Цифровое поколение

Ангелина Грохольская: Если ребенку предложить на выбор – играть или учиться, – конечно, он выберет первое. А что, если совместить? Именно так сделали в Севастополе – школьников там учат программированию с использованием игровых технологий, устраивают квесты и соревнования. К каким результатам это приводит? Спросим сегодня у наших гостей – автора проекта "Программируем, играя" Сергея Михнева, и в нашей студии руководитель Центра управления инновационными проектами Института стратегии развития образования Российской академии образования Юлия Власова. Сергей и Юлия, здравствуйте.

Юлия Власова: Здравствуйте, Ангелина.

Сергей Михнев: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Ну, давайте разбираться, как же это – программировать, играя. Вообще я сразу вспоминаю слова моей классной руководительницы в школе, которая всегда говорила: "Делу – время, потехе – час". То есть строго было разделено: здесь – учеба, здесь – игра. А вы, я так понимаю, все стереотипы ломаете?

Сергей Михнев: Да, в какой-то мере. Исторически так сложилось, что мы сначала готовили студентов на Чемпионат мира по программированию, но однажды талантливые студенты закончились, и нам пришлось идти в школьную среду для того, чтобы ребят начинать готовить к этим соревнованиям еще в школе. А для того, чтобы охватить более широкие массы, то есть в больших масштабах, мы пришли к выводу, что надо зайти со стороны того, что им нравится. Им нравится играть, поэтому мы попытались совместить. И сейчас это выглядит для ребенка как компьютерная игра, ему нужно управлять роботами в космосе. Но единственный инструмент, который у него для этого есть, – это языки программирования. А потом мы предлагаем вместо того, чтобы играть в игры, научиться создавать свои проекты. Это не всегда игры.

Но еще у нас детки с удовольствием создают образовательные проекты с игрофикацией. Например, недавно разработали приложение для обучения детей младших классов отрицательным числам на примере игры "Зоопарк". То есть – есть зоопарк, в котором нужно ухаживать за животными, и им нужно поддерживать правильный температурный режим. И для того чтобы его поддерживать, нужно уметь оперировать с отрицательными числами – складывать, вычитать, умножать, делить.

Ангелина Грохольская: И это уже придумали учащиеся?

Сергей Михнев: Да, это уже придумали учащиеся. То есть мы не ограничиваем их идеи. И часто выглядит каким образом? Ребенок сначала озвучивает идею, что он хочет сделать, а наставник, исходя из этого, уже подбирает те материалы, с которыми ребенку необходимо ознакомиться. Поэтому, в отличие от стандартных учебных программ, под которые приходится подстраиваться ребенку, у нас наоборот – то есть у нас программа, обучение подстраивается под то, что ребенку интересно.

Ангелина Грохольская: С кем вы работаете? Я имею в виду учебные заведения. Где это? Или это курсы отдельные? Или вы уже куда-то в школы вошли?

Сергей Михнев: Первой ступенькой был как раз таки конкурс "Моя страна – моя Россия". И именно с этого момента мы перестали быть частью образовательного проекта университета и со временем выросли в собственную компанию, то есть основали собственную компанию. И сейчас у нас есть договора о сотрудничестве с Севастопольским университетом, с Крымским федеральным университетом. Ну и сейчас мы в стадии подписания договоров в Краснодаре. Ну и может быть, еще какие-то регионы тоже присоединяться.

И кроме этого, у нас партнерские соглашения со школами и партнерские соглашения с органами власти. Например, в Севастополе на базе нашей платформы проводят городской этап Всероссийской олимпиады по информатике для школьников. И благодаря этому два года назад в десять раз выросло количество участников пятых-шестых классов. И первые результаты получили уже в этом году, потому что пятиклашки и шестиклашки тех времен, будучи сейчас в седьмом и восьмом классе, начали показывать результаты на реальных языках программирования.

Ангелина Грохольская: Мы уже поняли, каковы результаты вашего проекта. Я сейчас хочу про "Мою страну – мою Россию", вы уже упомянули об этом конкурсе. Проект занял, если я не ошибаюсь, второе место…

Сергей Михнев: Первое.

Ангелина Грохольская: Первое место?

Сергей Михнев: Да.

Ангелина Грохольская: Простите меня ради бога. "Моя страна – моя Россия" – этот конкурс знаком нашим телезрителям. У нас тут было очень много участников и победителей этого конкурса. И в этом году 15 лет ему исполняется. Вот Юлия у нас сегодня отвечает именно за конкурс. Юлий, а что изменилось в этом году у конкурса? Появились какие-то новшества?

Юлия Власова: Организаторы очень готовятся к юбилею. Есть несколько новых очень интересных номинаций. Например, Министерство здравоохранения Российской Федерации ввело номинацию "Мое здоровье". Есть, конечно, и устоявшиеся и любимые номинации, в их числе "Моя педагогическая инициатива", "Мои открытые университеты", за которые отвечает Институт стратегии развития образования РАУ и в целом Российская академия образования. Есть много других номинаций. И каждый проект может встроиться в конкурс "Моя страна – моя Россия".

Ангелина Грохольская: Но я знаю, что появилась еще одна особенность – вы теперь занимаетесь интеллектуальной собственностью, то есть все проекты патентным правом будут охраняться, чего раньше не было

Юлия Власова: Дело в том, что полное название конкурса – это Всероссийский конкурс авторских молодежных проектов и проектов в сфере образования. И вот на слове "авторских" впервые сделан акцент организаторами.

Ангелина Грохольская: Это точно, да. Это важно, мне кажется, да? Сергей, вы как один из авторов проекта как думаете?

Сергей Михнев: Безусловно, как мне кажется, очень здорово, что теперь ребята смогут не просто поучаствовать в конкурсе, чтобы почувствовать свои силы, поверить в себя и, вообще говоря, получить какие-то конкретные результаты, но и дальше создать для них фундамент для развития.

Ангелина Грохольская: И самое главное, чтобы их проект был защищен, потому что это очень важно. Ведь молодые люди зачастую придумали какую-то гениальную идею, и они не думают о том, что кто-то попросту может ее украсть.

Юлия Власова: Если проект может быть реализован, если он может быть развиваем, то очень важно, чтобы права были закреплены или, по крайней мере, каким-то образом для авторов ясны. Это не всегда важно защищать. Вот есть проекты, которые не требуют дополнительных усилий по закреплению авторских прав. Например, проекты по благоустройству школьной территории.

Ангелина Грохольская: Вот я только подумала, что это проекты в номинациях "Мой дом", "Мой двор", наверное, да?

Юлия Власова: Да, конечно.

Ангелина Грохольская: Потому что это общественные инициативы, когда авторство такое коллективное, скажем так.

Юлия Власова: Коллективное авторство. Понятно, за счет каких ресурсов будет развиваться проект. А есть проекты более сложные. Технология требует защиты и охраны с помощью Роспатента. Есть проекты, результаты которых настолько самодостаточны, что, в принципе, достаточно публикации этих результатов для того, чтобы были закреплены авторские права. А есть проекты, в которых публикации категорически противопоказаны. До момента получения свидетельства, подтверждающего приоритет, публиковать суть разработок нельзя.

Ангелина Грохольская: Сколько нюансов!

Юлия Власова: Да, Вот всем этим азам, всем этим нюансам мы стараемся сейчас обучить, по крайней мере, просветить желающих.

Ангелина Грохольская: А каким образом происходит обучение? На какой стадии вы начинаете работать уже с участниками конкурса?

Юлия Власова: Мы сейчас все больше и больше уходим в виртуальное пространство, в Интернет. На сайте "Моя страна – моя Россия" мы, например, сейчас открыли юридическую консультацию по вопросам охраны авторских прав. И туда можно задать вопрос, мы постараемся на любой вопрос ответить. Надеемся, что будем достаточно компетентны. Хотя, вообще-то, мы не юристы.

Ангелина Грохольская: Я хочу вернуться к проекту "Программируем, играя". Сергей, что у вас, какие перспективы? Что дальше в ближайшем будущем?

Сергей Михнев: Ну, у нас в феврале заканчивается московский уже чемпионат, это пилотное соревнование. Дальше у нас географическое расширение – Краснодарский край, Саратов и Санкт-Петербург. И в ближайших планах на год-два мы все-таки хотим сделать федеральное соревнование с масштабом в десятки тысяч участников, которое будет давать возможность ребятам не только кратковременно попробовать, что такое навыки для профессий будущего, но и очень активно этим заинтересоваться и начать строить свою карьеру и свое будущее, чтобы они действительно чувствовали себя уверенно и понимали, что оно их ждет и как они смогут сделать нашу страну лучше.

Ангелина Грохольская: Не знаю, как вы, уважаемые наши эксперты-гости, а я как-то за наше будущее, по крайней мере сейчас, после беседы с вами, стала спокойна.

Юлия Власова: Спасибо

Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое.

Сергей Михнев: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Сегодня у нас в студии были – руководитель Центра управления инновационными проектами Института стратегии развития образования Юлия Власова и Сергей Михнев, руководитель проекта "Программируем, играя".