Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Александр Градский: Мне не вредит моя безапелляционность в том, что я считаю хорошим, правильным, профессиональным

Один из основоположников русского рока, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ. 3 ноября Александру Градскому исполнилось 65 лет. 

Голос целой эпохи, ни на кого не похожий, большой, в три октавы, легко парящий, мгновенно захватывающий слушателя и не отпускающий из этого удивительного музыкального плена, сотканного из невероятного обаяния и профессионального подхода к каждой спетой ноте, каждой произнесенной фразе – все это Александр Градский. Удивительный музыкант, всегда стоящий особняком, доказавший своим творчеством, что возможно жить в мире музыки без романа с шоу-бизнесом и дышать полной грудью, не завися ни от конъюнктуры, ни от политического строя. Про таких говорят: это кот, который гуляет сам по себе. Градский в высшей степени самодостаточен, он не изменяет себе и своим зрителям на протяжении вот уже 50 лет творческой жизни. Он никогда не рвался ни в хит-парады, ни на телевидение. И даже в знаменитый проект Первого канала "Голос" пошел наставником только с одним условием: все должно быть "без подстав", по-настоящему.

Александр Градский: Быть все время в форме вокальной – это, в общем, проблема. Надо за собой очень следить, чтобы не испортить впечатление, и в 3-октавном диапазоне два часа петь – это дольно-таки тяжелая работа.

Александр Борисович Градский – народный артист России, певец, мультиинструменталист, поэт, композитор, лауреат Государственной премии России. Он автор первой советской рок-оперы "Стадион" и музыки к первому советскому рок-балету "Человек", музыкальной энциклопедии рок-стилей и цикла композиций на стихи Роберта Бернса и Уильяма Шекспира. В творческом багаже Александра Градского музыка более чем к 40 фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. 15 долгоиграющих дисков, где записаны сотни песен, принесших ему всенародное признание.

Александр Градский: У меня какое-то время был комплекс неоцененности. Я уже много чего умел и даже много зарабатывал, но, открываешь какую-то газету или журнал, а первым там или вторым или пятым или двадцать пятым ты даже не являешься ни по популярности, ни по опросам. При этом ты прекрасно знаешь, что 1-й, 2-й, 3-й номер едут в Ижевск – у них ползала, а у тебя полный зал. У меня же не было ни одного участия в партийном концерте, ни одного в Кремлевском Дворце съездов, ни на одном, скажем так, государственном мероприятии меня не было. Я принимал это как данность: ну, не хотят – не надо. Если у меня в каждом городе практически полный зал зрителей – разве меня должно интересовать, есть ли я по телевидению или нет – совершенно не должно. Вот если бы у меня не было выступлений, и люди бы не хотели прийти на концерт, тогда бы я стал беспокоиться или как-то переживать.

То, что после последних телевизионных трансляций количество желающих попасть на концерт стало больше – это правда. Но я всегда говорил, что в зале все равно 1000 или 1200 мест, и 1400 человек туда не попадут. Посему конкуренция за место в зале, может быть, выросла, но в зале все равно сидит 1200 человек.

Родился Александр Борисович Градский 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Любовь к литературе и музыка привила юному вундеркинду его мама Тамара Павловна Градская – актриса по образованию, оставившая мечты о театре и посвятившая себя воспитанию сына. С 4-х лет Саша Градский уже читал книжки, а позже поступил в музыкальную школу по классу скрипки.

Александр Градский: Если семья считала себя, скажем так, достаточно интеллигентной, то почему бы мальчика не отдать учиться музыке. Чтобы стать скрипачом, нужно было часов по 8 в день играть, репетировать дома. А я жил в подвале 8-метровом, и еще 38 человек. В общем, больше 2-х часов не получалось. И вот эти несколько лет, где как раз нужно было набирать потенциал, были профуканы, и я не смог стать скрипачом в силу малого времени, отведенного мне для занятий, потому что девять семей и на скрипке мальчик играет в подвале – это, сами понимаете, вызывало раздражение.

Но музыки в доме было много, и хорошей. Мама собирала пластинки: у меня было две оперы "Кармен" и "Сибирский цирюльник", которые я знал наизусть в исполнении Козловского, Фирсовой, Кипкало, т.е. хороший был набор.

Одновременно произошло мое окончание музыкальной школы и возникновение рок-музыки и поп-музыки в мировом пространстве. Все это из-за "Beatles"произошло, поскольку это было настолько ярко, так нас всех завело, что мы вообще не знали, куда от этой музыки деться.

Естественно, возникло желание подражать: Элвис Пресли, Нат Кинг Кол, Синатра, Фицджеральд, Дорис Дэй – все это дядя привозил из гастролей, он же работал танцором в ансамбле. Он привозил пластинки, которые я слушал у него дома. Потом появился магнитофон в моем доме, и стало довольно-таки просто переписывать пленки как-то у друзей и все такое. Это уже заполоняло мою жизнь целиком. Я помню, как я учился играть на семиструнной гитаре в деревне у моей бабушки Марьи Ивановны. На чердаке валялась старая гитара, и помню, как я подбирал на пустых струнах одну тему из известной песни, не буду говорить из какой – просто это смешно. Но я смотрел по пустым струнам, если подряд эти струны нажимать, вдруг возникает мотив. Ну и дальше пошло-поехало. Видите, чем все закончилось.

1974 год – на экраны страны выходит фильм режиссера Андрея Кончаловского "Романс о влюбленных". Автор музыки к фильму - 25-летний композитор Александр Градский, объявленный престижным журналом Billboard звездой года за выдающийся вклад в мировую музыку.

Александр Градский: Мурад Кажлаев, композитор очень известный дагестанский, должен был писать для Андрея Сергеевича музыку к этой картине. Там должна была быть совершенно другая музыка. И это не был музыкальный фильм: там было одна или две песни и что-то вроде симфо-джаза. Вот такая должна быть музыка. Но почему-то не сложилось его участие в фильме. Почему – не знаю. Кто-то мне сказал, что у него была премьера его балета, кажется,"Горянка" называется, и он не смог это совмещать. Насколько я понимаю, Мурад попросил Петрова с кем-то связать Кончаловского, Петров назвал ему меня, и пришел Кончаловский в студию №2. Зашли вдвоем с Петровым, довольно-таки бесцеремонно, в помещение даже не аппаратной, а самой студии, в тот момент, когда я пел. Они сорвали мне дубль. Я им сказал, они сбежали, потому что могли получить стулом. Они вышли из студии, и пошли в аппаратную и стали за мной наблюдать. Наблюдали часа полтора, по свидетельству Петрова, Андрон все забывает – у него какое-то свое видение этого процесса.Я довольно экспансивно себя вел, на его взгляд. И он решил снимать меня в главной роли, о чем сказал Петрову. А когда я повернулся в бок, он понял, что у меня такой длинный нос, что никакой худсовет не утвердит меня с таким носом на роль советского моряка – это исключено. Сказал, какие у меня выразительные голубые глаза – ну, это тоже режиссерская находка, потому что они у меня зеленые, но это не важно. После этого мы встретились и, в общем, замечательно общались. Общение мне напоминало общение продавца и покупателя на каком-нибудь рынке, потому что он спрашивал, что у меня есть в загашнике, какие мелодии. Я ему играл какие-то мелодии, на что он говорил, что вот эту он берет, эту не берет, а эту совмести с этой, здесь сделай помедленнее, а здесь побыстрее, можешь – могу, а вот контрапунктом эта тема может быть к этой – может, говорю. Короче, из этого "товарно-денежного" общения появилась музыка к фильму.

Тяжелый был случай: я не умел писать музыку к кино, а Андрей не снимал никогда музыкальных фильмов. В общем, это целая история. Он спросил у меня: "Ты можешь писать музыку к фильму?" "Конечно, могу, - ответил я, – Я человек гениальный". На этом наш шутливый разговор с некоторым намеком прекратился. А дальше я начал учиться это делать – и, в общем-то, научился.

Мне дали гонорар: я был убежден, что это сумасшедшие деньги. И вообще мне ничего другого не надо: моя музыка будет в кино – прекрасно. Потом ко мне в гости пришел мой товарищ Саша Костин, замечательный совершенно человек, который работал в музыкальной редакции "Мосфильма" и сказал: "Санек, тебя хотят наколоть". Говорю: "Кто хочет наколоть?" "Да режиссер твой". "Почему?" - спрашиваю я. "Да ты знаешь, сколько тебе дали денег?" "600 рублей. Это сумасшедшие деньги". "А вот знаешь, – говорит он, – возьмут у тебя 6 песен, получишь ты свои 600 рублей, а потом из них какой-нибудь дядька сделает музыку к фильму и получит 8 тысяч!" "Да? А как это из моих песен будет делать музыку к фильму?" "Ну, да возьмет твои темы, аранжирует их по-другому". "Но я сам могу аранжировать, - говорю я, - а если не смогу, то кого-нибудь попрошу". "Будет вот так". Я позвонил Андрону и сказал, что или я буду композитором фильма, или забираю свои песни, и иди к чертовой матери со своим фильмом, и бросил трубку. После этого бедный Андрей Сергеевич, который свыкся с мыслью, что у него эти темы будут, может, у него и не было этой идеи по поводу другого автора, но черт их режиссеров знает, что им в голову может прийти. Он потратил, наверное, несколько дней, чтобы меня пробить, и в результате я стал автором музыки к фильму, не имея на это никаких советских прав. Если ты не член Союза – ты вообще не можешь получить музыку к картине. Там очередь стояла от "Мосфильма" до Киевского вокзала, желающих заработать деньги на киностудии "Мосфильм". А тут говорит, да пошли вы со своим фильмом все к чертовой матери. Знаете, мне не повредила моя безапелляционность. Она совмещается с отстаиванием своего видения искусства и музыки. Она не просто безапелляционность с выпендрежом, а безапелляционность в том, что я считаю хорошим, правильным, профессиональным. Вот если на это направить эту черту характера, то тогда ангел-хранитель помогает.

Они встретились в коридоре легендарного дома звукозаписи на бывшей улице Качалова: композитор Александра Николаевна Пахмутова и молодой певец, популярный рок-музыкант Александр Градский. Тогда, в 1976 году, никто не мог предположить, что эта, казалось бы, случайная встреча положит начало творческому дуэту музыкантов двух разных поколений, и родится песня, ставшая визитной карточкой Александра Градского.

Александр Градский: Это просто долговременная дружба, и я очень рад этому, потому что она великий композитор, это даже не обсуждается. Если она нашла возможным доверить мне какую-то из своих вещей – это здорово. Это Бабушкин Виктор Борисович нас свел, звукорежиссер, гениальнейший совершенно человек. Он меня порекомендовал Пахмутовой для записи песни в фильме казахской киностудии под названием "Моя любовь на третьем курсе" по пьесе Михаила Шатрова "Лошадь Пржевальского" про студентов строительного отряда. Песня эта, насколько я помню, была написана в таком актерском регистре и должна быть исполнена что-то типа у костра. Александра Николаевна написала совершенно замечательную партитуру. Мы в ней встретились в комнате музыкальной редакции "Мосфильма", где было маленькое пианино коричневого цвета. Она села за этот инструмент и наиграла мне эту песню. Потом я набрался нахальства и попросил у нее партитуру посмотреть. Она была очень удивлена, она до сих пор об этом говорит с удивлением, потому что в музыкальной среде "курица – не птица", а вокалист – не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем. Мы собрались на запись в эталонной студии так называемой. Виктор Борисович сделал три дубля: у нас всегда так с ним было, потому что он работал со мной на "Романсе с влюбленными" и сделал много, чтобы музыка звучала хорошо. Мы сделали один дубль для меня, один дубли для Александры Николаевны и последний дубль Виктор Борисович попросил сделать для него. И все эти три дубля были чуть-чуть разные. Потом каким-то образом он что-то там склеил, как обычно звукорежиссеры делают, и получилась та версия, которая вошла в фильм. Эту версию Александра Николаевна впоследствии понесла на радио. Ей там посоветовали переписать эту песню с другим исполнителем, потому что у него длинные волосы и он вообще не тот тип. На что им сказали, что мы пришли на радио и никто этих длинных волос не увидит. Возник какой-то конфликт, насколько я понимаю, и Александра Николаевна, получив рекомендацию записать это с другим исполнителем, просто надо ее знать: это человек стального характера, несмотря на свой миниатюрный вид. Она дала понять, кто тут вообще решает вопросы, как ей жить как композитору, как и с кем записывать и что вообще должно быть. Конфликт закончился все-таки Песней года, где я эту вещь спел. После этого было еще пять, по-моему, показов по центральному телевидению, всего то ли пять, то ли шесть за год, но я поехал Дворцы спорта собирать.

38 лет песня "Как молоды мы были" - хит, причем хит в самом хорошем смысле этого слова. Вот сейчас один из моих конкурсантов будет петь "Песню о корабле", которую я пел в фильме Михалкова, на стихи Натальи Петровны Кончаловской. Эта вещь очень тяжелая, очень сложная, он ее на репетициях поет будь здоров как. Не знаю, сможет ли он вложить в нее поэтический смысл так, как я бы хотел, но вокально он ее поет. Так что не все так просто – народ рождается.

Какие-то стили современной музыки мне так и остались чуждыми, не в том смысле, что я их не люблю, а в том, что не очень хорошо это делаю. Например, я джаз не умею петь и не испытываю большого желания делать этого, но с удовольствием слушаю джазовых исполнителей, потому что есть великие певцы и музыканты. Что-то я, может быть, и не делаю – не вижу в этом смысла. Все зависит от того, насколько автор скрупулезно относится к самой идеологии своего произведения. Я, честно говоря, всегда к этому относился с большим вниманием. Посему ничего так просто не делалось: не делалось абы как - взять и спеть какие-то стихи. Конечно же, продумывалась оркестровка и как петь, и какие тексты, и как их подавать и т.д. Результатом подобного внимательного отношения всегда является долгая жизнь данного произведения в людских душах и в их интересах или короткая. Мне кажется, что за счет этого моего внимания к тексту, и к стилистике это по 30-40 лет люди слушают. Здорово!

Я много лет потратил на то, чтобы люди поняли, что на самом деле я к ним испытываю. Может быть, они, поняв это сейчас, начинают мне как-то это возвращать. Спасибо им большое за это. Значит, я все правильно делал.

 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Мария Привалова генеральный директор библиотеки им. Некрасова
  • ГОСТИ

  • Светлана Немоляева заслуженная артистка РСФСР
  • ГОСТИ

  • Александр Румянцев Генеральный директор Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, академик РАН
  • Показать еще
    Большинство россиян считают Улюкаева виновным в получении взятки О том, что "процесс показательный", заявили 49 % респондентов
    6 минут назад
    NYT: первым свидетелем по делу об атаке на Демпартию США стал украинский хакер Он является автором использовавшейся при взломе программы
    26 минут назад
    Интернет-операторы будут обязаны использовать точки обмена трафиком из госреестра Предложение опубликовало Министерство связи и массовых коммуникаций
    48 минут назад
    час назад
    Подмосковный особняк выставлен на продажу за биткоины В переводе на рубли его цена составляет 482 миллиона
    час назад
    В Роспотребнадзоре предупредили о случаях бубонной чумы в США Ведомство просит учитывать этот фактор при планировании поездок
    час назад
    Россияне назвали главные цели внешней политики страны Большинство включило в список обеспечение мирного существования России
    2 часа назад
    Прощание с Верой Глаголевой пройдет в Центральном доме кино 19 августа Актриса скончалась от онкологического заболевания на 62-м году жизни
    2 часа назад
    2 часа назад
    Программа "Наедине со всеми" на Первом канале будет закрыта Программу закрыли по инициативе ведущей Юлии Меньшовой
    вчера
    Сергей Шнуров вызвал на баттл Владимира Познера Телеведущий назвал предложение "пиаровской акцией"
    вчера

    ГОСТИ

  • Ольга Башмачникова заместитель директора Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств России (АККОР)
  • Владимир Кашин председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН
  • Алексей Кордумов терапевт, врач общей практики (Архангельская обл.)
  • Ольга Чаплина руководитель инициативной группы (д. Кашмаши, Чувашия)
  • Самолет S7 вынужденно сел в Перми из-за пьяного дебошира Полиция возбудило уголовное дело по статье "хулиганство"
    вчера
    Под Читой появился новый зоопитомник Там лечат и разводят редких животных
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments