Владимир Новиков: Без субсидирования авиаперевозок мы не обойдемся. Ни в одной стране мира пассажирские перевозки не являются прибыльными

Гости
Владимир Новиков
член Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока

Павел Давыдов: К деятельности гражданской авиации России в последние годы приковано пристальное внимание. Правда, связано это в основном со сбоями пассажирских перевозок и банкротством ряда авиакомпаний. Между тем, серьезные проблемы уже давно накопились и в так называемой малой авиации, значение которой в экономике и социальной сфере страны трудно переоценить. Чтобы понять, какую роль она играет в нашей жизни, достаточно посмотреть на карту России – мы увидим огромные территории, зачастую труднодоступные для любых наземных видов транспорта, но для небольших самолетов или вертолетов вполне досягаемые. Например, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и арктической зоны.

Что сегодня происходит вокруг малой авиации страны? Об этом мы поговорим с Владимиром Новиковым – членом Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока. Владимир Михайлович, здравствуйте.

Владимир Новиков: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Начну с главного вопроса. На ваш взгляд, в нашей стране сохранились воздушные мосты, которые соединяют труднодоступные города и села? Другими словами – что-то осталось от той малой авиации в нашей стране, которая была в советские времена?

Владимир Новиков: Безусловно, воздушные мосты сохранились. Но, к сожалению, пока на текущий момент их очень мало. И что касается малой авиации, то этот вопрос действительно очень актуален для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Действительно, с 90-х до 2010 года потеря была значительная: мы сократили пассажирские авиационные перевозки в 11 раз – с почти 2 миллионов пассажиров до 180 тысяч в 2010 году.

Сегодня же есть прирост в связи с тем, что предприняты определенные шаги на уровне Правительства Российской Федерации. Можно констатировать, что мы начали набирать обороты. И сегодня если перевозка, допустим, в тех же Соединенных Штатах Америки составляет около 1 миллиона пассажиров в региональном аспекте, то у нас около 600 тысяч. И расчет берется в Америке несколько по-иному. У нас региональными перевозки считаются, если это перевозки из одного региона в другой, а местные линии – это внутри одного региона. Если взять на текущий момент региональные перевозки совместно с местными авиалиниями, то фактически мы где-то рядышком с теми же показателями американскими. Но финансовая помощь, поддержка авиакомпаниям со стороны бюджетов сильно разнится.

Павел Давыдов: Здесь, кстати, очень интересный момент. Если мы говорим о развитии или даже о сохранении малой авиации, то это скорее экономический или политический вопрос?

Владимир Новиков: Это политический вопрос. Нужно сделать так, чтобы люди не уезжали, чтобы жизнь была комфортной, чтобы заработная плата была достойная, чтобы создавались новые рабочие места. Это экономический вопрос.

Павел Давыдов: Что интересно? В этой студии с экспертами мы не раз поднимали тему развития малой авиации, и все мнения были плюс-минус, но похожи. Говорили о том, что невозможно восстановить: а) инфраструктуру; и б) специалистов найти, потому что сегодня большая часть гражданских авиационных специалистов заняты на международных рейсах.

Владимир Новиков: Конечно, это первостепенный вопрос. Но президент Владимир Владимирович Путин поставил четкое указание в июле текущего года, соответствующие поручения Правительству были даны. Вопрос по кадрам – это один из основополагающих. И было прописано Правительству подготовить предложения по разрешению этого вопроса, впрочем, как и подобрать линейку авиационного парка, который будет обслуживаться на определенных базах.

Павел Давыдов: Да, вот это очень интересный момент.

Владимир Новиков: Типов самолетов должно быть очень немного, с тем чтобы была возможность на определенных территориях создать базу…

Павел Давыдов: Ну, свой авиапарк.

Владимир Новиков: Правильно.

Павел Давыдов: А если мы говорим об этом авиапарке, то о каких типах воздушных судов мы можем сейчас рассказать нашим зрителям?

Владимир Новиков: Ну, к сожалению, мы не можем…

Павел Давыдов: Потому что, насколько я знаю, по-моему, только в Канаде мы закупали какие-то малые лайнеры.

Владимир Новиков: Да. К сожалению, мы пока еще не можем похвастаться тем, что наша авиационная промышленность сумела разработать свой собственный самолет…

Павел Давыдов: Sukhoi Superjet Mini, например, да?

Владимир Новиков: Есть самолеты L-410, с которыми работают и наши производители. Я надеюсь, что, может быть, в самое ближайшее время он сможет выйти с локализацией на наш рынок, уже частично нашего производства.

Павел Давыдов: А вот как обидно все это слышать, что мы будем покупать где-то там, а не производить сами. Почему? Потому что, вспомните, когда-то была сильнейшая полярная авиация в нашей стране, которая осуществлялась за счет именно советской сборки. Вот сегодня мы потеряли все – от производства до элементарных перевозок.

Владимир Новиков: Ну, тогда была и другая поддержка со стороны государства авиационной отрасли. Вы же помните, что и министерство соответствующее даже было, насколько сильные позиции были тогда. И было понимание о необходимости развития гражданской авиации и местной авиации.

Конечно, мы будем рассчитывать, что авиационная промышленность в России будет развиваться. Но пока все-таки я считаю, что правильно сделали те регионы, которые уже на текущий момент не стали ждать, пока родится новый российский самолет после Ан-2 для наших местных авиалиний, и уже развивают, нарабатывают ту сеть, которая была когда-то, в доперестроечные времена. Я вам могу сказать, что уже, в принципе, неплохие результаты.

Павел Давыдов: А вот как много в этом процессе – в процессе развития малой авиации – зависит от руководителей на местах, от региональных властей?

Владимир Новиков: Очень много. Принципиально и даны полномочия в решении этих вопросов на места. Если есть такое желание у законодательных собраний, у губернаторов, то развитие будет и в дальнейшем.

Другой вопрос, что со стороны государства нужно обязательно помогать таким регионам. Я в этом нисколько не сомневаюсь. Почему? Потому что без субсидирования авиаперевозок мы не обойдемся. Ни в одной стране мира – ни в Америке, ни в Австралии, ни в Канаде, ни в странах Европы – пассажирские перевозки не являются прибыльными.

Павел Давыдов: Особенно в тот период, когда массовый поток схлынул.

Владимир Новиков: Абсолютно верно.

Павел Давыдов: Что касается непосредственно авиаперевозчиков. Крупный бизнес… Можно вспомнить нашего монополиста – "Аэрофлот". Ведь можно напрямую обратиться к ним и заинтересовать их развивать конкретные направления в конкретном регионе. Вот как вы считаете, если главы регионов обратятся к ним, возможно найти какой-то диалог для того, чтобы заинтересовать авиаперевозчика?

Владимир Новиков: Очень сложно, чтобы сама авиакомпания, сам "Аэрофлот" занимался развитием местных перевозок.

Павел Давыдов: Можно создать "дочки", да?

Владимир Новиков: Но очень возможно и на уровне дочерних компаний. Та же авиакомпания "Аврора" квалицированно занимается…

Павел Давыдов: Да и "Победа", насколько я знаю, тоже осуществляет внутренние региональные перевозки.

Владимир Новиков: Да. Квалифицированно занимается внутренними региональными перевозками.

Павел Давыдов: А вот, например, если взять территорию, где происходит нефтедобыча, то эти регионы достаточно богатые, и местные власти вполне могли бы субсидировать эти перевозки.

Владимир Новиков: Субсидируют по всем регионам. Другой вопрос – опять же количество субсидий. Общий объем российских перевозок совместно с региональными, с местными – около 8,5 миллиарда рублей. В Америке это 17 миллиардов рублей на текущий момент. Но количество пассажирских перевозок, как я вам уже сказал, принципиально где-то равное.

Павел Давыдов: Владимир Михайлович, вы как депутат Госдумы можете повлиять на ситуацию – открыть какие-то специальные двери, кричать как можно громче: "Ребята, давайте возрождать авиацию в нашей стране, малую авиацию. Без нее гибнут поселки, гибнут города, мы теряем людей"?

Владимир Новиков: Поверьте мне, я так и делаю, но пока не видно большого движения. Пока бюджет на 2018 год, насколько я знаю, не увеличивает картину по финансированию авиаперевозок как местного, так и федерального значения, но и не уменьшает. Это, конечно, хорошо. Но тем не менее я вижу, что этот процесс необратим. И в тех регионах, которые занимаются авиаперевозками, количество пассажиропотока растет, поэтому в любом случае авиакомпаниям нужно будет помогать. Потому что какой смысл тогда было это возрождать?

Павел Давыдов: Очевидно одно: воздушные мосты при помощи малой авиации – это, пожалуй, единственная возможность выживать и развиваться отдаленным и труднодоступным городам и селам Большой страны. Владимир Михайлович, большое спасибо, что сегодня напомнили об этом и телезрителям, и даже чиновникам.

Владимир Новиков: Спасибо огромное и вам. Надеюсь, что все будет хорошо в авиационных перевозках местного значения.

Павел Давыдов: Для развития малой авиации необходимы решительные действия на самых разных уровнях власти: строительство современной инфраструктуры, обучение специалистов и привлечение бизнеса. Но главное – у нас нет другого выхода. В гостях у "Большой страны" был Владимир Новиков – член Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока.+