Сергей Ерохин: Мы не можем отчислить студента за то, что он что-то взломал. Но правоохранительные органы, безусловно, найдут его и накажут

Гости
Сергей Ерохин
и.о. ректора Московского технического университета связи и информатики

Павел Давыдов: 31 января 1921 года началась история Московского технического университета связи и информатики, который 96 лет назад назывался Московским электротехническим институтом народной связи им. Подбельского. Сегодня это крупный учебно-научный центр подготовки высококвалифицированных специалистов в области телекоммуникации, информатики, радиотехники, экономики и управления. В составе университета два региональных филиала в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Научный центр, институт повышения квалификации, учебно-научный полигон новой техники.

О сегодняшнем дне этого легендарного вуза мы поговорим с исполняющим обязанности ректора Московского технического университета связи и информатики Сергеем Ерохиным. Сергей Дмитриевич, здравствуйте.

Сергей Ерохин: Добрый день.

Павел Давыдов: 96 лет с момента основания вуза. Позвольте поздравить вас всех – студентов, педагогический состав, выпускников – с этой хоть и не круглой, но датой. Отмечать как-то будете?

Сергей Ерохин: Спасибо большое за поздравления, нам очень приятное. Дата не круглая, поэтому отмечать мы ее будем больше символически. Безусловно, коллектив соберется, друг друга поздравим.

Павел Давыдов: Насколько я понимаю, вуз неоднократно менял свое название. Между тем, он выпустил большое количество известных ученых и общественных, и даже государственных деятелей. Скажите, а за эти 96 лет статус вуза в каком состоянии находится?

Сергей Ерохин: Наш университет подготовил порядка 10 министров связи различных зарубежных государств, то есть в годы СССР вуз играл ведущую роль не только для СССР, но для всех стран, которые примыкали к СССР. Это Монголия, Вьетнам, это страны Восточной Европы. То есть подготовка кадров велась на высоком международном уровне.

Павел Давыдов: Это все в прошедшем времени. А сегодня-то?

Сергей Ерохин: Сегодня я могу сказать. Безусловно, суровые 1990-е годы, тяжелое начало 2000-х годов, они частично подорвали материальную базу университета, вымылся научно-педагогический состав. Но сейчас мы видим хорошие тенденции к возрождению.

У нас в университете обучается порядка 300 иностранных граждан из 27 государств, и мы видим, что по-прежнему абитуриенты стран Азии и Африки с большим удовольствием поступают в российский вуз, в технологический университет.

Павел Давыдов: А какие, кстати, направления и факультеты они выбирают, я имею в виду иностранцы?

Сергей Ерохин: Как правило, они выбирают направление "Инфокоммуникация", то есть традиционное телекоммуникационное направление. Но при этом мы видим возрастающий интерес к области информационных технологий и информационной безопасности.

Павел Давыдов: Сергей Дмитриевич, в университете вы работаете, если я не ошибаюсь, что 2004 года.

Сергей Ерохин: Да.

Павел Давыдов: Ровно год назад 3 февраля вы заняли пост руководителя. Не секрет, что сегодня высшая школа переживает не самые лучшие, простые времена. Скажите, а удается ли внедрять инновационные подходы в образовательном процессе, о котором сегодня так много говорится?

Наш университет внедрял, внедряет и будет внедрять инновационные подходы

Сергей Ерохин: Да, безусловно. Университет внедрял, внедряет и будет внедрять инновационные подходы. И к этому нас, так сказать, заставляет жизнь, заставляют студенты, которые приходят. Сама жизнь заставляет нас внедрять новые технологии. То есть если раньше наши студенты изучали, допустим, не пайку, но как собирается оборудование, то сейчас мы бо́льший упор делаем на разработку устройств на микросхемах, программирование микросхем, вычислительную технику, информационную безопасность. То есть инновации идут везде, как и в самих программах обучения, так и в том, что студенты изучают.

Павел Давыдов: С другой стороны, знаете, как обидно, что мы пользуемся западной продукцией, и нет у нас планшетников российского производства?

Сергей Ерохин: Понимаете, если посмотреть в историю, к сожалению, у этой проблемы очень глубокие корни со времен среднего СССР. Но я могу сказать, что мы не без оптимизма смотрим в будущее, потому что сейчас мы видим, как наше правительство и Минпромторг прилагают большие усилия для того, чтобы в России появилась своя элементная база, в частности процессоры "Эльбрус", компьютеры на их основе. И мы надеемся, что в ближайшие пять лет у нас не только зарубежная вычислительная техника будет.

Павел Давыдов: Перед университетом, тем более с таким списком востребованных специальностей, стоит много задач. А какие из них на первом месте?

Сергей Ерохин: Самая важная задача, самая главная – это готовить тех специалистов, которые нужны рынку. Не секрет, что иногда промышленность и предприятия выдвигают претензии в том, что в университете учат не тех и не тому. Мы целенаправленно уходим от этого, мы взаимодействуем с работодателями, мы каждый год модифицируем учебные программы так, чтобы наши специалисты были востребованы на предприятии, чтобы они могли прийти и начать работать. Могу сказать, что мы добились в этом существенных успехов. По статистике Министерства образования 86% наших выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания вуза. Это один из самых высоких показателей.

Павел Давыдов: Как, на ваш взгляд, меняется сегодня взаимоотношение между работодателем и вузом? Ведь те отношения, мне кажется, настолько угасли, что сегодня их не всегда удается восстановить, а без этого у выпускника, как мы понимаем, будущего нет.

Сергей Ерохин: Здесь двоякий тренд. С одной стороны, есть работодатели, которые, скажем так, игнорируют вузы. Они предпочитают набирать людей на рынке труда, и сами, как говорится, их доучивают.

Павел Давыдов: При этом с опытом работы. А где этот опыт взять студенту?

Сергей Ерохин: Да, это очень важный момент. Скажем так, эти времена постепенно уходят, и крупные работодатели приходят в университеты, они ищут пути интеграции, и мы, безусловно, очень в этом заинтересованы для того, чтобы была тесная связь, как в годы Советского Союза между образованием и производством.

Для примера, у нас в университете существует 11 базовых кафедр, и одна из них – кафедра Ростелекома, куда приходят студенты, они не просто обучаются, они проходят практику на предприятиях Ростелекома, стажировку, специалисты Ростелекома ведут учебные занятия. Таким образом на выходе Ростелеком получает уже готовых специалистов. Это одна из форм такого продуктивного сотрудничества – создание базовых кафедр. Но кроме Ростелекома у нас еще 11 кафедр. Так что самый действенный механизм.

Павел Давыдов: Скажите, а как выстраиваются отношения вашего университета с ведущими научными кластерами страны?

Сергей Ерохин: Сейчас научный мир очень сузился, сузился по многим объективным причинам. В частности Минобр провели слияние университетов.

Павел Давыдов: Укрупнение, как они это называют.

Сергей Ерохин: Укрупнение, да, скажем так. Это было слияние с укрупнением. В Российской академии наук также прошли структурные преобразования. И число оставшихся единиц невелико. Безусловно, если раньше взаимодействие выстраивалось, нужно было ездить куда-то на научные поля, знакомиться, то сейчас все люди знают друг друга, и число, с кем мы взаимодействуем, можно пересчитать по пальцам двух рук.

Павел Давыдов: Конечно же, информатика сегодня – главная составляющая жизни современного человека. Тему этой беседы мы назвали "Атакующий стиль", можно сказать "Стиль жизни". Скажем так, а для российской IT-сферы такое словосочетание как "Атакующий стиль" подходит?

Сергей Ерохин: Есть хороший военный термин, что "Лучшая защита – это нападение". Что мы будем рассматривать в атакующем стиле? Я думаю, что да. Почему? Потому что благодаря качественной системе советского образования, благодаря очень сильно российской математической школе в России были традиционно очень сильные программисты. Но не только были, они и в настоящее время есть. И не секрет, что, во всяком случае, до экономического кризиса многие крупные промышленные западные компании открывали центры исследования и разработок в России, именно в направлении IT. Почему? Потому что здесь сильные кадры, невысокая их себестоимость и хорошая научная школа.

Павел Давыдов: Хочу поинтересоваться вашим мнением, коль уж речь зашла об уровне российских IT-специалистов. Нашу страну обвиняют в том, что российские хакеры якобы взломали серверы Демократической партии, и таким образом повлияли на исход президентских выборов в США. На ваш взгляд, наши хакеры действительно такого высокого уровня?

Сергей Ерохин: Уровень российских IT-специалистов очень высок. Но, возвращаясь к началу этого вопроса, хочу сказать, что проблема хакерства имеет серьезный моральный аспект. Допустим, у ребят, которые у нас обучаются на информационной безопасности, мы уделяем очень много внимания воспитанию их морально-волевых качеств, чтобы они в первую очередь выросли как члены нашего общества, чтобы у них были некоторые моральные принципы. И ребята, которых мы учим в области информационной безопасности, безусловно, они могут как защищать банковские системы, так и нападать на эти банковские системы. В этом году мы стали опорной площадкой для соревнований MCTF по информационной безопасности, крупнейших соревнований по информационной безопасности в России. Мы видели, как туда приходили ребята, которые с 7 класса профессионально этим занимаются. К 11 классу они уже становятся такими специалистами, что ими начинают интересоваться компании уровня "Лаборатория Касперского". Потом они поступают к нам на бакалавриат, где их обучают специализированным дисциплинам, таким, как криптология, система обнаружения вторжений. Они заканчивают четыре года, потом они идут в магистратуру. Если мы не будем заниматься воспитанием моральных качеств наших студентов, то мы можем, так сказать, сами себе получить большую проблему в будущем.

Павел Давыдов: Сергей Дмитриевич, вы очень важный аспект подняли по поводу морального обучения студентов. А как это делается? Эти уроки должны же проводить психологи, как минимум.

Сергей Ерохин: У нас Закон "Об образовании" говорит, что образование в России – это обучение и воспитание. И, безусловно, воспитательный процесс в университете – это неотъемлемая часть жизни самого университета. Если говорить конкретно про наш университет, то у нас существует множество различных кружков, команда "КВН", спортивные секции, у нас есть замечательный летний лагерь на реке Ока, который работает в три смены. То есть мы прилагаем все усилия на то, чтобы студент, он не просто приходил на занятие в университет и рассматривал, как пришел и ушел, а чтобы вовлекать его активно в жизнь университета.

Павел Давыдов: А если студент был замечен в неких злодеяниях, что его ждет? Отчисление?

Говоря про хакеров, мы не можем отчислить студента за то, что он что-то сломал или взломал 

Сергей Ерохин: Если мы говорим про хакеров, понимаете, мы не можем отчислить студента за то, что он что-то сломал. Это уже…

Павел Давыдов: А взломал если?

Сергей Ерохин: И даже взломал. Почему? Потому что есть Закон "Об образовании", который очень четко прописывает, когда студент может быть отчислен. Поэтому только на основании того, что он там что-то взломал, мы его не отчислим. Но правоохранительные органы, безусловно, найдут его и накажут, и он волей-неволей будет отчислен из университета.

Павел Давыдов: Насколько я знаю, у вас даже есть своя университетская газета, называется "Закадры связи". Наверное, там публикуете лица тех ребят, которые проштрафились?

Сергей Ерохин: Нет, мы там публикуем лица тех ребят, которых награждаем.

Павел Давыдов: С другой стороны.

Сергей Ерохин: Да, мы с другой стороны. Но это старейшее издание. Если мне память не изменяет, газета издается с 1937 года.

Безусловно, сейчас в век современных технологий вроде печатные издания как-то не очень актуальны. Но я могу с уверенностью сказать, что это часть культуры университета, это традиция, которую мы не планируем нарушать.

Павел Давыдов: Насколько большая конкуренция среди технических вузов сегодня в России, и какое место в ней занимает ваш вуз?

Сергей Ерохин: Наш вуз занимает в ней достойное место. Могу сказать честно, что по рейтингу РАЭК, который вышел, если не изменяет память, две недели назад, по востребованности вузов среди работодателей, наш университет занял 13 место среди технических университетов всей страны. Наш университет всегда был лидером, сначала в области связи, радиотехники, потом в области телекоммуникации, и мы надеемся сохранить за собой лидерство в формирующейся новой экономике, то, что Владимир Владимирович Путин в своем выступлении назвал "цифровая экономика". У нас уже сейчас есть понимание, какие специалисты будут востребованы в цифровой экономике, чему их обучать, как их надо учить, потому что дети же тоже меняются, сейчас никто не придет в класс, где доска и мел.

Павел Давыдов: Сергей Дмитриевич, большое вам спасибо за эту беседу. Я желаю вам первого места в различных рейтингах эффективности вузов нашей большой страны.

Сергей Ерохин: Спасибо вам большое.

Павел Давыдов: И новых славных страниц в истории вашего университета. Спасибо большое.

Сергей Ерохин: Спасибо большое.

Павел Давыдов: В студии "Большой страны" мы беседовали с исполняющим обязанности ректора Московского технического университета связи и информатики Сергеем Ерохиным.