Жить без ограничений

Павел Давыдов: ИНВА-академия – самое необычное учебное заведение в нашей стране. Ее студенты – дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, но с безграничным желанием стать нужными этому миру. О лечении творчеством и социализации людей с инвалидностью мы уже неоднократно рассказывали в нашей программе. Но вновь и вновь возвращаемся к этой теме, так как только через внимание общества и государства можно помочь людям и преодолеть себя, и найти свое место в этой жизни.

Недавно в рамках празднования 50-летия Золотого кольца России была озвучена идея включения в программу мероприятия людей с ограниченными возможностями. О том, как это будет сделано, об уникальных проектах ИНВА-академии и создании реабилитационных центров в Крыму и Севастополе мы поговорим с нашими гостями.

В студии "Большой страны" Татьяна Рогозина, председатель попечительского совета ИНВА-академии, художественный руководитель концертной программы цикла юбилейных торжеств, посвященных 50-летию Золотого кольца России, и Николай Галкин, президент национальной ИНВА-академии.

Татьяна Геннадьевна, Николай Николаевич, здравствуйте.

Татьяна Рогозина: Здравствуйте.

Николай Галкин: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Хотел бы начать нашу беседу с вопроса, который помог бы прояснить всю важность инклюзивной инициативы. А почему именно в рамках празднования 50-летия Золотого кольца России была озвучена идея привлечения инвалидов к программе? Как появилась эта инициатива, и кто с ней выступил?

Николай Галкин: Во-первых, это замечательная программа. Во-вторых, она уже существует 50 лет. Вот недавно был юбилей. И Татьяна Геннадьевна как раз присутствовала на пресс-конференции. Но это очень важное условие включения инвалидов как раз не просто в инклюзивное образование, а в инклюзивное существование.

Поэтому я считаю так. Наша государственная программа "Доступная среда" на 2016-2020 годы должна быть как раз конкретизирована через участие в эту программу. Потому что здесь, с одной стороны, прекрасные города. Это центральная Россия, исконная Россия. Здесь народные промыслы, уникальные народные промыслы. Конечно, мастера. И дети и взрослые инвалиды, которые хотят как-то расширить видение России, как раз должны принять участие в этой программе.

Павел Давыдов: А мы сейчас как раз у Татьяны Геннадьевны и спросим: в каких форматах дети-инвалиды, молодежь с ограничениями по здоровью смогут принять участие?

Татьяна Рогозина: Золотое кольцо – это абсолютно уникальная вещь нашей страны. Я не очень люблю слово "бренд", но именно этот бренд, который раскручен уже очень давно в России.

Павел Давыдов: О нем знают все?

Татьяна Рогозина: О знают все. О нем знает вся Россия, о нем знают иностранцы. И, конечно же, о нем должны более, чем иностранцы, знать наши дети, наши граждане и в том числе наши люди с ограниченными возможностями.

И само Золотое кольцо – это уже терапия, это уже та самая красота, которая излечивает. Правильно, Николай Николаевич? Они просто должны видеть, посещать, рисовать, изображать это в своем творчестве, изображать иконы, которые они там будут видеть. А ребята из ИНВА-академии давно уже занимаются иконописью. То есть я считаю, что просто больше узнавать о Золотом кольце, возить ребят по Золотому кольцу. Это уже будет очень много для них.

Павел Давыдов: Кстати, при каких условиях можно включить инвалидов в профессиональную деятельность? Вы уже заметили, что активно развивается федеральная программа "Доступная среда". Но ведь ее можно сделать более эффективной. И как через программы Золотого кольца.

Николай Галкин: Мы с вами в прошлый раз обсуждали идею детских бизнес-городков. Как раз насыщение этой культурологической, профессиональной составляющей детских бизнес-городков является эта программа. Я думаю, что если наши дети поедут, если они увидят все эти красоты, такая инклюзия в профессионально-образовательную деятельность будет настолько эффективна. Ее просто нечем заменить.

Павел Давыдов: Чтоб нашим зрителям было понятно, могли бы вы привести в качестве примера формат, в котором дети-инвалиды или молодежь смогут принять участие в программе. Это какие-то выставки.

Татьяна Рогозина: Фестивали – художественного творчества, певческие, ремесленные, обмен опытом. Потом, Николай Николаевич эти 24 года с основания ИНВА-академии занимается пропагандой этого обучения, постоянно проводятся мастер-классы. Поэтому мы можем проводить по городам Золотого кольца мастер-классы, рассказывать о себе, вовлекать. И вы знаете, что самое главное? Вызывать не сочувствие, а вызывать симпатию и милосердие к этим ребятам, к этим детям.

Павел Давыдов: И, наверное, даже восхищение.

Татьяна Рогозина: Восхищение. Вы абсолютно правы, Павел. Потому что именно 24 года назад, когда мы познакомились с Николаем Николаевичем, мы с супругом Дмитрием Олеговичем были восхищены и поражены тем, как ребята, которые не могут передвигаться, некоторые без рук, они участвуют в программах. Они проявляют себя. У них такая жажда жизни. Гораздо больше, чем у нас, у здоровых, с руками и ногами, которые постоянно жалуются на свою жизнь. Мы одним недовольны, другим недовольны. Нам всегда что-то не так. А этим ребятам дай только возможность творить, дай возможность посмотреть на эти прекрасные города. Это вызывает большое восхищение.

Павел Давыдов: Татьяна Геннадьевна, Николай Николаевич, а эта программа имеет какую-то определенную краткосрочную перспективу, и не только в рамках 50-летия Золотого кольца? Дети-инвалиды, молодежь с ограничениями по здоровью смогут участвовать в разных проектах.

Татьяна Рогозина: Золотое кольцо, 50 лет – это как бы начало, это точка отсчета, я считаю, для того чтобы включить всех детишек и молодых людей в программу. Вообще я хотела немножечко вернуться к инклюзивному обществу, к этому термину, к образованию. Потому что что такое инклюзивное? Это от английского слова include- "включать". Основная тема – это включение, вовлечение ребят в нормальную жизнь.

Павел Давыдов: Быть на равных.

Татьяна Рогозина: Да. Они не могут быть во всем на равных. Потому что многие действительно не могут физически выполнять какие-то вещи. Они не могут работать на заводах. Но они могут стать полноправными членами общества. Они могут выполнять то, что они могут. А могут они радовать, могут создавать прекрасное, могут создавать искусство. То есть именно на этом уровне их нужно включать.

Павел Давыдов: Татьяна Геннадьевна, вы затронули действительно очень важную тему. У меня такой вопрос. Николай Николаевич, Татьяна Геннадьевна, а вы в своей жизни, повседневной или профессиональной, заметили, как изменилось отношение общества к людям с ограничениями по здоровью, и готовы ли мы, люди большой страны, включиться в инклюзивные проекты? Сознание наше меняется?

Николай Галкин: Я могу на этот вопрос ответить совершенно точно. Вот когда мы начинали, это был 1993 год. Я бы сказал – от меня шарахались. И на уровне чиновников, и на уровне простых педагогов. Сейчас совершенно изменилась обстановка. Я просто вам скажу. Маленькая республика Адыгея. Я уже там работаю больше, наверное, 8 лет. Есть замечательная женщина у них, которая руководит музеем. Когда она нас узнала, она так сразу заинтересовалась. И она сразу пригласила нас. У них есть семья, которая работает – не просто берет народные промыслы, но берет народные промыслы в современном виде. И это передает детям. Они выставляются, и наши детям смотрят и, я бы сказал, вдохновляются этим. И вот снизу пошло вверх это начинание. И почему руководитель республики заинтересовался? Потому что это стало интересно, и это как раз соответствует государственной программе "Доступная среда". И вот у них там есть художник Петуваш Феликс Муратович. Когда он встретился с нашими детьми, он ко мне подошел, говорит: "Я дарю вам 10 своих картин". Это первый такой замечательный подарок, который мы сейчас разместим в наших классах, в наших мастерских. Но эта идея инклюзии, я думаю, настолько перспективна, хотя она в каком-то смысле еще не может быть полностью на 100% реализована.

Павел Давыдов: Она еще не окрепла в нашей большой стране.

Николай Галкин: Она еще не окрепла.

Татьяна Рогозина: Но она уже в почве. Я хотела еще сказать немножечко об истории ИНВА-академии, нашей совместной с Николаем Николаевичем истории. Это человек-подвижник. На таких держится очень многое. Николай Николаевич обладает мощнейшей пробивной силой и силой убеждения. Он верит в то, что делает. Поэтому у него все получается. Когда Дмитрий Олегович, супруг, работал послом при НАТО, мы туда привозили выставку в 2009 году, организовывали выставку в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. И это тоже было элементом объединения, это было элементом такого добра и инклюзии. То есть натовцы, которые к нам сами знаете, как относятся, на работы наших детишек смотрели с умилением, и общались… Никакого политического окраса. У всех теплели глаза и улыбки становились более добрыми и светлыми. Николай Николаевич выставлялся еще в Страсбурге. Расскажите, в каких городах.

Николай Галкин: В Совете Европы мы выставлялись. Выставлялись в Ватикане. Выставлялись в нашем Центре культуры в Италии. Встречались с Римским Папой.

Но я хотел бы еще знаете, что отметить? Вот это очень важно. Мы в этом году стали победителями президентской грантовой программы. И в соответствии с этой программой мы сейчас работаем в 14 регионах, и, в частности, сейчас работаем. У нас мероприятия уже прошли в Крыму.

Павел Давыдов: Николай Николаевич, простите, я вас прерву. Как раз полгода назад, когда мы встречались с вами в этой студии, вы рассказывали о важности создания реабилитационных центров и инклюзивных площадок в Крыму и Севастополе. А если мы посмотрим на ту работу, которая была проведена членами академии с 2015 года, то что мы увидим? Хотелось бы этот результат услышать.

Николай Галкин: Фактически уже созданы эти площадки. Во-первых, три площадки у нас созданы. И мы дальше развиваем. Это в Симферополе, в Севастополе. И я уже сказал – есть замечательный центр инклюзивного образования в Ялте. Там возглавляет институт, в который входит в этот центр, Глузман Александр Владимирович. И мы с ним буквально недавно встречались, разговаривали о том, как будем дальше развивать эту программу.

Я бы хотел акцентировать внимание на чем? На идее Глузмана о том, что в Крыму можно организовать очень солидное объединение, которое будет давать возможность образования и одновременно реабилитации. Вот эту идею, я думаю, надо поддержать и на государственном уровне, и на уровне частно-предпринимательского капитала. Вот это очень важно.

Павел Давыдов: Мы сегодня уже вспоминали историю создания ИНВА-академии 24 года назад. Следующий год – юбилейный. Четверть века существует это уникальное учебное заведение в нашей стране, через которое прошли сотни, если не тысячи ребят с ограничениями по здоровью. И для многих это возможность быть не только услышанным, но и востребованным. Скажите, пожалуйста, как будете отмечать юбилей, какие акции, мероприятия пройдут в рамках торжеств.

Николай Галкин: У нас весь год будет посвящен этому. Но не праздникам, не каким-то… А самое главное – работе. И вот работа для наших детей, причем творческая – это подготовка новых картин, новых художественных работ, выставок. Уже одна выставочная площадка есть. Недавно мне позвонил, как раз 24 мая был день рождения Михаила Александровича Шолохова. Его внук Александр Михайлович мне позвонил и говорит: "Николай Николаевич, мы уже рассмотрели этот вопрос. И в первой половине декабря, то есть это международная декада инвалидов будет, этого года, начнется это наше празднование в Государственной Думе".

Татьяна Рогозина: Где у нас уже несколько лет назад была выставка. Прошла с большим успехом. Несколько дней.

Павел Давыдов: То есть у ИНВА-академии помощников много?

Татьяна Рогозина: Хотелось бы больше, конечно.

Николай Галкин: Масштаб работы у нас огромный.

Павел Давыдов: А что для этого нужно сделать, Татьяна Геннадьевна?

Татьяна Рогозина: А для этого нужно рассказывать, нужно разговаривать, нужно показывать работы ребят. И работать с бизнесменами нужно постоянно. У нас на самом деле народ и среди бизнесменов есть очень хороший – и милосердный, и добрый. Каждый хочет себя проявить, каждый хочет на самом деле быть добрым в жизни и хорошим. Вот это очень хорошая тема, через которую можно себя и проявить, и потом увидеть реальные результаты, увидеть счастливые глаза этих ребят, что они нужны. И знаете, какая у меня мысль возникла? То, что для нас обыденно, то, что для нас просто и легко – встать, пойти, в кафе посидеть, зарплату в конце концов получить, для инвалидов зарплата – это праздник.

Николай Галкин: У нас сейчас работают педагогами инвалиды, которые прошли у нас курс реабилитации и обучения, получили высшее образование. Они так счастливы. Но заработная плата, к сожалению, пока…

Татьяна Рогозина: А для нас всех это нормально – школу закончил, институт закончил, пошел работать. Мы мало ценим. И как раз такие люди помогают нам ценить тоже каждодневно нашу обыденную простую жизнь, понимать, как это все самоценно и как это здорово. И мы должны им помогать.

Павел Давыдов: Татьяна Геннадьевна, Николай Николаевич, большое спасибо за вашу работу. Ее результаты не всегда видны, но они настолько важны, потому что только благодаря таким людям, как вы, вашим сподвижникам, мы можем говорить, что жизнь без ограничений возможна в нашей стране. Спасибо.

Татьяна Рогозина: Спасибо.

Павел Давыдов: Представители ИНВА-академии в 14 регионах страны каждый день, как бы громко это ни звучало, совершают настоящий подвиг. Это тяжелый труд и серьезная поддержка особых детей и их родителей, индивидуальный подход к каждому ученику. А главное – результат, который стоит любых стараний. В студии большой страны были: президент национальной ИНВА-академии Николай Галкин и председатель попечительского совета ИНВА-академии Татьяна Рогозина. А наш эфир продолжит рубрика "Думай, делай, созидай". Это совместный проект Общественного телевидения России и Агентства социальной информации, рассказывающая о деятельности общественных и некоммерческих организаций большой страны. Слово моей коллеге Ангелине Грохольской.