Владимир Смирнов: Современный меценат – тот, для кого слова "помощь", "благотворительность", "сострадание", "милосердие" являются частью жизни

Гости
Владимир Смирнов
учредитель частного благотворительного фонда и центра «Благосфера»

Павел Давыдов: Ежегодно 13 апреля в России отмечают день мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената, известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. Он родился 13 апреля 1970 года до нашей эры. И, как можно догадаться, от его имени и произошло слово "меценат". Сегодня по всей стране проходит презентация благотворительных проектов в сферах культуры, науки, образования и здравоохранения. Но отмечу, что День мецената и благотворителя не является государственным праздником в России, а существует исключительно благодаря общественной инициативе.

У нас в гостях Владимир Смирнов, учредитель частного благотворительного фонда и центра "БлагоСфера". Владимир Альбертович, здравствуйте.

Владимир Смирнов: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Позвольте поздравить вас с профессиональным праздником.

Владимир Смирнов: Спасибо.

Павел Давыдов: Я думаю, таковым он для вас является. Скажите, пожалуйста, а чем же так важен сегодняшний день?

Владимир Смирнов: Мне кажется, меценатство и благотворительность – это общечеловеческие понятия, которые в идеале должны быть не чужды любому человеку, живущему в нашей стране и не в нашей стране – неважно. То есть наша задача, чтобы это был праздник для максимально большого количества людей нашей страны.

Павел Давыдов: И таким образом как можно больше людей присоединится к благотворительной сфере?

Владимир Смирнов: Конечно.

Павел Давыдов: Владимир Альбертович, а кого сегодня можно назвать современным меценатом? Кто эти люди?

Владимир Смирнов: Современный меценат – думаю, что это тот человек, для кого слова "помощь", "благотворительность", "сострадание", "милосердие" являются частью жизни.

Павел Давыдов: А вам не кажется, что благотворительность в современной России превратилась в некий модный тренд, я бы даже сказал, настоящую индустрию добра со своей инфраструктурой, со своими позитивными и даже негативными моментами?

Владимир Смирнов: К сожалению, сегодня, насколько я знаю, от 8% до 10% населения участвует в регулярной благотворительности, и мне кажется, что это очень мало для страны.

То, что касается позитивных и негативных моментов, они всегда будут, и особенно в период становления. То есть сегодня благотворительность российская только проходит путь становления. И я думаю, что будет как много положительных моментов, так и много отрицательных, и не нужно этого бояться.

Павел Давыдов: А что сегодня заставляет, или, точнее, мотивирует бизнесменов работать в благотворительной сфере, помогать нуждающимся?

Владимир Смирнов: Конечно, существует причина так называемой социальной ответственности бизнеса, что это красиво, что компания должна поддерживать какие-то социальные инициативы. Помимо этого существует социальная ответственность бизнеса в местах пребывания, то есть это взаимодействие с какими-нибудь коренными народами. Мне кажется, что это логично и правильно.

Павел Давыдов: С другой стороны, бывает история, когда бизнесмен таким образом создает о себе позитивный образ: "Я жертвую благотворителям. Смотрите, какой я молодец. И у меня вроде все хорошо: и бизнес хороший, и я с точки зрения общества делаю очень много для благотворительности". Нет?

Владимир Смирнов: Слово "жертвую", на самом деле, не очень хорошее.

Павел Давыдов: Почему?

Владимир Смирнов: Что за жертва? Ты что-то отрываешь от себя, что ли? Нет. Если ты жертвуешь, если пользуешься таким словом, и оно тебе наиболее приемлемо – наверное, это для тебя жертва. Но, на самом деле, это не жертва, а это радость – помогать другим людям.

Павел Давыдов: Очень важное замечание.

Владимир Смирнов: Да. Человек создает образ. Но это такая стадия развития человека, ничего плохого в этом нет. Хорошо, он создает образ. Перейдя на какой-то другой уровень своего развития, возможно, что он уменьшит свое тщеславие и свою гордыню, и просто это для него не будет так важно. Но важно, что в нем останется эта в хорошем смысле привычка делать хорошие дела.

Павел Давыдов: Позвольте немного личный, и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения человека вопрос. Вы как успешный бизнесмен ждете, что инвестиции, которые вы вкладываете в благотворительную сферу, рано или поздно окупятся, и вообще возможно ли это в некоммерческом секторе?

Владимир Смирнов: Я уже несколько лет не бизнесмен, слава богу, и рад этому. Я сегодня профессионально занимаюсь благотворительность, это единственное мое дело, чем я занимаюсь с точки зрения бизнеса как дела.

Павел Давыдов: Владимир Альбертович, возвращаясь к этому вопросу, который я задал – все равно инвестиции есть, деньги есть, они нужны для развития благотворительности. А каких дивидендов вы ждете от этой сферы, куда вы вложили свои собственные деньги?

Владимир Смирнов: Самый главный дивиденд – это развитие общества. Это главный дивиденд, в который я вкладываюсь. Для меня очень важно. Я живу в этой стране, я люблю эту страну, я люблю ее историю, какой бы она ни была, я люблю ее традиции. И мне очень важно, чтобы все виды искусств развивались. Это обязательно нужно для развития. Но помимо этого чтобы люди обратили свое внимание на какие-то общечеловеческие принципы, которые наиболее доступны – милосердие и сострадание, назовем это двумя словами. Развитие общества по этим направлениям для меня является самым главным итогом или самой главной целью этих вложений. И очень важно, что ты оставляешь своим детям.

Павел Давыдов: Владимир Альбертович, в свое время в Москве при вашей поддержке и вашем финансовом участии появилась уникальная площадка под названием "БлагоСфера", она объединила общественников под одной крышей. Скажите, пожалуйста, а чем вас заинтересовал этот проект?

Владимир Смирнов: На каком-то этапе развития, участия в благотворительном сообществе и в благотворительных проектах пришло понимание, что просто точечная помощь людям, животным, экологии и так далее…

Павел Давыдов: Всем нуждающимся.

Владимир Смирнов: …она абсолютно нужна, но необходимо помимо этого развивать среду, которая окружает эту помощь. И сегодняшние 8-10% участвующих в благотворительной деятельности было бы хорошо превратить в 40-50%, как в странах, которые имеют более протяженную историю благотворительности. На этом фоне появилась идея создать центр, который бы не помогал кому-то конкретно, но помогал развитию сектора целиком в виде передачи каких-то знаний, обмена опытом. И самая главная задача "БлагоСферы" - это вовлечение новых участников в благотворительную социальную деятельность.

Павел Давыдов: Я знаю, что в рамках "БлагоСферы" недавно открылся так называемый медиацентр. Как он будет развиваться, что это за проект и для чего он нужен некоммерческому сектору?

Владимир Смирнов: Медиацентр открылся как проект, он существует уже несколько месяцев. В ближайший месяц-полтора он будет оборудован профессиональным видео- и звукозаписывающим оборудованием, то есть это будет нормальная студия, похожая на ту, в которой мы находимся сегодня.

Павел Давыдов: Создаете нам конкурента?

Владимир Смирнов: Нет, мы не создаем конкурента, но мы будем создавать контент по всей культурно-благотворительной тематике. К сожалению, не так много возможностей у благотворительного сообщества донести свою мысль до окружающих. Большие фонды, да, могут прийти, провести какую-то пресс-конференцию, мероприятие, видеомост у вас, в "РИА Новости", в "ИТАР-ТАСС", но до этого могут дотянуться далеко не все фонды и сообщества. А мы предоставим возможность наиболее широкому спектру сообществ производить свой контент, и этим контентом мы с удовольствием будем делиться как со всеми вещательными каналами, с радиоканалами, и также будем выдавать через сети. И это очень важно, потому что контента социальной направленности не так, ведь эта тема неудобная, не горячая, не продается как горячие пирожки. А так как у нас проект социальный, то нам это будет приятно делать, и помочь другим.

Павел Давыдов: Владимир Альбертович, вы не только управляете своими фондами, но и курируете программы, посещаете дома престарелых, общаетесь с ребятами из детских домов. Более того, вы являетесь постоянным донором крови (такую информацию я тоже нашел). Где вы на все это находите время?

Владимир Смирнов: Я нахожу это время, потому что это является моей на сегодняшний момент профессиональной деятельностью. Она мне приятна, интересна, и я бы очень хотел, чтобы профессионалов в этой сфере было больше и больше. К сожалению, нам зачастую в благотворительной среде не хватает профессионализма. То есть есть большой порыв, есть горение сердец, но иногда не хватает профессионализма, и в этом нам нужно подтягиваться.

Павел Давыдов: Но вы говорите о том, что вы этим живете, это ваша профессиональная деятельность. Мы в этой студии неоднократно встречаемся с представителями разных фондов, представителями некоммерческих организаций. Но далеко не каждый может похвастаться тем, что сам сдает кровь, напрямую общается с ребятами из детских домов. Тем не менее, вам это удается. Какой совет вы можете дать представителям некоммерческого сектора для того, чтобы они стали ближе к обществу? Потому что, к сожалению, это происходит не всегда.

Владимир Смирнов: Больше любви. Не менее всем не хватает любви. Если у тебя есть любовь, но все остальное – доехать до дома престарелых, или зайти в детский дом, или сдать кровь, - у тебя на все найдется время и силы. То есть любовь – это главная движущая сила.

Павел Давыдов: В свое время в одном из интервью вы сказали следующее: "Мы хотим показать, что благотворительность – это тяжелая и серьезная работа, не менее сложная, чем в банке или на заводе". А для кого это послание: для бизнеса или общества?

Владимир Смирнов: Это, наверное, больше для бизнеса, потому что бизнес сегодня относится к благотворительности или профессиональной благотворительности как к какому-то некому социальному фану, социальному увлечению. Когда разговариваешь с людьми, они говорят: "Да-да. А ты чем занимаешься?" - "Я занимаюсь благотворительностью". – "А, понятно. А какое дело у тебя?" - "Моим делом является благотворительность". - "Понятно. А чем ты занимаешься?" - "Я занимаюсь благотворительность, это является моей понятной работой". – "А, понятно. Ну, хорошо". И все, и сходит разговор на "нет", потому что это не очень понятные вещи. И необходимо поднять уровень отношения к благотворительности, и это задача государства, мне кажется, это очень важно.

Павел Давыдов: Владимир Альбертович, спасибо большое вам за участие в нашей программе. Сегодня благодаря вам мы узнали, кто такой современный меценат. От лица телезрителей позвольте поблагодарить вас за развитие благотворительной сферы в нашей стране. Вы помогаете тем, кто попал в беду или нуждается в нашей поддержке.

А еще от себя лично хочу сказать вам спасибо за создание центра "БлагоСфера", и привет его руководителю Наталье Каминарской.

Владимир Смирнов: Спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях был Владимир Смирнов, учредитель нескольких благотворительных фондов, которые сегодня поддерживают российские некоммерческие организации, разрабатывают и реализуют собственные проекты, а также выделяют финансирование на поддержку уникальных, социальных и культурных инициатив.