Виктор Пронькин: Очень важно, чтобы в России была инженерная элита, готовая делать прорывы в области технологий

Гости
Виктор Пронькин
первый заместитель генерального директора Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело»

Ангелина Грохольская: В списке Forbes не только миллиардеры. В этом году журнал, который у большинства наверняка ассоциируется с большими деньгами, гигантами бизнеса и рейтингами сильных мира сего, впервые опубликовал ТОП-12 благотворительных фондов. В итоговом списке организации распределились по размеру бюджета. В первую пятерку вошли "Русфонд", "Подари жизнь", "Наше будущее", "CAF Россия" и "Фонд Тимченко". На шестой строчке – "Вольное Дело" Олега Дерипаски. Этот фонд создан в 1998 году. За 17 лет реализовано 500 проектов в сфере образования, науки, культуры и территориального развития.

О "Вольном деле" поговорим сегодня в рубрике "Фонды, которые мы выбираем". В студии "Большой страны" – первый заместитель генерального директора фонда Виктор Пронькин. Виктор Николаевич, здравствуйте.

Виктор Пронькин: Добрый день.

А.Г.: Мне вот интересно, а своих подопечных – тех, кому фонд помогает – вы нацеливаете сразу на список Forbes?

В.П.: Нет, мы нацеливаем их на получение качественного образования, на получение профессии, освоение современных компетенций, навыков для того, чтобы войти в инженерно-техническую элиту России, профессиональную элиту России.

А.Г.: Ну а все остальное – наверное, это уже дело за ними.

В.П.: Да, это уже приложится.

А.Г.: Тогда давайте о направлениях фонда поговорим. То есть образование – это самое главное?

В.П.: Да, образование является важнейшим направлениям деятельности фонда, хотя и не единственным. Есть и поддержка науки и культуры, территориальное развитие, защита животных и другие направления.

А.Г.: Почему именно инженерные кадры?

Очень важно, чтобы в России была инженерная элита, готовая делать прорывы в области технологий 

В.П.: Вы знаете, сейчас мы находимся на очень интересном этапе развития, когда двигателем и страны, и экономики являются новые технологии, и робототехника или автоматизация, IT-технологии занимают одно из центральных мест в этом развитии. Поэтому очень важно, чтобы в России была когорта, инженерная элита, которая готова была бы делать прорывные проекты в области технологий.

А.Г.: То есть даже статус профессии инженера нужно немножко поднять? Потому что в свое время это было чуть ли не ругательное слово. "Кто у тебя папа? Инженер? Ой, ну как же ты живешь?"

В.П.: Безусловно. Я думаю, что это как раз то направление, которое должно быть очень интересно и для детей, и для политиков в том числе.

А.Г.: Тогда рассказывайте, как вы поддерживаете и кого вы поддерживаете. Кто они – наша будущая элита, наши будущие инженеры?

В.П.: Среди направлений образования есть целый портфель проектов, которые называются "Школа инженерного поколения", где в том числе программы: "Школа нового поколения", "Робототехника", JuniorSkills, "Школа инженерной культуры". И такие два крупнейших проекта – "Робототехника" и JuniorSkills – как раз посвящены в основном подготовке инженерно-технической элиты.

Например, "Робототехника" представляет собой систему и обучения, и конкурсов инженерно-технических для детей и молодежи с 6 до 30 лет. Сейчас в этой программе принимают участие около 40 тысяч детей и молодежи. А центральное мероприятие этой программы – это Всероссийский робототехнический фестиваль "РобоФест", который с 2008 года проходит в Москве.

А.Г.: Ой, там такие удивительные вещи показывают! У нас были участники этого фестиваля. Это действительно что-то фантастическое. Даже иногда кажется, что это будущее, что это не сейчас, а это откуда-то оттуда, уже из XXII века.

В.П.: Дети делают совершенно удивительные вещи, в том числе и по заказам конкретных предприятий. В частности, "Группа ГАЗ" с 2010 года проводит конкурс "РобоКросс". Каждый год он проводится на полигоне "ГАЗ" в Нижнем Новгороде, где студенты, студенческие команды делают, например, автомобили-роботы. Россия таким образом стала третьей страной в мире, которая инициировала такую программу – соревнование автомобилей-роботов.

А.Г.: Как начинается подготовка? Как попасть в эту программу? И в каких регионах она реализуется? Давайте прямо с самого начала.

В.П.: Сейчас это 69 регионов. Мы работаем через ресурсные центры в этих регионах.

А.Г.: Которые находятся на местах?

В.П.: Там находятся, на местах. Заключаем партнерские соглашения. И эти ресурсные центры развивают дальше сеть кружков или клубов по робототехнике, где дети могут прийти и выполнять либо проектные задачи, либо задачи по соревнованиям. Например, нужно собрать определенные детали, привезти их на склад, на определенные полки разложить: одного цвета или одной формы – на одно место…

А.Г.: То есть это уже логистике даже обучаются.

В.П.: Да. То есть это такие серьезные задачи, которые действительно требуются в области автоматизации и роботизации.

А.Г.: Вы сказали, что возраст от 6 до 30. Такой достаточно широкий диапазон.

В.П.: Да. Поэтому выпускники – тоже наша целевая аудитория. Например, команда "Аврора" из Рязанского университета – они сделали малое авиационное предприятие и сейчас занимаются действительно решением задач в области автоматизации и роботизации.

А.Г.: Вот я как раз и хотела спросить у вас: какие перспективы открываются перед участниками ваших проектов, в том числе будущих инженеров? Понятно, вы их обучаете, вы их поддерживаете. А что потом?

В.П.: По нашим данным, более 30% ребят, которые занимаются в программе "Робототехника", например, поступают в инженерно-технические вузы России.

А.Г.: Мы как раз сейчас видим результат работы.

В.П.: Это как раз съемки с "РобоФеста". А например, в "Группе ГАЗ" уже около 70 выпускников программы работают в качестве инженеров и техников.

А.Г.: JuniorSkills – я так понимаю, что это такой уникальный проект, который придуман фондом.

В.П.: Да, это новое направление, действительно уникальный для мира проект. Это программа фактически профессиональной подготовки школьников с 10 до 17 лет. И мы готовим команды, в том числе для дальнейших соревнований WorldSkills.

А.Г.: Вы сотрудничаете с этим проектом, да?

В.П.: Это, безусловно, партнерский проект союза WorldSkills Russia и фонда "Вольное Дело". Мы стартовали два года назад всего лишь. Сейчас уже 40 регионов включились, проводят там региональные отборочные соревнования. Мы провели уже пять национальных чемпионатов, три чемпионата Hi-Tech в Екатеринбурге, в Казани и в Москве, готовим сейчас к 2017 году в Краснодаре.

Это также и международная инициатива России, поскольку эту инициативу поддержал и президент, предложил как раз объединить соревнования JuniorSkills и WorldSkills в единую систему чемпионатов "Молодые профессионалы". И мы сейчас эту инициативу продвигаем на международной арене. Вот уже Белоруссия вступила, можно сказать, в программу JuniorSkills и проводит свои состязания. Команда швейцарцев к нам по электромонтажу приезжала на чемпионат в Московской области. А вот буквально завтра на EuroSkills мы будем презентовать программу JuniorSkills для европейской аудитории.

А.Г.: "Ученье – свет". Как превратить идеи в добрые дела? О поддержке отечественной науки и решении значимых проблем в образовательном процессе рассказывает первый заместитель генерального директора Фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело" Виктор Пронькин.

JuniorSkills – это для школьников?

В.П.: Для школьников – с 10 до 17 лет. Здесь мы осваиваем те же самые профессии, и ребята соревнуются на тех же самых площадках по тем же самым профессиям, как и взрослые. Например, это станки ЧПУ, фрезерные, токарные, мехатроника, электроника, инженерная графика, прототипирование, геномная инженерия, нейротехнологии. То есть мы берем в том числе и будущее технологии, будущее профессии, поскольку ребятам жить лет через 15–20, и они должны быть самым активным экономическим слоем населения.

А.Г.: А с кем вы сотрудничаете? Вы сейчас называете такие профессии, которые… Мне кажется, не во всех школах, далеко даже не во всех регионах вообще слышали об этом, тем более там никто не готовит ребят к этим специальностям. Как это все происходит?

В.П.: По каждой компетенции у нас есть индустриальный партнер, который является носителем этой компетенции, понимающий, как развивать ее и так далее. Например, по нейротехнологиям это Московский технологический институт, по электромонтажу – другие компании. То есть, безусловно, без профессионалов здесь невозможно дальше развиваться. В этом как раз и суть. Ребята получают профессиональные компетенции от их носителей, от инженеров, технологов, специалистов.

А.Г.: А на чьей базе они обучаются?

В.П.: Очень разные сейчас базы – в зависимости от региона и возможностей. Это могут быть как кружки в школах, так и ЦМИТы, кванториумы, центры технического творчества, учебные центры предприятий, центры при вузах, колледжах – неважно где. Важно, чтобы там было правильное оборудование, приближенное к реальному оборудованию, и были обученные специалисты.

А.Г.: Виктор Николаевич, это очень хорошо, что вы сотрудничаете непосредственно с какими-то предприятиями, где уже есть специалисты. Они готовят, по сути, себе кадры. Но вот у меня какой вопрос: почему Министерство образования, допустим, с вами не сотрудничает?

В.П.: Почему же?

А.Г.: Сотрудничает?

В.П.: Безусловно!

А.Г.: Вы просто сейчас называете площадки: кружки, колледжи, еще что-то, какие-то ресурсные центры – это все дополнительное образование. Школы где?

В.П.: В школах тоже кружки.

А.Г.: Есть там?

С этого года школьники, участвующие в "РобоФесте", могут поступать в лучшие вузы России

В.П.: Да, безусловно, школы. Например, в Новосибирске очень сильные школы, гимназии, которые продвигают именно как раз инженерные классы, и на базе уроков технологий они как раз изучают эти профессии. Безусловно, все наши проекты – это проекты частно-государственного партнерства, межсекторного партнерства. Невозможно было бы их таким образом продвигать, если бы не сотрудничали с Министерством образования и науки, с Минпромом, с Агентством стратегических инициатив, которое оказывает безусловную нам поддержку. В частности, по его инициативе именно программа "Робототехника", и "РобоФест" получил статус всероссийской олимпиады школьников. С этого года школьники, участвующие в "РобоФесте", могут поступать в лучшие вузы России.

А.Г.: Давайте еще о других проектах поговорим. Очень интересный, на мой взгляд, проект… Вот я не встречала пока, не общалась с фондами, которые поддерживали бы это направление. Я про археологию сейчас. Расскажите, почему именно археология? И что интересного с помощью фонда "Вольное Дело"…

В.П.: Это такой комплексный проект, который сочетает в себе как и поддержку культуры, так и поддержку науки, так и территориальное развитие, поскольку он находится в родном регионе Олега Владимировича – в Краснодарском крае. Это Фанагория, Таманский полуостров, это древний город.

А.Г.: Места там уникальные.

В.П.: Места очень уникальные. Это древний город, который был на треть погружен в воду, фактически русская Атлантида. И уникальная особенность этого города в том, что он умер своей естественной смертью примерно в V веке нашей эры, и больше там ничего не строилось. Это действительно Мекка для археологов.

А.Г.: Кладезь.

В.П.: Там огромные площади – около 900 га занимает и сам город, и некрополь, и вокруг курганы. И мы поддерживаем археологическую экспедицию Института археологии РАН с 2004 года. Сейчас это одна из крупнейших и лучших экспедиций России. Находки занимают ТОП-10 в России.

А.Г.: А какие-то уникальные артефакты были найдены?

В.П.: Да, были очень интересные находки найдены. В ТОП-10 находок вошла находка дворца царя Митридата. В этом сезоне нашли клинописные стелы, которые являются уникальными для этого региона, обычно их находят лишь в Малой Азии. Про Дария там ведется речь.

А.Г.: И продолжится эта работа, да?

В.П.: Да, безусловно. После посещения президентом этой экспедиции было принято решение о создании государственного музея-заповедника, уникального для России. И наш фонд уже построил там научный центр, где проходит круглогодичная обработка находок, изучение их. Причем эта экспедиция тоже очень уникальная. Там и подводники, есть и нумизматы, зоопалеонтологи, ведется разведка с воздуха.

А.Г.: Вы уже сказали, что это малая родина Олега Дерипаски. А вообще, мне кажется, очень показательный пример. Это очень важно, когда человек становится успешным, богатым, но поддерживает свою малую родину, возвращается на ту территорию. Во-первых, не стесняется говорить, что он не откуда-то из столицы.

В.П.: И мне это тоже очень приятно.

А.Г.: Это безумно приятно. Потому что далеко не все наши успешные, в том числе и бизнесмены, могут это сделать и делают это. И еще очень важно, когда человек поддерживает свою малую родину. Не только археологические раскопки там ведутся. Я знаю, что там же реализуется проект "Территориальное развитие".

В.П.: Да, он так и называется – "Малая Родина". Здесь мы поддерживаем и образование, и культуру, и строим храмы в том числе, и больницы, медицинские центры. Было сооружено несколько спортивных площадок, программа "Развитие хуторов". Сейчас начинаем программу "Бережливый Усть-Лабинск" в Усть-Лабинском районе Краснодарского края.

А.Г.: Это что значит? Это уже энергосбережение, наверное, какие-то новые технологии?

В.П.: На самом деле Олег Владимирович привез в Россию и впервые начал на заводе "ГАЗ" реализовывать программу так называемой производственной системы или бережливого производства по примеру Toyota Production System. Это инициатива по такому ведению и бизнеса, и производства процессов, когда мы понимаем, какие есть потери во время достижения наших задач (то, что ценное для потребителя), и эти потери мы выделяем. Это и простои, и перепроизводство, и складирование ненужных вещей в том числе и так далее. И эти принципы перенесены в том числе и на государственное управление. Мы хотим это сделать на примере Усть-Лабинского района.

А.Г.: Какие есть еще направления, о которых мы с вами не сказали, и, может быть, вот только-только сейчас они начинаются? Потому что я думаю, что мысль работает всегда.

В.П.: Например, во время Олимпиады в Сочи была выявлена проблема бездомных собак, и Олег Владимирович решил построить там приют для бездомных собак. И сейчас около 500 питомцев уже усыновлено, и не только в России, но и за рубежом в том числе, олимпийские спортсмены увозили их. Сейчас такой же проект приютов "Поводок" мы делаем и в Московской области.

А.Г.: Виктор Николаевич, спасибо вам огромное за то, что нашли время, приехали к нам в студию "Большой страны", рассказали о фонде, познакомили нас с проектами фонда "Вольное Дело". Я желаю вам успехов!

В.П.: Спасибо.

А.Г.: Спасибо большое.

В.П.: До свидания.

А.Г.: О фонде "Вольное Дело" нам рассказал первый заместитель генерального директора фонда Виктор Пронькин. 

О поддержке отечественной науки и решении значимых проблем в образовательном процессе, рассказывает первый заместитель генерального директора Фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело".