Владимир Сидоров: Уровень экологической культуры требует кардинальных мер в формате всей страны

Ангелина Грохольская: Пробуждение природы с ее буйным цветением, прилетом птиц и ярким солнцем нельзя отменить, как нельзя запретить горожанам отдыхать на чистых берегах, в зеленых дубравах и парках. К сожалению, эта гармония может разрушиться в одночасье, если человек начнет варварски относиться ко всем благам флоры и фауны. И тогда подключаются разные серьезные бюрократические инстанции: Росгидромет, Минприроды, Роскомнедра, Роскомвод, Роскомрыболовства и даже Минобороны.

Между тем, наибольшую оперативность и объективность в экоконтроле проявляют все те же общественные организации и активисты. И сегодня у нас есть возможность задать самые каверзные и острые вопросы о реальном состоянии экологии гостю нашей студии, председателю краевого совета хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны природы Владимиру Сидорову. Владимир, здравствуйте.

Владимир Сидоров: Здравствуйте.

А.Г.: Часто ли вам приходится со всеми этими "Роском" и "Мин" сотрудничать?

В.С.: Да. Вы знаете, специфика нашей организации, Всероссийского общества охраны природы, а ему все-таки исполнилось 90 лет – это тесное взаимодействие с различными государственными структурами. И мы строим это взаимодействие исключительно на волне конструктива. За 90 лет общество накопило большой опыт работы с различными секторами нашего общества. Для решения экологических проблем, как вы правильно заметили, нужна оперативность. Ведь если мы видим экологическое правонарушение, которое происходит, например, машина, которая сливает канализационные стоки в ручей, то, согласно нашему законодательству, ответственность этот человек понесет только тогда, когда будет застигнут на месте своего преступления.

Именно поэтому Хабаровский край одним из первых регионов в нашей стране принял в 2012 году краевой закон об общественных экологических инспекторах. Этот закон фактически создал правовое поле для той работы, которую мы уже несколько лет в Хабаровском крае апробировали. Проект "Экопатруль", который мы реализовали в Хабаровском крае, благодаря поддержке Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации", создал уникальный инструмент участия всех жителей Хабаровского края в формировании благоприятной экологической обстановки.

А.Г.: Хабаровский край. Мы о нем поговорим сейчас.

В.С.: Как это происходит? Это как раз один из наших проектов. Он называется "Чистые берега Амура". К этому проекту подключились предприятия и организации нашего города. Мы поставили своей задачей не только очистить берега Амур, который в паводок уносит весь мусор с берегов в само русло реки, но и оборудовать зоны отдыха с контейнерами для сбора мусора. Это как раз относится к специфике работы нашей организации – не просто бороться с последствиями экологических проблем, а пытаться устранить их причину.

Так вот, система общественных инспекторов, которая была создана в нашем крае, предполагает, конечно, большую работу с нашей целевой аудиторией. Это люди, которым сегодня небезразличны условия, в которых они проживают. Каждый человек, который живет в Хабаровском крае, сегодня может зайти на наш портал ecopatrol.pro и оставить точку на карте, где он увидел природоохранное правонарушение и сделать несколько фотографий, естественно, оставить свои контактные данные, если он не против стать участником процесса разбора этих полетов. После этого наши инспекторы, которые прошли специальную подготовку, получили специальные удостоверения, с использованием наших мобильных групп, сегодня их работает у нас 4, мы планируем расширять свой штат, выезжают на это место и фиксируют само природоохранное нарушение. Наши специалисты готовят материалы, которые передаются в природоохранные структуры по их компетенции.

Наша система помогает создать единый портал, единый телефон, позвонив в который, человек получит, во-первых, полную исчерпывающую информацию о том правонарушении, которое он заметил, получит информацию, как он может помочь в сборе информации, и, конечно же, эта система позволяет людям чувствовать себя нужными.

На сегодняшний день нас очень радует, что к этой работе присоединяется все больше и больше структур: бизнес, власть. Хочется сказать, что пример межсекторного взаимодействия в Хабаровском крае, мне кажется, один из успешных. Здесь можно привести, наверное, насколько таких историй успеха, которые нам за последние 20 лет удалось, во-первых, с местными властями Хабаровска. За эти 20 лет нам удалось построить самый современный в России полигон по утилизации отходов, закрыть несколько городских свалок. Мы построили фактически новую систему сбора и утилизации отходов в городе Хабаровске, появилась новая мусороперегрузочная станция с частичной сортировкой. К сожалению, мы сейчас все 100% категорий отходов не можем подвергнуть чисто по технологическим, но и, наверное, все-таки по экономическим причинам. Но само это достижение знаковое. Для нашего города это была огромная проблема.

А.Г.: Я знаю, что мусором китайцы интересовались в Хабаровске.

В.С.: Совершенно верно.

А.Г.: Потому что они умеют и знают, как с ним бороться.

В.С.: Хабаровский край – это территория, занимающая площадь примерно двух Германий, 1800 км с севера на юг. Это фактически европейский форпост в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Амур, например, река, которая протекает в Хабаровском крае и других регионах России, является трансграничной. То есть водосборный бассейн проходит по территории Китая. На китайском участке бассейна реки проживает 75 млн человек. У нас 5.

А.Г.: Вот, кстати, неслучайно сегодня даже назвали "Чистые берега", подразумевая, в общем-то: "А чисты ли берега Амура?".

В.С.: Экологическое состояние Амура на сегодняшний момент вызывает у нас радость. Потому что последние годы качество воды в реке постоянно улучшается. Конечно, это связано и с тем, что наши соседи провели такую модернизацию. И для нас это сейчас сигнал. Потому что из очистных сооружений, которые сегодня есть в крупных городах, в Хабаровске сейчас строятся новые, половина стоков идет в Амур без очистки, это, конечно, большой, я бы сказал, недочет наших властей. И, конечно, нам сегодня хочется, чтобы федеральный центр помогал здесь пограничным регионам быть на уровне, что ли. Потому что в маленьких поселках сегодня очень большая проблема с тем, что очистные сооружения попросту не работают. Мы постоянно эту ситуацию контролируем, мониторим.

Я являюсь руководителем рабочей группы по экологии и охране леса Народного фронта в нашем регионе. Мы пытаемся как раз координировать работу многочисленных структур, которым попросту иногда нужно сесть за общий стол и договориться, для того чтобы решить проблему.

А.Г.: Я знаю, что у вас планируется "Амурэкопарк" с экологической тропой, вдоль которой будут различные промежуточные станции. Что это за проект такой? Звучит очень интригующе.

В.С.: Это замечательный проект действительно. На сегодняшний день после чудовищного наводнения в 2013 году всю береговую линию вдоль Хабаровска обустроили водозащитной дамбой. И на сегодняшний день мы прекрасно понимаем, что эта дамба может стать скорее не только защитным в плане наводнений объектом, но и объектом экологического просвещения. "Амурэкопарк" – это площадка демонстрации не только культурно-исторического наследия, но это и площадка демонстрации передового опыта реализации именно экологических проектов. Это и станции раздельного сбора отходов, чтобы научить людей, как можно, гуляя по парку, уже потихоньку начать приобщаться к европейскому опыту разделения своих отходов. Это, конечно, и "Эколекторий", который позволит сегодня узнать людям об экологических опасностях, которые их подстерегают каждый день. Это и увлекательные маршруты "Экотроп".

А.Г.: То есть и развлечение, и просвещение в одном месте.

В.С.: В экологии только так. К сожалению, за этим словом уже прочно закрепился негативный шлейф. Мы пытаемся его перевести немножко в русло положительных дел. Не то, как нам плохо, а то, как бы нам могло быть хорошо. Представляете, в Хабаровском крае проживает всего 1.5 млн человек. Нам очень хочется, чтобы при создании этих парков, которые призваны, конечно, сохранить природу, и это, безусловно, важное и нужное дело, мы не забывали о коренном населении. Это коренные малочисленные народы.

А.Г.: А они проживают на этих территориях?

В.С.: Конечно. Они, безусловно, проживают на этих территориях. И во многом иногда бывает так, что их права очень серьезно ограничиваются в связи с возникновением этих парков.

А.Г.: Что значит? Они не могут там заниматься каким-то…

В.С.: Конечно. Тем, чем они занимались испокон веков: охотиться, рыбачить. Дело в том, что здесь очень хочется посмотреть, опять же, на опыт наших зарубежных коллег. Когда национальный парк – это прежде всего место общения человека с природой, это место, где каждый из нас может увидеть, как многое нам нужно сохранить для будущих поколений. И поэтому мы очень много внимания сейчас уделяем именно просветительским программам, для того чтобы при этих парках создавались визит-центры, для того чтобы люди с комфортом для себя могли приехать и показать своим детям, что в наших уникальных лесах, нашей тайге еще остались такие животные – медведь, тигр, которые сегодня фактически находятся во всем мире на грани вымирания.

Вы знаете, что тигр на сегодняшний день – национальный проект, который призван фактически спасти эту жемчужину наших лесов.

А.Г.: Легче тиграм стало? Комфортнее?

В.С.: Вы знаете, да. Популяция тигров устойчиво растет.

А.Г.: В каждом регионе есть своя Красная книга. Я знаю, что у вас она очень, если образно сказать, толстая – 162 животного мира, 310 видов растительного мира. Не многие понимают, для чего создаются красные книги. Насколько велика и важна их роль в сохранении каких-то уникальных видов растений и животных?

В.С.: Вы знаете, стоит сказать о Красной книге Хабаровского края, порадоваться, что очень многие виды в следующей редакции будут из нее исключены.

А.Г.: Они исчезли напрочь?

В.С.: Они восстановили свою численность. Например, китайский окунь (ауха) – это рыба, которая раньше была включена в Красную книгу. Сейчас популяция этой замечательной, совершенно тропической, рыбы восстановилась. В этом и отражена специфика нашего региона.

Дело в том, что Хабаровский край, Приморский край – это территории с огромным биологическим разнообразием. Дело в том, что здесь представлена как северная флора и фауна, так и южная. Мы живем на своеобразном стыке. И вопросы охраны природы… Красная книга является одним из инструментов. Она призвана, как мы понимаем, еще и просветительскую роль сыграть для людей, для того чтобы они узнали, как уникальна, многообразна и хрупка, к сожалению, наша дальневосточная природа.

А.Г.: Я знаю, что у вас проблемы весной, когда люди начинают срывать редкие растения и продают их.

В.С.: Да. Буквально недавно мы совершили рейд по местам несанкционированной торговли. Дело в том, что наш мэр Александр Николаевич Соколов обратил внимание на необходимость все-таки ликвидации этих рынков. И мы провели рейд. И, к сожалению, нашли там повальное распространение краснокнижных первоцветов. Это адонис амурский. К сожалению, уровень экологической культуры на сегодняшний день требует кардинальных мер. Причем, не только в формате отдельных регионов, но и, конечно, в формате нашей целой страны. К сожалению, в 2001 году предмет "экология" был исключен из образовательного поля. И уже как предмета его не стало.

Я как специалист, который занимается экологическим образованием в том числе, мы, конечно, за эти годы недосчитались огромного количества знаний в сознании людей, которые помогают не просто беречь абстрактную природу, но и сохранять собственное здоровье.

А.Г.: Владимир, уже завершая нашу беседу, к сожалению, времени у нас мало, у меня есть один личный вопрос.

В.С.: Пожалуйста.

А.Г.: Знаете, готовилась я к нашей с вами встрече, смотрела очень много фотографий и видео, связанных с природой Хабаровского края. Покорил меня, просто покорил, как Настеньку аленький цветочек, так меня – уникальный лотос Комарова.

В.С.: Да.

А.Г.: Я знаю, что это тоже исчезающее растение.

В.С.: Он в Красной книге. Совершенно верно.

А.Г.: Он в Красной книге. А вы мне скажите: можно его в природе увидеть все-таки, а не на картинке или фотографии?

В.С.: В Хабаровском крае. Конечно. У нас несколько озер рядом с городом, в которых в августе расцветают эти уникальные цветы. Вы знаете, мы удивляемся, с какой бережностью хабаровчане относятся к этим цветкам. К сожалению, у нас был случай, когда девушка в инстаграме сфотографировалась с целой охапкой сорванных лотосов. Вы знаете, в обществе это вызвало такое негодование. И, конечно, сегодня люди еще раз подчеркивают, что они готовы любить и уважать природу. Просто нужно немножко помочь и как-то смотивировать людей на это.

А.Г.: Владимир, спасибо вам огромное за беседу, за то, что нашли время, приехали в студию "Большой страны". И спасибо нашему гостю, конечно, за путешествие по цветущему Хабаровскому краю, которое сегодня у нас получилось. Кто знает, может быть, со временем мы увидим огромную территорию, украшенную экзотическим лотосами и другими уникальными цветами. Их будет так много, что можно будет хотя бы один бутон все-таки сорвать. В студии большой страны был председатель хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны природы Владимир Сидоров.