Всероссийский конкурс "i-учитель". Нурлан Киясов и Артемий Булатов - о новых технологиях и будущем образования

Гости
Нурлан Киясов
вице-президент по образованию «Рыбаков Фонда»
Артемий Булатов
финалист конкурса «i-учитель» в номинации «Вне урока», педагог (г. Ижевск)

Павел Давыдов: "i-Учитель" – так называется конкурс среди педагогов-новаторов, которые пытаются изменить образовательный процесс в Большой стране. Необычные уроки, увлекательные практические занятия, проектная работа – все это учит школьников расширять кругозор и получать новые знания. Но главными в этом процессе остаются, конечно же, не технологии, а учителя. Они выполняют самую важную работу – формируют будущее наших детей.

О конкурсе "i-Учитель", финалистах этого года и новаторских образовательных проектах мы поговорим с гостями. В студии "Большой страны" – вице-президент по образованию "Рыбаков фонда" Нурлан Киясов и финалист конкурса "i-Учитель" в номинации "Вне урока", педагог из Ижевска Артемий Булатов. Нурлан, Артемий, здравствуйте.

Нурлан Киясов: Здравствуйте.

Артемий Булатов: Здравствуйте.

П.Д.: Обратите внимание, тему этой беседы мы назвали "Классная революция". Скажите, пожалуйста, а как конкурс "i-Учитель" способствует прорыву в образовательном процессе и классной (в прямом и переносном смыслах) революции?

Н.К.: Основная идея нашего конкурса заключается в том, чтобы распространить лучшие практики. Не секрет, что новые информационные технологии меняют, как и все другие сферы нашей человеческой деятельности, в том числе педагогику и образование. И основная идея этого конкурса – по достоинству оценить всех активных педагогов, учителей со всей страны, раскрыть лучшие практики. Нам кажется, что это повысит результаты обучения и весь образовательный процесс сделает наиболее интересным.

П.Д.: Артемий, а вы чувствуете эту классную революцию в стенах своей школы?

А.Б.: Да, безусловно, чувствую. И что меня радует? То, что есть такие конкурсы, в которых мы, педагоги-новаторы, у которых есть эти идеи, можем их показать.

П.Д.: А кто такой педагог-новатор? Мне кажется, это такая новая терминология в образовательном процессе.

А.Б.: Лично мое мнение. Педагог-новатор – это тот, кто берет современные технологии и те же самые гаджеты как раз таки направляет на пользу образовательному процессу, нежели, как многие говорят, что гаджеты – грубо говоря, это зло, они мешают образованию.

П.Д.: Я вам сейчас передам iPad – и вы сразу станете педагогом-новатором?

А.Б.: Нет.

П.Д.: Ага!

А.Б.: Мне нужно в первую очередь отталкиваться от того, какая у меня тема урока, то есть подобрать определенные видеоматериалы, возможно, приложения, а возможно, что-то самому написать.

П.Д.: Нурлан, для того чтобы понять цели конкурса, расскажите, какие события предшествовали его появлению.

Н.К.: Наш фонд создан не так давно, практически в этом году мы запустились. Одним из основных направлений нашего фонда является именно поддержка образования. Наша миссия заключается в создании в России среды, где каждый человек может раскрыть свой потенциал и максимально самореализоваться.

П.Д.: А по каким критериям вы отбирали участников конкурса? Например, Артемия.

Н.К.: У нас три номинации. "Без доски и мела", где учителя пользуются в классе активно информационными технологиями. "Вне урока", критерий – мы оцениваем учителей, когда они совместно с учениками или сами могут популярный курс создать вне класса, или когда какой-то проект совместно с учениками реализуется в стенах школы или за пределами ее.

Конкурсу первый год. Конкурс будет ежегодным. Участвовать могут любые желающие из общеобразовательных организаций. Всего в этом году заявителей было более 200 из почти 30 регионов России – от Волгограда до Якутска.

П.Д.: Артемий, когда вы узнали о том, что будет проводиться в России такой конкурс, почему вы решили принять в нем участие?

А.Б.: Во-первых, нам захотелось рассказать о том, что мы внедрили в школе, потому что для нас это было в новинку. Я считаю, что у нас этот эксперимент удался. Мы решили рассказать о нем. Почему бы и нет? Все написали, сделали, собрались, отправили.

П.Д.: Несмотря на то, что конкурс проводится впервые, насколько сложная и жесткая была конкуренция?

А.Б.: Ну, я не считаю, что она была жесткая. Я считаю, что она даже была интересная. А сама подготовка к конкурсу, в принципе, отнимала достаточно много времени – по сути, как и любая другая подготовка к другим конкурсам.

П.Д.: С каким проектом вы приехали на этот конкурс?

А.Б.: Я приехал непосредственно с проектом – внеурочный курс "Я блогер", где мы, собственно говоря, рассказываем о том, как мы это внедрили в школе и как мы проводим эту работу с детьми непосредственно в направлении блогерства.

П.Д.: А какие работы ваших конкурентов вас заинтересовали? Все-таки это обмен опытом.

А.Б.: Интересные темы были именно по 3D-моделированию, интересные были от педагогов английского языка опять же по тем же интерактивным технологиям, как оживить предметы тут же на уроке. Ну, об этом можно долго говорить. Это надо видеть.

П.Д.: Всероссийский конкурс "i-Учитель" ищет новаторские подходы в образовании. "Классная революция". В студии "Большой страны" – вице-президент по образованию "Рыбаков фонда" Нурлан Киясов и финалист конкурса "i-Учитель" в номинации "Вне урока", педагог из Ижевска Артемий Булатов.

Три победителя, насколько я знаю, уже определены. А какой приз их ждет? Самое главное-то мы не рассказали.

Н.К.: Самый главный приз – они получат путевку на одну из ведущих образовательных конференций в Лондоне, BETT Show, лучшая образовательная выставка. Посетив эту выставку, они привезут еще в свои школы и другие наработки и практики своих коллег из-за рубежа.

П.Д.: Насколько я понимаю, все-таки самое главное – это не победа, а, как известно, участие, в любом конкурсе. Тем более что он дает возможность рассказать о своих проектах и подходах к образовательному процессу всем своим коллегам и, главное, найти единомышленников. По поводу "реализовать свои идеи". Ведь это тоже одна из целей конкурса? Вот этот пункт у меня вызывает больше всего вопросов. Дело в том, что как это сделать в отдаленных сельских школах, где зачастую нет элементарных книг, компьютеров и где, кстати, тоже могут работать учителя-новаторы?

Нурлан Киясов: Роль и назначение технологий – не заменить учителя, а обеспечить вариативность, создать эффект сетей. За короткий промежуток времени – за 45 минут – учитель может получить обратную связь не от двух-трех учеников, а от всего класса.

А.Б.: Я могу ответить. Я сам выпускник сельской школы. И я, честно, как никто знаю проблемы, с которыми там сталкиваются. Здесь, я считаю, основная даже проблема не в том, что нет возможностей, а проблема в том, что нет желания у некоторых педагогов. А если будет желание, то там, в принципе, возможно все.

П.Д.: А в действительности как новые технологии меняют роль учителя в современной школе?

Н.К.: Роль и назначение технологий – не заменить учителя. И никогда не заменят. Роль и назначение технологий – обеспечить вариативность, создать эффект сетей. За короткий промежуток времени – за 45 минут – учитель может получить обратную связь не от двух-трех учеников, а от всего класса, допустим.

Я еще даже больше скажу. Конечно же, сейчас идет, я бы сказал, такая борьба за внимание ребенка. И с помощью современных этих устройств и технологий как раз таки можно это внимание детей удержать и сделать урок наиболее интересным. Технологии никогда не заменят даже плохого учителя, но хорошего учителя они сделают суперучителем.

П.Д.: Артемий, вопрос к вам. Все-таки мы живем в большой стране, социальные группы разные, не все могут позволить дома иметь гаджеты и какие-то технологии, которые позволяют ребенку развиваться. Как быть в такой ситуации, когда вы приходите на урок и говорите: "Ребята, если вы хотите стать блогером, пожалуйста, заведите планшетный компьютер, каждый вечер пишите какие-то тексты", – и если у ребенка такой возможности нет, не разделит ли ваш конкретный класс это на разные социальные группы, не вызовет ли это комплексы элементарные у детей, у которых нет возможностей?

А.Б.: У нас есть свое оборудование, которое мы с радостью, конечно же, предоставляем ученикам. То есть вместе со мной они все это снимают. Кто-то, кому интересно, это монтирует, и так далее. Все это оборудование мы предоставляем, то есть тут не нужно что-то свое. Мы предоставляем им площадку, где они могут работать, кабинет, где они могут все это снимать.

П.Д.: Нурлан, понятно, что любой конкурс является и площадкой для общения педагогов, единомышленников. Наверняка в рамках этого конкурса с помощью коллег из других регионов подняли какой-то пласт проблем. Вот если мы говорим о проблемах, которые мешают развиваться школе в условиях современных технологий, то что можно сказать?

Н.К.: Основная проблема – прежде всего, это профессиональная IT-компетенция учителей. Конечно, надо государству очень много времени и ресурсов этому уделять. Я думаю, есть над чем тут поработать. В этом смысле и наш фонд собирается предоставить некий контент для решения этого вопроса. Есть технические проблемы, связанные со скоростью интернета в школах. Ну, какие еще проблемы?

А.Б.: Мне кажется, проблемы человеческие чисто в том, чтобы заинтересовать педагогов освоить эти технологии. То есть многим педагогам говорят: "Вы идете туда, вам нужно изучить это". А я считаю – заинтересуйте их, объясните, для чего им это надо, замотивируйте.

Н.К.: А нет проблемы создания или демонстрации электронного контента, на твой взгляд, в регионах? Нехватка контента.

А.Б.: По крайней мере, в каждой школе уже, я думаю, есть по одному проектору.

Н.К.: Нет, проектор есть. А вот что показывать на экране есть? Мне кажется, одна из таких ключевых и серьезных проблем – это как раз таки отсутствие хорошего и интересного контента, интересного для детей.

Артемий Булатов: В первую очередь  будущее школы тех учителях, которые несут свои мысли и идеи детям, не гребут всех детей под одну гребенку, а к каждому ищут свой индивидуальный творческий подход.

П.Д.: Нурлан, Артемий, вопрос и к вам, и к вам. Скажите, пожалуйста, а каким вы видите будущее школы в нашей стране?

А.Б.: В первую очередь, я считаю, будущее школы в том, что есть учителя, которые несут свои мысли и идеи детям, не гребут всех детей под одну гребенку, а к каждому ищут свой индивидуальный творческий подход.

Н.К.: Когда неформальное образование, дополнительное образование будут учитываться и взаимозачитываться в формальной части образования в традиционном уроке. Когда обучение и общение учителей выйдет за рамки школы, и за счет виртуального сообщества учитель будет как раз таки достигать своих учебных целей.

П.Д.: Нурлан, Артемий, большое вам спасибо за участие в нашей программе и за классную революцию, которую вы хотите совершить в образовательном процессе страны. Спасибо!

Н.К.: Спасибо и вам.

А.Б.: Спасибо.

П.Д.: Информационные, коммуникационные и инновационные технологии не только упрощают нашу жизнь, но и улучшают ее во всех сферах, а главное – воспитывают новое поколение, от которого зависит будущее нашей страны. И подтверждение этому – конкурс на самого продвинутого преподавателя России "i-Учитель". У нас в гостях были вице-президент по образованию некоммерческой организации "Рыбаков фонд" Нурлан Киясов и финалист конкурса "i-Учитель" в номинации "Вне урока", педагог из Ижевска Артемий Булатов. 

О конкурсе "i-учитель", победителях этого года и новаторских образовательных проектах разговор с нашими гостями