводы, а это щадящие. Есть понимание, где будет 4 мусоросжигательных завода по технологии коаксиальных решеток. Это пилотный проект, 5 заводов в России появятся где-то к 2022–2023 года, планируются.

Павел Давыдов: Жителям каких районов стоит опасаться?

Сергей Андреев: Наро-Фоминск точно, Солнечногорск, Климовск, и то ли Ногинск, то ли Орехово-Зуево. То есть на западе один получается, и в основном все на юге. Но там как раз Балашиха, там Москва очень много возит, там самые такие проблемные.

Павел Давыдов: Сергей, вам что-то известно о реакции местных жителей на то, что в будущем в их районе будет построен мусороперерабатывающий завод?

Сергей Андреев: Конечно. И в региональный штаб Народного фронта нам поступает очень много обращений. Жители наносят много обращений на интерактивную карту свалок, которая появилась по итогам итогового форума с президентом, руководителем нашего движения "Общероссийский народный фронт".

Павел Давыдов: В качестве примера я привел ситуацию вблизи деревни Щелканово. Там местным жителям удалось отстоять свою территорию. А как быть с соседними районами, где жители вряд ли встретят с одушевлением подобную перспективу?

Сергей Андреев: То, что в терсхему включено, но мы эту терхсему в том числе… Ее рассматривала и областная дума. Понятно, что Правительство Московской области проводило круглые столы и экспертные совещания. У нас порядка 3–4 только экспертных совещаний, несколько круглых столов прошло на площадке Народного фронта. По итогам были предложения, обращения. То есть это площадки, где собираются все: экологи, эксперты, общественники. А сейчас, вот на сегодняшний день проблема состоит в том, что у нас 22 закрытых полигона и 5 закрытых свалок. Это официально.

Павел Давыдов: Это официальные, вы очень важно подметили. А сколько у нас несанкционированных точек?

Сергей Андреев: Я сам лично буквально пару недель назад был на полигоне (сейчас закрытом) в Наро-Фоминске. Ну, за полчаса – 30 машин. То есть это танкера большие. Это не 4–5 кубов, а это, соответственно, 10 и более кубов. Плюс соседнее поле практически все, там несколько гектар птичьим пометом…

Павел Давыдов: Ну, проблема колоссальная. И об этом надо говорить.

Сергей Андреев: Проблема колоссальная. Солнечногорск. Здесь нужно, я считаю… И не только я так считаю, а об этом говорит и специальный представитель президента по экологии и транспорту Сергей Иванов, что эту проблему искоренить можно тем, что все-таки обязать всех мусорооператоров использовать систему ГЛОНАСС, свести все это в единую систему – и тогда будет понятно. Потому что у нас очень много объектов берутся под рекультивацию. Соответственно, мусор пересыпается, твердые бытовые отходы пересыпаются вместе со строительным мусором, вместе с грунтом завозящимся. То есть соблазнов очень много, потому что отрасль до сих пор остается очень коррумпированной.

Павел Давыдов: Ваш проект ОНФ "Генеральная уборка" охватывает все регионы России, где местные жители на интерактивной карте сами обозначают проблемные зоны. А как много их, если мы посмотрим на них с точки зрения сегодняшней истории?

Сергей Андреев: Более 5 тысяч по России сейчас у нас таких проблемных точек. Наверное, почти 3 тысячи находятся уже в работе. И наверное, порядка 400 объектов уже стали "зелеными", то есть где проблемы были решены. В Московской области у нас около 200 объектов нанесено на карту, 16 уже нам удалось сделать "зелеными". И в основном стихийные свалки…

Павел Давыдов: А что значит "сделать зелеными"? Ведь ТБО ликвидировать за два месяца невозможно, и за год тоже.

Сергей Андреев: Я вам говорю, у нас же на интерактивной карте все – от маленькой свалочки буквально во дворе, от неубранной и разросшейся мусоросборочной площадки, с которой не вывезли мусор, до полигонов и до заводов в будущем. Поэтому в основном это там, где удается… То есть взаимодействие налажено со многими очень районами. Очень тесно с технадзором мы работаем. Это своими силами, путем привлечения органов местного самоуправления и технадзора удается убрать, расчистить, привести в порядок некие территории.

Павел Давыдов: Сергей, а как местные жители, экологи, общественные организации могут повлиять на ситуацию? Что им нужно делать, чтобы не допустить строительства – первое; а второе – ликвидировать незаконную свалку или полигон твердых бытовых отходов, который нарушает, по их мнению, экологическое равновесие в конкретном регионе?

Сергей Андреев: Естественно, писать обращения в первую очередь – и в контролирующий орган, и в Министерство экологии, и в технадзор. Обязательно обращаться на нашу интерактивную карту свалок. Чем удобно работать с нашей картой свалок в проекте "Генеральная уборка"? Тем, что у нас обращения пишут эксперты, специалисты, экологи. И мы понимаем, как это сделать наиболее эффективно и добиться максимального положительного результата для наших жителей.

Павел Давыдов: Сергей, большое вам спасибо за эту беседу, за конкретные примеры. Я надеюсь, что все-таки Подмосковье не окажется за периметром и не станет большой свалкой для Москвы. Спасибо.

Сергей Андреев: Да, спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях был координатор проекта ОНФ "Генеральная уборка" в Подмосковье Сергей Андреев.